- Преподавателю
- История
- Памятка -схема написания исторического сочинения
Памятка -схема написания исторического сочинения
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хленая Н.А. |
Дата | 03.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Памятка -схема написания исторического сочинения
-
Введение: 2-3 предложениями охарактеризовать период (1801-1825 - годы правления Александра I. Время 1801-1825 годов характеризуется проведением либерального курса, который выражался в попытках решения крестьянского вопроса и усовершенствования государственного строя, но в то же время противоречил факту сохранения самодержавной власти и помещичьего землевладения; такое несоответствие можно объяснить воспитанием императора в духе просвещённого абсолютизма Екатерины II и большим влиянием на него революционных идей Франции)
- К 1
2 соб-2 балла
1 соб -1 балл
0 соб - 0 баллов
-
Указать два явления, события, процесса, которые проходили в этот период. (Одно из событий, которое можно назвать - это разработка проекта либеральных реформ М.М. Сперанским, который закончил работу над проектом в 1809 году. Второе событие - это создание Государственного Совета в 1810 году.
К 2
2 личн.и их роль в соб -2 балла
1 или 2 лич,
1 роль в указ. событ - 1 балл,
Мин -о баллов
-
Назвать две исторических личности, связанных с этими процессами - обязательно указать роль этих личностей в указанных событиях. (Основными деятелями, участвовавших в этих событиях были Сперанский М.М. и император Александр I. Сперанский занимался разработкой реформ, а Александр, как глава государства, проводил предложенные Сперанским проекты в действие.)
К 3
2 причинно-след связи - 2 балла
1 связь - 1 балл
Мин - 0 баллов
-
Указать, какие причинно-следственные связи есть между этими событиями. ( Причинами, по которым Сперанский начал работу над проектом реформ, стали либеральные реформы начала XIX века - смягчение цензуры, «Указ о вольных хлебопашцах» 1803г, и другие. Т.е. проект реформ Сперанского стал следствием указанных выше мероприятий. По документу, разработанному Сперанским, различные сословия Российской империи должны были получить гражданские права; кроме этого предполагалось создать представительные органы власти, ввести разделение ветвей власти. Данный проект не был полностью реализован, т.к. император опасался проявления недовольства со стороны дворянства; но тем не менее, понимая важность проведения реформ в России, принял решение о создании Государственного Совета.
Таким образом, в следствие разработки проекта реформ Сперанским, Александр I создал Государственный Совет. Этот орган власти носил законосовещательные функции. Власть по-прежнему была в руках императора, но все же эти события стали очень важными в истории страны, т.к. были частью либерального курса развития государства в XIX веке).
К 4
Максимум 1 балл
-
Вывод (дать оценку периоду, а не событиям).
А) Самое простое - привести мнение историка ( с точки зрения Ключевского - этот период является очень важным для последующего развития России. - но это только в том случае, если знаешь мнение историка.
(Данный период очень важен для истории России, по мнению историка С.Ф.Платонова. В своём труде "Полный курс лекций по русской истории" он продвигает мысль о значимости либеральной деятельности Александра I, которая нашла своё отражение в работе Сперанского, в то же время подчеркивая, что "значение этого проекта заметнее в истории идей, чем в истории учреждений")
Б) С помощью фраз клише (таким образом; можно сделать вывод;) написать о значении данного периода для дальнейшего развития страны. Но обязательно нужно обосновать свои слова примерами (таким образом, эпоха 1801-1825 была важной вехой в процессе становления Российской империи на путь модернизации, периодом деятельности М.М.Сперанского и Александра I, главными событиями которого стала разработка "Введения к уложению государственных законов" и основание Государственного Совета. После Отечественной войны 1812 года либеральный курс развития страны стал постепенно сворачиваться (введение военных поселений 1818), что можно объяснить нежеланием императора проводить коренные изменения в либеральном духе, но в то же время разрабатывались новые проекты реформирования государственного устройства.
К 5
Максимум 1 балл
Если в работе исторические термины указаны корректно, то ставить 1 балл. Термины можно указывать как по теме, так и общие исторические (аннексия, экспансия, генезис и другие)
К 6
По К6 максимум 2 балла (полностю отсутствуют фактические ошибки)
1 балл -есть одна фактическая ошибка,
Ошибок больше одной - 0 баллов
Важно - баллы по критерию 6 и 7 ставятся только в том случае, если ученик получил не менее 4 баллов по критериям 1-4
К 7
Максимум 1 балл
Если текст изложен в виде связного исторического сочинения
-
План - схема написания исторического сочинения
-
Введение: 2-3 предложениями охарактеризовать период
Этот период характеризуется правлением …
-
Указать два явления, события, процесса, которые проходили в этот период 2 балла
-
Назвать две исторических личности, связанных с этими процессами, обязательно указать роль этих личностей в указанных событиях 2 балла
-
Указать, какие причинно-следственные связи есть между этими событиями. 2 балла
-
Вывод (дать оценку периоду, а не событиям). Привести мнение историка:
С точки зрения Ключевского - этот период является очень важным для последующего развития России.
Данный период очень важен для истории России, по мнению историка С.Ф.Платонова. В своём труде "Полный курс лекций по русской истории" он продвигает мысль о значимости …, которая нашла своё отражение в работе Ключевского, в то же время подчеркивая, что "значение этого… заметнее в истории, чем в …")
С помощью фраз клише (таким образом; можно сделать вывод: написать о значении данного периода для дальнейшего развития страны.
Но обязательно нужно обосновать свои слова примерами:
Таким образом, эпоха … была важной вехой в процессе становления Российской империи на… 1 балл
-
Дать понятие историческому термину 1 балл
-
3 балла за правильность
План - схема написания исторического сочинения
-
Введение: 2-3 предложениями охарактеризовать период
Этот период характеризуется правлением …
-
Указать два явления, события, процесса, которые проходили в этот период 2 балла
-
Назвать две исторических личности, связанных с этими процессами, обязательно указать роль этих личностей в указанных событиях 2 балла
-
Указать, какие причинно-следственные связи есть между этими событиями. 2 балла
-
Вывод (дать оценку периоду, а не событиям). Привести мнение историка:
С точки зрения Ключевского - этот период является очень важным для последующего развития России.
Данный период очень важен для истории России, по мнению историка С.Ф.Платонова. В своём труде "Полный курс лекций по русской истории" он продвигает мысль о значимости …, которая нашла своё отражение в работе Ключевского, в то же время подчеркивая, что "значение этого… заметнее в истории, чем в …")
С помощью фраз клише (таким образом; можно сделать вывод: написать о значении данного периода для дальнейшего развития страны.
Но обязательно нужно обосновать свои слова примерами:
Таким образом, эпоха … была важной вехой в процессе становления Российской империи на… 1 балл
-
Дать понятие историческому термину 1 балл
-
3 балла за правильность