- Преподавателю
- История
- Единое государство в Китае. Искусство Китая
Единое государство в Китае. Искусство Китая
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Князева В.А. |
Дата | 26.07.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок истории Древнего мира и ИЗО.
Тема: Единое государство в Китае. Искусство Китая.
Цель: показать, как повлияло начало железного века в Китае на совершенствование общественных отношений; познакомить с причинами объединения Китая, мерами, которые принял Цинь Шихуан, для укрепления своей власти, с изобретениями древних китайцев; развивать умения анализировать текст; воспитывать дисциплинированность, трудолюбие.
Ход урока.
Учитель истории.
-
Организационный момент.
-
Повторение изученного материала.
Игра «Дальше».
-
Заостренный камень, первое орудие труда - рубило.
-
Художественное творчество человека - искусство.
-
Высшие одушевленные силы-духи.
-
Изображение бога из камня и дерева -идол.
-
Фантастические, вымышленные объяснения-мифы.
-
Материал, созданный из обожженной глины - керамика.
-
Товар, выражающий стоимость всех товаров-деньги.
-
Тростник, растущий по берегам Нила-папирус.
-
Место, где река впадает в море -дельта.
-
Вал, который защищает низины от лишней воды -дамба.
-
Рисунки и знаки древних египтян -иероглифы.
-
Царь Египта - фараон.
-
Выпуклое изображение, высеченное на камне - рельеф.
-
Храм - башня в виде пирамиды в Южном междуречье - зиккурат.
-
Шумерское письмо - клинопись.
-
Каменные гробницы фараонов - пирамиды.
-
Каменный гроб -саркофаг.
-
Строительство каналов и дамб - ирригация.
-
Приспособление для поднятия воды - шадуф.
-
Темно- красный краситель - пурпур.
-
Работа над новым материалом.
-
Сообщение темы и цели.
-
Начало железного века (беседа).
- Почему монеты были такой необычной формы (ножа, мотыги)?
- Почему царства в 6 в. до н.э. стали образовываться в отдалении от больших рек?
-
Первый властелин Цинь. ( III в. до н.э.)
Рассказ учителя.
-
Сильная армия. Пехота с мечами и арбалетами. Многочисленная конница. Новая организация: в первых рядах всегда была молодежь, а в обороне опытные войны.
-
Правитель Цинь объявил себя Цинь Шихуаном,что значит «первый властелин Цинь».
Строгое соблюдение законов. Поддерживалась крепость семьи.
100000 знатных семей переселили в новую столицу Саньян.
Император не знал меры в прихотях. Его гробница занимает площадь несколько квадратных километров. Ее строили 37 лет 720000 китайцев. В горе выкопали яму, на дне оказалось 3 ключа. Воду отвели, отверстия залили медью. Стены выложили лакированным камнем. Потолку придали вид неба. В могиле находятся 6000 воинов в боевом порядке с колесницами. Фигуры людей и коней - керамические, а оружие - металлическое.
-
Император решил построить единую цепь укреплений. Фундамент стены делали из гранитных плит. Строили 1500 лет. Длина - 4000 км, ширина 6,5 метров, высота от 6,5 до 10 метров. Через каждые 100-120 м - башни, их -60 тысяч.
Около горных проходов - ворота, на перекрестках дорог - города - крепости с гарнизонами.
Налоги и повинности возросли во много раз. Император боялся за свою жизнь. Он умер нестарым человеком в 210 году до н.э.
-
Изобретения древних китайцев.
-
Порох.
-
Компас.
-
Фарфор.
-
Бумага.
-
Шелк.
-
Чай
Эвристическое задание.
Китайский врач навестил больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.
- Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, запах имеет странный.
-Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач. - Оно вернет тебе силы, поможет встать на ноги. За этим питьем большое будущее.
-О каком напитке идет речь?
-
Изготовление шелка.
Еще в древности китайцы научились выделывать шелк. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготавливают из выделений шелковичного червя. Разведение червей - трудоемкая работа. Кормят их листьями шелковичного дерева (шелковицы), которые должны быть чистыми, свежими и сухими. Червям вреден дым, сквозняк, шум, различные запахи, смена температуры.
