• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока по истории на тему Установление советской власти в Казахстане. (9 класс)

Конспект урока по истории на тему Установление советской власти в Казахстане. (9 класс)

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История Казахстана 9 класс.

Дата

Тема. Установление советской власти в Казахстане.

Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о процессе установления советской власти, его значении и последствиях, отношении к происходившим событиям национальной интеллигенции.

Задачи урока.

Образовательная: опираясь на уже сформировавшиеся умения и навыки работы учащихся с текстом, способствовать развитию стремления находить свои способы решения проблем и задач, побуждать к самопознанию и самосовершенствованию. Развивающая: развивать память и логическое мышление.

Воспитательная: воспитывать чувства долга, чести и ответственности, патриотизм и уважительное отношение к истории народа, активную гражданскую позицию.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: рассказ, беседа, самостоятельный.

Методы контроля: устный, письменный, фронтальный

Оборудование: учебник, тесты.


План урока.

1.Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России и Казахстана.

2.Установление Советской власти в Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской, Сырдарьинской областях, Семиречье, Букеевской Орде.


Ход урока.

I. Организационный момент.

IIОпрос домашнего задания

- Назовите главный итог Февральской революции 1917 года.

- Как она повлияла на Казахстан?

- Какие органы власти были созданы в марте-апреле 1917 года?

и т.д.

2. Составление кластера «Тоталитарный режим» (шаблон на доске)

III.Изложение нового материала:

1. Объявление темы и целей урока ( запись на доске).

2. Деление класса на группы- выбрать 5 добровольцев;

- они выбирают ученика, с которым они меньше всего общаются; - 2-е выбирают ученика, с которым бы хотели общаться больше; - 3-е выбирают ученика, с которым еще не работали в группе.

3. Взаимообучение. Прием «Зигзаг» (ученики-эксперты присоединяются к группам и объясняют новую тему) - составление учащимися опорных схем/конспектов в тетрадях.

IV. Первичное закрепление изученного:

1. Анализ тезисов (работа в группах: чтение и определение, к какой части темы они относятся):

- Надеясь на светлое будущее, ценой больших потерь народ пытался предпринять что-то новое.

- Казачество, правительство Алаш-Орды, эсеры и меньшевики объединились против Советской власти.

- Ликвидация политики межнациональных противоречий и розни.

VПодведение итогов урока. Выводы. Оценки.

VI. Задание на дом: пар. 6. составить 10 тестов.

История Казахстана 9 класс.

Дата

Тема. Казахская социалистическая партия «Уш жуз», социал-демократические организации РСДРП в Казахстане

Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о казахской социалистической партии «Уш жуз», РСДПР в Казахстане.

Задачи урока.

Образовательная: опираясь на уже сформировавшиеся умения и навыки работы учащихся с текстом, способствовать развитию стремления находить свои способы решения проблем и задач, побуждать к самопознанию и самосовершенствованию. Развивающая: развивать память и логическое мышление.

Воспитательная: воспитывать чувства долга, чести и ответственности, патриотизм и уважительное отношение к истории народа, активную гражданскую позицию.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: рассказ, беседа, самостоятельный.

Методы контроля: устный, письменный, фронтальный

Оборудование: учебник, тесты.


План урока.

1.Казахская социалистическая партия «Уш Жуз».

2.Социал-демократические организации РСДРП в Казахстане.

Ход урока.

I. Организационный момент.

IIОпрос домашнего задания

Фронтальный устный опрос . Охарактеризуйте данные убеждения.

- Казачество, правительство Алаш-Орды, эсеры и меньшевики объединились против Советской власти.

- Ликвидация политики межнациональных противоречий и розни.

III.Изложение нового материала:

Весной и летом 1917 года в Казахстане стали возникать рабочие, революционно-демократические молодежные организации, политические партии. В частности, в то время образовались Союз мусульманских рабочих в Верном, Рабочий союз в Джаркенте. Союз мусульманских трудящихся в Туркестанском крае. Было создано около двадцати организаций и кружков, объединявших интеллигенцию, учащуюся молодежь, учителей, среди них были: "Жас к,азак," в Акмолинске, во главе с С.Сейфуллиным; "Революционный союз казахской молодежи" в Мерке Аулиеатинского уезда, руководимый Т. Рыскуловым; "Жас журек" на Спасском заводе; "Совет демократической учащейся молодежи'' в Омске; "Талап" в Петропавловске; "'Жанар" в Семипалатинске.

