Рабочая программа по курсу Истоки 9 класс

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса «Истоки». В состав УМК входит учебник, рабочая тетрадь согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобразования РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.

Программа разработана на основе:

  1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки». 5-11 классы. Истоковедение, том 10, с.87-134,- М., Издательский дом Истоки, 2011 г.

  2. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 9 классов общеобразовательных учебных заведений. - М, Издательский дом «Истоки», 2011 г.

Цели изучения курса «Истоки»

«Истоки» - интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно - нравственном опыте. В центре его - феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Главной целью курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно - нравственного и социально - культурного опыта Отечества.

В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение Отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно - нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.

В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в тоже время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно - нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), раcширить их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.


Общая характеристика предмета

Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно - нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно - методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры.

Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем, психолого-педагогическая и методическая концепция «Истоков» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Учебно-воспитательный процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном собственном участии на основе устойчивой и целенаправленной мотивации.

Благодаря «Истокам» в образовательное пространство современной школы вносятся категории, ценности и идеалы отечественного образа жизни. Именно в «Истоках» универсалии российской цивилизации становятся предметом отдельного и специального осмысления, что существенно восполняет имеющийся пробел в школьном образовании и придает «Истокам» качество педагогической инновации. Все это в полной мере соответствует провозглашенному в «Национальной доктрине образования» курсу на повышение воспитательной миссии современной школы, а также стратегическим направлениям модернизации российского образования.

Описание его места в учебном плане и ценностные ориентиры его содержания

Курс «Истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного учебного предмета в течение всех лет обучения, вводимый за счет регионального компонента образования; данный вариант представляется предпочтительным, поскольку в наибольшей степени реализует цели и задачи программы.

В основной школе открывается новый, второй концентр в познании социокультурных истоков: учащиеся приобщаются к главным категориям жизни Отечества.

В 9 - м классе («В поисках истины») представлены различные пути к истине, которыми веками шел человек в нашем Отечестве.

Учебный курс «Истоки» (9 класс) - рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Главные цели курса:

  • В образовательном отношении - уяснение основополагающих принципов, утвердившихся в качестве жизненной нормы российской культуры;

  • В воспитательном отношении - формирование чувства личной причастности к представленной системе жизненных установок, осознание неразрывности с духовно - нравственной традицией нашего народа;

  • В личностно - развивающем отношении - утверждение жизненной позиции и ценностных ориентиров, основанных на многовековом опыте нашего народа.

Научная основа курса

Курс «Истоки» в своей основе имеет ряд фундаментальных наук, до сих пор практически не представленных в школьном современном образовании. Это:

а) отечественная и зарубежная культурология, раскрывающая феноменологию культуры, рассматривающая ее как «текст» и разрабатывающая методы раскрытия его смыслов;

б) отечественная и зарубежная этнология, анализирующая и описывающая материальную культуру, жизненный уклад и духовно - нравственные ценности разных народов;

в) социальная и культурная антропология, исследующая разнообразие связей человека с внешней средой, установки его внутреннего мира и социокультурные роли.

Теоретические и методологические достижения наук, положенных в основу курса «Истоки», подчинены его воспитательным и образовательным целям. В итоге сердцевину учебного содержания курса составили универсалии культуры - устойчивые идеалы, ценности и категории сознания и бытия, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие устойчивость цивилизации и преемственность культуры.

В учебном курсе «Истоки» универсалии отечественной культуры условно можно разделить на несколько смысловых рядов (содержательных линий):

  1. Универсалии духовного мира;

  2. Универсалии нравственности;

  3. Универсалии деятельности;

  4. Универсалии социума

  5. Универсалии природно-культурного пространства

Методология курса

Методологической основой преподавания учебного курса «Истоки» является социокультурный системный подход .

Важно и то, что социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников педагогического процесса, вырабатывает «социальный иммунитет», позволяющий защитить ребенка, подростка от негативных воздействий внешней среды.

Социокультурный подход позволяет образование школьников рассматривать как единую систему, как комплексную проблему, затрагивающую методологические, психологические, внутрипредметные и другие аспекты.

Ключевым элементом социокультурного системного подхода являются активные формы обучения. Суть активных форм обучения состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все учащиеся, не зависимо от ведущего типа восприятия, оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала предполагает, что каждый вносит в него свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного воспитания - одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.

Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно - нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

  • Содержательный - освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

  • Коммуникативный - развитие способности эффективного общения;

  • Управленческий - развитие управленческих способностей;

  • Психологический - формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

  • Социокультурный - осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта.

