- Преподавателю
- История
- Календарно-тематическое история 6 класс
Календарно-тематическое история 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Филёв В.Н. |
Дата | 04.11.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Общая характеристика учебного предмета,курса
3.Описание места учебного предмета,курса в учебном плане
4.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета,курса
5.Содержание учебного предмета,курса
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета,курса
1. Пояснительная записка
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России» разработаны на основе Фе-
дерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового
учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Рос-
сийским историческим обществом.
Разработка данного учебного курса является первым шагом на пути создания единой концепции непрерывного
исторического образования, которая станет важным звеном в развитии системы образования в России, формировании
гражданской идентичности подрастающего поколения.Создание нового учебного курса отечественной истории
опирается на предшествующий опыт, накопленный в данном направлении как за последние четверть века, так
и в советский и досоветский периоды.В современном плюралистическом российском обществе
единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспе-
чить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не
исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методиче-
ских подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся.
Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и еди-
ного многонационального российского народа.Судьба России созидалась единением разных народов,
традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение един-
ства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Основы разработки содержания исторического образования определены важнейшими положениями Конституции
Российской Федерации, закрепляющими статус России как демократического федеративного правового государ-
ства с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
2.Общая характеристика учебного предмета,курса
Конституция Российской Федерации задаёт цели, задачи исторического образования и требования к отбору его со-
держания. В Преамбуле Конституции изложены положения, ставшие основой единой концепции исторического
образования в Российской Федерации: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые об-
щей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя истори-
чески сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределе-
ния народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь
обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и буду-
щими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
Наряду с Конституцией страны в основу разработки единой концепции исторического образования положены По-
слания Президента РФ Федеральному собранию РФ и Поручения Президента РФ Правительству и другим органам
государственной власти и управления, в которых детализируются задачи дальнейшего развития российского демо-
кратического правового государства, совершенствования российской системы образования и воспитания молодёжи.
Эти задачи закреплены также в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Законе
РФ «О языках народов Российской Федерации», изложены в Стратегии государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
до 2020 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 года, Концепции федеральной целевой программы развития образования на, проекте
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025), федеральных государственных образователь-
ных стандартах основного общего образования.Социальный заказ образованию устанавливается в сле-
дующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними.
3.Описание места учебного предмета,курса в учебном плане
На основе принятия единой концепции исторического образования будут разработаны учебно-методические ком-
плексы для каждой ступени школьного исторического образования.
Программа обеспечивает формирование личностных, ме-
тапредметных, предметных результатов.На изучение курса истории в 6 классе учебный план отводит 70 часов.
4.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета,курса
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представ-
лений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической
обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаи-
модействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, фор-
мирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педа-
гога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую,
аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достовер-
ность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации -материалы на электронных носителях: находить информа-
цию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах обра-
зовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать осно-
вания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия
в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполне-
нии задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать инди-
видуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех
участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий
и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности,
начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемир-
но-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общ-
ностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних
государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий,образа жизни людей в древности, памятников культуры,
событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних
общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических
текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых
документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг.и др.), публицистических произведениях, записках ино-
странцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-след-
ственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики
учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича,
Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия
Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках
и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой
на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом,
так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского кня-
жества; Русское государство в конце XV - начале XVI в.);
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при
составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке
социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия наро-
дов Евразии в изучаемый период
5.Содержание учебного предмета,курса
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства ¬- православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Народы и государства нашей страны в древности: государства Северного Причерноморья, Скифское Царство, Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, кочевые народы Степи. Восточные славяне в VI - IX веках. Новгород и Киев- центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. « Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международние связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Культура и быт Древней Руси.
Обучающийся должен знать.
-
понятия: род; племя; язычество; вервь; идол; капище; летопись; народное ополчение; вече; государство; князь; варяги; норманнская теория; полюдье; христианство; православие; закуп; смерд; холоп;«Русская Правда»; феод; вотчина; береста; житие; икона; фреска; летопись.
