Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века. Александр ІІ (8кл.)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. Либеральные реформы 60-70 гг. ХІХ века. Александр II.

Цель: сформировать представление о Российскую империю в середине XIX века; проанализировать причины и последствия реформ в Российской империи второй половины XIX века.
Задачи:
- охарактеризовать историческую личность Александра II, особенности его внутренней политики, ее результаты в общественно-политической жизни Российской империи;
- развивать хронологические и пространственные компетенции, умение работать с различными источниками информации, анализировать факты и события и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- формировать в сознании учащихся критическое отношение к фактам и исторических явлений, на основе осмысления социального и нравственного опыта прошлых поколений.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы: словесные (рассказ, эвристическая беседа), наглядные (показ, демонстрация), практические (упражнения на развитие исторических компетенций учащихся).
Оборудование: учебник для 8 класса по истории России

(авторы А.А. Данилова, Л.Г. Косулина), видеоролик-эпиграф «Мачеха или мать», раздаточный материал (выдержки из исторических источников «Манифест 19 февраля 1861 года», «Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «О работе адвоката Ф. Плевако», «Положение о губернские и уездные земские учреждения», «Университетский устав», «Устав гимназий», «О воинской повинности», мультимедийное оборудование.
Основные понятия и термины: «модернизация», «капитализм», «реформа», «временнообязанные», «крепостное право», «земство», «управа».
Основные даты:
19 февраля 1861г. - Манифест Александра II об отмене крепостного права
1864. - судебная реформа
1864. - земская реформа
1864. - образовательная реформа
1865. - реформа цензуры
1862-1874 гг. - военная реформа
1870 г. - городская реформа
Ожидаемые результаты:
после этого урока ученики смогут:
- устанавливать хронологическую последовательность событий;
- характеризовать основные направления социально-экономического и политического развития России накануне реформ;
- приводить примеры реформационной деятельности в правление Александра II;
- объяснять и применять основные понятия темы;
- выражать собственное отношение относительно характера реформ и деятельности Александра II.
На уроке данного типа оценивается: деятельность учащихся. Оценка может быть выставлена за качество ответов.

Структура урока
І. Организационно-психологический этап ( 1 мин).
II. Этап подготовки к активному, сознательному усвоению знаний. «ВЫЗОВ» (4 мин).
III. Этап усвоения знаний. «ОСМЫСЛЕНИЕ» (25 мин).
Уровень 1. «Исторический портрет».
Уровень 2. «Великие» реформы.
Уровень 3. «Зеркало истории».
IV. Этап закрепления знаний. «РЕФЛЕКСИЯ» ( 10 мин.).
V. Домашнее задание (5 мин):
- инструктаж по выполнению;
- разноуровневость.
Ход урока
І Организационно-психологический этап.
Цель: психологически подготовить учащихся к активной познавательной деятельности, создать положительную мотивацию к изучению темы.
Учащиеся объединяются в 4 группы. Учитель предлагает учащимся перейти к квесту, посвященному деятельности Александра II.

II Этап подготовки к активному, сознательному усвоению знаний. «ВЫЗОВ».
Цель: актуализация опорных знаний, умений, навыков учащихся. Формулировка темы урока.


О давний век - ты в золотее поэзии нетленной:
Балы, дуэли , под балконом замиранья.
А я пытаюсь образ твой родной и точный
Нарисовать так ярко и старанно.

Россия...мачеха или мать? Вопрос извечный!
Сказали б предки - да, молчат.
Но если бы могли и говорить сердешные,
То как смогли стыду за мать Россию научить?

Дала судьба одним златые эполеты
И аромат французской жизни….
И туфли в танце их мелькают быстро по паркету...
А у других вообще обувки нет?

В тот давний век поэзии нетленный
Терзали душу, тело до крови.
На все смотрела гордая Россия
То с радостью, то с болию в душе...
(автор стихотворения - Середа Алексей Борисович)


Вопросы к классу:
1. Охарактеризуйте общественно-политическую жизнь в Российской империи в середине XIX века?
2. Каким образом внешнеполитическая ситуация повлияла на изменение курса российского самодержавия?

