Рабочая программа Всеобщая история 10-11 класс

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа Всеобщая история 10-11 класс

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по всеобщей истории для учащихся 10 - 11 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта, Примерной программы среднего общего образования на базовом уровне по истории, авторской программы Загладина Н. В., Загладиной Х. Т. « Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века», « Всеобщая история XX в. 11 класс », М.: « Русское слово».

Данной программе соответствует учебники: Загладин Н. В., Симонии Н.А. « Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в.10 класс», Н.В. Загладин « Всеобщая история. 11 класс».

Программа позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального и постиндустриального общества, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить актуальность проблем. Значимость программы заключается в возможности акцентировать связь истории зарубежных стран с историей России. На изучение предмета «Всеобщая История» отводится 1 час в неделю (10 класс - 34 часа, 11 класс - 33 часа).

2. Содержание учебного предмета «Всеобщая история».

10 класс.

Раздел 1. История как наука ( 2 ч.).

Основные понятия и термины:

Принципы историзма и научной объективности, идея прогресса, цивилизация, стадии мирового цивилизационного развития, история Древнего мира. Средних веков, новое и Новейшее время.

Персоналии: Аристотель, Геродот, Гомер, Августин Блаженный, Вольтер, Дж. Локк, Г.Гегель, К. Маркс, М. Вебер,А. Шпенглер, Дж. Тойнби, У. Ростоу.

Тема 1. Возникновение и развитие исторической науки(1 ч.)

Значение изучения истории. История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки и этапы ее развития. Зарождение исторической науки, ее особенности в Древнем мире, Средневековье, Новом и Новейшем времени.

Тема 2. Основы философии и методологии истории ( 1 ч.)

Становление современной системы летосчисления. Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины. Проблема истинности исторических знаний. Принципы научности в изучении прошлого: конкретно-исторический подход, принцип объективности, проверки подлинности и достоверности исторических источников. Единство и многообразие исторического процесса. Закономерности и случайности в жизни народов. Движущие силы исторического развития в религиозно-мистических концепциях. Становление и развитие материалистических воззрений на мир. Взгляды мыслителей эпохи Просвещения, марксизм и формационная теория. Особенности цивилизационного подхода к истории. Воззрения современных ученых. Ведущие школы в исторической науке. «Рост», «развитие» и «прогресс» в истории человечества. Историческое время. Принципы и критерии периодизации всемирной истории. Текущий этап всемирной истории и его особенности.

Раздел 2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗАРЕ СВОЕЙ ИСТОРИИ ( 1 ч.)

Основные понятия и термины:

ранний палеолит, мезолит, неолит, энеолит, питекантроп, неандерталец, кроманьонец, патриархат, наскальная живопись, фетишизм, тотемизм, жрецы.

Тема 3. У истоков рода человеческого

Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии протоистории человечества.

Тема 4. Первобытное общество

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Роль речи, трудовой деятельности в становлении человека. Отличие человеческого сообщества от иных природных сообществ. Дискуссии о происхождении человека современного типа. Первичное расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Зарождение искусства. Верования первобытного человека. Человечество в палеолите и мезолите.

Тема 5. Неолитическая революция

Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Развитие ремесел и зарождение торговли. Матриархат и патриархат, происхождение семьи и собственности. Особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе. Начало обработки металлов и переход к энеолиту.

Раздел 3 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА (6 ч.)

Основные понятия и термины:

Фараон, военная деспотия, каста, Буддизм, конфуцианство, архонт, ареопаг, демократия, полис, илоты, сенат, патриции, плебеи, республика, центурия, народный трибун, фаланга, стоики, легион, цезарь, варвары, бург, гунны, колоны, христианство, Вселенский собор, символ веры.

Персоналии: Мен, Саргон, Хаммурапи, Дарий1, Будда, Конфуций, Ромул. Солон, Ксеркс 1, Леонид, Перикл, Демосфен, А. Македонский, Пирр, Ганнибал Марк Антоний, Октавиан Август, Клеопатра, Вергилий, Гораций, Сенека. Марк Аврелий, Константин 1 Великий, Аттила.

Тема 6. Введение в историю Древнего мира (1 ч.)

Принципы периодизации древней истории. Историческая карта Древнего мира. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций.

Тема 7. Первые цивилизации Азии и Африки (1 ч.)

Архаичные цивилизации Африки и Азии - географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. Древний Египет, Месопотамия, Индия, Китай, Палестина, Финикия.

Развитие форм государственности и системы правоотношений. Рабовладение и общественные отношения в государствах древности. Фараоны и жрецы в древнеегипетском обществе. Восточная деспотия и ее характерные черты. Персидская держава. Кастовый строй в Индии и его особенности. Менталитет жителей Древнего мира. Мифологическая картина мира. Восприятие пространства и времени человеком древности. Возникновение письменности и накопление знаний.

Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре; социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Влияние религиозных верований на изменение картины мира. Мировоззренческие особенности буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма. Утверждение органического представления об обществе. Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока.

Тема 8. Эпоха античности (2ч.)

Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Древняя Греция и Древний Рим.

Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры древнегреческих государств. Демократия и тирания. Афины и Спарта.

