- Преподавателю
- История
- Конспект урока истории Возникновение земледелия и скотоводства
Конспект урока истории Возникновение земледелия и скотоводства
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чекаловская Л.Е. |
Дата | 07.07.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока истории,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Ф.И.О. Чекаловская Людмила Евгеньевна
Место работы: хут. Ханьков, муниципальное образование Славянский район, МБОУ ООШ № 21
Должность: учитель истории, обществознания и географии
Предмет: история
Класс: 5
Тема урока «Возникновение земледелия и скотоводства», раздел «Жизнь первобытных людей», урок 14
Базовый учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015 г.
Технологическая карта урока1. Появление земледелия и скотоводства
2. Ремесло: почему появилось, что производило
Возможная личностно значимая проблема
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
Цель урока
Способствовать формированию представлений об изменениях в труде и образе жизни человека после ухода ледника, умений характеризовать понятие присваивающего и производящего типов хозяйств, выделять факторы, способствующие переходу от одного типа к другому, характеризовать понятие неолитической революции как переворота в жизни человека
Задачи урока
-
образовательные: познакомить обучающихся с условиями возникновения земледелия и скотоводства;
-
развивающие: продолжить развитие информационных умений; развивать коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность, делать выводы, на основе источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам, умение вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения;
-
воспитательные: воспитывать способность продуктивно работать в группе, трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям.
Тип и вид урока, формы организации учебной деятельности
Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний / лекция с элементами беседы
Форма организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая (парная).
Приемы деятельности учителя: объяснение, эвристическая беседа, организация проверки усвоения знаний.
Планируемые результаты
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества.
Способность решать творческие задачи, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы
УУД
Познавательные УУД:
- находить (в источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
- анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;
строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать учебную деятельность;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень достижения цели.
Коммуникативные УУД:
- излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
Учебное оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь 1, ЭУИ «Всеобщая история» 5 класс, КИМы под ред. Волковой К.В., тестовая работа, таблица для заполнения
Новые термины и понятия
Производящий тип хозяйства, неолитическая революция
Этапы урока
-
Организационный момент
-
Актуализация темы «Флаг и знамя сопровождают историю. Из истории гимнов», «Общины охотников и собирателей»
-
Переход к новой теме
-
Изучение новой темы
-
Итоги урока, закрепление изученного на уроке
-
Объяснение хода выполнения домашнего задания
Домашнее задание
§ 3. Вопросы на с.21
Ход урокаПроверка готовности учащихся к уроку. Отметка в журнале об отсутствующих.
Краткое изложение основных этапов урока, обоснование темы и цели урока.
Участие в беседе
Быстрое включение в деловой ритм.
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
2
Выполнение проверочной работы (2 этапа: устный - беседа по вопросам проверочной, письменный - проверочная по предложенным текстам, КИМам).
Выполнение проверочной
Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Беседа по вопросам:
- Что такое родовая община? (проверка записи в тетради - д/з)
- Какое хозяйство мы называем присваивающим?
Участие в беседе
3
Объяснение плана изучения новой темы
-
Появление земледелия и скотоводства
-
Ремесло: почему появилось, что производило
Запись плана в тетрадь
Познавательные: используют знаково-символические средства
4
Работа с понятием земледелие, скотоводство
Устные ответы на поставленные вопросы.
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Работа с учебником с.15
Чтение статьи учебника
Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других
Беседа
- Где и когда примерно появилось земледелие?
Участие в беседе
Работа с контурной картой с. 8
Работа с контурной картой
Познавательные: используют знаково-символические средства
ФИЗ минутка
Работа с понятиями
Запись понятий в тетрадь.
Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.
Просмотр лекции ЭУИ «Всеобщая история»
Беседа по увиденному.
- Как изменилась жизнь людей после появления земледелия и скотоводства?
- Какие новые орудия труда появились у людей?
- Из чего их делали?
Обсуждение увиденного по вопросам.
Познавательные: строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других
5
Работа с таблицей, текстом в раб. тетради.
Заполнение таблицы.
Проверка выполнения задания.
Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: высказывают свое мнение
6
§ 3. Вопросы на с.21
Запись задания в дневник
Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания
ПримечанияСпросить устно
Предложить письменное задание
3
Проверочная работа
-
Допишите пропущенную строчку в куплет из текста гимна Российской Федерации.
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
_____________________________________________________
Так было, так есть и так будет всегда!
-
Заполни пропуски в тексте.
-
В Законе о Государственном ___________ нашей страны написано: «Государственный ___________ Российской Федерации представляет собой четырехугольный закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический (от слова «геральдика» - наука о _________) щит с золотым ___________ орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - _____________ (жезл - один из почетных знаков носителя верховной власти), в левой - ___________ (символ власти монарха - золотой шар с крестом или короной наверху). На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным ___________ черного опрокинутого навзничь змея».
СРАВНИТЕЛЬНЫЯ ТАБЛИЦА