Технологическая карта урока по истории Древнего мира 5 класс Военные походы фараонов

В данной разработке подробно расписана деятельность как учителя, так и ученика. Поставлены цели и задачи урока. В карте прописаны все виды деятельности и содержится дидактический материал, который потом можно размножить для всего класса. Эта технологическая карта будет хорошим подспорьем для подготовки урока для учителя истории, так как сегодня очень актуально использовать на уроках технологические карты.Также в карет содержится пример работы с историческим документом и примерные ответы учащихся...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по истории Древнего мира 5 класс на тему: военные походы фараонов.

Цели урока:1. Создать обобщённое представление о причинах, ходе и значении военных походов фараонов;

2.Заложить основы знаний и умений анализа текста первоисточника;

3.Создать условия для становления эмоционально-ценностного отношения к завоеваниям других народов.

Дидактический материал: Учебник « История Древнего мира, 5 класс», рабочая тетрадь ,географическая карта « Древний Восток», Хрестоматия по истории Древнего мира, карточки с заданиям.

Этап урока

Методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Здравствуйте , ребята! Я очень рада вас видеть, садись. Староста, скажите кто сегодня отсутствует?

Приветствуют учителя, староста называет отсутствующих.

II.Опрос

Выполнения заданий по карточкам в устной и письменной форме,

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Сейчас я раздам вам карточки с вопросами, а вы должны мне будите на них ответить ,вспомнив материал прошлого урока.

КАРТОЧКА №1

Сравни условия жизни землевладельцев, ремесленников и вельмож.

Для этого вспомни:

*Кого называли ремесленниками?

*Какие ремесла были развиты в Древнем Египте?

*В каких условиях трудились земледельцы, ремесленники?

*Чем занимались вельможи?

*Что имели вельможи и ремесленники?

Сделай вывод.

Учитель раздаёт индивидуальные карточки, задания выполняются письменно в тетради :

Задача № 1 (письменно 3 человека).

В поучении отец наставляет сына: «Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будеттам нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».

- Чему учит отец сына? Как, по его мнению, можно стать писцом?
Почему должность писца в Египте считалась очень почетной?

Задача № 2 (письменно 3 человека).

Прочитайте отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответьте на вопросы.

Я - раб царя. С восхода до заката

Среди других свершаю тяжкий труд

И гнус гнилой - единственная плата

За стон, за пот, за тысячи минут.

Я - раб царя, и жребий мой безвестен;

Как тень зари исчезну без следа.

Меня с земли судьба сотрет, как плесень;

Но след не минет скорбного труда,

И простоит близ озера Мерида

Века веков святая пирамида.

- О чем идет речь в этом стихотворении? Что прославлял его автор?
Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки?

Учитель собирает индивидуальные задания на проверку.

Ответ учащегося:

В Древнем Египте существовало очень много разных ремесел: горшечники, строители, ткачи, медники. Люди, которые занимались изготовлением чего-либо, назывались ремесленниками. Все они жили в простых жилищах. Вельможа помогал фараону. Носил его сандалии, мог судить людей, подавлять восстания. Он был богатым человеком. Таким образом, вельможи и простые ремесленники жили в разных условиях. Одни (ремесленники и земледельцы) содержали других - вельмож и фараонов.

Примерный ответ на задачу№1:(Должность писца была очень популярна в Древнем Египте, так как писец вел учет налогов, которые должны были сдавать в казну простые египтяне. Он был помощником вельмож и фараонов).

Примерный ответ учащегося на задачу № 2:(Автор прослав­ляет труд простого человека, который строит такие памятники, ко­торые будут стоять века...)

III.Новая тема.

План изучения новой темы:

1.Вооружение египетского войска.

2.Походы египетских фараонов.

3.Цели и последствия походов Тутмоса III.

1.Вооружение египетского войска.

Подготовка сообщения по тексту учебника о вооружении египетского войска.

Работа с картой.

Итак, мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, вельможи - все подчинялись фараону.Самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

Откройте учебник на стр 45-48 и посмотрите, чем были вооружены египетские войны.