21-28 июля 1917 года в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на который прибыли делегаты от Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Семиреченской, Ферганской областей и Букеевского ханства. Председателем съезда был X. Досмухамедов. Съезд рассмотрел 14 вопросов: форма государственного управления; автономия в казахских областях" земельный вопрос; народная милиция; земство: просвещение; суд; религия; женский вопрос; подготовка в учредительное собрание депутатов из казахских областей; Всероссийский мусульманский съезд "Шура-и-Ислами"; казахская политическая партия; о положении в СемиреченскоЙ области; о посылке казахов на съезд федералистов всей России, а также в учебную комиссию. По всем вопросам были приняты конструктивные резолюции национально-демократического содержания. На этом съезде было решено создать казахскую национальную партию "Алаш".

Программа "Алаш была составлена А. Букейхановым. А. Бай-турсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, Т. Жаждибаевым, А. Бир-мекановым. Она состояла из десяти параграфов и была опубликована в газете "Казах" 21 ноября 1917 года. В программе партии говорилось о том что Россия должна стать демократической, федеративной республикой. Субъекты федерации "автономны и управляются сами собой на одинаковых правах и интересах". Государственное устройство России должно включать Учредительное собрание. Государственную думу, Президента, Совет министров. Выборы органов государственной власти должны быть прямыми, равными, тайными. Автономия казахов на принципах равенства с другими народами федерации. Провозглашались демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Религия должна быть отделена от государства. Все народы равны перед судом, суд каждого народа должен быть сообразен обычаям. Партия "Алаш" ставила задачи: создания войск для защиты народа, социального партнерства, поддержки неимущих слоев населения, развития народного образования; решения аграрного вопроса. Вес это предполагалось сделать на основе демократических, гуманных принципов. Печатным органом партии стала газета "Казах", выходившая в Оренбурге до января 1918 года, затем ее сменила газета "Сары Арка", также издавался журнал «Абай» Лидером партии стал А. Букейханов, в нее входили представители научной и творческой интеллигенции: А. Байтурсынов, М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, X. Габбасов. Ж. и X, Досмухамедовы и другие.

14 марта 1917 года на юге Казахстана была создана организация "Шура-и-Ислами" ("Совет сторонников ислама'), среди лидеров которой были М. Абдурашидханов, М. Шокай и другие. Идеология "Шура-и-Ислами" базировалась на идее консолидации тюрко-мусульманских пародов и достижения ими национального самоопределения. Она отражала интересы коренного населения. По ее инициативе 16 апреля в Ташкенте открылся Всетуркестанский курултай мусульман, на котором присутствовали представители казахов, узбеков, туркмен и других народов Туркестана, всего более 150 делегатов. Председателем съезда был М. Абдурашидханов, среди сопредседателей был С. Лапин, а среди секретарей М. Шокай. Главным вопросом на съезде был вопрос об отношении к Временному правительству и об управлении Туркестаном в сложившихся после свержения самодержавия условиях. Съезд поддержал Временное правительство и выдвинул идею о том, чтобы Россия стала федеративной, демократической парламентской республикой во главе с президентом и Учредительным собранием и предоставлением автономии областям, в том числе и Туркестану. Была также поставлена задача создания всеобщей Туркестанской мусульманской организации - Туркестанского мусульманского совета (Краймуссовета). 12 июня 1917 года такая организация была сформирована, а председателем Краймуссовета стал М. Шокай. Эта организация стремилась к тесному союзу с политическими силами национально-демократического характера, в частности, ее члены сотрудничали с партией "Алаш". Вместе с тем "Шура-и-Ислами" 2 ноября 1917 года приняла решение о непризнании советской власти. Вследствие усилий "Шура-и-Ислами" на IV Чрезвычайном краевом мусульманском съезде в ноябре 1917 года была создана Кокандская автономия. Таким образом, данная организация выступала за национально-религиозную автономию тюрко-мусульманских народов. Она имела свой одноименный печатный орган, который в июле заменила газета "Кенгаш" ("Совет"), на ее страницах пропагандировалась идея тюркской федерации. После того как в начале 1918 года пала Кокандская автономия, организация "Шура-и-Ислами" распалась.

Фактически после Февральской революции в Казахстане возникли следующие политические силы, отражавшие интересы коренного населения: "Алаш" - партия национальной демократической интеллигенции, т*Уш^Куз^ - партия радикально, пробольшевистски настроенная, и "Шура-и-Ислами" - организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях "чистого ислама", а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что "Шура-и-Ислами" первоначально объединяла эти два направления, но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация "чистого ислама" "Шура-и-Улемаи. Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С. Лапиным стояли на позициях "осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата".