Борьба за господство в Средиземноморье и Малой Азии. Греко-персидские, Пелопоннесские войны. Завоевания Александра Македонского и взаимодействие культур в Восточном Средиземноморье. Экспансия эллинистической культуры. Возвышение Рима и Пунические войны. Римское господство в Средиземноморье.

Причины кризиса Римской республики и этапы становления Римской империи. Восстания рабов и их последствия. Тираническое правление в Риме и римское право. Особенности восприятия мира римлянами. Наука и искусство Древнего Рима и Греции. Культурное и философское наследие Древней Греции и Рима.

Тема 9. Кризис античной цивилизации (2 ч.)

Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары). Великое переселение народов, войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Римская империя: от золотого века к упадку. Внешние и внутренние причины кризиса, распада и крушения Римской империи. Упадок рабовладения и переход к колонату. Перенос столицы империи в Константинополь и раскол империи. «Солдатские» императоры Западной Римской империи и ее падение.

Раздел 4. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ( 8 ч.)

Основные понятия и термины:

Родовые и соседские общины, домен, сеньор, вассал, суверен, ислам, меджлис, Коран, шариат, халиф, шииты, сунниты, дервиши, фем, иконоборчество, уния, симония, инквизиция, крестовый поход, курултай, нойоны, араты, кортесы, парламент, Генеральные штаты, Реконкиста, Жакерия, джентри, майя, ацтеки.

Персоналии:

Карл Великий, Оттон 1, Кирилл и Мефодий. Василий 2 Болгаробойца, Юстиан 1, Григорий 7, Фома Аквинский, Чингисхан, Джучи, Людовик 7, Филипп4, Вильгельм Завоеватель, Иоанн Безземельный, Карл 4, У. Тайлер, Жанна д, Арк.

Тема 10. Периодизация Средних веков. Доколумбовы цивилизации Америки( 1 ч.)

Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира. Мир глазами средневекового европейца. Доколумбовы цивилизации Америки и цивилизации Африки 1-И тыс. н.э.: особенности общественного и социокультурного развития. Проблема их исторической самобытности.

Тема 11. Исламская цивилизация

Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Тема 12. Складывание средневековой западноевропейской цивилизации ( 1 ч.)

Великое переселение народов в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации. Роль Церкви в обеспечении единства западноевропейской культуры. Возрождение имперской идеи. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах.

Тема 13. Византия (1 ч.)

Социокультурное и политическое развитие Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях. Раскол между западной и восточной ветвями христианства: причины и последствия.

Тема 14. Западная Европа в Средние века ( 2 ч.)

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Суверены и вассалы. Система повинностей крестьянства. Особенности хозяйственной жизни и торговых коммуникаций в средневековой Европе.

Рост городов и создание органов сословного представительства в Западной Европе. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки образования централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Роль Церкви в европейском обществе. Светская и церковная власть. Причины распространения ересей. Романская и готическая эстетика как образы мироощущения. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Тема 15. Азия в Средние века (1 ч.)

Китай в VIII - XIII вв. Возникновение державы Чингисхана. Монгольские завоевания и образование Монгольской империи. Индия и Китай в период монгольских и исламских завоеваний. Возвышение Османской империи. Османские завоевания.

Тема 16. Международные отношения в Средние века ( 1 ч.)

Характер международных отношений в Средние века. Феномен крестовых походов - столкновение и взаимовлияние цивилизаций. Союзы городов в международных отношениях. Столетняя война.

Тема 17. Кризис традиционного общества и начало Нового времени. Духовная жизнь европейского Средневековья ( 1 ч.)

Традиционное общество на Западе и Востоке: универсальные особенности социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Проблема уникальности европейской средневековой цивилизации. Темпы и характер развития европейского общества в эпоху Средневековья. Социально-психологический, демографический, политический кризис европейского общества в XIV-XV вв. Изменения в мировосприятии европейского человека. Предпосылки начала процесса модернизации.

Раздел 5. НОВОЕ ВРЕМЯ: ЭПОХА МОДЕРНИЗАЦИИ ( 17 ч.)

Основные понятия и термины

Мануфактуры, огораживание, Возрождение, секуляризация, сикхи, пресвитериане, пуритане, диггеры, меркантилизм, общественный договор, луддизм, фактории, якобинцы, жирондисты, термидорианский режим, танзимат, чартизм, колония, консерватизм, либерализм, марксизм, анархизм, утопический социализм.

Персоналии: Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф. магеллан. Д. Алигьери, Ф. Петрарка, Э. Ротердамский, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Я. Гус. М. Лютер, Н. Коперник, Д. Бруно, Карл 1, О. Кромвель, Вольтер. Дидро, Б. Франклин, Д. Вашингтон, Г. Нельсон, А. Веллингтон, Д. гарибальди, Ф. Иосиф, С. Боливар, И. ньытон, М. Фарадей, Ч. Дарвин, Д. Дефо, И. Гете. Ф. Шиллер, Д. Байрон, О. Бальзак, В. Гюго.

Тема 18. Понятие «Нового времени» ( 1 ч.)

Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Тема 19. Великие географические открытия и зарождение капиталистических отношений

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества.

Социально-психологические, экономические и технологические факторы процесса модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма.

Тема 20. Изменение духовного облика Европы ( 1 ч.)

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества. Влияние католицизма и протестантизма на политическую культуру общества, социальную психологию, эстетическое мировосприятие.

