Урок на тему Древняя Палестина 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Древняя Палестина»

Цель урока: сформировать знания о Палестине, как о еврейском государстве, и дать представление о древней священной книге - Библии.

Задачи урока:

1. Образовательные:

• расширить представления у учащихся об истории Палестины;

• раскрыть отличительные особенности еврейской культуры от других культур;

• узнать о главных библейских персонажах и заповедях

2. Развивающие:

• развивать умение анализировать и делать выводы, работать с источниками;

• способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся;

• развить умение работать и сотрудничать в группе, отстаивать свою позицию.

3. Воспитательные:

• воспитывать трудолюбие, целеустремленность, справедливость, человечность на основе библейских заповедей;

• показать вклад древнееврейского народа в мировую культуру

Тип урока: урок изучения новой темы.

Форма: урок-путешествие

Методы: метод сравнения, ролевая игра, исследовательский метод, групповой

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение урока:

- Учебник «История Древнего мира» 5 класс,

- рабочая тетрадь, карта «Египет и Передняя Азия», презентация «Древняя Палестина»

1 этап урока «Повторение»

Учитель: Ребята, мы с вами изучили много стран Востока и Передней Азии. По описанию каких-либо признаков вам нужно назвать страну, о которой идет речь.

Игровой приём «Угадай страну?»

1. Там столицей Мемфис был,

Там Апис-бык всю вечность жил,

Там всех богов не перечесть

И мифов множество там есть.

Ребята, о какой стране идет речь? (Египет)

2. Страна мореплавателей на месте не стоит

Придумала пурпур, стекло, алфавит,

Великие Библ, Тир и Сидон

Стоят за холмами Ливанских гор (Финикия)

3. От самого Египта к реке Инд,

До Каспия и Эльбруса,

К долинам Хорасана,-

Тянулось плато древнего …(Ирана)

4. В этой державе знали клинопись, которую переняли у ассирийцев, имелась сильная армия, состоящая из пехоты и колесниц. Но колесницы, в отличие от египетских, были тяжёлыми и перевозили трёх воинов, вместо двух. В одежде преобладали египетские и ассирийские элементы, что говорит о культурной зависимости от этих держав. Обувь имела загнутые носки, а головные уборы отличались остроконечной или цилиндрической формой. Как называется эта держава? (Хеттская держава)

5. Я - вождь земных царей и царь, Ассархадон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.

Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Мечта о подвигах - как детская забава

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один величьем упоён,

Я, вождь земных царей и царь Асархаддон

(Ассирия)

6. С железной хваткой государство

Распространится далеко

Всесокрушающее царство.

Но и железная страна

Падёт. Как вешние потоки

Туда нахлынут племена

Народов диких и жестоких.

Примером павших государств

Пройдёт её былая слава

И эта мощная держава

Разделится на десять царств.

(Вавилонское царство)



2 этап урока «Содержание урока»

Учитель:

- Ребята, давайте ещё раз вспомним, по каким странам Передней Азии мы с вами путешествовали ранее? (Вавилонии, Хеттской державе, Иране, Финикии, Ассирии).

Мои дорогие путешественники, нам предстоит знакомство с ещё одной неизвестной вам страной, её древним народом и культурой. Всё запомнить нереально, поэтому вы откроете свои дневники путешественника и будете записывать ту новую информацию, которую получите на уроке.

Итак, открываем ваши дневники путешественника (рабочие тетради) и пишем тему урока «Древняя Палестина»

Мы отправляемся в путешествие по этой древней стране, во время которого вы познакомитесь с историей Палестины, с возникшими на её территории государствами Израиль и Иудея, с их правителями, с главной книгой христиан и израильтян Библией, заповедями и сказаниями из этой книги. Сначала посмотрим видеоролик, что увидели бы вы, как путешественники-туристы, если бы Вы оказались на этой древней земле (просмотр ролика о Палестине, слайд № 2) а затем прочитаем п.1,2 параграфа № 23 и ответим на вопросы к тексту.

Беседа:

  1. Где расположена Древняя Палестина? (Палестина простирается от южных предгорий Финикии до северных границ Аравийской пустыни вдоль западного побережья Средиземного моря)

  2. Где первоначально проживали евреи? (на юге Месопотамии, за рекой Евфрат)

  3. Какая природа в Древней Палестине? (жаркий сухой климат, пустыни, невысокие горы и холмы)

  4. Какие города наиболее известны? (Иерусалим, Иерихон)

  5. Какой народ дал название стране Палестине? (филистимляне)

  6. В долине какой реки поселились евреи в 13 веке до н.э. (Иордан)

-Учитель: Во 2-м тысячелетии на территории Палестины образовалось множество царств. Они находились во власти египетских фараонов и платили им дань. Но с ослаблением власти фараонов в Палестину пришли новые племена- евреев и филистимлян. Они пасли овец и коз, получая молоко, мясо и шерсть. Во главе племен стояли старейшины. Эти народы сохраняли древние предания, которые затем вошли в общую книгу, получившую название «Библия», что означает с древнегреческого «книга».

