Технология кейс-стади на примере урока Реформы Солона в курсе истории Древнего мира

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Зарождение демократии в Афинах.

Место и роль урока в курсе всеобщей истории. На данном уроке закладываются основы для формирования понятия демократия посредством изучения реформаторской деятельности Солона. Данное понятие является сквозным для всего курса истории и обществознания, т.е. одним из базовых, ключевых. Поэтому работа над ним должна включать в себя не просто формальное усвоение через репродуктивное восприятие, но и специально организованные процедуры рефлексии и осмысления.

На наш взгляд, образовательная деятельность только тогда, приобретает смысл, когда происходит выстраивание связи между индивидуальными нормами (представлениями о чем-либо, личным опытом) участников деятельности, возникших в проблемной ситуации, в единое целое, в систему; это становится возможным только в процессе обсуждения, коммуникации, совместной деятельности. В этом случае можно говорить о том, что работа над формированием понятия носит действительно не формальный, а рефлексивный характер.

Цель урока. Построение понятия демократия через процедуру субъективации (ролевой игры).

Форма урока. Основным видом деятельности является ролевая игра. Дополняется она беседой, работой в группах, обсуждением и защитой проектов, работой с учебником. Такая форма наиболее соответствует проблеме, исследуемой на занятии, возрасту и уровню подготовки учащихся VI класса.

Ход урока

  1. Анализ ситуации (работа с историческими источниками). Выявление позиций (ролевое разыгрывание).

Учитель зачитывает текст Плутарха о разорении крестьян Аттики и борьбе демоса с аристократами и ставит перед учащимися задачу - выявить позиции участников событий.

«Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, получая шестую часть урожая, другие брали у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство; при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев.

Огромное большинство и к тому же люди большой физической силы собирались и уговаривали дргуг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбирать себе одного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй».

Прослушав текст, учащиеся выявляют различные группы населения, участвовавшие в конфликте:

  • мелкие свободные земледельцы;

  • рабы (вчерашние земледельцы, утратившие землю и свободу);

  • незнатные горожане (ремесленники и купцы);

  • знать (архонты).

Первые три группы составляли демос, а последняя - аристократию. Затем учащиеся рассаживаются по группам за разные столы, моделируя расстановку позиций в афинском обществе.

2. Выявление противоречия (конфликт позиций).

Учитель предлагает учащимся вспомнить материал предыдущего урока, а также текст Плутарха, который прозвучал на уроке, и дает задание выявить требования каждой группы населения. Для этого в группах организовываются обсуждение требований, их запись и последующее зачитывание. На эту работу отводится 5-6 мин.

В данной разработке использованы фрагменты стенограммы проведённого урока.

Ученики:

-рабы хотят получить небольшой кусочек земли, чтобы вырастить на ней урожай, продать его и выкупить на свободу своих детей. А еще хоть капельку свободы;


  • свободные земледельцы хотят, чтобы никто не отбирал у них землю и не брал их в рабство. И земли хоть немножко побольше.

Учитель обращает внимание детей на то, что все, о чем они говорили, - это просьбы, проявление униженной, слабой позиции. А ведь ситуация сложилась другая: идет восстание, у демоса - оружие, его представители угрожают (предлагается вспомнить текст Плутарха). Демос может не просто просить, а требовать. Работа продолжается.

Ученики:

  • «богатые ремесленники и горожане»: так как деньги у нас есть, мы стремимся к власти. Мы хотим попасть в ареопаг, чтобы править и издавать законы;

  • знать хочет подавить восстание, больше власти, больше богатства и не хочет делиться ни с кем.

По окончании данной работы учитель дает учащимся новое задание обсудить по группам, кто какие потери несет, кто кого боится и почему.

Группа «свободных земледельцев»: мы теряем урожай на своих землях, нас ожидает голод. В результате мы, скорее всего, потеряем и землю, и свободу.

Группа «рабов»: мы хотим, чтобы нам дали свободу, а терять мы ничего не теряем.

Группа «зажиточных горожан»: мы боимся, что беднота у нас отберет деньги, мы уже потеряли покупателей, торговать стало невозможно.

Группа «знати»: нас очень немного в городе, мы боимся, что нас всех убьют.

Подводя итог выступлениям учеников, учитель отмечает, что борьбу с аристократией вело прежде всего мелкое крестьянство, перед которым часто вставала угроза лишиться своей земли и стать арендатором на собственном участке, а то и воообще попасть в рабство. У аристократии был и другой противник - довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати.

3. Проекты решений, (согласование позиций).

Новый этап урока требует от учителя обобщения прозвучавших выступлений учащихся и акцентирования их внимания на том, что против знати сплотились все остальные группы населения. Далее следует вопрос - задание: что необходимо предпринять для своего спасения каждой из групп населения Аттики? Учащиеся предлагают свои варианты решений.

