• Преподавателю
  • История
  • Конспект интегрированного урока на тему: Изображение Отечественной войны 1812 г. в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Конспект интегрированного урока на тему: Изображение Отечественной войны 1812 г. в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Губернаторская кадетская школа-интернат МЧС»


Изображение Отечественной войны 1812 г. в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»


Конспект интегрированного урока

10 класс









Преподаватель истории

Черкасова Н.В.

Преподаватель русского

языка и литературы

Мухопад Г.А.












Кемерово, 2016 г.


ТЕМА: «Изображение Отечественной войны 1812 г. в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».


ЦЕЛЬ: Показать Отечественную войну 1812 года с точки зрения Л.Толстого изложенной в романе «Война и мир» и с точки зрения исторической науки.

ЗАДАЧИ:

1.Научить соотносить исторический факт с изображением его в художественной литературе.

2.Развивать монологическую речь кадет, их эмоциональную сферу.

3.Формировать навыки работы с текстом, с картой.

4.Способствовать формированию патриотических чувств кадет, гордости за русскую армию.

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: интегрированный, объединяющий в себе историю и литературу.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, письменная работа.

Материальное обеспечение урока:

1. Проектор;

2. Слайды Power Point;

3. DVD - «Война и мир»;

4. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир » т.3

Время проведения: 2 часа







ХОД УРОКА

I этап. Организация начала урока.

В «Войне и мире» я любил мысль народную, вследствие войны.

Л.Н.Толстой

Каждый исторический факт нужно объяснять человечески.

Л.Н.Толстой


ПЛАН УРОКА


  1. Причины Отечественной войны 1812 года.

  2. Бородинское сражение и его изображение в романе Л.Н.Толстого.

  3. Итоги Бородинского сражения.

  4. Партизанская война.

  5. Итоги Отечественной войны 1812 года.

  6. Антивоенная направленность романа и ее актуальность в современном мире.

II этап . Подготовка кадет к восприятию темы.

Преподаватель литературы

Обращает внимание кадет на эпиграфы, на связь истории и литературы. Ребята приводят примеры, как исторические события находят отражение в литературе (например, эпоха Петра I отражена в романе А.Толстого «Петр I», события Отечественной войны 1812г. в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» и др.)

Вот и мы сегодня на нашем уроке посмотрим на великое эпохальное явление - Отечественную войну 1812 года с точки зрения художника, великого писателя Л.Толстого и с позиции исторической науки, исторического факта.

Как человечески увидеть, понять, осмыслить великий подвиг русского народа в войне против Наполеоновской армии.

Преподаватель истории

Наш урок - интегрированный, знания по истории помогут вам глубже понять роман, а литература ярче увидеть исторические события.

Цель нашего урока - показать Отечественную войну 1812 года с точки зрения Л.Толстого, изложенной в романе и с точки зрения исторической науки.

Записывается тема и план урока.

III этап. Изложение нового материала.

Преподаватель истории

Фронтальная беседа. Вопросы.

1.Что такое война с исторической точки зрения?

Война - сложное общественно-политическое явление, охватывающее не только столкновение вооруженных сил, но и борьбу в области политики, экономики, идеологии. Определение войны, соотношение сущности войны с пониманием её как средства решения политических проблем дали немецкий философ Г.Гегель(1770-1831) и его соотечественник военный теоретик К.Клаузевиц (1780-1831): «Войсками пользовались для достижения особых целей политики…»(Г.Гегель); «Война есть продолжение государственной политики иными средствами…» (К.Клаузевиц).

Знаменитый немецкий историк Г.Трейчке (1834-1896)вслед за Г.Гегелем объяснял, что «Война есть не только политическая необходимость, но и теоретическая неизбежность, логический вывод».

Современное определение войны состоит в том, что она есть особое состояние общества, выражающееся в продолжении политики государствами, коалициями государств и крупными группировками (силами) средствами вооруженного насилия.

2.Какие бывают войны?

Кадеты называют мировые, гражданские, религиозные, отечественные.

По характеру войны делятся на справедливые и несправедливые, освободительные и захватнические

3.Каковы причины войны 1812 года?

