Конспект урока по истории России для 7 класса на тему Церковь и власть в 17 веке

Данный урок предназначен для учащихся 7-х классов. Урок является комбинированным, он направлен на то, чтобы учащиеся самостоятельно в процессе работы пришли к выводу о роли православной церкви в истории России. Урок содержит три определенные цели: образовательную, развивающую, воспитательную, что будет способствовать прежде всего воспитанию веротерпимости к представителям других религий., толерантности, любви к Родине, а также разовьет  умения оценивать исторические явления и анализировать их, д...
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 с углублённым изучением отдельных предметов»



Конспект урока по истории России в 7 классе

на тему:

«Церковь и власть.

Церковный раскол в 17 веке»



Подготовила

учитель истории

Ширяева Наталья Павловна

Сергиев Посад

2013 год


Эпиграф:

История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

М.Сервантес

Тип урока: комбинированный

Цели:

• Образовательная: Выявить в ходе работы причины и последствия церковного раскола; подвести учащихся к выводам о роли православной церкви в истории страны; опасностям расколов в обществе и церкви - как следствие социально-политической нестабильности общества;

Развивающая: развивать умение самостоятельной работы с фактическим материалом, документами; развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации; развивать умение высказывать свою точку зрения, аргументируя свои суждения. Способствовать становлению умения оценивать исторические явления.

• Воспитательная: показать глубину трагедии русского народа, воспитывать чувство сопереживания трагическим событиям отечественной истории. Воспитание веротерпимости к представителям других религий, патриотизма, толерантности, любви к родине.

Основные понятия: раскол, старообрядцы (раскольники).

Важнейшие даты: 1653-1655 г. - начало церковной реформы Никона; Церковный собор 1666-1667 гг.

Персоналии: патриарх Филарет, патриарх Никон, протопоп Аввакум. Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс, мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация Power Point, карта «Россия в XVII веке».

План урока:

  1. Вводный контроль основных понятий, дат;

  2. Проверка домашнего задания;

III. Объяснение нового материала:
1. Церковь после Смуты;
2. Церковная реформа патриарха Никона и раскол в Русской Православной Церкви:
а) предпосылки и причины реформы;
б) суть преобразований;

3. Никон и Протопоп Аввакум;

4. Картины русских художников, посвящённых теме раскола;

5. Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью;

6. Церковный собор 1666-1667 гг.;

IV. Ответ на главный вопрос урока: «Почему раскол Русской Православной Церкви в XVII веке стал трагической явлением в истории России? (слайд № 3)

V. Закрепление. Домашнее задание.

Предварительная работа:

Класс разделен на три группы, с учетом психолого-педагогических особенностей каждого учащегося. Деление на группы предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Приготовлена презентация.

Ход урока: Вступительное слово учителя:

Сегодня мы с Вами еще раз перелистаем страницы нашего прошлого. Это незабываемые страницы, они являются для нас очень поучительными, так как рассказывают о периоде раскола русского общества в 17 веке. Мы ответим на следующие вопросы:

Каковы причины церковной реформы? Узнаем в чём заключалась церковная реформа Никона, к чему она привела? Заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении». Выясним, какие же были разногласия между светской и церковной властью? Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране или отдельным личностям?

Не случайно эпиграфом к уроку я выбрала слова М.Сервантеса: «История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего", так как любое событие, происходящее в нашей стране, и мы не раз в этом убеждались, является примером и поучением для настоящего и предупреждением для будущего!

И в заключение Вам предстоит ответить на главный вопрос урока: «Почему раскол русской православной церкви в XVII веке стал трагической страницей в истории России?»

  1. Вводный контроль основных понятий.

Контроль проводится в виде игры: «учитель-ученик»; «третий лишний»; «знаете ли Вы»; «дострой логическую цепочку».

1.Игра «учитель-ученик»:

Учитель называет дату или событие, имя исторической деятельности, ученик должен соответственно дать ответ:

Дата - событие; событие - дата; имя исторической личности - назвать событие, с которым связана эта личность.

1589 г. - введено патриаршество на Руси;

1597 г. - указ «об урочных летах»;

1509 г. - начало вторжения иностранных войск в Россию;

1598-1613 гг. - «Смута»;

Ф.И. Мстиславский - семибоярщина;

Д.Пожарский и К.Минин - народные герои, руководители второго ополчения в период борьбы против польских интервентов в начале XVII в.
Ополчение под их руководством освободило Москву и отстояло независимость России.

2. «третий лишний»;

Филарет, Гермоген, Владислав;

Прокопий Ляпунов, Дмитрий Пожарский, Ф.И.Мстиславский;

Мануфактура, всероссийский рынок, барщина.

3.«знаете ли Вы»:

Почему события конца XVI - начала XVII вв. в России получили образное название "Смута" ?

СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) - глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI начале XVII в., который совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.

Кто был избран первым патриархом? (Иов)

За какие заслуги патриарха Гермогена Русская православная церковь причислила к лику святых?

Предполагаемый ответ: Россия оказалась в состоянии хаоса. В ней одновременно действовало несколько правительств: боярское, польского королевича Владислава, первого ополчения. Из Троице-Сергиева монастыря шли по стране призывы к единению сил в борьбе за независимость и сохранение православной веры. Настаивал на активном противоборстве с врагами Отечества патриарх Гермоген, которого поляки держали в заточении. В начале 1612 г. его уморили голодом.)

4.дострой логическую цепочку»:

Путивль - Кромы - Коломенское - Калуга - ? (Тула);

Учитель: О каком событии идёт речь? (выступление под предводительством Ивана Болотникова); Показать на карте движение восставших.

Михаил Фёдорович - Алексей Михайлович -? (Фёдор Алексеевич)

Учитель: мы постепенно подошли к теме домашнего задания.

Опрос:

1. Составить генеалогическую схему «Первые Романовы» (у доски);

2. Какие цели преследовала политика первых Романовых;

3. Охарактеризовать центральную и местную систему управления в России в XVIIв. (слайд № 6,7)
Изучение нового материала.

Задание №1. «Проблемное задание» Охарактеризовать положение церкви после Смуты и выделить причины церковной реформы.

Изучение этого вопроса организуется по историческим источникам в группах. Формируются три группы, каждая получает текст, с которым работает 5-7 минут (на это время фиксируется устойчивое внимание даже у слабых учеников). Задания для групп дифференцированы по степени сложности:

Первая группа работает с текстом учебника и отвечает на вопрос: В каком положении находилась церковь после смутного времени (учебник, стр. 56);

Вторая группа в результате работы с текстом (учебник, стр. 56-57) характеризует причины церковной реформы. Затем названные причины выводятся на экран (слайд № 15выполняется учителем заранее).

Третья группа на основе опережающего задания и работы с текстом учебника раскрывает основные направления церковной реформы (слайд заранее выполняется учителем).

2.Коллективное заполнение таблицы:

«Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы XVII в." (слайд №17)


До реформы - "староверы" (сторонники Аввакума)

После реформы (сторонники Никона)

Крещение двумя перстами

Земной поклон

Двукратное пение "аллилуйя"

Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу

Написание имени Христа: Исус

Крещение тремя перстами

Поясной поклон

Троекратное пение "аллилуйя"

Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца

Написание имени Христа: Иисус

2. Учитель: Каков же результат церковной реформы? Общество раскололось

На сторонников церковной реформы Никона и его противников.

Запись в тетради:

Раскол - религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.
Старообрядцы (раскольники) - люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.

3.Характеристика исторических личностей - участников процесса осуществления церковной реформы, патриарха Никона и протопопа Аввакума. Опережающее задание - выступления с сообщениями

4. Картины русских художников, в которых отражена тема церковного раскола в России в XVII веке (выступление учащейся с презентацией);

5. Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью (рассказ учителя);

6. Церковный собор 1666-1667 гг.

Проверь свои знания: (Слайд 30)

1.Руководителем старообрядцев являлся:

а) Никон;

б) Аввакум;

в) Филарет;

г) Иларион

2. Соборное уложение - это...
а) свод законов;
б) представительный орган при царе;
в) порядок продвижения по государственной службе;

г) указ о закрепощении крестьян

3.Противниками церковной реформы Никона, проведённой в XVII веке, были:

а) протестанты;

б)стрельцы;

в) старообрядцы;

г) католики

4.Церковная реформа Никона началась:

а) 1613-1645 гг.;

б)1676-1682 гг.;

в)1653-1655 гг.;

г) 1645-1676 гг.

5. Закончите предложение:

Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя, - ….(самодержавие);

6.К XVII веку относится:

а) опричнина;

б) церковный раскол;

в) Ливонская война;

г) падение монголо-татарского ига.

7. Современниками были:

а) Алексей Михайлович Романов;

б) Иван Болотников;

в) патриарх Никон;

г) Иван Грозный;

IV. Ответ на главный вопрос урока.

Заключительное слово учителя.

Да, раскол - это трагическое явление в истории нашей страны. Это слово на долгие столетия сохранило ужас в сердцах людей и оставило свой след на судьбах многих семей. Нам необходимо извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий в истории нашего государства.

Главный урок этого события состоит в том, чтобы общество отказалось от насилия, нетерпимости, произвола в решении каких-либо проблем, осознало необходимость в выборе иных не силовых путей решения важных политических вопросов.

V. Выставление оценок, домашнее задание: параграф №7 читать. Написать короткое эссе на тему: «Почему раскол русской православной церкви в XVII веке стал трагической страницей в истории России?».










9



© 2010-2022