Тема 21. Просвещенный абсолютизм и буржуазные революции ( 5 ч.)

От сословно-представительных монархий к абсолютизму - эволюция европейской государственности, ее идеологических и правовых основ. Формы абсолютизма. Возникновение концепции государственного суверенитета.

Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания. Буржуазные революции XVII-XIX вв. в Европе: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Война за независимость в Северной Америке.

Тема 22. Просвещение ( 1 ч.)

Философско-мировоззренческие основы Просвещения. Романо-германская и англосаксонская правовые традиции. Формирование конституционализма как правовой идеологии и системы правоотношений. Становление гражданского общества.

Тема 23. Индустриальное общество ( 1 ч.)

Технический прогресс в XVIII - середине XIX в. Промышленный переворот в Англии. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Утверждение классовой модели социализации личности. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности в индустриальном обществе. Зарождение социальной политики.

Тема 24. Общественно-политическая и духовная жизнь в Новое время ( 1 ч.)

Развитие идеологического пространства индустриального общества: классические доктрины либерализма, социализма, консерватизма, анархизма.

Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Мировосприятие человека индустриального общества. Становление классической научной картины мира - от научной революции XVII в. к торжеству позитивизма в XIX в.

Культурное и философское наследие Нового времени.

Тема 25. Основы теории модернизации ( 2 ч.)

Предпосылки формирования в европейских странах различных моделей перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особенности динамики развития стран «старого капитализма» и стран «запаздывающей модернизации». «Периферия» евроатлантического мира.

Тема 26. Азия в Новое время (2 ч.)

Государства Азии в эпоху европейского Нового времени. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах.

Тема 27. Международные отношения в Новое время ( 3 ч.)

Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX в. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Вестфальская система и зарождение международного права. Венская система и первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира.

11 класс

ЧАСТЬ I. МИР В ИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ: КОНЕЦ XIX - СЕРЕДИНА XX ВЕКА ( 16 ч.)

Раздел 1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И НОВЫЙ ЭТАП ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ( 1 ч.)

Тема 1. Ускорение развития науки и естествознания ( 1 ч.)

Причины ускорения научно-технического развития. Революция в естествознании и создание ядерного оружия. Циклы и закономерности социально-экономических перемен и этапы исторического развития. Три технологических переворота и их особенности.

Персоналии: В.К. Рентген, Д. Томас, М. Планк, Э. Резерфорд, Н. Бор, А. Эйнштейн, П. Дирак, В. Гейзенберг, Ф. Жолио-Кюри, Э. Ферми, 0. Ган, Ф. Штрасман, Н.Д. Кондратьев.

Опорные понятия и термины: лаборатории, военное соперничество, качественное расширение горизонтов научных знаний, Манхэттенский проект, «длинные волны» экономического развития, структурный кризис, технологический переворот, формирование новых социальных отношений, революция на международном рынке, паровые машины, производство электроэнергии, «общество потребления», высокие и информационные, энерго- и ресурсосберегающие технологии, автоматика и робототехника, интеграционные процессы, глобализация, нанотехнологии.

Тема 2. Второй технологический переворот и становление индустриального производства

Овладение производством электроэнергии, новые конструкционные материалы, развитие транспорта, радиоэлектроники, успехи медицины. Развитие и совершенствование производства, переход к массовому выпуску продукции. Появление монополий и их типы. Слияние банковского капитала с промышленным.

Персоналии: С. Томас, Э. Ленуар, К. Бенц, Г. Даймлер, Д. Данлоп, братья Райт, И.И. Сикорский, Г. Юнкере, В. фон Браун, А.С. Попов, Г. Маркони, А. Флеминг, Ф. Тейлор.

Опорные понятия и термины: конструкционные материалы, двигатель внутреннего сгорания, авиация, реактивная авиация, ракетная техника, радиоэлектроника, телевидение, конвейерное производство, научно-технический прогресс, конкурентоспособность, монополия, картель, синдикат, трест, акционерное общество, акции, дивиденды, контрольный пакет акций, биржа, концерн.

Раздел 2. МИР НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА ( 5 ч.)

Тема 3. Модернизация в странах Европы, США и Японии ( 1 ч.)

Страны первого эшелона модернизации (Великобритания и ее «белые» доминионы, США, Франция, Нидерланды, Бельгия, Швеция) и особенности их развития. Предпосылки ускоренной модернизации Германии, России, Италии, Австро-Венгрии и Японии. Роль государства и зарубежных инвесторов в ее осуществлении. Итоги модернизации: изменение удельного веса индустриальных стран в мировой экономике.

Опорные понятия и термины: машиностроение, модернизация, органичное развитие, ускоренное развитие, социально-экономические предпосылки, протекционистская политика.

Тема 4. Обострение противоречий мирового развития в начале XX века ( 1 ч.)

Мировые экономические кризисы и обострение державного соперничества. Борьба за рынки, ресурсы и сферы влияния. Геополитические теории и их роль в обосновании великодержавных претензий. Гаагские международные конференции. Германо-французские противоречия, обострение Балканского вопроса. Создание военно-политических союзов.

Персоналии: Ф. Ратцель, Р. Челлен, Х.Д. Маккиндер, А. Мэхэн.

