• Преподавателю
  • История
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА План-конспект урока истории в 10-м классе по теме: «Опричнина»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА План-конспект урока истории в 10-м классе по теме: «Опричнина»

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тиунова Елена Владимировна

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ№34

пгт. Джубга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ПО ИСТОРИИ


План-конспект урока истории в 10-м классе по теме:

«Опричнина»

Цели и задачи:

• развивающая: развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;

проектор, совершенствовать навыки работы с текстом учебника и историческим документом

• образовательная: через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях; познакомить учащихся с фактами протеста против опричнины и точками зрения на государственную власть.

• воспитательная: формирование ценностных суждений; воспитывать неприятие жестокости.

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Оборудование: презентация «Опричнина», компьютер, экран.

Основные понятия и термины: Избранная рада, судебник, Юрьев день, приказы, Стоглав, дворяне, стрельцы, крепостное право, опричнина, опричники, земщина.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: поисково-исследовательская, фронтальный опрос.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Приветствие (1-1,5 мин).

  2. Актуализация опорных знаний (15 мин).

2.1 Мотивация знаний

  1. Подготовка учащихся к теме урока (2 мин).

  2. Изучение новой темы (10 мин).

  3. Решение проблемных вопросов(10 мин.)

  4. Физкультминутка с элементами гимнастики (1-2 мин).

  5. Просмотр презентации. (8 мин).

  6. Самостоятельная работа с учебником и сетью Интернет (12 мин).

  7. Итог самостоятельной работы и ответы на проблемные вопросы (5 мин).

  8. Рефлексия

  9. Информация о домашнем задании и выставление оценок (0,5 мин).


Ход урока


1. Организационный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Слайд 1. Иван Грозный. Портрет из «Титулярника».1672 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА План-конспект урока истории в 10-м классе по теме: «Опричнина»

2. Актуализация опорных знаний.

Исторический диктант: (учащиеся проверяют работу соседа по парте):

Имя священнослужителя, деятеля Избранной рады (Сильвестр).

Титул Ивана Грозного (царь).

Казак, возглавивший поход против Кучума (Ермак).

Люди, получавшие за службу земельный надел (дворяне).

Сословно-представительный орган, существовавший при Иване Грозном (Земский собор).

Постоянное войско, созданное Иваном Грозным

(стрельцы).

Органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы).

Свод законов (судебник).

Свод законов, принятый церковным собором 1551 года (Стоглав).

Монархическая форма правления в России в XVI веке (самодержавие).

0-1 ошибка - «5», 2-3 ошибки - «4», 4-5 ошибок - «3».

3. Подготовка учащихся к теме урока.

Учитель. Мы продолжаем изучение личности Ивана Грозного. У каждого из вас складывается собственное мнение о личности царя. Нельзя с уверенностью утверждать хорошим он был царем, или плохим. Было в его правлении и много побед и много ошибок. Итак, мы продолжаем:

4. Изучение новой темы

Предлагаю вам самостоятельно назвать тему нашего урока. Для этого надо прочитать вопросы и мнения известных историков, которые лежат перед вами на парте (раздаточный материал ).

5. Решение проблемных вопросов

Проблемные вопросы:

1. Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?
2. Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван [Грозный] рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал, Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?»

Мнения русских историков:

1. Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием. (Н. Павлов-Сильванский,
С. Платонов)
2. Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми. (С. Соловьев)
3. Террор - необходимое условие самодержавия. (Д. Альшиц)
4. Деспотизм и насилие в отношении всех слоев населения. (С. Веселовский, А. Зимин)
5. Борьба удельного и централизованного порядков. (В. Кобрин)
6. Следствие душевной болезни Ивана IV. (Н. Карамзин)
7. Аналогия с выделением личного домена государя в Европе. (М. Довнар-Запольский)
8. Гипертрофированная централизация государственной власти. (В. Ключевский)

Ответ учащихся: Тема урока - «Опричная политика Ивана IV Грозного

6. Физкультминутка

Приглашается желающий из учащихся и проводит разминку

Запись числа и темы урока в тетрадь.

7. Просмотр презентации.

Начнём с причин, которые побудили Ивана Грозного прибегнуть к политике террора. Одной из них является централизация: система органов управления, созданная Иваном Грозным, сложившаяся в ходе реформ Избранной рады в конце 60-х годов. Эта система укрепила централизованное управление в стране. Но Боярская дума совместно с Избранной радой, с ними же и Земские соборы существенно ограничивали власть царя. Иван IV всегда стремился к абсолютной монархии (единоличной власти). В 1565 году было объявлено о введении опричнины, для того чтобы искоренить «крамолу», т.е. смуту. Страна разделилась на две части: земщину и опричнину. Каждый опричник должен был принести клятву верности царю, отрекшись при этом даже от родных. Опричники получили в народе прозвище «псы государевы».

Историки неоднозначно оценивают политику правления и спорят до сих пор о причинах, побудившим царя к опричнине. Некоторые видят причины в борьбе высшего сословного слоя против низшего, возглавляемых царём. Другие полагают, что основным предназначением опричнины была борьба с остатками удельной старины и сепаратизмом. Некоторые видят корень зла в патологической злобе и даже психическом заболевании Ивана IV. Некоторые указывают на непрерывные войны, которые практически разорвали в клочья экономику страны.

