Урок Завоевание монголами земель Казахстана

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Завоевание монголами земель Казахстана.


Цели урока: сформировать у учащихся знания о причинах, масштабах, характере, последствиях монголо-татарского нашествия.

Образовательная: Ознакомить учащихся с историей создания империи Чингисхана, об общественном строе, завоевании казахских земель, гибели Отрара. Закрепить знания о Великом Шелковом пути и его роли в развитии государств и народов.

Воспитательная: Воспитывать патриотизм, а также отрицательное отношение к войнам и военным конфликтам.

Развивающая: Развивать монологическую речь учащихся в ходе выступлений, развитие памяти, внимательности, исторического мировоззрения.

Вид урока: стандартный.

Методы проведения урока: репродуктивный, индуктивный, объяснительно-иллюстративный, объяснительно-демонстрационный, частично-поисковый.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные (рассказ, беседа), практическая (работа в группах, подготовка сообщения), взаимопроверка и взаимоконтроль.

Наглядность и оборудование: Портрет Чингисхана, карта «Завоевание монголами земель Казахстана», презентация, иллюстрации и рисунки, схема средневекового города, конверты с карточками.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Позитивный настрой.

Учитель: Дорогие ребята, я бы хотела, чтобы с самого начала нашего урока у вас было хорошее настроение. Поэтому улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, а я подарю свою улыбку вам. И пусть нам с вами сопутствует удача и успех.


  1. Проверка домашнего задания:

Учитель: Ребята на прошлом уроке мы изучали с вами тему «Великий шелковый путь» Скажите мне, какие ассоциации возникают у вас, когда вы представляете себе этот древний путь? (ответы учащихся)

А вот лично мне этот путь ассоциируется со сказочными базарами и вкуснейшими восточными сладостями. И поэтому я хочу вас угостить конфетами. Для выполнения заданий, я попрошу вас разделиться на 2 команды. Те ребята, у кого конфета красного цвета, идут в первую команду, а с синим цветом во вторую.

Задание 1: Поиграем в игру «Домино». Каждой команде мы даём одинаковые конверты. Вот конверт с карточками «вопрос», а это конверт с карточками «ответ». Вы должны за 3 минуты к каждому вопросу найти правильный ответ. Команда, которая сделает это задание быстрее и без ошибок, будет считаться победителем.

Желаю удачи! (включаем таймер). По окончании работы команды проверяют друг друга.



Вопрос

Ответ

Великий Шелковый путь это…



караванный путь, связывающий в древности страны Востока и запада.

Путь назывался Великим и Шелковым потому что….

был большим по протяженности, а главным товаром был шёлк.

Производство шелковой ткани впервые началось в стране….

Китай.

Государства которые вели торговлю по ВШП

Китай, Византия, Тюркский каганат, Индия, Россия.

Самый дорогой товар, который выполнял роль международной торговли?

Шёлк.

С какого времени возник ВШП?

в середине II века до н.э

Где брал свое начало ВШП?




г.Чаньань по реке Хуанхе в Китае

Какие товары выставлялись для международной торговли?

сукно, шелк, вина, хлеб, железо и золото, коней и верблюдов

Какие товары везли в Китай?

арабских скакунов, верблюдов, слонов, носорогов, павлинов, виноград, персики, дыни, пряности, сахар, овощи, ягоды, сущенные фрукты

Какова общая протяженность ВШП?

около 7 тысяч км по китайским источникам

основной регион прохождения ВШП на восток.

Жетысу

главные ворота прохождения на запад.

Южный Казахстан

Где заканчивался ВШП?

Рим

Кому китайский шелк выдавался как жалованье?

воинам

Города, через которые проходил ВШП

Мерв, Бухара, Самарканд, Ургенч, Отрар, Сыгнак, Сайрам, Тараз, Баласагун, Талхиз

Откуда вели благородные породы лошадей по ВШП?

Фергана

Какие религии были принесены на территорию Казахстана вследствие развития ВШП?

Зороастризм, христианство, буддизм

Где проходила самая оживленная трасса Великого Шелкого пути?

(Семиречье и Южный Казахстан).

Лазурит

Красивый голубой камень особо ценимый в Египте. Одна из ветвей Шелкового пути получила название благодаря этому камню

Нефритовая дорога

Доставляла в Китай нефриты, для изготовления украшений императору и знати


Задание(1 команде). Вот схема средневекового города. Вы помните, что города

имели округлую форму, состояли из 3 частей, и каждая часть имела своё название. Нужно прикрепить названия к нужной части (цитадель, шахристан, рабад).

А также вспомнить и прикрепить к нашей схеме:

  • дворец правителя (цитадель)

  • здания органов управления (цитадель)

  • дома богатых горожан (шахристан)

  • дома знати (шахристан)

  • ремесленники (рабад)

  • мелкие торговцы (рабад)

  • скотоводы (рабад)

  • земледельцы (рабад)

Задание (2команде). Разгадать анаграммы и назвать города средневекового Казахстана, которые находились на трассах Великого Шёлкового пути.