II. Содержание тем учебного курса



Введение

2


Пути к истине: взгляд человеческий

7


Начало пути к Истине: неотмирные и плененные

8


Дела на пути к Истине: деятели и дельцы

8


Испытания на пути к Истине: подвижники и самодовольные

7


Заключение

2



34





























  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Виды учебной деятельности

Домашнее задание

1

Истина. Пути поиска истинного

Различные взгляды на истину.Истина как знание,как счастье.два типа культур. Выбор пути к Истине- дело совести и свободы каждого

Изучение нового материала,работа в группах

Стр. 3-6, вопросы для размышления

2

Любовь и семья

Мужские и женские миры. Любовь и влюбленность. Семья как подвиг во имя Истины. Семья как малая Церковь

работа в группах

Стр7-14, вопросы

3

Слава и успех

Чем привлекательны успех и слава? Границы и время славы.

работа в группах

Задания в тетради

4

Власть и богатство

«Поля власти» и ее возможности. Состояние и добро

работа в группах

Стр 8-14, вопросы

5

Карьера

Виды и возможности получения карьеры

работа в группах

Записи в тетради

6

Слава труда

Виды и формы труда.

работа в группах

Эссе, работа с источниками

7

Знание

Мистика, религия, философия, наука

работа в группах

Стр. 15-20, сообщения

8

Радость и удовольствие

В чем радость, мира? В чем замысел Творца?Как разглядеть радости истинные и ложные

работа в группах

Стр. 20-23задание в тетради

9

Духовная радость и спасение

Духовная радость как желание и способность служить ближнему, высшим идеалам. Богу. Радость духовная

работа в группах

Стр 23-26вопросы

10

Нищие духом и самоуверенные

Смирение как частное признание своего несовершенства. Самоуверенность.Неуверенность

работа в группах

Вопросы в тетради

11

Плачущие и самодовольные

Покаяние как осуждение своих поступков и твердое намерение исправиться.Уверенность в своей непогрешимости- путь к Истине

работа в группах

Стр 31-33

сообщения

12

Кроткие и тщеславные

Кротость-умиротворение, душевный мир и тихая радость. Внутренняя гармония

работа в группах

Стр 34-37

13

Правдолюбцы и приспособленцы

Правдолюбие как энергичное и деятельное стремление к Правде

работа в группах

Вопросы в тетради

14

Утешители и жестокосердные

Чем утешаются люди мира сего?

работа в группах

сообщения

15

Благодетели и угнетатели

Милосердие, гуманизм

работа в группах

сообщения

16

Миротворцы и сеятели вражды

Множественность и понятие «мир» Духовный смысл миротворчества. Маар как Истина. Недоброжелательство и зложелательство

работа в группах

Работа с источниками

17

Труженики и живущие за счет других

Труд как естественное состояние человека. Труд как подвиг.

работа в группах

Стр. учебника

18

Чистые сердцем и окаменевшие

Деятельная любовь как очищение сердца и приближение человека к Истине

работа в группах

сообщения

19

Святые Православной Церкви

Серафим Саровский

Иоанн Кронштадтский, Оптинские старцы

работа в группах

Работа с источниками

20

«Золотое правило нравственности»

Моральные нормы, Окаменение сердца

работа в группах

Ситуационные задачи

21

Чистые сердцем

Деятельная любовь как очищение сердца от самолюбия и приближение человека к истине

работа в группах

Стр. учебника

22

Универсалии духовного мира

Поиск универсалий

работа в группах

Записи в тетради

23

Универсалии духовного мира

Поиск универсалий

работа в группах

Вопросы в тетради

24

Беспокойные

Беспокойство как неугомонность. Подвижность, готовность прийти на помощь ближнему.

работа в группах

сообщения

25

Равнодушные

Равнодушие порождает наплевательство.самодовольство

работа в группах

Стр. учебника

26

Гонимые за правду

Требовать своих прав. Справедливости- дело правды.

работа в группах

эссе

27

Малодушие

Малодушие- слабость духа, инфантильность и трусость

работа в группах

сообщения

28

Земляки- пострадавшие за веру

Знакомства с историей вологжан, пострадавших за справедливость

работа в группах

сообщения

29

Вера и рассудок

Вера любовь- идеалы истины

работа в группах

Стр 66

30

Мировоззрение

Мировоззрение- то что делает человека человеком

работа в группах

эссе

31

Мировоззрение

Мир радость- идеалы истины

работа в группах

записи

32

Заключение по теме Вера и рассудок

Анализ и обобщение знаний по пройденной теме

работа в группах

Творческое задание

33

Заключение по теме Мировоззрение

Анализ и обобщение знаний по пройденной теме

работа в группах

Творческое задание

34

Итоговое -обобщение по курсу Истоки 9

Анализ и обобщение знаний по пройденной теме

работа в группах



© 2010-2022