Теперь более подробно о партии "Уш-Жуз". В ноябре 1917 года в газете "Сары Арка" сообщалось о создании самостоятельной социалистической партии "Уш-Жуз". Основателем ее стал Мукан Айтпенов. Но М. Айтпенов был сторонником партии "Алаш", и это привело к расколу в рядах "Уш-Жуз" и уходу М. Айтпенова с поста председателя ЦК партии. Данная партия действовала главным образом в северо-восточных областях Казахстана, ЦК находился в Омске, печатным органом была газета "Уш-Жуз", которая начала выходить в декабре 1917 года в Петропавловске, Во втором номере газеты 24 декабря были опубликованы программные тезисы .партии.

"Yш-Жуз", судя по этим тезисам, расходилась с "Алаш" по ключевым проблемам. Относительно характера автономии казахских областей "Уш-Жуз" была за тюрко-татарскую федерацию, аргументируя это кровным родством тюркских народов, но это была лишь политическая декларация, По вопросу о земле "Уш-Жуз" выступала против муниципализации земли, предложенной "Алаш", но тезисы "Уш-Жуз" не, содержали альтернативной формы землеустройства, кроме требования в духе большевистского лозунга "Вся земля крестьянам!" В вопросе взаимоотношения религии и государства "Уш-Жуз" была за включение "справедливых требований шариата в закон казахского суда, отказавшись от его жестких мер.

Кроме этого, "Уш-Жуз" противопоставляла себя "Алаш", "тяготеющей к кадетам", в программных тезисах ее отмечалось, что она придерживается политической платформы социалистов-революционеров.

После отставки М. Айтпенова и с приходом к руководству партией Кольбая Тогусова, представлявшего непримиримое левое крыло "Уш-Жуз", к весне 1918 года партия приняла сторону большевиков. Таким образом, по мере поляризации политических сил в Казахстане "Уш-Жуз" все более и более стала смыкаться с большевиками и противопоставляла себя партии "Алаш", выступила против создания Алаш-Орды. Во время гражданской войны в марте 1919 года был казнен как советский деятель К. Тогусов. С потерей лидеров партия "Уш-Жуз" прекратила свое существование.

IV. Первичное закрепление изученного:

Составить 10 тестов.

VПодведение итогов урока. Выводы. Оценки.

VI. Задание на дом: пар. 7.



История Казахстана 9 класс.

Дата

Тема урока: Формирование территорий Казахской АССР.

Цель урока: раскрыть основные предпосылки и причины формирование территорий Казахской АССР.

Образовательная: сформировать знания о формировании территорий Казахской АССР.

Развивающая: развивать логическое мышление и зрительную память при выполнении заданий.

Воспитательная: воспитывать толерантное миролюбивое отношение к разным народам.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, наглядный, практический.

Методы контроля: фронтальный.

Оборудование урока: презентация, карты, таблица.

План урока.

1.Формирование территории Казахской АССР.

2.«Территория Киргизской (Казахской) АССР в 1920 г.

3.Туркестанская АССР и размежевание границ республик.

4.Вхождение Семиреченской и Сырдарьинской областей в состав Киргизской (Казахской) АССР.

Ход урока.

I.Организационный момент.

IIОпрос домашнего задания.

Фронтальный устный опрос.

III Изучение новой темы.

Формирование территории Казахской АССР

1. Аграрные, земельно-водные реформы в Казахстане. В выходе из кризиса сельского хозяйства важную роль сыграли и аграрные реформы, проведенные в Казахстане в начале 1920-х годов. В феврале-апреле 1921 года ЦИК КАССР принял ряд декретов по возвращению казахским трудящимся земель, отмежеванных Переселенческим управлением; принадлежавших помещикам, капиталистам; незаконно захваченных переселенцами; изъятых царским правительством в пользу казачьих войск в 1916-1917 годах. Этими декретами был установлен справедливый порядок землепользования. С благодарностью и радостью встретило эти декреты казахское трудовое крестьянство. Так, казахам были возвращены земли в десятиверстной полосе вдоль Иртыша и левобережье реки Урал, ранее принадлежавшие казачьим войскам. Все казачьи и крестьянские хозяйства на этой территории сохраняли право на полевые наделы в пределах норм, обычных для данного района. Позже часть земель левобережья Урала была размежевана, казахское население получило плодородные пастбища. В Кокчетавском уезде весь свободный земельный фонд Совет передал казахским трудящимся.