Кадеты называют следующие причины:

Для Франции

1.Несоблюдение Россией континентальной блокады (торговля с Англией на нейтральных американских судах, через территорию России английские товары широко распространялись в Германии, Австрии и Польше)

2.Январь 1810г.- указ Александра о введении нового таможенного тарифа (высокими пошлинами облагались предметы роскоши, ввозимые в Россию из Франции)

3.Неудачная попытка Наполеона свататься к Анне Павловне - сестре Александра I.

Для России

1.Огромные экономические убытки России от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба, следовательно, сокращение доходов казны, дворян, купцов).

2.Созданное под протекторатом Наполеона Герцогство Варшавское являлось удобным плацдармом для нападения на Россию.

3.Восстановление Польши Наполеоном, следовательно, угроза целостности русской границы, опасность отторжения Литвы.

4.Протесты со стороны Наполеона принимают оскорбительную форму.

5.Падение авторитета Александра I. Российское общество смотрело на Александра как на вассала Наполеона.

Историческая справка. (1) Выступление учащегося о подготовке к войне, комплектовании и составе французской и русской армий, соотношение сил.

С 1810г. Франция и Россия начали подготовку к войне. В июне 1812г. на русской границе была сосредоточена французская армия, численностью 678 тыс.(включая резервы). Перешли границу 448 тыс. воинов, которые и приняли участие в боевых действиях на российской территории. Ядром французской армии являлась старая гвардия(10 тыс. человек).

Общая численность русской армии 700тыс.человек(включая казаков и ополчение)

Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вто­рую половину составляли войны покоренных народов Европы, т. е. армия «двунадесяти языков». Скомплектованная по принудитель­ному принципу - жажде славы и денег, она теряла свою надеж­ность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воин­ская повинность, т. е. все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми.

Русская армия в отличие от французской комплектовалась путем рекрутской повинности, т. е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужского насе­ления страны не были обучены военному делу.

Кадеты делают выводы о том, какая армия была лучше подготовлена к войне.

Качество французского вооружения было лучше русского: ружья лучше поддавались ремонту, части ружей были взаимозаменяемы. Лафет в артиллерийских орудиях опирался на металлические оси, что позволяло французам передвигать их с большой скоростью. Командовали армией опытные маршалы: Богарне, Удино, Даву, Ней, Мюрат и др.

Российская промышленность производила больше боеприпасов и вооружения, чем французская, но по качеству оно уступало французскому вооружению. Имея значительное превосходство в артиллерии, русские солдаты испытывали немало трудностей при передвижении орудий на деревянных осях, которые часто ломались. Русские солдаты отличались военной выучкой, доблестью и стойкостью. Командный состав был не менее опытным, чем французский. Среди талантливых военачальников 1812г.: М.Б.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.С.Дохтуров и др.

Каковы были планы сторон?

(кадеты называют цель Наполеона - не захват и порабощение России, а разгром основных сил русских войск в ходе кратковременной компании и заключение нового, более жесткого, чем Тильзитский, мирного договора, который бы обязывал Россию следовать в фарватере французской политики.

План России - отказ от генеральных сражений в начальный период войны, сохранение армии, ослабление военного потенциала армии Наполеона и в конечном итоге его поражение.

Историческая справка (2)

Сообщения кадет о командующих русской армии. (Слайд №4)

М.Б. Барклай-де-Толли.

П.И. Багратион.

А.П. Тормасов.

(материалы прилагаются)

Преподаватель истории

Несмотря на достоинства названных полководцев, главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов

Историческая справка (3)

Сообщение кадета о фельдмаршале Кутузове. (Слайд № 5)

(материалы прилагаются)

Преподаватель истории

Почему Александр I назначил Кутузова главнокомандующим?

Преподаватель литературы

А теперь обратимся к Л.Толстому, каким он увидел М.Кутузова и в чем увидел причину его назначения главнокомандующим. (Роман т.3 стр.174)

Преподаватель истории

Центральным событием Отечественной войны 1812 года стало Бородинское сражение.

Рассмотрите карту-схему «Бородинское сражение» (Слайд № 6- карта). Попытайтесь, не привлекая учебник и опираясь только на карту(«читая карту»), объяснить выбор данной позиции Кутузовым.

