Программа краеведческого кружка в школе

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3п.г.т.АКТЮБИНСКИЙ»





Музейно - краеведческий проект



«Культурное наследие»

-изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края, поселка городского типа Актюбинский.







Эгамбердиева Айзара - ученица 10 класса

Тазитдинов Рифат - ученик 10 класса

Хафизова Лилия - ученица 10 класса

Гараева Зульфия Вагизовна - учитель истории, консультант













О Г Л А В Л Е Н И Е:

  1. Введение.

- поставленная проблема

- цели и задачи

- актуальность

- обзор литературных источников

- место и сроки проведения исследования, характеристика местности.

  1. Методика исследования

  2. Результаты исследования и их обсуждение

  3. Выводы

  4. Заключение

  5. Список источников





Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Д.С.Лихачёв

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью формирования свободной, ответственной, духовно богатой личности, способной оптимально грамотно взаимодействовать с окружающим миром, осознающей его ценности и бережно к ним относящейся. Краеведение отражает ощущения интереса и любви к своему краю - его природе, особенностям, историко-культурному наследию. Интерес к краеведению в большей мере формируется не разумом, а душой, сердечной привязанностью. Краеведение играет огромную роль в деле патриотического воспитания, оно неоценимо в приобщении к миру красоты и добра, в воспитании хорошего вкуса, высоких норм поведения в обществе. Живя в современном обществе, мы не должны забывать об истории родного народа, его истоках, богатых традициях, обычаях.

Главная задача видится в пробуждении как можно у большего количества учащихся стремления овладеть активными знаниями по истории и культуре родного края, постичь его красоту и уникальность, раскрыть свой собственный творческий потенциал. Освоение умений и навыков, знаний и в целом проектируется на основе заинтересованности, увлеченности.

Вырос поселок из небольшой деревушки Актюбы, затерянной в лесах в 1921 году.

Какая теплая прохлада!

Какое чудо - зелень трав!

Убранству леса осень рада

Листву по травам разостлав.

При солнце ярком, негорячем

Но светлом, светлом у сосны

Стоит береза, в злате «зрячем»

В мечте забывшись до весны.

Василий Черкин

Именно так, неповторимо, описывает природу нашего поселка наш земляк и поэт Василий Черкин. Сегодня в поселке проживает более 10 000 человек. В поселке живут представители 21 национальности -59,1 - татары, 34,4 - русские, 6,5 - представители других национальностей. Несмотря на многонациональность наш поселок живет общей, активной и интересной жизнью. Объединяет нас общее культурное наследие. Наши праздники отличаются массовостью, активностью населения и особенной красочностью. Эту особенность отмечают и наши соседи альметьевцы, азнакаевцы, сармановцы….Что же объединяет нас, таких разных…. Мы постараемся раскрыть в своей работе.

Цель: уважение и интерес к истории родного края, традициям и обычаям своего народа, способствовать познанию красоты родного края, воспитать духовную культуру человека как общую культуру взаимоотношений людей друг с другом.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Понять и принять почему мы должны быть патриотами своей Родины - сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни нас окружает непривлекательная действительность:

  1. фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,

  2. газеты, пестрящие материалами похожего содержания,

  3. правосудие, способное наказать только слабых мира сего.

  4. безработица, пьянство, наркомания.

  5. бездомные и нищие.

  6. никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение.

  7. компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив.

А ведь верно подмечено, что патриотизм -это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитать патриота -человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим.

2. Методика исследования:

- работа с поселковым архивом

- работа с архивом дома культуры

- интервью с работниками культуры

- материалы школьного краеведческого музея

- беседы с ветеранами

- анкетирование родителей и учащихся.

Используемые технологии:

· технологии сотрудничества;

· проектные технологии;

· организация исследовательской деятельности с получением новых знаний.

Истоки краеведения уходят далеко в прошлое. Поколения наших предков не канули в безвестность, чтобы их дела остались в нашей памяти, мы должны исследовать и их судьбы. Совместная краеведческая деятельность - средство изучения родного края, воспитание уважения и любви к его предкам, которые творили историю. Учащиеся проследили, каким образом судьба жителей поселка отражается в истории нашей Родины.

3. Результаты исследований и их обсуждение.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ и ВИДЕОМАТЕРИАЛ (прилагается)

4. Выводы.

