• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка урока истории в 9 классе на тему: Экономическая политика красных и белых

Методическая разработка урока истории в 9 классе на тему: Экономическая политика красных и белых

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методическая разработка урока

по истории в 9 классе

на тему: «Экономическая политика красных и белых»







2015 г.

Аттестуемый педагог: Тормина Александра Вячеславовна

Учебный предмет: история

Учебник: «История России. XX - начало XXI века. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.Ю. Брандт, 2013 г.

Класс: 9 «А»

Тип урока: комбинированный урок с элементами ТРКМ

Тема урока: «Экономическая политика красных и белых».

Место урока в теме «Россия в годы революции и Гражданской войны» - пятый

Цели урока:

Образовательные:

  1. Дать определения основным понятиям темы.

  2. Охарактеризовать сущность и результаты политики «военного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве.

  3. Изучить экономическую политику белых.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучаемому предмету

  2. Воспитывать у учащихся чувство справедливость и патриотизма

Развивающие:

  1. Сформировать умение логически правильно излагать материал.

  2. Развивать умение работать с историческими источниками.

  3. Развивать умение анализировать полученный материал и выявлять причинно-следственные связи явлений.

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал (программы красных и белых), учебник.



План изучения нового материала.

  1. Политика «военного коммунизма»

  2. Сельское хозяйство в период «военного коммунизма»

  3. Экономическая политика белых.

  4. Реформаторская деятельность П.Н. Врангеля

Основные понятия: «военный коммунизм», продразверстка, трудовая повинность.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель: актуализация полученных знаний, формирование мотивации к изучению нового материала.

«Верно ли что…»

Если утверждение верно, ставим знак «+», если неверно - знак «-».

  1. Верно ли, что власть большевиков устанавливалась преимущественно военным путем?

  2. Верно ли, что большевики создали абсолютно новое государство?

  3. Верно ли, что население в большинстве случаев поддерживало политику белых?

  4. Верно ли, что политика белых была установлена в центральных районах страны?

  5. Верно ли, что красные проводили свою экономическую политику в годы гражданской войны?

  6. Верно ли, что экономическая политика красных получила название «военный коммунизм»?

Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение?

Вопрос: Какие понятия темы вам не знакомы?

Цель: повторение изученного материала. Выполнение первого задания.

Ответы учащихся, и выделение нового, неизученного материала.




Ответы учащихся.

  1. Стадия: осмысление

Цель: изучить основные понятия темы, охарактеризовать сущность политики «военного коммунизма».

Прием: кластер

Учащимся предлагается поработать с учебником: §16, п. 1 и ответить на вопросы:

  1. Что такое политика «военного коммунизма»?

  2. В чем заключается цель политики «военного коммунизма»?

Мероприятия «военного коммунизма»












Составление кластера поможет учащимся изучить первые два вопроса новой темы.

Термин: продразверстка - система заготовок сельскохозяйственной продукции, заключающаяся в обязательной сдаче крестьянами государству по твердым ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды)

Экономическая политика белых.

По ходу рассказа учителя учащиеся составляют концептуальную таблицу.Линии сравнения

А.В. Колчак

А.И.Деникин

П.Н. Врангель

Аграрный вопрос

Наделить землей безземельных и малоземельных крестьян

Сохранить за собственниками их права на землю

Ограничение крупного помещичьего землевладения, увеличение земельных наделов середняков

Отношение к Декрету о земле СНК

Аннулирование земельных приобретений крестьян на основе данного Декрета

Итоги аграрной политики

Произошедшее перераспределение земли между крестьянами не закреплялось

Земля возвращалась помещикам, а решение аграрного вопроса откладывалось до окончания войны

Создание волостных и сельских общин, автономия казачьих земель

Для составления таблицы предлагается заслушать рассказ учителя и изучить документ на стр. 124: фрагмент «из сообщения по земельному вопросу правительства П.Н. Врангеля»

Цель: выявить новые понятия, выделить мероприятия политики «военного коммунизма».

Учащиеся работают с учебником. Изучают текст §16 (п.) и отвечают на вопросы учителя.

Ответы учащихся:

  1. «Военный коммунизм» - социально-экономическая политика советской власти в годы Гражданской войны.

  2. Цель - сконцентрировать все силы для победы над противником (белыми).

Учащиеся с помощью учителя составляют кластер для систематизации нового материала.

Стр. 120 фрагмент «Из Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности. 29 января 1920 года»

( Приложение 1)




Составляют концептуальную таблицу и изучают фрагмент документа на стр. 124 «Из сообщения по земельному вопросу правительства П.Н. Врангеля»

(Приложение 2)


  1. Рефлексия

Цель: подвести итог урока.

Учащимся предлагается выполнить задание.

О причинах поражения белых и победы красных спорили современники событий, спорят и историки. Называют, в частности, следующие факторы. Белые не смогли предложить народу привлекательной программы; преодолеть внутренние противоречия; остановить моральное разложение армии и тыла; удержаться от жестокого обращения с населением, террора. Красные имели признанного лидера; занимали выгодное военно-стратегическое положение; смогли в конечном счете привлечь на свою сторону крестьянство; превратили страну, в том числе методом террора, в единый военный лагерь.

Задание: расставьте эти факторы в порядке их значимости. Объясните мотивы вашего решения.

Цель: осознание своей деятельности, закрепление изученного материала.

Выполнение поставленного задания

  1. Домашнее задание

§16, вопросы на стр. 124 - 125

Стр. 125, задание №2 - устно

И/з: сообщение «П.Н. Врангель - лидер белого движения»





Приложение 1.

Из Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности. 29 января 1920 г. (учебник стр.120)

1. В порядке трудовой повинности осуществить... привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению - независимо от постоянной работы по роду занятий - различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т. п. ...

...5. А. Предоставить губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учета и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в пользовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности...

Вопросы и задания к документу:

Что такое трудовая повинность? На какие виды работ она распространялась? Какие меры обеспечивали ее выполнение?





Приложение 2.

Из сообщения по земельному вопросу правительства П.Н. Врангеля (учебник стр. 124)

Сущность земельной реформы... проста… Земля - трудящимся на ней хозяевам. Эта руководящая мысль… опирается на два основных стремления: охранить всякое землепользование, как оно установилось к настоящему времени, от нарушений, насилий и захватов и передать трудящимся на земле хозяевам пригодные для ведения хозяйства земли. Казенные и частновладельческие.

За прежними владельцами часть их владений сохраняется, но размер этой части не устанавливается заранее… Плата за отчуждаемую землю должна вноситься новыми собственниками хлебом, который ежегодно ссыпается в государственный запас… Выручка государства от хлебных взносов новых собственников должна служить основным источником для вознаграждения за отчуждаемую землю прежних ее владельцев, расчет с которыми Правительство признает обязательным.

Вопросы и задания к документу.

  1. Каковы сущность и принципы аграрной реформы Врангеля?

  2. Чем она отличается от аграрных преобразований, проведенных большевиками?



© 2010-2022