А сейчас запишем в дневнике путешественника новые термины нашего урока и запомним их определения.

Библия- собрание священных книг иудейской и христианской религии.

Ветхий Завет- дохристианская первая часть Библии

Миф- древнее сказание о героях и богах

Предание - рассказ, переходящий из уст в уста, легенда

Заповеди-правила, по которым должны жить люди

Завет- договор между богом и людьми

Яхве- главный бог у евреев

Давайте познакомимся с некоторыми библейскими сказаниями. Представитель от каждой группы должен был подготовить одно сказание по Библии. Слушаем рассказы учащихся.

Сказание 1. «Рождение Моисея»

(Рассказ ученика о рождении Моисея по Библии)

Ученик: Один из египетских мудрецов сказал фараону, что скоро среди евреев родится необычный малыш. Когда он вырастет, то сокрушит могущество египтян. Фараон сильно испугался. Но мудрец посоветовал ему утопить в реке всех рождённых младенцев. Египтяне стали убивать их. В одной семье родился мальчик. Мать не хотела гибели своего сына. Она сплела из папируса корзинку и обмазала её смолой. Потом положила в неё мальчика и опустила корзинку в Нил. Дочь фараона заметила плавающую корзинку. Мальчик ей понравился, и она решила воспитать его. После усыновления она дала ему имя Моисей. Затем она предложила своему отцу фараону назначить Моисея следующим царём. Тот согласился и надел царскую корону на голову трёхлетнего малыша. Он сорвал её и стал топать ножками. Уже в раннем детстве обнаружились большие способности Моисея. По воле бога он за 40 лет привёл евреев из Египта до Палестины.

Учитель:

Во время испытаний по пустыне евреи не раз возмущались Моисеем. Но помогали чудеса: то он высекал жезлом воду из скалы, то по его молитве в пустыне появлялись сладкие шарики - манна, то горькая вода становилась сладкой. Но чудесами и силой людей не исправишь. Только добрые законы и правила, если люди им следуют лечат человеческие души. Евреи долго соблюдали законы Моисея, поэтому сохранили свою землю, свою религию - иудаизм и не растеряли свои обычаи и традиции. Так и каждый народ должен любить свою землю, соблюдать свои обычаи и традиции, праздники.

Сказание 2. «Всемирный потоп»

Ученик: «Бог был недоволен поведением людей на земле. Каждый день они совершали какое-либо зло. Он решил истребить таким образом всё человечество, оставив в живых лишь благочестивого Ноя и его семью - Ной был единственным человеком, угодным Богу, среди всех живущих в то время на земле. Бог Яхве заблаговременно сообщил Ною о своём решении и повелел построить Ковчег - судно, способное пережить готовящийся потоп.

Он дал Ною точные указания, как построить ковчег и снарядить его для длительного плавания.

Когда работа была завершена, Ною было велено зайти в ковчег с семьёй, и взять с собой по паре от каждого вида животных, живущих на земле. Ной исполнил указание, и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Наводнение длилось 40 дней и ночей и почти всё живое на земле погибло, остался лишь Ной и его спутники. Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности ковчег был выше горных пиков.

Спустя 150 дней вода стала убывать, и в семнадцатый день седьмого месяца ковчег пристал к горе Арарат. Однако, лишь первого числа десятого месяца показались горные вершины. Ной ждал ещё 40 дней, после чего выпустил ворона, который, не найдя суши, каждый раз возвращался назад. Затем Ной трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя. В первый раз голубь также вернулся ни с чем, во второй - принёс в клюве свежий масличный лист, что означало, что показалась поверхность земли. В третий раз голубь не вернулся. Тогда Ной смог покинуть корабль, и его потомки вновь заселили землю. Выйдя из ковчега, Ной принёс жертвоприношения и Бог благословил Ноя и его потомков и всё, что на земле. Господь больше не губил людей, хотя зло в них осталось»

Учитель:

1.За что бог наказал людей? (они стали совершать плохие поступки и преступления)

2. Как бог наказал людей? (устроил потоп)

3. За какие качества Бог пожалел Ноя и помог построить Ковчег? (он был добрый и верил в бога)

4. Чему учит эта библейская легенда? (надо совершать добрые поступки, а не злые, помогать слабым, быть честными и правдивыми перед людьми и самим собой, много трудиться)

Минуты отдыха: Просмотр мультфильма «Ноев ковчег»

Древние евреи почитали своих правителей. Первым царём Израильского царства считается Саул. Много сделали для своего народа цари Давид и Соломон.

Работа с историческим источником «Хрестоматией по истории древнего мира»

(С.36, Хрестоматия по истории древнего мира, Минск, БЭ, 2001)

Прочитать легенду о Давиде и Голиафе и ответить на вопросы:

1.Какие качества ценили евреи в своих правителях и героях? (силу, мудрость и справедливость)

2. Какой смысл они вкладывали в эту притчу? (не надо бояться сильного, его тоже можно победить)

Свою власть и правление Давид передал своему сыну по наследству. А кому, вам предстоит узнать.