III Этап усвоения знаний. «ОСМЫСЛЕНИЕ».
Цель: применение умений и навыков с целью решения проблемных вопросов, формирование логического, критического мышления учащихся.
Уровень 1. «Исторический портрет»
Учитель предлагает учащимся просмотреть фотоколлаж об особенностях прихода к власти Александра II.
Комментарий учителя: «Александр II (1818 - 1881) - российский император с 1855 до 1881 года. Старший сын Николая І. По случаю его рождения в Москве был дан салют в 201 пушечный залп.
Получил домашнее образование под личным надзором своего родителя, который уделял вопросу воспитания наследника особое внимание. Его «наставником» и учителем русского языка были: В. А. Жуковский, учителем Закона Божия и Священной истории - просвещенный богослов протоиерей Герасим Павский (до 1835), военным инструктором - К. К. Мердер, а также М. М. Сперанский (законодательство), К. И. Арсеньев (статистика и история), Е. Ф. Канкрин (финансы).
В 1837 году Александр совершил большое путешествие по России и посетил 29 губерний Европейской части, Закавказья и Западной Сибири, а в 1838-1839 годах побывал в Европе.
Проблемный вопрос: По Вашему мнению, что увидел цесаревич во время поездок?
Учащиеся, применяя прием «Весы» сравнивают Европу и Россию.
Что бы вы предложили изменить для того, чтобы экономика России развивалась быстрее?
Прием «фишбоун» (в переводе «рыбный скелет»): Раскройте причины модернизации

ПРИЧИНЫ

Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)политические экономические социальные

Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)



Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)ВЫВОД






Ф А К Т Ы


Слово учителя: «Необходимость реформ была уже исторически заложена, но каким образом российское самодержавие осуществляло их, вы узнаете во время прохождения следующего уровня.

Уровень 2. «Великие» реформы.
Работа в группах с историческим источником.
Общее задание: Проанализировав источник («Манифест 19 февраля 1861 года», «Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»), выясните, о какой реформе Александра II говорится. Что было в то время прогрессивным в реформе?
Далее группы работают по следующему алгоритму:
• 1-я группа. Анализирует осуществления судебной реформы;
• 2-я группа. Анализирует осуществления земской реформы;
• 3-я группа. Анализирует осуществления образовательной реформы;
• 4-я группа. Анализирует осуществления военной реформы.
Группы используют раздаточный материал.
Осуществляется обмен мнениями (раскрываются прогрессивность изменений и остатки феодализма в содержании каждой реформы), учитель дополнительно раскрывает сущность реформы цензуры и городской реформы.
Проблемный вопрос: В чем заключается сущность, особенности и значение реформ 70-х гг. XIX ст. в процессе модернизации России?

Уровень 3. «Зеркало истории».
Учитель цитирует стих А.Блока «Возмездие»:
«...Грянул взрыв
С Екатеринина канала,
Россию облаком покрыв.
Все издалека предвещало,
Что час свершится роковой,
Что выпадет такая карта...
И этот века час дневной -
Последний - назван « первым марта».
Слово учителя: «Именно 1 марта 1881 года стало трагической датой смерти Александра II. Покушение произошло в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала. Покушение было осуществлено несколькими членами организации «Народная воля».
Проблемный вопрос: почему реформы Александра II для самого императора стали началом конца?
IV Этап закрепления знаний. «РЕФЛЕКСИЯ».
Цель: закрепление умений и навыков, обмен мнениями с применением логического, критического мышления учащихся.
На этом этапе применяется прием «Зазеркалье» (на основе синквейна):
- первая строка - выраженный одним словом, существительным;
- вторая строка - описание двумя прилагательными;
- третья строка -описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
- четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
- затем действие в обратном направлении.
Например,

Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)

Россия

получила

новый

путь



Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)Урок истории на тему Либеральные реформы 60-70-гг. ХІХ века.Александр ІІ (8кл.)


Вопрос к классу: Можем ли мы назвать реформи Великими или «Великими»?

Итоги урока
Заключительное слово учителя: Итак, работая в течение урока с различными источниками информации, мы установили, что:
- несмотря на определенную прогрессивность и новизну этих реформ, все- таки сохранение феодальных пережитков в политической и экономической жизни страны стало препятствием быстрой модернизации империи;
- реформы воспринимались обществом по-разному, но их необходимость была общепризнанной. Пусть не все было осуществлено так, как задумывалось, но сам факт преобразований и положительное значение реформ Александра II для дальнейшего развития государства трудно не признать. Сохранение пережитков феодализма во всех сферах жизни уже не могло остановить прогрессивное развитие государства.
Объявление оценок.

V. Домашнее задание.

Уровни учебных достижений

Баллы

Критерии учебных достижений учащихся

ІІ. Средний

3

Проработать текст учебника по параграфам 20, 21-22

ІІІ. Достаточный

4

Заповнить таблицу «Россия после…»:

Отрасль

Улучшения

Проблемы

Промышленность



Сельское хозяйство




ІV. Высокий

5

Эссе «Я - советник Александра ІІ»

Написать жалобу или заметку в газету от имени крестьянина про свою жизнь после крестьянской реформы.


© 2010-2022