• Преподавателю
  • История
  • Мастер-класс «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках истории »

Мастер-класс «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках истории »

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках истории »

Михирева Галина Николаевна,

Черепнева Елена Ивановна

учителя истории и обществознания

МБОУ «СОШ №11» г.Губкина

Цель: Распространение опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.

Задачи:

1. Представление разных форм реализации проектно-исследовательского метода на уроках истории в 5 классе

2. Моделирование участниками мастер-класса методов проектно-исследовательской деятельности для учащихся, готовых к практическому применению.

Слайд 1

Добрый день, коллеги. Рада приветствовать вас на мастер-классе «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках истории »

1.Представление технологии

Наш выбор проектно-исследовательской технологии не случаен.

В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов и исследования.

Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею "обучения посредством делания". Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда. В России основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С.Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода в практику обучения уже начиная с 1905 года. Но в 1931 году этот метод был осужден в нашей стране, запрещен и забыт вплоть до настоящего времени. Сегодня мы к нему возвращаемся на новом этапе.

Слайд 3-4

Проектно-исследовательская деятельность формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

2. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:

По данной технологии работаем в течение нескольких лет и это дало следующие результаты:

Слайд 5-7

Что же такое «Проект»?

Некоторые ученые говорят «проект - это пять «П»:

Слайд 8-9

1. Проблема

2. Проектирование (Планирование)

3. Поиск Информации

4. Продукт (Создание Проектного Продукта)

5. Презентация Проектного Продукта.

Слайд 10

Выводы:

  1. Проектно- исследовательская технология является наиболее современным подходом к организации деятельности школьников

  2. Проектно-исследовательский метод может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. Имея четкий алгоритм, каждый учитель в силах осуществить проект.

  3. Основой исследовательской работы над проектом является информационная компетенция


  1. Представление системы уроков

Проект «Моя родословная. Создание генеалогического дерева»

Тип проекта:

-информационно- исследовательский, по содержанию «ребенок и его семья», ребенок- субъект проектирования;

-внутри школы - дома;

-при участии детей и взрослых;

-коллективный, долгосрочный.

Актуальность темы

На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Изучая на уроках окружающего мира, дети сталкиваются с социальной проблемой: они не знают своего генеалогического дерева. Эта тема становится актуальной. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении. Темой для исследования выбрана «Моя родословная»

Объектом исследования: Учащиеся 5 классов и их семьи.

Предметом исследования - является родословная каждого ученика в отдельности. Целью исследования - создание генеалогического дерева каждого ученика в форме семейной книги

Задачи:- определить понятийный аппарат используемых терминов;

-познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;

-изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.

Гипотеза исследования: Предположить о том, что в результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.

Использовать следующие методы исследования:

- теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

-эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения.

- статистические: оценка статистической значимости гипотезы.

В начале учебного года необходимо:

1. Предложить детям написать сочинения «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена, которыми я горжусь»

2.Провести анкетирование среди родителей «Ваша семья и ее традиции»

3. Учащиеся составляют генеалогическое дерево своей семьи.

4. Презентации проекта. Праздник на тему «Моя родословная» (книги - страницы: родословная, происхождение имени, семейные реликвии и традиции, семейный герб и девиз)

4. Имитационная игра

Какие же приемы данного метода можно использовать на уроках?

Попробуем выступить в роли учеников

Слайд 14. Эпиграф: «Никто из нас не свалился с луны. Все мы - ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева».

Основной идеей этой темы является абсолютная важность изучения истории своей семьи .

Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова "хлеб" и "вода". Оно с первых мгновений рядом с каждым из нас. Семья - это дом, это папа, мама, бабушка, дедушка и др. Я расскажу вам одну легенду. В давние времена была семья - сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи "как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?". Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и тоже слово "понимание".

Мы хотим знать своё прошлое, биографии своих родных и близких, историю Отечества. Но разве не интересно своими руками создать своё родословное древо! Как торжественно звучит: «род Рюриковичей», «род Толстых», «род Пушкиных»! а чем знаменита, чем гордится ваша семья, ваш род? Это не менее интересно, чем истории русских царей и египетских фараонов. Читая старинные документы, мы словно на машине времени мчимся сквозь годы, соединив прошлое и настоящее. Каждому человеку следует знать историю своей семьи.

Давайте с Вами начнем с разминки. Уважаемые коллеги, вы мне поможете. (Викторина)

Викторина

  1. Как одним словом называют отца, мать и их детей? (семья)

  2. Твоя сестра вышла замуж. Как зять может называть тебя? (шурин, свояченица)

  3. Я тебе не отец, но ты мне - сын. Кто я? (мать)

  4. Кто такие сваты (Родители жениха и невесты - сватья)

  5. Кем являются друг для друга отец и мать? (супруги)

(Жетоны) получившие жетоны приглашаются на сцену.

Слайд 17

«Только свяжи»

№1.- предмет живой природы.

№2. - предмет неживой природы.

№3.- явление природы.

№4. - вещь, созданная руками человека.

Оборудование: 4 листочка бумаги на каждого участника, ручка,

Упражнение «Только свяжи» (упражнение в установлении связи между вещами, которые не кажутся родственными).

Раздать участникам по 4 листочка бумаги и предложить написать по одному слову на каждом листочке, соответствующее данной категории.

Я вам предлагаю написать по одному слову на каждом листочке, соответствующее данной категории.