Игровой приём «Узнай личность»

На троне восседает царь. К нему приводят двух женщин. Они вырывают друг у друга ребёнка (кукла в пелёнках) и останавливаются перед царём.

Первая женщина: «О мой господин! Я и эта женщина живём в одном доме, я родила при ней в этом доме. На третий день после того как я родила, родила и эта женщина. В доме никого не было с нами. Ночью сын этой женщины умер. Но она вдруг подошла к моему сыну, когда я спала, забрала от меня и приложила к своей груди, а своего умершего сына положила к моей груди. Утром я хотела покормить своего сына, но он оказался мёртвым»

Вторая женщина: «Мой господин! Она неправду говорит, мой сын живой, а её мёртвый»

Первая женщина: «Нет, твой мёртвый, а мой живой!»

Царь: Принесите мне меч (слуги приносят меч). Вы должны рассечь это живое дитя надвое, одну половину отдайте одной женщине, а вторую половину другой женщине.

Первая женщина: (в крике): «О господин мой! Отдайте этого ребёнка живого другой женщине только не убивайте его!»

Вторая женщина: (спокойно) «Пусть же он не достанется ни тебе, ни мне- рубите!»

Учитель:

- Ну и как поступил мудрый царь, как Вы считаете, ребята?

(ответ: царь только и ждал этого, он повелел отдать ребёнка первой женщине, ведь ни одна родная мать не хочет смерти своего ребёнка, она лучше отдаст его другой женщине)

Всех поразила мудрость этого царя. Как его звали? (Соломон)

Мы вам показали ещё одну библейскую легенду, которая носит название «Суд царя Соломона». Есть такое крылатое выражение «принять Соломоново решение». Что оно означает? (принять мудрое, единственно правильное справедливое решение)

- Что Вы знаете о библейских заповедях? Сколько их? Назовите некоторые из них:

1. Верьте в Бога, бойтесь делать плохое

2. Не делай себе кумира

3. Почитай отца и мать свою и долго проживёшь

4. Не убивай никого, не деритесь, не обижайте никого, помогай всем, кому можно, не ругайся плохими словами

5. Не бери чужого, сначала украдёшь пустяк, а потом станешь большим вором

6. Не лги, не ябедничай, не сплетничай, не жалуйся по пустякам

7. Не завидуйте, если у ваших товарищей одежда, сапоги и другие вещи лучше, а у вас хуже. Благодарите Бога за то, что у вас есть

Учитель: Можно ли считать эти заповеди нормами нашей жизни? Должны ли мы следовать этим нормам, можно ли жить по ним и почему? Они написана на каменных досках, которые называются скрижали.

Выводы:

(учащиеся называют)

1. Израиль возник в результате прихода иудейских племен в Палестину.

2.Вера в единого бога Яхве - способствовала объединению племен и созданию государства;

3.После смерти Соломона страна разделилась на два соперничающих государства - Иудею и Израиль.

4. Библейские заповеди необходимо соблюдать в повседневной жизни, чтобы стать настоящим человеком.

3 этап «Закрепление и рефлексия»:

Каждой группе ответить на вопросы (слайд № 24)

Группа 1

1.Что является главным источником знаний по истории древнееврейского народа? Что вам известно об этой книге?

2. В чём смысл важнейших заповедей, которые Бог Яхве дал еврейскому народу?

Группа 2

1.С какими новыми понятиями Вы познакомились?

2.Какие библейские легенды Вам запомнились?

Группа 3

1. Хотелось бы Вам отправиться в путешествие в страну древних евреев, несмотря на сложную обстановку на Ближнем Востоке?

2. Какой город считается столицей Палестинского государства, а какой Израильского государства?

Вопрос классу:

Поднимите руки, кому урок понравился? Кому не понравился? Кто остался безразличен к уроку?

Дополнительный материал: «Библейская народная мудрость»

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на его действия и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни надсмотрщика. Но он готовит летом свой хлеб, вовремя собирает сеянное. Купи правду, но не продавай мудрости, учения, разума. Приобретение мудрости гораздо лучше золота, приобретение разума лучше звонкого серебра. Кто накормит других, тот и сам будет накормлен.

О чём говорит эта мудрость? (человек сам должен трудиться, чтобы себя прокормить и не гнаться за богатством, так как главное богатство человека - это его разум и труд)

Домашнее Задание: параграф № 23 и подготовиться к обобщению по теме «Передняя Азия в древности»

1. Подготовить мини-сочинение на тему по выбору: «Сотворение мира», «Великий Царь Соломон», «Чему меня учат библейские заповеди»

2. Нарисовать рисунок на тему «Природа и люди Древней Палестины»

3. Составить синквейн об историческом деятеле из предложенного списка: Моисей, Яхве, Саул, Давид, Соломон

9


© 2010-2022