Опорные понятия и термины: мировые экономические кризисы, единство мирового рынка, демпинговые цены, пошлины, колониальная экспансия, сферы влияния, конкуренция, геополитика, «хартлэнд», германо-французское соперничество, реванш, военно-политические блоки, Антанта, Центральные державы.

Тема 5. Завершение колониального раздела мира. Колониальные империи

Исследование и завершение колонизации Африканского континента. Покорение Судана Великобританией, англо-бурская война. Колониальные завоевания Франции, Германии и Италии. Особенности колониальных империй европейских стран. Колониальная экспансия Японии и США. Японо-китайская война 1894-1895 годов, испано-американская война 1898 года.

Персоналии: Д. Ливингстон, Г.М. Стэнли, М. Ахмед, У. Мак-Кинли.

Опорные понятия и термины: махди, колониальная империя, доминион, протекторат.

Тема 6. Пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки ( 1 ч.)

Влияние колониализма на развитие стран Азии и Африки. Антиколониальные движения в государствах Востока. Индийский национальный конгресс и его тактика. Революция 1911-1913 годов в Китае. Младотурецкая революция в Османской империи. Формирование предпосылок модернизации в колониальных и зависимых странах Азии. Особенности развития стран Латинской Америки. Революция 1910-1917 годов в Мексике.

Персоналии: Сунь Ятсен, М. Ганди, Юань Шикай.

Опорные понятия и термины: неравноправные договора, государственное банкротство, доктрина «открытых дверей», общинное земледелие, натуральное хозяйство, товаро-денежные отношения, «боксерское» восстание, моджахеды, интервенция, кампания гражданского неповиновения, Гоминьдан, Младотурецкая революция, доктрина Монро, латифундия.

Тема 7. Державное соперничество и Первая мировая война ( 2 ч.)

Причины и характер войны в Европе. Кампания 1914 года и просчеты ее планирования. Превращение войны в мировую. Боевые действия в 1915-1917 годах и истощение воюющих стран. Революция 1917 года в России и вступление в войну США. Капитуляция Германии и ее союзников.

Персоналии: Ф.Ф. Габсбург, Г. Принцип, Николай II, Вильгельм II, Р. Пуанкаре, С.Д. Сазонов, А. фон Шлиффен, А.А. Брусилов, В. Вильсон.

Опорные понятия и термины: ультиматум, национально-патриотические настроения, битва на реке Марне, отравляющие газы, Гаплипольская операция, Ютландское сражение, битва на Сомме, форт Верден, Брусиловский прорыв, пацифизм.

Раздел 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ( 1 ч.)

Тема 8. Социальные отношения и рабочее движение ( 1 ч.)

Изменения в социальной структуре общества с наступлением индустриальной эпохи, рост городов. Формы социальных отношений и их национальная специфика. Структура рабочего класса и развитие профсоюзного движения. Становление социал-демократического движения. Появление ревизионистского и революционного течений в социал-демократии.

Персоналии: К.Маркс, Ф. Энгельс, Э. Бернштейн, К. Каутский, 0. Бауэр, Л. Мартов, В.И. Ленин, К. Цеткин, Р. Люксембург, К. Либкнехт.

Опорные понятия и термины: социально ориентированная рыночная экономика, авторитарные и тоталитарные режимы, противоречия индустриального общества, социальное партнерство, социальный конфликт, социальная конфронтация, система пожизненного найма, Британский конгресс тред-юнионов, Международный секретариат профсоюзов, Международная федерация профсоюзов, рабочая аристократия, I Интернационал, II Интернационал, Комитет рабочего представительства, Лейбористская партия, ревизионизм.

Тема 9. Марксизм, ревизионизм и социал-демократия. Реформы и революции в общественном развитии.

Обострение противоречий между ревизионистскими и революционными фракциями социал-демократии. Их отношение к Первой мировой войне и революции 1917 года в России. Создание Коминтерна и раскол профсоюзного движения. Углубление конфликта между коммунистами и социал-демократами в 1920-е -начале 1930-х годов.

Опорные понятия и термины: казус Мильерана, монополистический капитализм, империализм, III Коммунистический интернационал (Коминтерн), Социалистический рабочий интернационал, Амстердамский интернационал профсоюзов, Международная организация труда, Красный интернационал профсоюзов (Профинтерн).

Раздел 4. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН ( 3 ч.)

Тема 10. Эволюция либеральной демократии ( 1 ч.)

Демократизация общественно-политической жизни и рост активности гражданского общества в странах Запада в конце XIX - первой половине XX века. Расширение роли государства в социальных отношениях. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта в США и рост масштабов вмешательства государства в экономику. Кейнсианство - теория социально ориентированного либерализма. Развитие консервативной идеологии в XX веке.

Персоналии: Д. Ллойд-Джордж, Д. Джолитти, Ф.Д. Рузвельт, ДМ. Кейнс.

Опорные понятия и термины: гражданское общество, институты гражданского общества, благотворительность, социальная ответственность, социальная политика, антитрестовские законы, Великий кризис 1929-1932 годов, социально ориентированная рыночная экономика.

Тема 11. Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен XX века ( 2 ч.)

Идеология фашистских партий: общее и особенное в Германии и Италии. Установление фашистского режима в Италии. Приход к власти А. Гитлера в Германии. Особенности внутренней политики гитлеровского режима. Завоевательная программа фашизма и холокост. Тоталитарная диктатура и ее признаки. Полемика вокруг концепции тоталитаризма в современной науке.