Вопрос о численности войск на Бородинском поле является дискуссионным. Ряд историков при подсчете сил русской армии принимают во внимание только численность регулярных частей. Другие прибавляют численность казаков и ополченцев. В армии Наполеона находилось 15тыс. нестроевых солдат. Этот факт также влияет на подсчеты историками численности французской армии. Силы в какой-то степени, были равны: 150-157тыс.солдат со стороны русских и 130-134 тыс. со стороны французов.

Преподаватель литературы

А как Л.Толстой показывает Бородинское поле ? (текст с.225 )

Какие художественные средства использует при описании ?

Чьими глазами Л.Толстой показывает Бородинское поле?

( Кадеты говорят о красоте Бородинского поля, которое показывает автор глазами Пьера, называют художественные средства, используемые автором, например, эпитеты, сравнения. Л.Толстой показывает Бородинское сражение глазами Пьера Безухова.

Почему Толстой показывает Бородинское сражение глазами абсолютно гражданского человека, Пьера Безухова?

(Кадеты говорят об объективности взгляда гражданского человека, тем более такого нравственного как Пьер Безухов).

Что увидел Пьер, когда ехал из Можайска на Бородино? ( текст с.189-191) (раненые и песельники, ополченцы в белых рубахах. «всем народом навалиться хотят».

Какое символическое значение имеет сцена молебна? (текст с.194)

( молебен как символ единения всего народа)

Князь Андрей об исходе сражения?

(успех зависит от того чувства, которое есть у каждого)

Пьер во время сражения находился на батарее Раевского (кинофрагмент)

Что увидел Пьер на батарее Раевского? (текст с.230-235)

Какие качества народа проявились в этом сражении? Какие чувства вызвали у вас эти эпизоды?

(кадеты самостоятельно делают выводы и записывают в тетрадь)

Преподаватель истории

Генерал Н.Н.Раевский один из множества реальных героев в романе.

Историческая справка (4).

Сообщение кадета о генерале Раевском Н.Н. . (Слайд № 7)

(материалы прилагаются)

Преподаватель истории

В Отечественной войне 1812 года и в Бородинском сражении отличились офицеры получившие в свое время кадетское образование. Среди них:

Глинка Фёдор Николаевич

Дорохов Иван Семёнович

Засядко Александр Дмитриевич

Козен Пётр Андреевич

Курута Дмитрий Дмитриевич

Кутузов Михаил Илларионович

Пестель Павел Иванович

Писарев Александр Александрович

Сеславин Александр Никитич

Толстой Фёдор Петрович

Фигнер Александр Самойлович

Кадеты выступают с краткими сообщениями и делают запись в тетрадь.

(Слайд № 8)

(материалы прилагаются)

Преподаватель истории

Говоря о Бородинском сражении нельзя не сказать о военачальниках - фельдмаршале М.И.Кутузове и императоре Наполеоне.

Кутузов уже был представлен в исторической справке.

Историческая справка (5)

Сообщение кадета о Наполеоне Бонапарте. (Слайд № 9)

(материалы прилагаются)

Преподаватель литературы

Как Толстой изображает Наполеона? (текст с.211)

А почему Толстой именно так изобразил Наполеона?

(Он видел в Наполеоне носителя зла)

Как подтверждение антивоенной идеи Л.Толстого - изображение поля после сражения (текст с.259)

(кадеты говорят о красоте природы, описываемой Л.Толстым до сражения и об изображении поля после него: это пожухлая трава, запах селитры как запах крови. Это уничтожение красоты и жизни.

IV этап. Промежуточное закрепление

Преподаватель истории

Итоги Бородинского сражения (Слайд № 10)

(потери, сражение генералов, две точки зрения французских и русских историков).

Кадеты говорят о том, что вопрос о потерях также является спорным и до сих пор обсуждаемым в исторической науке: число потерь колеблется от 20 до 40 тыс. у французов, от 30 до 50 тыс. у русских.

«Из 50 данных мною сражений, - говорил Наполеон, - это было сражение, в котором наиболее проявлено доб­лестей и достигнуто наименее результатов».

Историки спорят: кто победил в этой «битве гигантов»? Существуют различные оценки:

1. Победа русских войск (М.И.Кутузов)

2. Победа французских войск (Наполеон)

3. «Ничья», поскольку стороны не сумели добиться поставленных целей (современные историки)

Для ответа на этот вопрос учащимся следует вновь обра­титься к целям сторон.