С татарского языка на русский Ак - тубэ переводится как «Белая вершина», возможно потому, что расположена в живописном месте на возвышенности с максимальной отметкой 343 м. над уровнем моря. Снег в нашем поселке тает позже, чем в близлежащих населенных пунктах и наш поселок действительно с белыми крышами, в то время как в соседних поселениях во всю наступает весна. По результатам бесед с родителями и учащимися, мы можем отметить следующее:

№п/п

Вопросы анкеты

Ответ

Родители (30человек)

Учащиеся школ (30 человек)

1.

С чем связан расцвет культуры нашего поселка?

Открытием в нашем краю «Черного золота»

70%

50%

Воспитанием любви к «Малой родине»

20%

32%

Соблюдение традиций народов, населявших наш поселок

40%

6%

Умение организовать культурно - массовые мероприятия

76%

90%

Уровень жизни и социальный статус населения более высокий

50%

68%

Творческая активность населения

82%

64%

Нравственность

90%

56%

2.

Развитие спорта и «здорового образа жизни»

Личный пример родителей

86%

78%

Присутствие успешных спортсменов

42%

80%

Наличие спортивных секций

50%

63%

Традиционность спортивных мероприятий

76%

74%

Современный поселок - это населенный пункт, где так много сделано и делается для людей, где имеется все для гармоничного развития человека. Актюбинцы трудолюбивые, добрые, открытые и гостеприимные люди. Необходимо сохранить культурное наследие нашего поселка и сделать все, чтобы он процветал и славился. Славят поселок его жители - это мы , будущее поколение. Каким будет ЗАВТРА нашего поселка зависит от нас, молодого поколения.

5. Заключение.

Чтобы понять эпоху, нужно очень ярко представить себе, а как жили люди в этот период времени? О чем они думали? Как рассуждали? Чем занимались? Как был организован их быт? Какова их культура? Каков досуг?

Чтобы узнать все это, необходимо провести исследование, обратившись к истории жизни самого обычного человека. Вступив на путь краеведческой исследовательской работы, ребята порой бывают очень удивлены тем, что их соседи, с детства им известные люди, оказываются причастными к таким историческим событиям.

Так при изучении темы нашей исследовательской работы ребята более подробно ознакомились с творчеством Хвалеевой Нины Владимировны - «Заслуженный работник культуры РФ». Как она была активисткой художественной самодеятельности в молодости, как поднимала культурный уровень населения и воспитала ни одно поколение артистов - победителей и участников Российских конкурсов.

Рекомендации:

- историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование настоящих граждан своей страны. Оно раскрывает учащимся связь родного края, города, села с Родиной, с величайшей историей своей страны .Специфика краеведческой работы в школе заключается в том, что она проводится с активным участие детей, которые еще не имеют ни специальных знаний, ни навыков научной организации исследовательской работы. Поэтому учителям - руководителям, организаторам краеведческой работы необходимо уделять самое серьезное внимание подготовке детского коллектива к собирательной работе, выработке у школьников умений и навыков проведения элементарных исследований, привитию чувства ответственности за оказанное доверие по охране и использованию исторических материалов нашего Отечества.

Я знаю, с сотворения земли,
Наверно, не бывает по-другому.
Куда бы нас мечты не завели,
Дорога приведет к родному дому.
Где ничего не надо объяснять,
Где все без слов понятно и знакомо.

Прийти лишь надо, тихо обувь снять,
И слушать тишину родного дома.
Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,
Любые беды сможешь превозмочь.
Понятно только после этих встреч,
Как важно свою родину сберечь.

Влияние исследовательской работы на общественную жизнь школы

1. По результатам школьного анкетирования и опроса проблемы гражданско-патриотического отношения к родному краю, его прошлому и настоящему важны и актуальны.

2. Привлечено внимание общественных и управленческих структур к вопросам патриотического и эстетического воспитания, прошлому края и его настоящему.

3. Проведена встреча с председателем районного общества ветеранов, заслуженными работниками культуры

4. Подтверждена реальная возможность организации полезного летнего досуга.

5. Сформированы новые навыки делового и неформального общения.

6. Проведено оздоровление учащихся.

7. Показан и прокомментирован видеофильм для учащихся (на классных часах).

10. Создана дружная творческая команда, способная планировать и решать поставленные задачи.

Недостатки, выявленные при реализации проекта (предполагаемые риски)

1. Недостаток опыта в организации и осуществлении новых форм работы.

2. Недопонимание некоторыми руководителями различных структур важности проводимой работы.

3. Некоторые затруднения в решении финансовых вопросов.

5. Нежелание некоторых родителей, учителей, представителей общественности оказывать практическое содействие в решении вопросов исследовательской работы..







8


© 2010-2022