Выступление на педагогическом совете

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Активизация познавательной деятельности на уроках истории в 5 классе».

Современная система образования переживает сейчас очередной этап поиска эффективных способов организации учебного процесса, соответствующих запросам общества. Цель российского образования - «гуманистически ориентированная личность, культурно-исторический субъект, способный к самореализации в условиях современной реальности»1.

Сегодняшняя реальность определили следующие дефициты:

низкий уровень культуры поведения, потребительское отношение к жизни, равнодушие, что, безусловно, влияет на снижение качества обученности. С другой стороны, согласно историко - культурному стандарту, существуют определенные требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории: осознание своей идентичности как гражданина страны, освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Однако, когда я пришла работать в школу, передомной встала проблема - не все учащиеся хотят учиться, не всем нравится предмет, присутствует низкий уровень дисциплины на уроке. Поэтому я предположила, что если начну работать над повышением мотивации учащихся, заинтересую их в своем предмете, то ситуация может измениться в лучшую сторону.

Конечно, существуют внешние стимулы для развития мотивации, такие как критика учащихся, выставление плохих оценок, запугивание экзаменами, вызов родителей в школу и т.д. Однако, на мой взгляд, следует обратить внимание на внутренние стимулы, т.е. сделать привлекательной саму деятельность учащихся в процессе получения образования.

Как же сделать свои уроки более интересными? Каким должен быть сам урок, чтобы ученик получил от него максимум полезной информации? Какие методы работают на развитие познавательной мотивации, а значит и на успешное обучение?

Я выделила следующие методы активизации познавательной деятельности:

1) Рассмотрение ситуаций, вызывающих неоднозначные оценки и подходы. (актуализация знаний, постановка проблемной задачи).

2) Особое внимание уделять событиям, имеющим широкий общественный резонанс.

3) Визуализация: картина, рисунок, фотография, видеосюжет не только задействуют образное мышление, но и могут стать началом обсуждения проблемы. Можно предложить учащимся создать свое графическое изображение.

4) Произведение художественной литературы для актуализации знаний, полученных на других уроках.

6) Ролевая игра как способ создать атмосферу сотрудничества.

7) Документ как почва для размышлений.

8) Афоризм как квинтэссенция мысли.

9) Неоконченное предложение - возможность дополнить текст, восстановить смысл потерянной информации.

10) Определение автора. Предположение об авторе, теме способствует интересу к изучаемому вопросу.

На уроках в 5-х классах я использовала следующие методы активизации познавательной деятельности:

  1. Постановка проблемной задачи урока. Одна из самых простых возможностей с первых минут урока заинтересовать учеников кроется в постановке проблемной задачи урока. Тема моего откытого урока по истории в 5 -х классах - «Древняя Индия», поэтому как пример постановки проблемной задачи я пыталась активизировать знания учащихся, задавая им вопросы: «Что вам известно о Индии?, «где она расположена»?, «кто ее населяет»?, «каковы основные занятия древних индусов»?, и т д. Ответить на эти вопросы учащимся было непросто. Возникло затруднение, поэтому дети легко формулировали цели и задачи урока.

  1. Местоположение Древней Индии и ее природные условия

  2. Занятия жителей Древней Индии

  3. Население и общественное устройство.

  1. Метод визуализации. Психологи считают, что большая часть обучающихся - визуалы, поэтому легче запоминают информацию, представленную в схемах, графиках, таблицах, работая с исторической картой. Я использовала на уроке богатый иллюстративный материал, историческую карту Индии, схему, которую ребята должны были заполнить во время урока. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее и насыщеннее.

Метод визуализации помог мне :

- задействовать образное мышление учащихся на протяжении всего урока

- поддержать познавательную деятельность;

- учащимся лучше запомнить информацию.

3) Использование ИКТ. Современный урок немыслим без активного применения ИКТ. Мультимедийное оборудование, позволяющее использовать исторические карты, текст, графику, видеоматериалы, значительно расширяет возможности применения компьютера в учебном процессе. Поэтому я использовала презентацию при объяснении нового материала. Применение ИКТ не только способствует активизации познавательного интереса учащихся, но и позволяет использовать на уроках новейший фактический материал, отсутствующий в учебниках.



  1. Метод работы с историческим документом подготовил почву для размышлений учащимся. Работа с документом предполагает добывание фактов, которые обычно не лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. Работая с историческим документом (Диодор Сицилийский «О природных богатсвах Индии»), учащиеся смогли найти оветы на вопросы, о том каковы были занятия местного населения Индии. Работа с использованием исторических документов проводилась в группе. Такая деятельность способствовала не только осознанному и прочному усвоению знаний, но и совершенствавла метопредметные умения и навыки: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владеть умениями работать с учебной информацией - анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, формулировать выводы. Способность решать творческие задачи в различных формах, готовность к сотрудничеству, к коллективной работе.

Факторы, способствовавшие повышения мотивации:

Чтобы все вышеперечисленные методы и приемы «работали» на формирование познавательной мотивации ребенка, его интереса к учебе, необходимо учитывать такой важный фактор, как психологическая комфортность. Создание благоприятной эмоциональной среды в школе, на уроке является одним из важнейших условий формирования высокой познавательной мотивации учащихся. Поэтому в начале и в конце урока я попросила учащихся изобразить в виде рисунка их психологический комфорт на уроке. Проанализировав графические рисунки ребят, я пришла к выводу, что в начале урока (15%) чувствовали себя не уверенно, а в конце урока (100%) посчитали свое эмоциональное состояние комфортным.

Следующий фактор, который я выделила - это создание ситуация успеха. На мой взгляд, ситуация успеха была создана. Больше половины класса за время урока получили оценки «4» и «5».

К числу немало важных факторов, способствовавших повышению мотивации учащихся, можно отнести нестандартные формы проведения урока. В это раз я проводила стандартный урок в рамках системно - деятельностного подхода, но в дальнейшем планирую попробовать провести и нестандартные уроки (урок - игра, урок - путешествие, урок - викторина и т.д.).

Конечно, одним из главных факторов повышения мотивации также относится использование ИКТ.

Подводя итоги, я пришла к выводу, что психологическая комфортность и все вышеперечисленные методы ведения современного урока должны привести к тому, что ученик, приходя в школу, должен попадать в большую семью, где ему будет интересно, где его каждый день будут учить чему - то новому и полезному. В этой семье он будет чувствовать себя спокойно, в безопасности, будет уверено в том, что его достижения не останутся без внимания.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

© 2010-2022