Персоналии: Б. Муссолини, М. Хорти, Й. Антонеску, А. Гитлер, Г. Гиммлер, Р. Розенберг, П. Дракер, К. Фридрих, 3. Бжезинский.

Опорные понятия и термины: национализм, расизм, бремя «белого человека», арийская раса, популизм, штурмовые отряды, чернорубашечники, корпорации, Большой фашистский совет, Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП), чрезвычайные полномочия, концлагеря, гестапо, «ариизация» экономики, гетто, холокост, экономика мобилизационного типа.

Раздел 5. МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 1920-1940-е ГОДЫ ( 6 ч.)

Тема 12. Проблемы войны и мира в 1920-е гг. Милитаризм и пацифизм ( 1 ч.)

Зарождение конфликта между странами Антанты и Советской Россией. Мирный план В. Вильсона и учреждение Лиги Наций. Создание Версальско-Вашингтонской системы. Пацифистские настроения в странах Европы 1920-х годов. Советский Союз и Коминтерн на международной арене.

Персоналии: В. Вильсон.

Опорные понятия и термины: «14 принципов» В. Вильсона, Лига Наций, международные санкции, изоляционизм, Рейнский гарантийный пакт, пакт Бриана-Келлога.

Тема 13. Ослабление колониальных империй в межвоенные годы.

Политика расширения колониальных империй после Первой мировой войны. Национально-освободительные движения в колониальных и зависимых странах Азии и Северной Африки. Значение поддержки СССР Турции, Ирана и Афганистана в борьбе с колонизаторами. Революция 1925-1927 годов и гражданская война в Китае.

Персоналии: Аманулла-хан, Реза-хан Пехлеви, М. Кемаль (Ататюрк), Чан Кайши, Мао Цзэдун, Пу И.

Опорные понятия и термины: мандатная система, туземные войска, Национально-революционная армия, Северный поход.

Тема 14. Международные отношения в 1930-е годы ( 1 ч.)

Очаги военной опасности в Азии и Европе. Теория и практика создания системы коллективной безопасности в Европе. Политика умиротворения агрессоров. Гражданская война в Испании 1936-1939 годов и ее международные последствия. Мюнхенское соглашение и советско-германский пакт о ненападении.

Персоналии: Л. Барту, Александр I Карагеоргиевич, Н. Чемберлен, Ф. Франко.

Опорные понятия и термины: система коллективной безопасности, англо-германское морское соглашение, Испанская фалангу, Народный фронт, Антикоминтерновский пакт, Мюнхенское соглашение, конфликт на реке Халхин-Голе, секретный протокол, невоюющий союзник.

Тема 15. От европейской к мировой войне ( 1 ч.)

Начальный этап Второй мировой войны (1939-1940). Разгром Польши. Советско-финская война. Поражение Франции. Советско-германские отношения в 1939-1941 годах. Нападение Германии на СССР. Создание антигитлеровской коалиции. Нападение Японии на США.

Опорные понятия и термины: вермахт, «странная война», Тройственный пакт, план «Барбаросса», антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, Атлантическая хартия, Перл-Харбор.

Тема 16. Антигитлеровская коалиция и ее победа во Второй мировой войне ( 3 ч.)

Перелом в ходе войны. Боевые действия в Средиземноморье, бассейне Тихого океана. Открытие второго фронта. Освобождение Восточной Европы. Движение Сопротивления и его роль в войне. Разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии. Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции о послевоенном мирном урегулировании. Итоги Второй мировой войны. Роль Советского Союза в войне. Создание ООН.

Персоналии: И.Б. Тито, И.В. Сталин, Ф.Д. Рузвельт, У. Черчилль, Г. Трумэн.

Опорные понятия и термины: Декларация 26 государств, битва под Москвой, контрнаступление под Сталинградом, сражение у острова Мидуэй, Орловско-Курская дуга, второй фронт, движение Сопротивления, Организация Объединенных Наций (ООН), Совет Безопасности.

ЧАСТЬ II. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭРЫ ( 17 ч.)

Раздел 6. УСКОРЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И СТАНОВЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ( 2 ч.)

Тема 17. Технологии новой эпохи ( 1 ч.)

Развитие энергетики. Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. Достижения биохимии, генетики, медицины. Развитие электроники и робототехники.

Персоналии: А. Вейсман, Т. Морган, Д. Уотсон, Ф. Крик, А. Чакрабарти.

Опорные понятия и термины: клонирование человека, трансплантация, компьютеры, глобальные компьютерные сети, Интернет, промышленные роботы.

Тема 18. Основные черты информационного общества

Информационная революция и глобальное значение Интернета. Автоматизация и роботизация производства. Возникновение индустрии производства знаний. Концепция «информационных войн».

Опорные понятия и термины: информационное общество, информационная революция, индустрия производства знаний; интерактивность, системы автоматического проектирования, технологической подготовки и управления производством; рынок знаний, технологии «двойного назначения».

Тема 19. Глобализация мировой экономики и ее последствия ( 1 ч.)

Возникновение современных ТНК и ТНБ и их роль в мировой экономике. Социально-экономические последствия глобализации. Региональная интеграция в условиях глобализации. Взаимозависимость, сотрудничество, противоречия и конкуренция в глобализированном информационном обществе.