Откройте учебник на стр44,внимательно посмотрите на легенду карты и ответь мне на следующие вопросы:

-Каким знаком обозначены походы египетских фараонов?

- На какие территории были совершены походы фараонов Египта?

- Где находится город Мегиддо?

Записывают в тетради тему урока.

Учащиеся рассказывают о вооружении египетского война , основываясь на иллюстрации в учебнике.




Ответы учащихся:

- Стрелочками;

- Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию, Финикию;

- на территории Палестины.

2.Походы египетских фараонов.

Рассказ учителя и работа по историческому документу.

Рассказ учителя.

Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н. э. фараон Тутмос III, мы прочитаем документ о том, как проходила битва у города Мегиддо.

Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенной своим боевым оружием «...» И враги увидел и, что его величество одолеет их, и бе­жали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросали своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их с помощью одежд втаскивали в этот город «...» И вот, если бы войско его величества не возы­мело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг «...»

Тогда были захвачены их лошади и золотые и серебряные колесницы «...» Их ратники лежали, простершись на спине, как рыбы, а победоносное войско его величества считало свое достояние «...» И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы. И они достави­ли добычу, взятую ими: 340 пленных, 83 руки (египтяне убитым врагам от­рубали руки в знак доблести), 2041 лошадь, 191 жеребенок, 6 жеребцов … молодых коней, 1 колесница, отделанная золотом, 897 колесниц его жалкого войска, 200 броней его жалкого войска, 502 лука, а также 387 голов (какого-то скота), 1929 быков, 2000 коз и 20500 овец, 1796 рабов и рабынь, чаши из ценного камня и золота...






















































































3. Цели и последствия походов Тутмоса III.

Ответы на вопросы по прочитанному тексту

( Проверка слуховой памяти), чтение текста учебника,

Ребята вы прослушали текст, который я вам прочитала и мы с вами переходим к нашему третьему вопросу плана.

Ответь мне,пожалуйста на вопросы:

1.С какой целью фараоны совершали свои военные походы в другие страны? Ответ подтвердите цитатой из документа.

2. Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские воины?

3. Кому воздавали хвалу воины Египта?

4. Кому они приносили награбленное?

5. Как распределял награбленное имущество фараон?

6. Какой характер носили войны?

Давайте с вами обратимся к тексту учебника на стр 47-48, прочитаем его и сделаем выводы.

Примерные ответы учащихся:

1.(«...И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов...»)

2. оружие, коней, скот, рабов и, конечно, золотые и серебряные вещи...)

3(своему фараону).

  1. (своему фараону).

  2. (ему и вельможам доставалось практически все, а простые воины ничего не получали.)

  3. (грабительский, несправедливый).

Учащиеся читают текст по цепочке.

IV.Закрепление

Решить задачу, задание для любознательных

Решить задачу.

По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча - множество пленников. Почему пленники считались главной добычей на войне?

Задание для любознательных!

Кто из известных тебе военачальников прошлого пос­тупал иной раз так же, как и Тутмос III в битве под Ме­гиддо: Александр Македонский, Ганнибал, персидский царь Дарий II, римский полководец Ка­милл, Цезарь, Дмитрий Донской, Петр I, Румянцев, Суворов, Кутузов, Наполеон, Багратион, Барклай де Толли, Скобелев, Брусилов, Деникин, Колчак?

Ответ учащихся:

Пленники становились рабами, то есть полностью принадлежали хозяину. Они могли трудиться, что-то создавать, обогащать хозяина, при этом, платить им было не нужно).

Учащиеся высказывают свои варианты ответа.

V.Домашнее задание

Ребята ,давайте запишем домашнее задание в дневники: Параграф 9, Работа по контурной карте. . Рабочая тет­радь по истории Древнего мира. Выпуск 1. С. 24, задание 28.

Записывают домашнее задание в дневник.

VI.Оценивание.

Учитель ставит оценки за урок, благодарит всех за работу на уроке.

До свидания!

© 2010-2022