Интересно, что этот этап урока малопредсказуем. В одном из классов победила точка зрения тех участников игры, которые считали и аргументированно обосновали, что легче и лучше выбрать или назначить одного человека, которому все будут подчиняться. Таким образом, класс вышел в своих проектах на понятие тирании, учитель был вынужден перестроить план изучения темы и подробнее остановиться на рассмотрении данного варианта развития, действительно реализовавшегося во многих древнегреческих полисах (но в Древних Афинах - весьма слабо).

В этом случае возможен следующий комментарий. Во многих полисах борьба демоса с аристократией закончилась переворотом, свержением родовой знати и установлением тирании - единовластия, благодаря которому обуздывался произвол знати. Тиран в переводе с древнегреческого - единоличный правитель. Это слово первоначально не имело отрицательного смысла. Тираны нередко способствовали процветанию своих полисов.

Но тирания была недолговечной, потребность в ней после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление стало олигархическим (власть меньшинства), в других - демократическим (власть народа). Вот как об этих формах правления писал великий древнегреческий философ Платон:

- «у власти там стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении, подобного рода государство не будет единым, а в нем как бы будут два государства: одно - бедняков, другое:- богачей» (олигархия);

- «демократия, на мой взгляд, осуществляется: тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах».

Далее опять возможен переход к рассмотрению понятия демократия, но этот вариант организации учебной деятельности требует значительных временных затрат.

• В другом классе ученики начали перебирать возможные варианты выхода из кризиса. Обсуждение проходило в форме беседы, так как возрастые особенности участников игры не позволяли им дисциплинированно молчать во время сообщений представителей групп. Учитель в данной ситуации выступает и организатором беседы, и судьей, и экспертом, и комментатором

«Знать»: нужно подкупить рабов.

Учитель: какой в этом смысл? И чем можно подкупить раба?

«Знатные» задумываются и снимают это предложение, предлагая следующий вариант - бежать.

Учитель: действительно, некоторые и бежали, но ведь жалко бросать все, что имеешь Неужели нет никакого другого выхода? Кто может предложить свой вариант? Вопрос всему классу.

«Рабы»: если бы мы были на их месте, мы бы откупились золотом и землей.

«Зажиточные горожане»: мы предлагаем переговоры.

Учитель: кого мы возьмем главным переговорщиком, т.е. кто должен возглавить переговоры, чтобы суметь примирить все позиции? Каким требованиям должен отвечать этот человек? Из какой группы населения он должен быть? Из свободных земледельцев? Из рабов?

Ученики: свободные земледельцы недостаточно богаты, рабы вообще хотят сразу и всего - так переговоры нести нельзя. Меньше всего хотят богатые горожане, поэтому, кто- то из них и должен возглавить переговоры. Они хотят принимать участие в управлении. Может ли знать уступить им в этом?

Знать: можем.

■ К этому времени «рабы» так вошли в роль, что усилили свое давление высказываниями с мест, угрожая «знати» изгнанием и смертью. Их уже не устраивают переговоры.

Учитель: необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы успокоить восставших.

Ученики: можно предложить вернуть им их землю, которую они потеряли из-за долгов.

«Восставшие»: нам этого недостаточно, пусть, выкупят из рабства наших детей.

«Знать»: мы согласны, мы даже вас самих освободим.

«Восставшие»: теперь мы хотим мести. Самых ненавистных аристократов надо казнить.

Учитель: действительно, в некоторых полисах борьба демоса привела к казни самых ненавистных представителей знати. Однако афиняне сумели найти менее кровавое решение. Что бы Вы предложили?

«Зажиточные горожане»: давайте их выгоним из страны, пусть живут в другом месте. Ведь дома и землю они с собой не увезут, а наказаны будут.

«Знатные» соглашаются на высылку, им очень хочется остаться в живых.

4. Соотнесение проектов с реальной исторической ситуацией (теоретическая часть урока).

Учитель предлагает учащимся информацию о реальной ситуации в Афинах в 594 г. до н.э. архонтом был избран Солон, богатый горожанин; именно ему принадлежит главная заслуга в организации переговоров между враждующими сторонами и внедрение в жизнь афинян изменений (реформ).

Солон заявлял, что цель его реформ - примирение враждующих группировок. Он прославился и как государственный деятель, и как поэт. Рассказывают, что когда Солон стал выборным главою города, то, не имея сил убедить горожан в своей правоте простыми словами, он начинал читать им стихи, призывающие к единству и, покоренные красотой и силой стихов, афиняне соглашались с ним.

Солон понимал, что больше всего Афинам вредят внутренние распри, возникающие между богатыми и бедными. Он издал законы, которые запрещали скупать земли бедняков и продавать сограждан в рабство за долги. Их записали на деревянных таблицах и установили на главной площади Афин. Благодаря этим законам в полисе утвердился порядок. За эти законы Солона причислили к семи знаменитым греческим мудрецам. Его имя стало нарицательным. Так стали называть любого государственного деятеля, который ввел в своей стране мудрые законы или просто разумно правил своим народом.

Учитель раздает группам карточки с вопросами, ответы на которые ученики ищут в учебнике. Как показала практика, эта самостоятельная работа не вызывает трудностей; поскольку после «проживания» исторического события дети включились в ситуацию и легко осознали логику поступков и реформ Солона. Вопросы взяты из «Рабочей тетради по истории Древнего мира» Годера Г.И.