-
даты:882-912; 912-945; 945-957;957-972; 980-1015; 988; 1019-1054; 1113-1125;
-
имена: князь Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах.
Обучающийся должен уметь.
-
Соотносить даты с веком;
-
Определять значение принятия христианства, первых законов Руси;
-
Показывать на исторической карте границы Руси, торговые пути;
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Экспансия на Западе. Золотая Орда и Русь. Русь и Литва. Культура русских земель в XII-XIII веках.
Обучающийся должен знать.
-
понятия: феодальная раздробленность; усобицы; уделы; Любечский съезд; бояре; Боярская дума; дворяне; посадник; тысяцкий; архимандрит; ярлык; баскаки; улус; орден крестоносцев; резеденция; «ордынский выход»; численники; уния; храм; поучение;
-
даты: 1125-1157; 1147; 1157-1174; 1176-1212; 1223; 1237-1242; 1240;1242;
-
имена: Юрий Долгорукий; Андрей Боголюбский; Всеволод Большое Гнездо; Ярослав Осмомысл; Александр Невский; Гедимин;
Обучающийся должен уметь.
-
определять последовательность и длительность таких событий, как монгольское завоевание Руси, экспансию с Запада;
-
показывать на исторической карте направление походов Батыя, ливонских и немецких рыцарей;
-
рассказывать об особенностях развития русских земель;
-
оперировать терминами;
-
объяснять своё отношение к таким личностям как А.Невский, Евпатий Коловрат, Юрий Всеволодович;
-
характеризовать достижения культуры по представленным в учебнике источникам;
Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Предпосылки образования Российского государства.
Иван III. Василий III. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Русская культура второй половины XIII-XV веков. «Задонщина». Теория «Москва- Третий Рим». Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Условия развития страны XVI века: территория, население, экономика. Предпосылки централизации страны. Иван Грозный. Реформы 50-60-х годов XVI века. Земские соборы. Опричнина. Становление сословно-
представительной монархии.
Русская литература XVI века. Публицистика. Летописи. Начало русского книгопечатания. Оборонительное зодчество. Шатровые храмы. Живопись. Быт и нравы. «Домострой». Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века».
Обучающийся должен знать.
-
понятия: централизованное государство; предпосылка; полк; рать; манёвр; Золотая Орда; Судебник 1497 г.; ересь; стригольники; иосифляне; нестяжатели; регент; царь; сословие; сословная монархия; волость; стрельцы; Избранная рада; Речь Посполитая; держава; ясак; засечная черта; острог; опричнина; земщина; приказы; крепостное право; опала; посад; челобитная;
-
даты: 8 сентября 1380 г.; 1359-1389;1462-1505; 1410; 1497; 1485;1505-1533; 1514; 1533-1584; 1547; 1549; 1550; 1552; 1556; 1558-1583; 1565-1572; 1581-1584; 1581;
-
имена: Иван Калита; Иван III; Василий III; Иван Грозный;
Обучающийся должен уметь.
-
называть причины возвышения Москвы и образования единого государства;
-
давать краткую характеристику личностям;
-
рассказывать об изменениях в управлении государства;
-
называть предпосылки централизации страны;
-
оперировать понятиями;
-
показывать на карте направление походов ИванаIV ;
-
соотносить с изученными событиями даты;
-
характеризовать исторические источники.
Итоговое повторение.
Учебно-тематический план
Наименование разделов
Количество часов
1
Тема I. Народы и государства
на территории нашей страны в древности
6
2
Тема II. Русь в IX - первой половине XII в.
11
3
Тема III. Русь в середине ХII - начале XIII в.
5
4
Тема IV. Русские земли в середине XIII - XIV в.
10
5
Тема V. Формирование единого Русского государства
8
6
История средних веков
30
ИТОГО
70
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.6 класс
Раскрывать значение терминов «история», «век», «исторический источник».
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
п: как ученые узнают о жизни людей в прошлом"
Тема I. Народы и государства
на территории нашей страны в древности
(5 ч)
5
2
Древние люди и их стоянки
на территории современной России
1
Комментировать и формулировать понятия: «первобытные люди», «орудия труда», «собирательство».
Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособления к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.
3.
Неолитическая революция.
Первые скотоводы, земледельцы, ре-
месленники
1
Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты.
4.
Образование первых государств
1
Рассказывать об образовании первых русских государств
5.
Восточные славяне и их соседи
1
Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося)
6
повторительно-обобщающий урок.Контрольная работа
1
Уметь обобщать и систематизировать изученный материал
Тема II. Русь в IX - первой половине XII в.
(11 ч)
11
7
Анализ контрольной работы.Первые известия о Руси
1
Уметь работать с источниками исторической информации,обобщать первые сведения о Руси
8
Становление Древнерусского государства
2
Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства.
Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье
9
Правление князя Владимира. Крещение Руси
1
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича.
Составлять характеристику Владимира Святославича.
Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах.
Давать оценку значения принятия христианства на Руси.
Объяснять смысл понятий митрополит, епископ
10
Русское государство при Ярославе Мудром
1
Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.
Составлять характеристику Ярослава Мудрого.
Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы.
Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.
Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп
11
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
1
Составлять характеристику Владимира Мономаха.
Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность.
Называть хронологические рамки периода раздробленности.
Раскрывать причины и последствия раздробленности
12
Общественный строй и церковная организация на Руси
1
Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося)
13.
Культурное пространство
Европы и культура Древней Руси
1
Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.
Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства.
Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие
14
Повседневная жизнь населения
1
Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.
Описывать повседневную жизнь населения
15.
Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий
урок по теме II.Контрольная работа
1
Систематизировать исторический материал о Древней Руси.
Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.
Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.
16.
Анализ контрольной работы.Урок истории и культуры родного края в древности
1
Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.
Описывать памятники древнерусского зодчества
Тема III. Русь в середине ХII - начале XIII в.
(5 ч)
5
17.
Политическая раздробленность в Европе и на Руси
1
Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность.
Называть хронологические рамки периода раздробленности.
Раскрывать причины и последствия раздробленности
18.
Владимиро-Суздальское княжество
1
Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества.
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества.
Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.
19.
Новгородская республика
1
Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли .
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли .
Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.
20
Южные и юго-западные
русские княжества
1
Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества.
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества.
Рассказывать об особенностях политической жизни .
21.
Повторительно-обобщающий урок по теме III.Контрольная работа
1
Уметь обобщать и систематизировать изученный материал
Тема IV. Русские земли в середине XIII - XIV в.
(10 ч)
10
22.
Анализ контрольной работы.Монгольская империя и изменение политической картины мира
1
Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.
Объяснять причины успеха монголов
23.
Батыево нашествие на Русь
1
Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.
Объяснять причины успеха монголов
24.
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом
1
Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище.
Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.
Начать составление характеристики Александра Невского
25.
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура
1
Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды,
характеризовать повинности населения.
Завершить составление характеристики Александра Невского.
Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход»
26.
Литовское государство и Русь
1
Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского.
Характеризовать политику литовских князей.
Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель.
Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому
27
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси
1
Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.
Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.
Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты
28.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская
битва
1
Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.
Раскрывать значение Куликовской битвы.
Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище»:
29.
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII - XIV в.
1
Рассказывать о культурных достижениях Руси в 13-14 веках
30.
Родной край в истории и культуре Руси
1
Рассказывать об истории культуры своего края,поселка,города
31.
Повторительно-обобщающий урок по теме IV.Контрольная работа
1
Уметь обобщать и систематизировать изученный материал
Тема V. Формирование единого Русского государства
(8 ч)
8
32
Анализ контрольной работы.Русские земли на политической карте Европы и мира в на-
чале XV в.
1
Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.
Характеризовать политику , отношения Москвы с Литвой и Ордой.
Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины .
Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы
33
Московское княжество в
первой половине XV в.
1
Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.
Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.
34.
Урок 35. Распад Золотой Орды и
его последствия
1
Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.
Завершить составление характеристики Ивана III.
Сравнивать вотчинное и поместное землевладение.
Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.
Объяснять смысл понятий Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье
35.
Московское государство и
его соседи во второй половине XV в.