Опорные понятия и термины:

транснациональные корпорации (ТНК), транснациональные банки (ТНБ), международное разделение труда, транснационализация, структурная перестройка экономики, «зоны упадка», интеграция, единые экономические пространства, конкурентное сотрудничество, энерго- и ресурсосберегающие технологии, защита информации.

Раздел 7. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ ( 2 ч.)

Тема 20. Социальные перемены в развитых странах ( 1 ч.)

Раскол рабочего класса на работников перспективных и неперспективных отраслей. Служащие и «революция управляющих». Новые формы предпринимательской деятельности. Возвышение среднего класса и его характеристики. Новые маргинальные слои и маргинализация молодежи.

Опорные понятия и термины: сфера обслуживания, «синие воротнички», «белые воротнички», «революция управляющих», интеллектуальная собственность, средний класс, маргиналы.

Тема 21. Миграции населения и межэтнические отношения в информационном обществе ( 1 ч.)

Причины обострения межэтнических отношений в многонациональных государствах Запада во второй половине XX века и пути их гармонизации. Расовые и конфессиональные конфликты в Западной Европе и Северной Америке. Этнические и религиозные меньшинства в странах Запада и проблемы их ассимиляции. Доктрина мультикультурализма.

Опорные понятия и термины: Ирландская республиканская армия (ИРА), Баскония и свобода (ЭТА), общеевропейские программы помощи регионам, конфликтология, демографический фактор, трудовые миграции, рабочие-иммигранты, нелегальная иммиграция, ограничения на трудовые миграции, компактное проживание, дискриминация, косвенная дискриминация, квоты, этнический плюрализм и мультикультурализм, социальная адаптация.

Раздел 8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ( 2 ч.)

Тема 22. Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира ( 1 ч.)

Причины и предпосылки «холодной войны». «План Маршалла» и создание системы военно-политических блоков. Первые военно-политические конфликты «холодной войны», Берлинский кризис 1948 года.

Персоналии: И. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль, Д. Маршалл.

Опорные понятия и термины: образ врага, Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), Организация Североатлантического договора (НАТО), «план Маршалла», Фултонская речь, доктрина Трумэна, германский вопрос, Организация Варшавского договора (ОВД).

Тема 23. Международные конфликты конца 1940-х - 1970-х годов

Распространение «холодной войны» на Азию. Гражданская война 1946-1949 годов в Китае и образование КНР. Война в Корее 1950-1953 годов. Поиски формулы «мирного сосуществования». Карибский кризис 1962 года и его последствия. Война в Юго-Восточной Азии (1964-1973). Военное соперничество СССР и США.

Персоналии: Н.С. Хрущев, Д. Эйзенхауэр, Ф. Кастро.

Понятия и термины: локальный конфликт, освобожденные районы, маккартизм.

Тема 24. От разрядки к завершению «холодной войны» ( 1 ч.)

Итоги военного и экономического соревнования ССЙР и США. Договоры и соглашения, уменьшившие риск ядерной войны. Разрядка в Европе и ее значение. Обострение советско-американских отношений в конце 1970-х - начале 1980-х годов. «Новое политическое мышление» и завершение «холодной войны».

Персоналии: Р. Рейган, М.С. Горбачев.

Опорные понятия и термины: паритет, разрядка, договор о нераспространении ядерного оружия, Договоры об ограничении стратегических вооружений, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Стратегическая оборонная инициатива (СОИ).

Раздел 9. СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА ( 2 ч.)

Тема 25. Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия ( 1 ч.)

Становление смешанной экономики в конце 1940-х - 1950-е годы. Придание рыночной экономике социальной ориентации в 1950-1960-е годы. Методы осуществления социальной политики.

Персоналии: К. Эттли, Г. Трумэн, Дж. Кеннеди, Л. Джонсон, Л. Эрхард.

Опорные понятия и термины: смешанная экономика, «общество благосостояния», конверсия, индикативное планирование, «справедливый курс», социальные программы, «новые рубежи», «великое общество», «шведская модель», прогрессивное налогообложение.

Тема 26. Кризис «общества благосостояния», конец 1960-х - 1970-е годы

Причины кризисов в развитых странах. Левые правительства и коммунисты в Западной Европе. Новые левые и их идеология. Молодежные движения и кризис 1968 года во Франции. Леворадикальные террористические группировки.

Персоналии: Р. Гароди, Э. Фишер, Э. Берлингуэр, С. Каррильо, Д. Лукач, Э. Фромм, Г. Маркузе, Т. Адорно, Ж.П. Сартр, А. Моро.

Понятия и термины: бюджетный дефицит, экстенсивное развитие, левый радикализм, неомарксизм, маргиналы, «Красный май», «Красная армия», «Красные бригады».

Тема 27. Неоконсервативная революция 1980-х годов ( 1 ч.)

Особенности неоконсервативной идеологии. Социально-экономическая политика неоконсервативных правительств. Социальная опора неоконсерватизма. Особенности неоконсервативной модернизации в США и в странах континентальной Европы.

Персоналии: И. Кристол, Н. Подгорец, М. Новак, М. Фридмэн, М. Тэтчер, Р. Рейган, Г. Коль, Ф. Миттеран, Б. Кракси, Ф. Гонсалес.