Запись в тетрадях: учащиеся перечисляют сами причины террора:

(примерная запись)

1. Стремление Ивана Грозного к единовластию.

2. Борьба князей и бояр против дворян .

3. Борьба с остатками удельной старины и личная вражда с некоторыми боярами

4. Болезненная подозрительность и мнительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии .

5. Ведение тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней.

Опричнина - термин появился в 14-15 вв., изначально - опричь - удел, выделяемый вдовым княгиням.

Опричнина - название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с личной царской территорией, опричным войском, преданным государственным аппаратом .

Опричнина - политика Ивана Грозного для борьбы с мнимой изменой, состояла в массовых казнях, земельных конфискациях и расправах

Слайд 2.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА План-конспект урока истории в 10-м классе по теме: «Опричнина»

8. Самостоятельная работа с учебником и сетью Интернет

Отъезд Ивана Грозного в Александрову слободу и последовавшие за этим события, а так же условия, при которых царь обещал вернуться в Москву.

9. Итог самостоятельной работы

(итог работы формулируют сами учащиеся)

Иван IV Грозный получил абсолютною власть: право подвергать изменников опале и казни, поступать в любых случаях как ему вздумается. От государственной территории ему был выделен персональный удел, («опричь») в нём были свои собственные приказы, свой «особый опричный двор», своё опричное войско, на его территории власть безраздельно и неограниченно принадлежала царю. В опричнину отбирались земли по принципу: богатые, за счёт которых можно было решать финансовые проблемы, а так же принадлежавшие некоторым «князькам» - бывшим удельным князьям, которые получали взамен другие земли, значительно худшие; и земли для жизни на них служилых людей, состоявших в опричном войске.

Слайд 3.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА План-конспект урока истории в 10-м классе по теме: «Опричнина»

Работа с картой Территории, вошедшие в состав опричнины,

Учитель: Для перехода из земщины в опричнину и наоборот, а также для осуществления карательных мер и было создано опричное войско. Атрибуты «псов государевых»: метёлка и собачья голова, олицетворявшие их основные обязанности. …Псами грызть царских врагов и выметать измену из страны. Опричники носили только чёрную одежду.

Слайд 4.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА План-конспект урока истории в 10-м классе по теме: «Опричнина»

Выступление учащегося: Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами. В 1567 г. царь вызвал во дворец боярина Ивана Петровича Фёдорова - одного из богатейших людей во всей стране, происходившего из знатного боярского рода, пользовавшегося авторитетом и уважением при дворе и у простых людей. Иван Грозный собственными руками заколол ножом, так как подозревал в организации заговора. Вместе с Фёдоровым было убито около 400 человек. За время опричного лихолетья произошли следующие события: из Боярской думы было казнено 19 человек, подверглись разорению около 45 % крестьянских хозяйств. От Москвы до Новгорода были разорены и разграблены: Клин, Тверь, Торжок. Сорок дней продолжались расправы над новгородцами, в то время там проживало около 30 тыс. человек, примерно половина из них были казнены или убиты. Против политики террора выступил московский митрополит Афанасий, ушедший с должности главы церкви. Страшная судьба ждала и митрополита Филиппа.

Учитель: Друг детства, князь Курбский писал Ивану IV, что пока он правил, советуясь и принимая решения вместе с Избранной радой, дела в государстве Российском шли замечательно. Споря с ним, царь писал: «… горе царству, коим владеют многие.

Пока бывшие друзья спорили, а кровь лилась рекой: в 1571 г. опричное войско проглядело приход к Москве крымского хана Девлет-Гирея, который сжёг столицу дотла. Царь немного обуздал личные амбиции, быстро объединив опричное и земское войска и в 1572 году, разбил войско Девлет-Гирея. В этом же году царь заявил об отмене опричнины и даже запретил, под страхом смертной казни, упоминать это слово..

Но дело было сделано. Страна заплатила за это страшную сцену. Итоги опричнины и Ливонской войны оказались для страны катастрофическими: экономический упадок, запустение, бегство и бунты крестьян.

Ответы на вопросы:

1. Иван Грозный выступал как заступник крестьян (призывал оборонять крестьян от недругов - Крымского, Литовского, Немецкого князей).
2. Крестьяне не были политическими противниками Ивана Грозного.
3. Гнева и опалы на православное крестьянство не имел.
4. Иван Грозный делал то, что хотелось ему, а не народу, для этого использовал противоречие «имущих и неимущих». Царь не шел против народа, чтобы не остаться одному.

10. Рефлексия:

1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?
3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА План-конспект урока истории в 10-м классе по теме: «Опричнина»

Первое послание Ивана Грозного
Андрею Курбскому.

Список XVII в.

Слайд 5.
11. Выставление оценок наиболее активным учащимся. Домашнее задание: На основе записей сегодняшнего урока составить конспект по теме
«Опричнина Ивана Грозного» и написать сочинение: «Иван Грозный - личность в истории)



© 2010-2022