Разработка урока по истории

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 6 классе «Внешняя политика Ивана IV»

Технологическая карта урока

ЦЕЛЬ УРОКА

Охарактеризовать основные направления внешней политики Ивана IV. Выяснить результаты внешней политики Ивана IV.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Внешняя политика

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

способствовать формированию представления исторической картины мира, развивать историческое мышление, познакомить с основными направлениями внешней политики Ивана IV и ее результатами. (тексты и задания, работа в группах).

развивать умение определять понятия, формулировать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и умозаключения, а также познакомить учащихся с основные направления внешней политики Ивана IV - западное и юго-восточное. (Завоевание Казанского ханства, присоединение Астраханского ханства, покорение Западной Сибири и событиями Ливонской войны.); формировать навыки получения информации от исторической карты и исторических документов; развитие интереса к истории. (тексты и задания).

формировать нравственное самоопределение личности, воспитывать гражданско-патриотическое самоопределение, уважительное отношение к истории, культуре и обычаям других народов, формировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками (работа в ргуппах).

Вид используемых на уроках средств ИКТ

Электронная презентация

Методическое назначение средств ИКТ

Наглядность, визуализация

Аппаратное и программное обеспечение

ПК, проектор, экран,

Образовательные интернет ресурсы

school-collection.edu.ru

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ

ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ

Востребование

Подготовительная деятельность; Мотивация.

- Говорят, что если не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю нашей страны. А еще мы изучаем ее потому что…

Обучающиеся предлагают свои варианты продолжения предложения

Актуализация знаний

И так, начнем наш урок с интеллектуальной разминки.

Интеллектуальная разминка. (Слайды 2 - 4)

1. По какому принципу образован ряд?

2. Соотнеси понятия

3. Реформы:

Версии обучающихся.

Формулирование темы. Вопросы на повторение:

- Как Вы думаете, почему реформы начинаются с военных преобразований? Это случайность или нет?

- Какие государства были соседями России в 16 веке?

Показать на карте Швецию, Ливонский орден, Великое княжество Литовское, Польское королевство, Казанское ханство, Сибирское, Астраханское, Крымское ханства.

Какие были у них отношения с Россией?

- Сегодня на уроке мы рассмотрим и выясним как складывались отношения России с этими государствами.

Какова будет тема урока?

Запишите тему, число

Беседа по вопросам(обучающиеся объясняют):

1. Почему у сторонников глобального объединения человечества так много противников?

2. На каком уровне развития находится Россия?

Версии обучающихся.

Примерный вывод:

Человек не может жить вне коллектива, вхождение в малые и большие группы не зависит от его желания.

По мере развития человечества меняются и взаимоотношения внутри общества.

Постановка цели

- Что значит внешняя политика?

Внешняя политика - отношения с другими государствами

- Ивана IV Наряду с внутренними преобразованиями вел энергичную внешнюю политику

Какова цель урока? Охарактеризовать основные направления внешней политики Ивана IV. Выяснить результаты внешней политики Ивана IV.

Изучение новой темы.

Чтобы выяснить, как эти задачи были реализованы, предлагаю вам поработать в группах по определенному направлению и, узнать, как действовал Иван Грозный в отношении этих государств. Также в течении урока вам будет нужно заполнить схему «Основные направления внешней политики Ивана IV», работая в рабочих листах.

Разделимся на 4 группы. Каждая группа получает пакет с заданием. Выполняет его. Представляет результат работы.

Практическая работа в группах, теоретическое исследование

1гр. «Присоединение Казанского ханства»

Задание: просмотрите электронную карту «Присоединение Казани», прочитайте материал и ответьте на вопросы:

покажите на карте Казанское ханство.

- Где оно расположено?

- Какое это направление внешней политики русского государства?

- Как развивались отношения русского государства с Казанью?

- Какую угрозу представляло Казанское ханство для русских земель?

- Сколько походов предпринял Иван IV против Казани?

- Почему первые попытки завоевания Казани оказались неудачными?

- Когда и как была завоевана Казань?

- Какие народы вошли в состав русского государства?

2гр. « Присоединение Астраханского ханства»

Задание: Просмотрите электронное приложение «Присоединение Астраханского ханства», прочитайте материал и ответьте на вопросы:

- Покажите на карте Астраханское ханство.

- Где оно расположено?

- Какое это направление внешней политики русского государства?

- Представляло ли Астраханское ханство угрозу для русских земель?

- Как развивались отношения русского государства с Астраханью?

- Когда и была завоевана Астрахань?