№1.- предмет живой природы.

№2. - предмет неживой природы.

№3.- явление природы.

№4. - вещь, созданная руками человека.

Для написания можно использовать любые слова, но только на данную категорию. Слово пишется на другой стороне листка. Листочки с написанными словами положите перед собой на столе словами вниз.

(Выбираю 2 участников, которые в произвольном порядке должны открыть свои слова, обозначающие предмет живой природы. Им даётся 10 секунд для установления хотя бы одной связи между этими предметами, (если не удаётся это сделать, то любой другой может помочь им).

Затем каждый из этих двоих участников выбирают ещё по одному, которые также открывают свои карточки в другой категории. Они также должны найти то, что может связать два предмета ( в данном случае целью является не столько нахождение оптимального решения, сколько развитие творческих способностей).

- Среди предметов, несовместимых на первый взгляд мы смогли найти возможные связи, как вы думаете почему? Ответы участников…..

Слайд 18

Как все эти предметы являются частичками одного мира - мира природы, так и мы с вами являемся частичками своей семьи.

5.Моделирование: «Создаём генеалогическое древо»Слайд 19

Возьмите ручку, лист бумаги, (общепринятое символическое изображение: мужчины - квадрат, женщины - кружок). Внизу по центру нарисуйте квадратик или кружок - это вы. Рядом нарисуйте символически вашего брата и сестру . Соедините себя, сестру и брата общей скобкой. Теперь обозначьте символами ваших родителей: отца, мать. Соедините их горизонтальной линией, символизирующей брак

Слайд 6

Мастер-класс «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках истории »

У ваших родителей могут быть братья и сестры. Допустим, у вашей матери есть брат и две сестры, у отца - два брата. Это ваши дяди и тети, внесите их в родословную (рис. 2).

Мастер-класс «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках истории »

Следующее старшее поколение - бабушки и дедушки по линии отца и матери. Они продолжают ваш чертеж вверх (рис. 3).

Мастер-класс «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках истории »

Мы символически изобразили три поколения вашей семьи.

Зная принцип построения родословной, вы можете теперь продолжить ее и по горизонтали, внося родственников своей жены или мужа и вверх - по вертикали - прадедушек и прабабушек. Ну, а ниже линии, соединившей вас и вашу вторую половинку (жену или мужа), вы можете обозначить своих детей (рис. 4).

Мастер-класс «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках истории »

(древо перевернуть, сделать крону, залить зелёным цветом)

У вас получилось дерево с сильно ветвящейся кроной. Можно, конечно, рисунок перевернуть и крону превратить в корневую систему. Ведь не случайно мы употребляем выражение «своими корнями мой род уходит...», «корнями я происхожу...». Словом, это не принципиально, как вы нарисуете дерево.

Слайд 20 «Моя семья»

А сейчас я предлагаю вам поработать над сочинением «Моя семья»

(символически)

Разделитесь на 2 группы и получите задание. У вас есть текст сочинения. Вставьте вместо пропусков названия степени родства, использую памятки, которые находятся на ваших столах.

Сочинение на тему «Моя семья».


  1. Я очень люблю мою семью. В нашей семье, а она у нас очень большая (включая много родственников), есть свои маленькие традиции.

На юбилей свадьбы папы и мамы моего папы ……………и……………….собрались: кузина моего дедушки ……………, золовка …………. и деверь……………….моей мамы, свояк моего папы…………………….., тесть моего папы………………. и их сын…………. и невестка……………….

Сочинение на тему «Моя семья».


  1. Я очень люблю мою семью. В нашей семье, а она у нас очень большая (включая много родственников), есть свои маленькие традиции.

На юбилей свадьбы моих дедушки и бабушки по папиной линии ………………и…………………. собрались: двоюродная сестра моего дедушки……………….., сестра моего папы …………………………. и брат моей мамы…………, сын моих родителей ………………………

Пословицы и поговорки о доме и семье (работа с аудиторией)

В старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Уважаемые коллеги! Пока группы работают, я предлагаю вам пословицы и поговорки о доме и семье.

Я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать ее до конца.

Слайды -19-21

Вот мы вспомнили пословицы о семье и доме. Надеюсь, наши группы готовы?

Анализ сочинений.

Молодцы! Вы показали хорошие знания терминологии родственных связей. И надеюсь, при составлении генеалогического древа сможете передать эти знания будущим поколениям.

6.Рефлексия.

Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из нас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы зовете своей семьёй.

Уважаемые участники мастер-класса, предлагаем вам высказать свое мнение о проделанной работе, вспоминая эпиграф нашего занятия, закончите данные фразы.

«Никто из нас не свалился с луны. Все мы - ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева».

Меня удивило____________________________________

Мне понравилось_________________________________

Меня разочаровало________________________________

Жизнь человека - только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной
Всё это так. Да вот беда.
Что забывали иногда
Откуда мы, кто наши предки?
Такие случаи нередки
Заставить нас забыть о них
Не должен злой народа гений -
Уйдя из памяти живых,
Исчезнет много поколений.
Одной мы связаны судьбой,
Одной семьей, единой кровью
Потомки станут нам с тобой
Надежной, верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется
И никогда не оборвется
Веков связующая нить.

( участники высказываются по одной фразе)

Главным итогом своей работы считаем огромное ваше желание продолжить изучение своей родословной.

Звучит музыка «Чистые пруды».



© 2010-2022