КЫГСААН (Сыганак)

НРУСАА (Сауран)

РУЕТКНТАС (Туркестан)

СЙРАМА (Сайрам)

ЗАТАР (Тараз)

АРТОР (Отрар)


Изучение нового материала:

Дорогие ребята, среди древних городов Казахстана вы назвали славный город Отрар, который существовал уже 2,5 тысячи лет назад. Он занимал выгодное положение, находился на ВШП и играл важную роль в торговле Ирана, Средней Азии, Сибири, Монголии и Китая. Здесь находилось много базаров, медресе, бань, мечетей, мастерских. Пять ворот вели в хорошо укрепленный город. На окраине селились простые люди, город был окружен двойной стеной, вторая стена окружала район, где жили знатные люди. Но, в начале 13 века, этот цветущий город превратился в груды камней и пепел. Что же произошло? Сегодня на уроке мы постараемся это выяснить.


  • В 12-13 веках северные районы Средней Азии населяли монголы. Внимательно читаем первый пункт учебника. Выясните, чем занимались эти племена? А также охарактеризуйте общественный строй монгольских племён.

Учитель: из ваших ответов мы делаем вывод: монгольские племена были слабыми, делились на роды и улусы, распри, столкновения, борьба за власть, поэтому нужен был умный, дальновидный, мудрый хан и полководец!



Презентация (биографических данных о Чингисхане с применениями интерактивной доски)

В 1219 году войска Чингис-хана вторглись в пределы современного Казахстана. Народы, населявшие эти земли, мужественно сражались с захватчиками, но не смогли остановить многочисленные полчища. Неувядаемой славой покрыли себя защитники города Отрара, который стоял на берегах Сырдарьи и держал оборону в течение 6 месяцев.

(Работа с иллюстрацией учебника) Вопросы: как выглядит город Отрар, трудно ли было попасть в город, много ли было монголо-татар, какое вооружение мы видим на рисунке у монголов, как защищались жители города и т.д.

Учитель по ходу беседы объясняет, что у монголов большую роль играла конница. Войско Чингис-хана было хорошо вооружено: лучники, стенобитные орудия, осадные машины, стреляющие камни, зажигательные снаряды. Монголы умело переплывали реки, озера (держась за гриву коня) Наполняли желудки животных воздухом, как спасательный круг, и плыли. Самое главное - дисциплина! Войско делилось на 95 туменов ( в каждом по 10 000 воинов) -----тысячи-----сотни---десятки, если из 10 один сбежал с поля боя казнили 9.; из 100 четверо - казнили остальных.

Защитники Отрара - лили смолу, горячую воду, стреляли из луков, бросали копья, камни, отбивались мечом, кидали горячую золу, бревна, огонь. Стояли насмерть, защищая свою Родину, свой родной город от незваных гостей.

Видео «Гибель Отрара»



Закрепление изученного материала. Викторина «Продолжить предложение» Работа с интерактивной доской.


Вопросы викторины:

  • Племена, населявшие в 10-12 веках районы Средней Азии….. (монголы)

  • Монгольские племена занимались…. (скотоводство, охота, рыбалка)

  • Годы жизни Темучина… (1155-1227)

  • Курултай это…(съезд монгольской знати)

  • На курултае правителем всех монголов был избран Темучин, под именем…(Чингис-хан)

  • Слово Чингис означает…(мощный, сильный, великий правитель)

  • Монгольское войско было поделено на тумены, тысячи…. (сотни и десятки)

  • Оружие монголов состояло из… (стенобитные орудия, осадные машины, стреляющие камни, зажигательные снаряды и т.д.)

  • До завоевания Казахстана Чингисхан покорил…. (Китай)

  • Город, получивший название «Кроткий» (Баласагун)

  • Правителя города Отрар звали... (Кайыр хан)

  • Монголо-татары подошли к Отрару в….. году (1219)

  • Высота стен Отрара была… метров (18 метров)

  • Защитники Отрара держали оборону….. месяцев (6 месяцев)

  • Монголы ворвались в Отрар, потому что… (предательство Караджи)

  • Как Чингис-хан поступил с предателем (казнил)

  • От цветущего города Отрар остались… (груды камней и пепел)

Учитель: Ребята, а что бы делали вы, если бы были в осажденном городе Отрар? Что бы вы сказали Чингис-хану, если бы вам удалось с ним встретиться?

Рефлексия: На доске вывешивается плакат, ученики по очереди продолжают высказывание.

  • Особенно интересно сегодня было узнать…

  • Мне было трудно…

  • Самым лучшим заданием урока было…

  • Я понял что…

  • Теперь я знаю…

  • Меня расстроило то, что…

  • Я научился …

  • Мне очень понравилось

  • На следующем уроке я хочу еще раз….

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось…

Домашнее задание: Изучение темы параграфа, в тетради нарисовать кластер, какие ассоциации вызывает у вас тема монголо-татарского нашествия.

Подведение итогов.


© 2010-2022