Опорные понятия и термины: традиционные моральные ценности, децентрализация социальных программ, приватизация, налоговые льготы, структурная перестройка экономики.

Тема 28. Страны Запада на рубеже XX - XXI веков

Этапы развития и новый облик социал-демократии. Идеология современной европейской социал-демократии. США: от «третьего пути» к социально ориентированному неоконсерватизму. Старые и новые массовые движения в странах Запада.

Персоналии: У. Клинтон, Э. Блэр, А. Меркель, Д. Буш-мл.

Опорные понятия и термины: Социалистический интернационал (Социнтерн), равные стартовые возможности, «третий путь», социально ориентированный неоконсерватизм, движения гражданских инициатив, новые демократические движения, феминистское движение, экологическое движение, «зеленые», движение антиглобалистов, сетевые структуры.

Тема 29. Интеграция в Западной Европе и Северной Америке

Этапы развития интеграционных процессов в Западной и Центральной Европе. Учреждение ЕЭС и его структура. Достижения и противоречия европейской интеграции. Углубление интеграционных процессов и расширение ЕС. Интеграция в Северной Америке.

Опорные понятия и термины: Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), Всемирная торговая организация (ВТО), Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Совет Европы, Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейское сообщество по атомной энергии (ЕврАтом), наднациональные органы, Европейский парламент, Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Суд европейских сообществ, Маастрихтские соглашения, Шенгенские соглашения, ассоциированное членство, «евроскептики», Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).

Раздел 10. СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И ГОСУДАРСТВА СНГ ( 2 ч.)

Тема 30. Восточная Европа во второй половине XX века ( 1 ч.)

Переход стран Восточной Европы в орбиту влияния СССР. Советско-югославский конфликт и его причины. Первые кризисы в странах Восточной Европы. Антикоммунистическая революция в Венгрии в 1956 году. События 1968 года в Чехословакии и «доктрина Брежнева». Углубление кризиса в восточноевропейских странах в начале 1980-х годов. Перестройка в СССР и перемены в Восточной Европе. Восточноевропейские страны после социализма. Кризис в Югославии.

Персоналии: Э. Бенеш, К. Готвальд, Г. Димитров, И.Б. Тито, И. Надь, М. Джилас, Л. Колаковский, Э. Блох, А. Дубчек, Л. Валенса, В. Ярузельский, А. Квасьневский, С. Милошевич, В. Коштуница.

Опорные понятия и термины: коалиционные правительства, Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро), «Пражская весна», «доктрина Брежнева», «социализм с человеческим лицом», профсоюз «Солидарность».

Тема 31. Государства СНГ в мировом сообществе ( 1 ч.)

Образование СНГ и проблемы интеграции на постсоветском пространстве. Вооруженные конфликты в СНГ и миротворческие усилия России. Самопровозглашенные государства в СНГ. Особенности развития стран СНГ. Характер и причины цветных революций.

Персоналии: З.К. Гамсахурдия. Э.Ш. Рахмонов, С.С. Шушкевич, А.Г. Лукашенко, Л.М. Кравчук, Л.Д. Кучма, В.А. Ющенко, Ю.В. Тимошенко, М.И. Снегур, В.Н. Воронин, Н.А. Назарбаев, С.А. Ниязов, А.А. Акаев, И.А. Каримов, А.Н. Мутали-пов, А.А. Эльчибей, Г.А. Алиев, И.Г. Алиев, Э.А. Шеварднадзе, М.Н. Саакашвили.

Опорные понятия и термины: постсоветское пространство, Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), цветные революции.

Раздел 11. СТРАНЫ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ( 2 ч.)

Тема 32. Освобождение от колониализма и выбор пути развития ( 1 ч.)

Причины ослабления колониальных империй после Второй мировой войны. Формы освобождения от колониализма. Проблемы выбора пути развития государств «Юга». Социалистическая ориентация и ее особенности. Конфликты и очаги нестабильности в освободившихся государствах. Итоги первых преобразований, появление новых индустриальных стран (НИС).

Опорные понятия и термины: Британское содружество, Французское сообщество, социалистическая ориентация, новые индустриальные страны (НИС).

Тема 33. Китай и китайская модель развития

КНР после завершения гражданской войны. Перемены в советско-китайских отношениях. Внутренняя и внешняя политика КНР в 1950-1970-е годы. «Большой скачок» и «культурная революция». Прагматические реформы 1980-х годов и их итоги. Внешняя политика современного Китая.

Персоналии: Мао Цзэдун, Дэн Сяопин.

Опорные понятия и термины: «большой скачок», «культурная революция», хунвейбины, прагматические реформы, свободные экономические зоны, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Тема 34. Япония и новые индустриальные страны

Япония после Второй мировой войны: по пути реформ. Японское «экономическое чудо» и его истоки. Поиски новой модели развития на рубеже XX-XXI ве ков. Опыт развития новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур). «Второй эшелон» НИС и их проблемы.

Тема 35. Развивающиеся страны Азии и Африки ( 1 ч.)

Особенности послевоенного развития Индии, ее превращение в один из мировых «центров силы». Исламские страны: общее и особенное. Истоки единства и разобщенности исламского мира. Страны Центральной и Южной Африки: обострение проблем развития.