В этот же период возникла необходимость в проведении земельно-водной реформы в Жетысу и Южном Казахстане, так как в этом регионе основная масса казахов-бедняков и батраков находилась в зависимости от баев, кулаков, зажиточных станичных казаков. Необходимо было поднять хозяйство этой части населения и уравнять их в правах на землю и воду с местным русским населением, ликвидировать привилегии казачества и кулаков. IX съезд Советов Туркреспублики (сентябрь 1920 г.) принял решение о необходимости проведения в 1921 году земельно-водной реформы в Жетысу и Южном Казахстане и организования Союза бедноты. На съезде казахской и кыргызской бедноты в январе 1921 г. было принято решение об образовании союза «Косшы», который и должен был решать вопросы по проведению земельно-водной реформы на юге Казах­стана. Активными деятелями по созданию и деятельности союза «Косшы» и проведению земельно-водной реформы являлись О. Жандосов, А. Розыбакиев и другие. Благодаря деятельности этого союза казахским трудящимся были возвращены отобранные у них пастбища, пахотные участки, скотопрогонные дороги. Бедняки и батраки наделялись землей, скотом, им выдавался сельскохозяйственный инвентарь. Проведение земельно-водной реформы не обошлось без ожесточенного сопротивления казачьей верхушки, которая уничтожала экспроприируемое имущество, зерно, сельхозинвентарь, убивала ра­ботников земельных комиссий и союза «Косшы». Проводимые аграрные реформы обеспечили бедняцкие и батрацкие казахские хозяйства землей, ликвидировали фактическое неравенство казахского народа.

2. Национально-государственное размежевание Средней Азии и Казахстана. Тяжелым наследием колониальной политики в Казахстане было то, что край оказался разделенным между отдельными административно-территориальными частями. Образование Казахской АССР поставило проблему объединения казахских земель. В 1921 году произошло размежевание территорий республики на западе и севере Казахстана и Западной Сибири. Большая подготовительная работа велась по решению национально-территориального размежевания Средней Азии и присоединению казахских земель. Идея присоединения к Казахстану Семиреченской и Сырдарьинской областей, входивших в состав Туркестанского края, возникла еще в период Гражданской войны. Казахское население этих областей постоянно высказывалось за объединение с северными районами в одну республику. Это совпадало и с планами центральных властей, не заинтересованных в усилении южных национальных республик.

16 сентября 1924 г. Чрезвычайная сессия ЦИК Туркестана приняла постановление о национально-государственном размежевании республик Средней Азии. В результате размежевания в состав Казахской АССР вошли Ак-Мечетский, Казалинский, Чимкентский, Туркестанский уезды, большая часть Аулие-Атинского уезда. Ташкентский и Мырзашольский уезды бывшей Сырдарьинской области были переданы Узбекской АССР. В состав Казахской АССР вошли также Алматинский, Жаркентский, Лепсинский, Капальский (Талды- корганский) уезды и Георгиевская, Чуйская, Караконисская волости.

В результате размежевания Казахской АССР передавались 40% территорий бывших Туркестанской, Хорезмской и Хивинской республик с населением около 1,5 млн человек. Территория Казахстана увеличилась с 2 млн км2 в 1920 году до 2,8 млн км2 в 1925 году. Вследствие присоединения к КазАССР южных территорий ее население выросло с 4,8 млн человек в 1924 году до 5 млн 230 тыс. человек в 1925 году. В результате национально-государственного размежевания Средней Азии завершилось объединение казахских земель в едином Казахском советском государстве. Благодаря этому увеличились территория в его исторических границах, численность населения, возрос экономический потенциал Казахстана. К 1926 году казахское население выросло и составило 61,3% всей численности в Казахстане.

IVПервичное закрепление изученного:

Упражнение «Пятистишие» просим учащихся записать в пять строк следующее:

1-ая строка - Название (обычно существительное) - одно слово.

2-ая строка - Описание (обычно прилагательное) - два слова.

3-ая строка - Действие (обычно глагол) - три слова.

4-ая строка - Чувства (фраза) фраза из четырех слов, показывает отношение к теме.

5-ая строка - Подтверждение сущности (одно слово) - синоним к первой строке, например: -Европа - Большая, разная - восхищает, удивляет, притягивает

- Древняя колыбель истории человечества - Цивилизация

Попробуйте написать так о Казахстане…

V Подведение итогов урока. Выводы. Оценки.

VI.Задание на дом: подготовиться к тестам.


© 2010-2022