Рабочая программа по истории в 6 классе

       Программа ориентирована на использование УМК:   История Средних веков: учебник М.А. Бойцова, Р.М Шукуров под ред. П.Г. Гайдукова ,Н.А. Макарова. История Средних веков: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М: «Русское слово», 2013;   История России: учебник Е.В. Пчелова  «История России с древнейших времен до конца XVI века», 6-й класс, М: «Русское слово», 2013;   Актуальность. Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систе...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

14

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 50»


Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №50»

___________Л.Р. Муступаева


Пр. «___»___________2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу Всеобщая история -История средних веков. М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров 6 класс

История России с древнейших времен до конца 18в. Е.В. Пчелов 6 класс


учителя истории первой квалификационной категории

Даудовой Седы Рамазановны

Ф.И.О., категория




Рабочая программа по истории в 6 классе






2014- учебный год

г. Грозный




1.Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана для 6 класса МБОУ « СОШ № 50».

Рабочая программа составлена на основе:

  1. федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

  2. в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»,

  3. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

  4. примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений,

  5. авторской программы Е.В. Пчелова «История России»,

  6. авторской программы по Всеобщей истории - М.А. Бойцова, Р.М Шукуров.

Программа ориентирована на использование УМК:

История Средних веков:

  • учебник М.А. Бойцова, Р.М Шукуров под ред. П.Г. Гайдукова ,Н.А. Макарова. История Средних веков: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М: «Русское слово», 2013;

История России:

  • учебник Е.В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века», 6-й класс, М: «Русское слово», 2013;

Актуальность.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.

Цели:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи изучения:

- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого - формирование гуманистической направленности личности,

-формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;

-показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;

историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.

Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.

Данный предмет входит в область гуманитарных дисциплин.

2. Общая характеристика учебного курса.

Особенности программы - ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в.- от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, т.к на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.

Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества

3.Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета, в 6 классе по 2 часа в неделю (68 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.

Предмет «история» в 6 - ом классе включает два курса: история средних веков - 29 часов и истории России - 39 часов (68 часов - согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.

4. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 6 классе

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Учащиеся будут знать:

  • хронологию, работу с хронологией;

  • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике

  • Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.

  • Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -

  • работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории

Метапредметные результаты

  • способность сознательно организовывать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками,

Личностные результаты

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Учащиеся научатся владеть:

  • способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -

  • чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.

5. Содержание тем учебного курса:


  1. История Средних веков:


  • учебник М.А. Бойцова, Р.М Шукуров под ред. П.Г. Гайдукова ,Н.А. Макарова. История Средних веков: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М: «Русское слово», 2013;

Раннее Средневековье.

Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.

Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.

Европа на подъеме.

Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Кодекс рыцарской чести. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Быт крестьян. Труд крестьян. Натуральное хозяйство. Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада. Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.

Дальние страны.

Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.

Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.


На пороге Нового времени.

Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.

Политические и экономические предпосылки великих географических открытий. Технические изобретения, благодаря которым стали возможны дальние морские путешествия. Колумб, Магеллан. Открытие Тихого океана. Начало колониальных захватов и создание колониальных империй.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью. Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.

Ученики в результате изучения истории на базовом уровне должны
знать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность всемирной истории;
- периодизацию всемирной истории и современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории;

уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации;
- анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- различать в исторической информации факты и мнения;
- участвовать в дискуссиях, формулируя собственную позицию;
- представлять результаты изучения в форме конспекта, реферата, рецензии;

2. История России:

  • Учебник Е.В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века», 6-й класс, М: «Русское слово», 2013;

Древние жители нашей Родины.

Происхождение восточных славян. Влияние природной среды на и их хозяйство и образ жизни. Языческие верования. Родоплеменная организация восточных славян и её эволюция. Крупнейшие племенные союзы и территория их расселения. Формирование общности восточнославянских племён и их ближайших соседей.

Древняя Русь в 9-12 вв.

Предпосылки создания Древнерусского государства: общественное расслоение, появление княжеской власти. Развитие ремесла и торговли. Города. Варяги в Восточной Европе. Путь «из варяг в греки». Новгород и Киев. Утверждение династии Рюриковичей. Эволюция внутриполитической организации и рост международного влияния Руси при Игоре, Ольге и Святославе. Военные походы князей. Русско-византийские отношения.