Опорные понятия и термины: «зеленая революция», многоукладная экономика, арабо-израильский конфликт, Организация исламская конференция (ОИК), исламская революция, фундаментализм, Африканский союз (АС).

Тема 36. Латинская Америка во второй половине XX - начале XXI века

Модернизационная политика в Латинской Америке и ее итоги. «Экономическое чудо» в Бразилии. Истоки слабости диктаторских режимов. Перонизм и демократия в Латинской Америке. Волна демократизации и рост влияния левых сил в латиноамериканских странах конца XX века. Интеграционные процессы в Латинской Америке.

Персоналии: Х.Д. Перрон, Ж. Варгас, С. Альенде, А. Пиночет, А. Стрес-снер, У. Чавес, Л. Де Сильва, Э. Моралес.

Опорные понятия и термины: «Союз ради прогресса», перонизм, МЕРКОСУР, Андское сообщество, Южноамериканский союз.

Раздел 12. МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ ( 1 ч.)

Тема 37. Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления ( 1 ч.)

Угроза распространения ядерного оружия. Международный терроризм, его особенности и истоки. Экологические проблемы. Сложный путь к обеспечению устойчиво безопасного развития человечества. Поиск модели решения проблем беднейших стран.

Опорные понятия и термины: международный терроризм, Римский клуб, природоохранные меры, устойчиво безопасное развитие, Киотский протокол, техногенные катастрофы, демографические проблемы, Окинавская хартия, «кризис цивилизации», постматериальные ценности.

Тема 38. Формирование новой системы международных отношений

Международные организации и их роль в современном мире. Проблемы становления нового миропорядка. Политика «глобального лидерства» США и ее последствия. Необходимость демократизации миропорядка на основе строгого соблюдения международно-правовых норм. Роль Российской Федерации в современном мире.

Опорные понятия и термины: Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС), Программа развития ООН (ПРООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Движение неприсоединения, Африканский союз (АС), Организация американских государств (ОАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), «Большая восьмерка», антитеррористическая коалиция, мировое лидерство.

Раздел 13. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В XX ВЕКЕ ( 3 ч.)

Тема 39. Культурная жизнь в первой половине XX века ( 1 ч.)

Опыт осмысления исторических процессов. Новое в науке о человеке и развитие философии. Изобразительное искусство и архитектура. Художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино.

Персоналии: 0. Шпенглер, А.Д. Тойнби, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Леви-Стросс, Д. Дьюи, П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген, А. Матисс, П. Пикассо, В.В. Кандинский, П. Мондриан, К.С. Малевич, С. Дали, Ле Корбюзье, Р. Киплинг, У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, С. Цвейг, А. де Сент-Экзюпери, А. Конан Дойль, Ж. Берн, М. Пруст, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Уэллс, А. Барбюс, Р. Роллан, Г. Лорка, П. Неруда.

Опорные понятия и термины: локальная цивилизация, иррационализм, коллективное бессознательное, архетипы, импрессионизм, постимпрессионизм, модерн, примитивизм, футуризм, дизайн, критический реализм, психологический реализм, интеллектуальный реализм, экспрессионизм, экзистенциализм, социальная антиутопия, социалистический реализм.

Тема 40. Духовная жизнь после Второй мировой войны

Новые теории общественного развития. Церковь и общество в XX - начале XXI века. СМИ и массовая культура. Новые направления в искусстве второй половины XX века. Контркультура и культура молодежного бунта. Подъем национальных культур.

Персоналии: Д. Кейнс, Й. Шумпетер, М. Фридман, Д. Гэлбрейт, У. Ростоу, Э. Тоффлер, Д. Истон, Г. Алмонд, Т. Парсонс, М. Дюверже, Д. Сартори, Э. Фромм, Д. Белл, С. Липсет, Р. Арон, Ж. Деррида, Ж. Бодрияр, Иоанн Павел II.


3.Тематическое планирование по предмету «Всеобщая история»

17

11 класс

33

Часть I. Мир в индустриальную эпоху: конец XIX - середина XX века.

16

Раздел 1. Научно - технический прогресс и новый этап индустриального развития.

1

Раздел 2. Мир на рубеже XIX -XX веков. Первая мировая война.

5

Раздел 3. Теория и практика общественного развития.

1

Раздел 4. Политическое развитие индустриальных стран.

3

Раздел 5. Мировое развитие и международные отношения в 1920 -1940 -е гг.

6

Часть II . Человечество на рубеже новой эры.


17

Раздел 6. Ускорение научно - технического прогресса и становление глобального информационного общества.

2

Раздел 7. Социальные и этнические процессы в информационном обществе.

2

Раздел 8. Международные отношения после Второй мировой войны.


3

Раздел 9. Североатлантическая цивилизация во 2 половине XX - начале XXI века.

2

Раздел 10. Страны Восточной Европы и государства СНГ.

2

Раздел 11. Страны Азии, Африки и Латинской Америки: проблема модернизации.

2

Раздел 12. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий.


1

Раздел 13. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в XX веке.

3

3.Требования к уровню подготовки учащихся:

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

В рабочую программу внесены авторские замены и дополнения.

По темам и разделам составлены презентации, таблицы и приготовлен раздаточный материал: схемы, таблицы, обучающие тексты, тесты.

Рабочая программа Всеобщая история 10-11 класс

© 2010-2022