- Какие земли и народы вошли в состав русского государства с завоеванием Астраханского ханства?

3 гр. «Южное направление. Крымское ханство»

Задание: прочитайте материал и ответьте на вопросы:

- покажите на карте Крымское ханство.

- Где оно расположено?

- Какое это направление внешней политики русского государства?

- Представляло ли Крымское ханство угрозу для русских земель?

- Как развивались отношения русского государства с Крымом?

- Что такое засека? Почему возводились засеки на границе с Крымским ханством?

- Как вы думаете, почему Иван IV не начал войну с Крымским ханством?

4 гр. «Присоединение Сибирского ханства»

Задание: Просмотрите электронное приложение «Покорение Сибири», прочитайте материал и ответьте на вопросы:

- Покажите на карте Сибирское ханство.

- Где оно расположено?

- Какое это направление внешней политики русского государства?

- Как развивались отношения русского государства с Сибирским ханством?

- Кто командовал русским отрядом, покоряющим Сибирь? (сообщение)

- Какова была цена русского народа в освоении Сибири?

- Что дало России присоединение Сибири?

Работа в группах

Информационно-деятельный

ВЫВОД: Взятие ханств сделало Волгу «русской рекой», а это способствовало развитию разносторонних связей с государствами и народами Востока. В состав Российского государства вошли многие народы, населявшие территорию Поволжья. Теперь их историческая судьба оказалась тесно связана с Россией. Российское государство становилось все более многонациональным. Перед Россией встала задача дальнейшего освоения Сибири.

- Проверим заполнение схемы.

Выступления представителей групп

Первичное закрепление.

Решение теста

Решают тест, провдят взаимпроверку

Решение проблемного вопроса, гипотеза

Успех на юго-восточном направлении, окрылил Ивана IV. Царь стал думать, какое направление выбрать дальше: южное (Крымское ханство) или западное (Ливонский орден).

Иван IV принял решение вести активную внешнюю политику на западе за выход в Балтийское море против Ливонского ордена.

- По настенной карте и карте электронного приложения к учебнику на стр. 71 сравнить территории России и Ливонского ордена.

- кто должен победить в этой войне? Почему?

Учащимся предлагается выдвинуть свою гипотезу

Учащиеся предположили, что победит Россия, потому что она больше по территории, у нее больше материальных и человеческих ресурсов.

Информационно-деятельный

- Прослушайте сообщение и выясните причины Ливонской войны.

Причины войны:

  1. Желание Ивана IV получить выход к Балтийскому морю, чтобы напрямую торговать с Европой. Доселе в этом деле посредничал Ливонский орден, взимая приличную плату за посредничество, ограничивая русскую торговлю;

  2. Давняя вражда между Москвой и Орденом: невыплата дани за

владение Юрьевым (Дерптом), нежелание пропускать в Россию

иностранных мастеров и стратегическое сырье.

- Каковы итоги войны?

По условиям Ям-Запольского (1582) с Речью Посполитой и Плюсского (1583) со Швецией перемирия Россия вернула все Ливонские Земли и отдала часть русских земель: город Велиж, крепости Ям, Копорье, Ивангород, западный берег Ладожского озера.

Итоги Ливонской войны печальны:

Россия потерпела поражение и потеряла все свои завоевания в Ливонии, Белоруссии и на побережье Финского залива. Выход в Балтику не пробили.

Стратегическое положение России ослабло.

Россия была разорена, население бедствовало.

- В чем причина поражения России в Ливонской войне? (много соперников Польша и Швеция и создание сильного нового государства Речи Посполитой).

Причины неудач в Ливонской войне

В конфликт вмешалась Швеция и новое государство Речь Посполитая.

Вступление на престол талантливого полководца Стефана Батория.

Иван IV не рассчитал свои силы как государя и силы государства

материал изучался самостоятельно через работу с историческими документами, картой в электронном приложении, весь изученный материал фиксировался в рабочем листе.

Рефлексивно-оценочный

. Итог урока.

Завоевательные походы Ивана Грозного положили начало присоединению к России соседних государств и народов, формированию ее многонациональной основы. Ливонская война предопределила главное направление внешней политики России на долгие годы - борьбу за выход страны к Балтийскому морю. Сохранение Крымского ханства на юге предопределило враждебные отношения России с Турцией и вызвало непрерывную полосу русско-турецких войн.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Поднимите руку, кто достиг цели сегодняшнего урока, был уверен в своих знаниях, кому было комфортно

.. Учащиеся оценивали свою работу на уроке, фиксируя поставленные цели и результаты.



© 2010-2022