При хорошем уходе черви выпускают тонкую, похожую на паутину, нить, из которой вьют коконы. Внешне кокон напоминает небольшой орех продолговатой формы и свит из тончайшей шелковой нити, длина которой достигает тысячи метров. Чтобы получить из коконов шелк, их нужно опустить в горячую воду, которая размягчает клей, склеивающий шелковую нить. Взяв нити от нескольких коконов (от 4 до 18) и соединив их, китайские женщины пропускали нити через кольцо и прикрепляли их к небольшому колесику. Затем колесико медленно вращали, и нити, проходя через кольцо, склеивалось в одну крепкую гладкую нитку. Из нитей ткачихи создавали материю. Китайцы держали в секрете способ производства шелка, который отправляли на Запад по Великому шелковому пути. Ценился шелк на вес золота.
-
Как секрет перестал быть секретом?
Творческое задание.
Детям раздается 6 рисунков.
Разложите рисунки в нужном порядке, переверните, прочитайте легенду.
-
Работа в тетрадях.
Тест.
-
Как звали первого правителя единого Китая?
-
Цинь Шихуан;
-
Конфуций;
-
Будда;
-
Ашока
-
2. В каком году произошло объединение Китая?
-
-
В 221 году до н.э;
-
Около 2600 года до н.э;
-
В 538 году до н.э;
-
В 612 году до н.э.
-
-
3. для какой цели не могла служить Великая Китайская стена?
-
-
Удерживать отвоеванные у гуннов земли;
-
Защищать торговые пути от набегов;
-
Подавать сигнал об опасности;
-
Защищать поля от разлива рек.
-
-
4. Как называлась караванная дорога, соединявшая в древности восток и запад Евразии?
-
-
Итоги.
-
Творческое домашнее задание.
Представь себя воином, охраняющим Великую китайскую стену. Используя ключевые слова: шелк, купцы, отряд, воинов, гунны, луки, стрелы, мечи, нападение, напиши рассказ от первого лица.
-
Рассказ учителя ИЗО.
Мы узнали, что Китай - одна из крупнейших стран Азии и цивилизация его принадлежит к наиболее развитым в эпоху древности и средневековья. Первые памятники дают представление о культуре Яншао, на смену которой пришли памятники эпохи Шан .Главными были представления о небе, о земном начале, а также культ предков. Им приносились жертвы для чего из бронзы отливались сосуды до 1 м высотой. Выполненные в технике литья по высокой модели, они имели 4 продольных шва. Но эти швы приобрели символическое значение: они делили сосуд на 4 стороны (стороны света). Декор сосуда имел горизонтальное деление на 3 пояса. Нижний, заполненный стилизованными волнами и рыбами, символизировал стихию воды, средний - мир земли и верхний - неба и гор.
Таким образом, сосуд служил представлением китайцев о строении природы.
На сосудах обнаружены первоначальные формы иероглифической письменности.
В VI в. до н.э. началось строительство Великой китайской стены.
Эпоха Хань знаменита своим погребальными комплексами.
В средневековье в Китай проникает буддизм из Индии. В Китае строятся скальные монастыри, посетитель передвигался по шатким мос- там и заглядывал внутрь гротов, оттуда на него смотрели статуи Будды, достигающие 15 - 17 метровой высоты. В эпоху Тан в росписях появляются пейзажные мотивы. Природа становится не только фоном, но и объектом поклонения.
Отношение к пейзажу сохранилось и в эпоху Сун, когда этот жанр живописи сделался наивысшим выражением духовных исканий китайских художников.
Согласно вероучениям того времени, мир - человек и природа - один в своих законах. Сущность его - во взаимодействии двух начал - «инь» (воды) и «ян» (гор). Китайский пейзаж, называвшийся «шаньшуй» («горы» - «воды»). Для этого необходимы были только 2 цвета - темный и светлый (темная тушь и светлый фон). Пейзажи писались на вертикальных свитках. Появляется много художников пейзажистов: Ли Чэн, Сюй Дао-нин. Один из самых одаренных, художник и теоретик ,Го Си в своих картинах делил пространство на планы и использовал белое пространство, чтобы передать воду, снег, туман.
Давайте вместе посмотрим на картины с изображением китайских пейзажей и китайских иероглифов.
-
Практическая работа учащихся.
А теперь ребята мы представим себя китайскими художниками и изобразим пейзаж. Ребята работают черной краской по белому листу.
Молодцы, вы сегодня хорошо поработали.
-
Итоги урока.