Личность князя Владимира. Борьба за киевский престол. Приход Владимира к власти. Походы князя Владимира. Расширение территории государства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Борьба за власть сыновей Владимира. Личность князя Ярослава. Внутренняя и внешняя политика Ярослава. Развитие просвещения. Начало русского законодательства, Русская Правда.

Русские земли в 12- начале 13 века.

Экономические и политические причины раздробленности. Окончательный распад Древнерусского государства, взаимоотношения русских земель и княжеств, их отношения со степью в период раздробленности. Последствия раздробленности. Территория и население Владимиро-суздальского княжества. Природные и хозяйственные особенности северо-восточных земель. Политическая история княжества: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. Начало истории Москвы. Рост политического влияния владимирских князей в русских землях. Своеобразие культуры Владимиро-Суздальской земли. Памятники письменности, архитектуры и живописи.

Природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Территория и население. Общественно-политический строй Новгородской земли: социальные слои и система государственного управления. Внешняя политика. Своеобразие культуры Новгородской земли. Берестяные грамоты, памятники архитектуры.

Русь между Востоком и Западом.

Создание державы Чингисхана. Первое столкновение русских войск с монголами - битва на Калке. Хан Батый и его походы. Героическая оборона русских городов. Образование Золотой Орды. Последствия нашествия для русских земель и всей Восточной Европы.

Обособление Юго-Западной Руси. Угроза для русских земель с Запада. Невская битва. Ледовое побоище. Александр невский.

Социально-экономический строй и система государственного управления Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от орды. Антиордынские восстания. Культурные и экономические связи Орды и Руси

Объединение русских земель вокруг Москвы.

Положение Северо-Восточной Руси первой половине XIV века. Борьба за великое княжение. Возвышение Московского княжества и его причины. Первые московские князья. Иван Калита. Московские князья и церковь.

Москва - центр собирания русских земель. Усиление авторитета московского князя. Рост национального самосознания. Борьба с Ордой. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Нашествие Тохтамыша. Ослабление политической зависимости от Орды.

Упадок культуры после монгольского нашествия. Начало культурного возрождения в северо-восточных землях в XIV веке. Литература. Возобновление каменного строительства. Иконописное искусство. Феофан Грек.

Создание Московского царства.

Экономическое развитие: вотчинное, монастырское и дворянское землевладение, развитие ремесла и торговли. Расширение экономических связей между отдельными территориями. Политическая история Московского княжества: Василий I и отношения с Ордой, правление Василия II и междуособная война. Самостоятельность Московской митрополии. Итоги политического развития Руси к середине XV века.

Образование Большой Орды, Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств. Великий князь Иван III и его внешняя политика: продолжение собирания земель, ликвидация зависимости от Орды. Великий князь Василий III. Завершение объединения русских земель. Централизация политического строя. Система органов государственной власти: Боярская дума и обычай местничества, казна, появление приказов. Система кормлений. Судебник 1497 г. Государство и церковь. Геральдические символы Российского государства.

Боярское правление. Венчание на царство Ивана IV. Московское восстание 1547 г. Реформы Избранной рады. Укрепление центральной власти. Судебник 1550 г. Организация стрелецкого войска. Начало созыва Земских соборов, их состав и полномочия. Стоглавый собор. Отмена кормлений.

Присоединение Казанского и Астраханского ханств, успешное начало Ливонской войны. Походы Ермака. Присоединение Сибирского ханства. Значение расширения Российского государства для России.

Личность Ивана Грозного. Опричнина. Цели опричной политики, методы её проведения и результаты. Окончание Ливонской войны и её итоги. Разорение страны.

Развитие общественной мысли. Литературные памятники. Развитие летописания и его политическое значение. Развитие географических знаний. Русская художественная культура. Новые черты в архитектуре. Московский кремль. Андрей Рублёв. Дионисий. Отражение в искусстве процессов укрепления государства.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью. Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

За письменные работы:

Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий

Оценка "4" - 61-80%

Оценка "3" - 41-60%

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.

В результате изучения истории России ученик должен

знать/ понимать:

  1. основные этапы и ключевые события истории России;

  2. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в процессе истории;

  3. ходе исторического развития;

  4. изученные виды источников.

Уметь:

  1. Соотносить даты событий отечественной и Всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории.