Очевидно, что главных целей не добился никто. Это, однако, ничуть не принижает проявлен­ных русскими солдатами доблести и мужества. Наполеон бился против многих наций, но непобедимыми назвал толь­ко русских.

Какая точка зрения вам кажется наиболее верной, почему?

Преподаватель литературы

Итоги Бородинского сражения с точки зрения Толстого (текст, т.3 стр.261)

Преподаватель истории

Бородино - это центральное событие войны 1812 г., на котором проявились лучшие качества русских солдат и офицеров. Именно во время Отечественной войны 1812 года помимо регулярной действующей армии поднялся весь народ - началась партизанская война.

Среди руководителей армейских партизанских отрядов были как офицеры русской армии (например, Д.Давыдов, И.Дорохов, А.Сеславин, А.Фигнер, М.Фонвизин), так и простые крестьяне, люди из народа (например, Василиса Кожина, А.Четвертаков, Ф.Потапов, Г.Курин, С.Емельянов ).

Кутузов высоко ценил партизанскую войну и называл ее « малой войной».

Опыт истории говорит о большом значении партизанского движения, которое наносит серьезный урон врагу, дезорганизует его тыл, создает для вражеских армий невыносимую обстановку на оккупированной территории, поддерживает уверенность народа в конечной победе.

Именно эти стороны ярко проявились в партизанском движении в 1812г.

Преподаватель литературы

Как Толстой показывает партизанскую войну?

Какую метафору использует Л.Толстой, говоря о партизанской войне ? ( запись в тетрадь ,что такое «дубина народной войны »).

Толстой считал, что война- это проверка человека. Как эту проверку прошли любимые герои Толстого?

(кадеты говорят о пути к нравственному самоусовершенствованию Н.Ростовой, А.Болконского, П.Безухова)

V этап. Завершающий

Преподаватель истории

Какие события произошли после Бородинского сражения?

Каковы итоги Отечественной войны 1812 года?

В начале урока мы говорили о том , какие бывают войны и определили, что война 1812 года - Отечественная. Через 130 лет для нашего народа началась еще одна война, также названная Отечественной. На этой войне, как и войне 1812 года народ проявил героизм, патриотизм и мужество.

Сегодня мы говорили о героях Отечественной войны 1812г. А кого из героев - участников Великой Отечественной войны вы можете назвать?

Знаете ли вы героев - кузбассовцев?

(кадеты называют В.Волошину, Ю.Двужильного, С.Марковцева, Васильева и др).

Какие литературные произведения о войне вы знаете?

(Кадеты называют литературные произведения и их авторов, например, произведения К.Симонова, Ю.Бондарева, В.Быкова, Б.Васильева и др.)

Преподаватель литературы

Эти авторы, как и Л.Толстой, в своих произведениях прославили мужество, героизм нашего народа, показали, как проверяет людей война. Но и показали какое зло приносит война миру, что это противоестественное явление.

Давайте еще раз послушает Толстого (текст с.586)

Беседа с кадетами.

О чем перешептывались звезды?

В чем актуальность проблемы?

(кадеты говорят о философии Л.Толстого, о том, что проблема мирного со существования народов актуальна и по сей день, о том, что война - это зло, противоестественное жизни человека).

VI этап . Рефлексия.

(анкета прилагается)

Преподаватель истории

Роман Л.Толстого называется «Война и мир». Мы сегодня много говорили о войне и мире. И в заключение мы хотим предложить вам ответить на вопросы анкеты и определить своё отношение к тем проблемам, которые там затрагиваются.

VII этап . Подведение итогов урока.

степень достижения цели

оценка работы кадет на уроке

VIII этап. Задание на самоподготовку.

Сочинение по литературе:

1. Изображение Отечественной войны 1812г. в романе Л.Н.Толстого «Война и мир »

2.Любимые страницы романа.

3.Мой любимый герой.

4.Смысл названия романа.

Опережающее задание по истории: подготовить информацию о тайных обществах декабристов.



Преподаватель Г. Мухопад

Преподаватель Н. Черкасова

« ___» _______2016г.


© 2010-2022