  1. Греческий правитель Силон писал, что лучшей свидетельницей его деятельности является сама

«Мать черная земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная».

Объясните, о чем идет речь в данном отрывке. Какие изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона? Способствовало или нет их проведение укреплению Афинского государства? Докажите Ваше мнение.

  1. Впишите недостающие слова.

Главные требования афинского демоса в VI в. до н.э.:

Встал я меж тех. и других, простерев мощный щит мой над ними,

И, запретил побеждать несправедливо других».

Как Вы понимаете эти слова?

Затем следует проверка ответов учащихся с необходимыми пояснениями и комментариями учителя.

5.Принятие решения. Завершение работы над понятием демократия.

Учитель: прекратив междоусобную войну, Солон потребовал от сограждан клятвы, что в течение 10 лет его законы не будут изменяться. И сам на эти 10 лет покинул страну, чтобы никому не удалось уговорить его изменить эти законы Но есть еще одна версия: Солон вынужден был бежать, так как его законами оказались недовольны все.

Задание группам: проанализируйте, находясь на позиции той группы населения, которую Вы представляете, чем Вас не устроили законы Солона.

«Свободные земледельцы»: мы не получили дополнительной земли, наши наделы слишком маленькие.

«Бывшие рабы»: мы не получили гарантий, что все не вернется обратно. Поэтому мы сами хотим принимать участие в утверждении законов. Нас должны допустить к власти.

Учитель: Солон учел эти требования и предложил такой орган власти, в котором могли участвовать, все свободные жители Афин. Как бы Вы назвали такой орган власти?

«Бывшие рабы»: народное собрание. Но мы хотим, чтрбы Солон придумал такой закон, чтобы всем и всегда было хорошо. Тогда и на собрания можно не ходить.

Учитель: И на это Солон дал ответ. Он сказал: «В великих делах всем нравиться нельзя». Как Вы понимаете это высказывание? Что реформатор имел в виду?

Ученики: какие бы законы ни издавали, всем не угодить. Отдавая землю одним, надо отнять у других. Делить надо каждому поровну, но это приведет к новой войне.

«Бывшие рабы»: нам терять нечего, мы готовы к. новой войне

«Свободные земледельцы» и «зажиточные горожане»: вы, рабы, уже получили свободу, своих детей и даже немного земли. Неужели вы снова хотите войны? Теперь вам есть что терять.

Учитель: найдутся теперь в обществе силы, которые остановят бывших рабов и не захотят новых, столкновений в обществе? Кроме того, где теперь можно решать спорные вопросы?

Ученики: в народном собрании.

Учитель: в переводе с древнегреческого демос - народ, кратос - власть. Сложите эти два слова и Вы получите основное понятие, над которым мы работали весь урок, и вместе с древними греками через борьбу, через столкновение и согласование различных интересов пришли к той форме правления, которая и сейчас существует..

Ученики: это демократия.

Учащиеся под руководством учителя приступают к записи в тетради принципов демократии. Они формируются в ходе обсуждения. Первый принцип - допуск народа к власти через особые органы власти (народное собрание, суд).

Ученики: но на народном собрании все опять будут спорить, богачи и бедняки А кто будет принимать решение? Вот если у нас будет умный ареопаг, которому мы будем доверять, будет спокойнее.

Учитель: каким образом создать такой орган власти, Чтобы в него попали самые умные и уважаемые не только за богатство люди?

Ученики: надо их выбрать.

Учитель: вот и следующий принцип демократии - выборность власти (запись в тетради). А если выборные будут плохо управлять?

Ученики: сменить их.

Учитель: следующий принцип - сменяемость власти (запись).

Ученики: но ведь: судей можно подкупить.

Учитель: Солон предусмотрел и это. Судьям запрещалось принимать любые подарки. Таким образом, Солон оставил после себя такое наследие, каким до сих пор пользуется весь мир. Например, в нашей стране народ имеет доступ к власти?

Ученики: да, мамы и папы ходят голосовать. Власть выбирают каждые 6 лет, т. е. и сменяемость есть.

Учитель: получается, что две с половиной тысячи лет назад греки во главе с Солоном придумали такую систему управления, что основы ее сохранились и сегодня. Особенно много внимания Солон уделял тому, чтобы ни одна группа населения не получила решающего преобладания, чтобы между всеми поддерживалось равновесие. Вот что по этому поводу писал Плутарх:

«Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющихся архонтов; он и сам был членом его, как бывший архонт. Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по 100 человек от каждой из четырех фил. Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения. А «верхнему совету» (Ареопагу) он предоставил надзор за всем и охрану законов: он рассчитывал, что государство, стоящее на двух советах, как на якорях, меньше подвержено качке и доставит больше спокойствия народу».

Как мы видим, многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время.

Елена Юрьевна Мясникова - преподаватель истории школы-гимназии, г. Нытва Пермской области.

© 2010-2022