Урок по истории на тему Москва-столица Российского государства (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Москва-столица Российского государства.

Цели:

Образовательная: дать учащимся представление о Москве как о центре Российского государства, о строительстве Московского Кремля, замечательного произведения русского зодчества.

Корекционно- развивающая: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти. Развивать умение работать с иллюстрациями, анализировать и обобщать исторический материал.

Воспитательная: воспитывать у учащихся глубокое уважение к русским людям - создателям настоящих произведений искусства, пробудить у учащихся понимание и восхищение красотой русской архитектуры, воспитывать бережное отношение к историческому наследию.

Основные термины и понятия: усыпальница, надгробие, архитектор.

Оборудование и материалы: презентация « Москва- столица Российского государства», компьютер, проектор, карточки со словарными словами, пословицы, стихотворения, видеоклип ( песня О.Газманова «Москва, звенят колокола»), презентация «Виртуальное путешествие по Москва-реке на тепло-ходе».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Повторение пройденного материала

Проверка готовности учеников к уроку.

-Какую тему изучали на предыдущем уроке?

Что нового узнали?

Учитель проводит опрос, опираясь на слай- ды «КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА» в презентации «Москва - столица Российского государства»

Задания

  1. Какие сословия проживали в Российском государстве?

  2. Опишите крестьянское жилище, используя слова для справок (печь,деревянная изба, оконце, лучина,деревянная и глиняная посуда, полати, лавки, красный угол, лохань).

  3. Выберите из перечисленных предметов те, которые существовали в домах крестьян того времени (слова написаны на карточках и прикрепле-ны на доске):

Кровать стулья

Люстра полати

Чугунок лучина

Лавки кастрюля

шкаф бадья

полки подсвечник

  1. Составьте с помощью опорных предложений рассказ о быте боярина (опорные предложения на доске на карточках )

- Жили в хоромах с несколькими светлицами. Одежда из заморского сукна, бархата, шелка. Ели из золотой и серебряной посуды

5. Продолжите предложение: Дом, хо зяйственные постройки, богатая одеж да, вся утварь сделана руками…

6. Вспомните какие ремесленные про фессии существовали в Российском го сударстве?

Продолжите перечисления: зодчие, кузнецы, ткачи…

Вспоминают тему и содержание предыдущего урока «Быт прос-тых и знатных людей»

Задания выполняют индивидуально- устно.

Дают развернутый ответ.

Несколько учащихся описывают крестьянскую избу того време- ни, используя опорные слова.

Несколько учащихся выходят к доске и выбирают нужные карточки.





Дают развернутый ответ.

Задания выполняют индивидуально - устно.

Несколько учеников продолжа- ют предложение.

Продолжают перечисления про- фессий того времени.


Актуализация

знаний.


Объявление новой темы

Изучение нового материала










Вступительное слово учителя.

-Как называется главный город государства?

-Как сейчас называется столица нашего государства?

На прошлых уроках мы говорили об укреплении и расширении Российского государства. Центром объединения русских земель уже в те времена становится Москва.

Сообщение темы урока:

«Москва - столица Российского государства».

Показ на карте территории Российского госу- дарства.

- Составить дату из пропущенных в послови-цах цифр:

Один в поле не воин.(1)

Один за всех, все за одного. (1)

Конь о четырех ногах и тот спотыкается (4)

У семи нянек дитя без глаза (7)

1147 г. - год основания Москвы.

Показ на карте г. Москвы.

- Кто основал нашу столицу? (Юрий Долгору-кий)

- Чтение учеником стихотворения о древней Москве.

- На месте слияния каких двух рек построен Московский Кремль? (Москва и Неглинная).

-Почему именно такое место было выбрано для строительства Москвы?

(реки были естественной защитой при напа-дении врагов, давали людям воду, рыбу)

Рассказ учителя.

Демонстрация слайдов «Москва при Дмит-рии Донском», «Московский Кремль при Иване III», «Московский Кремль при Иване Калите»

- В чем вы видите различия на этих иллюстра- циях?

-Как выглядел Кремль в XII веке?

Задание. Подумайте, при каком князе и какие были построены стены Кремля, соедините стрелками (схема на доске на карточках).

Деревянные Иван III

Белокаменные Дмитрий Донской

Кирпичные Иван Калита

На территории Кремля построены храмы: Ус-пенский. Архангельский, Благовещенский. Чудов и Вознесенский монастыри. Колоколь- ня Ивана Великого (демонстрация слайдов).

Работа с рассказом для дополнительного чтения «Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти».

Словарная работа: архитектор

- Что построил в Москве итальянский архитек-тор?

Рассказ сопровождается дополнительными сведениями о строительстве нового Кремля.

Вопросы для беседы:

- Из какого материала строили новый Кремль?

- В честь какого события был построен собор Василия Блаженного?

- Сколько всего башен у Кремля?

- Почему Красная площадь так называется?

- Что находилось внутри Кремля? (по тексту учебника).

- Какой храм стал усыпальницей русских ца-рей?

- Какой храм стал домашней церковью рус-ских царей?

Словарная работа: усыпальница, надгробие

Работа с рассказом для дополнительного чтения «Убранство царского дворца».

- Что находилось внутри царского дворца?

Словарная работа: изразцы

- Что вешали на стены?

Первичное закрепление материала.

Вопросы для беседы:

Как выглядела Красная площадь в конце XV-XVI вв.?

-Назовите древние сооружения Московского Кремля и Красной площади, сохранившиеся до наших дней.

Задание. Игра «Третий лишний» (на карточ-ках на доске)

-убрать лишнюю карточку:

Успенский собор - Архангельский собор- Покровский собор.

Реки: Москва - Неглинная - Волга.

-Теперь вы знаете, что в Москве много хра-мов и монастырей, поэтому ее называют «златоглавая».

Посмотрите видеоклип (песня О.Газманова «Москва, звенят колокола») и полюбуйтесь красотой нашей столицы.

Рефлексия.

- Что узнали нового на уроке?

- Чем понравился урок?

Релаксация.

Просмотр презентации «Виртуальное путешествие по Москва-реке на теплоходе».

Оценка знаний учеников.

Оценка знаний учеников с комментарием.

Домашнее задание.

Прочитать текст учебника.

Составить устный рассказ об убранстве царс-кого дворца.








Отвечают на вопросы.


Записывают тему урока в тетрадь.

Следят за показом.


Составляют дату из цифр.

Следят за показом.

Дают ответ.

Слушают стихотворение.

Дают ответ.

Отвечают на вопросы.


Рассматривают изображения

на слайдах, находят различия.

Дают ответ.

Рассматривают схему, один ученик на доске выполняет задание.

Рассматривают слайды.


Записывают в тетради

Рассматривают иллюстрации.

Отвечают на вопросы.


Работают с учебником.

Рассматривают слайды.

Дают ответ.

Записывают в тетради

Работают с учебником.

Дают ответ.

Записывают в тетради

Один ученик читает указанные абзацы, остальные следят. В ходе чтения дают ответы на вопросы.

Отвечают на вопросы.


Выходят к доске и выполняют задание- убирают лишнюю карточку.

Смотрят и слушают видео-клип.

Отвечают на вопросы.

Смотрят презентацию.

Слушают оценки.

Записывают домашнее задание в дневники.







© 2010-2022