1
Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.
Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство.
Начать составление характеристики Ивана III.
Объяснять значение создания единого Русского государства
36.
Русская православная церковь в XV - начале XVI в.
1
Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.
Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.
Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим».
Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси
37.
Человек в Российском государстве второй половины XV в.
1
Определять место человека в российском обществе и государстве второй половины 15 века
38.
Формирование культурного пространства единого Российского государства
1
Обобщать культурные составляющие ,повлиявшие на процесс объединения Руси
39
повторительно-обобщающий урок по теме V.Контрольная работа
1
Уметь обобщать и систематизировать изученный материал
40
Анализ контрольной работы.История средних веков.Введение . Что изучает история Средних веков
1
Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники»
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю
Объяснять, как ведется счет лет в истории, Определять место средневековья на ленте времени.
Называть, характеризовать исторические источники по истории средних веков
41.
Древние германцы и Римская империя
1
Показывать перемещения племен времени Великого переселения.
Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи.
Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен.
Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV-V вв.
Объяснять значение понятий «вождь», «дружина», «король»
Называть последовательно причины падения Западной Римской империи
42.
Королевство франков и христианская церковь
1
Рассказывать о складывании государств у варваров.
Объяснять своеобразие складывания государства у франков.
Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Объяснять значение понятий «король», «монах», «римский папа».
Разъяснять причины и распространение христианства в Европе.
Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.
Обобщать события истории франков и выделять её этапы.
43.
Возникновение и распад империи Карла Великого.
1
Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.
С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига.
Составлять характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим.
Комментировать последствия Верденского раздела.
44.
Западная Европа в IX-XI вв.
1
Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.
Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей.
45.
Культура Западной Европы в эпоху Раннего Возрождения
1
Рассказывать о представлениях средневекового европейца о мире. Анализировать достижения культуры в эпоху Карла Великого.
Объяснять значение заимствований античной культуры для развития Средневековья.
Выделять особенности складывания европейского образования.
Доказывать, что в эпоху Карла Великого появился интерес к прошлому, к нравственному подвигу человека.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
46.
Византия - государственное устройство и культура
1
Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей.
Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.
Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю.
Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.
Анализировать отношения Византии с соседними народами.
Доказывать, что Византия - наследница мира Античности и стран Востока.
Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии.
Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись.
47
Образование славянских государств
1
Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши.
Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян.
Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
48.
Арабский халифат и его распад
1
. Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.
Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.
Называть различия между исламом и христианством.
49.
Культура стран халифата
1
Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе.
Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой.
Рассказывать о развитии научных областей, об учёных.
Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских ученых и их достижениях.
Составлять развёрнутый план параграфа.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника
50.
В рыцарском замке
1
Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры.
Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья.
Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.
51.
Средневековая деревня и ее обитатели
1
Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.
Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом.
Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни.
Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
52.
Средневековый город
1
Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу.
Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов.
Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору).
С помощью карты определять центры ремесла и торговли.
Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.
53
Горожане и их образ жизни
1
Объяснять, почему города стремились к самоуправлению.
Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.
Составлять загадки о городской жизни для одноклассников.
Доказывать, что города - центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.
Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья.
54.
Католическая церковь в Средние века
1
Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества.
Объяснять причины усиления королевской власти.
Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап.
Называть причины появления движения еретиков.
Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью.
55.
Крестовые походы
1
Определять по карте путь Крестовых походов,
комментировать его основные события.
Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе.
Объяснять цели различных участников Крестовых походов.
Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.
Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце.
56.
Объединение Франции
1
Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.
Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.
Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору).
57.
Что англичане считают началом своих свобод
1
Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.
Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.
Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета.
Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны.
Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.
58
Столетняя война
1
Находить и показывать на карте основные места военных сражений.
Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон.
59
Крестьянские восстания во Франции и Англии
1
Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян.
Характеризовать социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивать поступки лидеров восстаний.
60.
Усиление королевской власти во Франции и Англии
1
Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.
Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве.
Анализировать процессы объединения в Англии и Франции.
61.
Реконкиста
1
Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства.
Объяснять причины и особенности Реконкисты.
Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова.
Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.
62.
Усиление власти князей Германии
1
Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.
Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы.
Определять причины ослабления императорской власти.
63
Расцвет итальянских городов
1
Показывать на карте городские феодальные республики Италии.
Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др.
Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик.
Характеризовать политику династии Медичи.
64.
Гуситское движение в Чехии
1
Характеризовать Чехию в XIV в.
Рассказывать об отношении общества к католической церкви.
Выделять главное в информации о Яне Гусе.
Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки.
Называть итоги и последствия гуситского движения.
65
Завоевание турками- османами Балканского полуострова
1
Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны.
Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость.
Указывать причины усиления османов.
Называть последствия падения Византии.
66.
Контрльная работа.Образование и философия, литература, искусство
1
Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире.
Объяснять значение понятия «корпоративное общество».
Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры.
Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.
Оценивать образование и его роль в средневековых городах.
Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства.
67
Анализ контрольной работы.Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения
1
Составлять рассказ-описание по картине художника.
Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.
Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека.
Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки.
Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания.
Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии.
Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.
68.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.Итоговая контрольная работа
1
Составлять рассказ-описание по картине художника.
Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.
Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека.
Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки.
Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания.
Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии.
Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.
69.
Анализ контрольной работы.Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
1
Показывать на карте и комментировать местоположение Китая.
Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления.
Характеризовать восстание Красных повязок.
Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе.
Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов.
Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление.
Характеризовать религию индийцев - индуизм.
Анализировать развитие страны в домонгольский период.
Итого
70
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1.А.А.Данилов,О.Н.Журавлева,И.Е.Барыкина.Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России».6-9 классы.Учебное пособие для общеобразовательных организаций.М.:Просвещение,2016.
2.История россии .6класс.Учебник для общеобразовательных организаций.В 2-х ч.Ч-1.(Н.М.Арсентьев,А.А.Данилов,П.С.Стефанович,А.Я.Токарева);под ред.А.В.Торкунова.-М.:Просвещение,2016.
3.История россии .6класс.Учебник для общеобразовательных организаций.В 2-х ч.Ч-2.(Н.М.Арсентьев,А.А.Данилов,П.С.Стефанович,А.Я.Токарева);под ред.А.В.Торкунова.-М.:Просвещение,2016.
4.Атлас.История России с древнейших времен до 16 века.6: класс.М.: «Издательство ДИК»,Дрофа,2014.
5.Контурные карты.История России.С джревнейших времен до 16 века.6 класс.М.: «Издательство ДИК»,Дрофа,2013
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета,курса
При изучении материала курса «Истории средних веков» в 6 классе ученики должны:
-
знать/понимать основные этапы и ключевые события средневековой истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
-
социальные, экономические и конфессиональные особенности развития средневекового общества, его менталитета, его культуры;
-
выдающихся личностей;
-
гендерные сюжеты, историю средневекового детства;
-
историческую и географическую карты;
-
средневековые визуальные и письменные источники; мировые музыкальные и библиотечные коллекции средневекового искусства;
-
имена выдающихся исследователей Средневековья;
-
крупнейшие города, культурные и религиозные центры;
-
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывать знания необходимых дат, факторов, терминов;
-
анализировать исторические события на основе текста учебника;
-
соотносить даты события с веком, общие исторические процессы и отдельные факторы; определять последовательность и длительность важнейших событий средневековой истории, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий;
-
выявлять общее и особенное в развитии государств, социальных групп, цивилизаций;
-
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-
«читать» визуальное изображение, его символику, отвечать на вопросы по поводу произведения, сопоставлять визуальные и письменные источники с целью выявления новых сведений, дополнения, углубления, критической проверки;
-
пользоваться справочной и научной литературой, словарями.
Цели, задачи и планируемые результаты исторического образования на различных ступенях обучения:
• формирование основ гражданской, этнонациональной,социальной, культурной самоидентификации личности об-
учающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаи-
мопонимания между народами, людьми разных культур;
• овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития челове-
ческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной
сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, со-
временных глобальных процессов;
• формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных
явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога,
сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.