  2. Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства различных источников.

  3. Показывать на исторической карте территории расселения народов, границ государств, города, места исторических событий.

  4. Рассказывать о важнейших исторических событиях их участниках, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.

  5. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий.

  6. Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений в современной жизни;

- высказывание собственных суждений об историческом наследии России и мира;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Бойцов М. А., Шукуров Р.М. «Всеобщая история. История средних веков», Учебник. М.: «Русское слово - учебник», 2013. - 264 с.

Тема

Часы

Дата

Дата

Д/З


план.

факт.

Введение

1

1

Новый Рим

1

П.1

2

Расцвет Византии

1

П.2

3

Варвары - завоеватели

1


П.3

4

Возникновение и распространение ислама

1

П.4

5

Мир ислама

1

П.5

6

Рождение королевства франков

1

П.6

7

Императора Карл

1

П.7

8

«Люди Севера» - норманны

1

П.8

9

Сколько раз завоевывали Англию?

1

П.9

10

Земля и власть

1

П.10

11

Вечные труженики

1

П.11

12

За стенами замков

1

П.12

13

Империя и Церковь

1

П.13

14

Крестовые походы

1

П.14

15

«Возвращение» городов

1

П.15

16

В сердце средневекового города

1

П.16

17

В поисках знаний

1

П.17

18

Во главе христианского мира

1

П.18

19

Папы, императоры и короли Европы в 12-15 вв.

1

П.19

20

Тяжкие времена

1

П.20

21

На востоке Европы

1

П.21

22

Во владениях великого хана

1

П.22

23

Индия: раджи и султаны

1

П.23

24

Поднебесная империя и страна Сипанго

1

П.24

25

Очень разная Африка

1

П.25

26

Мир совсем неизвестный

1

П.26

27

И снова Европа

1

П.27

28

Контрольно-обобщающий урок (тест)

1

29

Итоговый урок.

1














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Пчелов Е. В. «История России с древн. времен до конца18 в.» М.: ООО «Русское слово - учебники», 2013 г. - 240 с.


Тема

Часы

Дата

Дата

Д/З


план.

факт.

1

Введение


конспект

2

Первобытная эпоха

1

П.1

3

На окраинах античного мира

1

П.2

4

Кочевые племена на территории Восточной Европы

1

П.3

5

Восточные славяне в 6-12 вв.

1

П.4

6

Образование Древнерусского государства

1

П.5

7

Первые русские князья

1

П.6

8

Князь Владимир и крещение Руси

1

П.7

9

Древняя Русь при Ярославе Мудром

1

П.8

10

Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол

1

П.9

11

Общественный строй Древней Руси

1

П.10

12

Православная церковь Древней Руси

1

П.11

13

Культура Древней Руси

1

П.12

14

Удельный период русской истории

1

П.13

15

Южная Русь

1

П.14

16

Юго-западная Русь

1

П.15

17

Новгородское государство

1

П.16

18

Владимиро-Суздальская Русь

1

П.17

19

Контрольное тестирование.

1

20

Монгольское нашествие на Русь

1

П.18

21

Натиск с Запада

1

П.19

22

Русские земли под властью Золотой орды

1

П.20

23

Великое княжество Литовское и русские земли

1

П.21

24

Возвышение Москвы

1

П.22

25

Москва при Дмитрии Донском

1

П.23

26

Московская Русь при приемниках Дмитрия Донского

1

П.24

27

Русская православная церковь во второй половине 13-середине 15 века

1

П.25

28

Русская культура во второй половине 13-середине 15 века

1

П.26

29

Конец удельной эпохи

1

П.27

30

От Великого княжества - к царству

1

П.28

31

Иван Грозный - первый русский царь

1

П.29

32

Иван Грозный - первый русский царь

1

П.29

33

Внешняя политика России при Иване Грозном

1

П.30

34

Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей

1

П.31

35

Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей

1

П.31

36

Русская православная церковь в конце 15-16 вв.

1

П.32

37

Русская культура в конце 15-16 вв.

1

П.33

38

Контрольный урок.

1

П.36

39

Итоговый урок по курсу.

1

П.37

«Рассмотрено»

Руководитель МО ГМЦ

_________Адамова Н.А.

«____»_______2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________Саитова Р.М.

«____»_______2014 г.





© 2010-2022