Конспект урока по истории Нашествие с Востока 6 класс

Урок является плановым  в рамках  программы по истории для 6 класса.  Этапы урока: 1.     Мотивация к учебной деятельности  Учитель на основе работы с картой  подводит учащихся к ксамостоятельному формулированию темы. 2.     Актуализация знаний.  Учащиеся, используя выдержки из текстов древнерусской летописи, отмечают,  что было прогрессивным для Руси, а что отрицательным во время  феодальной раздробленности 3.     Открытие нового знания.   В ходе изучения новой темы  учащиеся работают с картой...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Нашествие с Востока

Цели урока:

  1. Образовательная: Познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия; подвести учащихся к пониманию того, каковы причины поражения русских княжеств от войск Батыя.

  2. Развивающая: Совершенствовать навыки работы с картой, продолжить формирование умений анализировать исторические документы, исследовать причины событий.

  3. Воспитательная:Формирование чувства сопереживания, гордости и уважения к подвигам предков.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

Тема нашего урока на доске не обозначена, вы должны определить ее сами.

Работа с картой

Для этого выполним задания. Откройте карты «Русь в XII- начале XIIIв.» стр.82 и «Русь в середине XIIIвека.» стр.101 рассмотрите их внимательно. Что общего вы в них увидели и что особенного.

В 13 веке начинается вторжение иноземных захватчиков с востока на Русь. Этими завоевателями являются монголо-татары. Какую тему вы бы сформулировали, исследуя карту? (Учащиеся формулируют тему урока)

Актуализация знаний.

Представим характеристику русских земель в 13 веке. выдержки из текстов древнерусской летописи.

1. «О, светло-светлая и украсно украшенная земля русская! И многими красотами удивлена еси… Всего еси исполнена русская земля!»

2. «Пошли дети на отцов, а отцы на детей и братья на братьев»

- Что было прогрессивным для Руси, а что отрицательным в этом времени феодальной раздробленности? (Ответы учащихся)

Итак, первые годы XIIIвека не предвещали Руси каких либо серьезных потрясений. Разделенная на множество самостоятельных княжеств, страна жила в обстановке бесконечных усобиц. Князья ссорились из-за власти, совершали походы на соперников, мирились и снова враждовали. Все это привело к снижению обороноспособности Руси.

Казалось, что ничто не предвещало беды. А тем временем, однако, из восточных стран стали приходить тревожные пугающие известия о появлении какого -то незнакомого воинственного народа. Из глубин Азии двинулись на Русь кочевники монголы. Монгольская империя была создана величайшим военачальником - Чингисханом. Он умер в 1227 году, но к этому времени, в результате завоевательных походов, он покорил много стран.

В 12 веке монгольские племена кочевали в степях Забайкалья и северной части современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство и охота. Земледелием они не занимались.

Монголы жили в шатрах-юртах. У них также были межплеменные конфликты из-за пастбищ. В 12 веке в одном из таких столкновений победил выходец из знатного рода Тимучин. Он сумел объединить большие силы и беспощадно расправился с врагом.

Работа с картой

А какая наша Русь? Посмотрим на карту. Она напоминает лоскутное одеяло, сшитое из разных кусочков. Почему каждое княжество по отдельности было легко завоевать, сломать как отельные прутики?

А в орде все подчиняется одному хану, все беспрекословно выполняют его приказы. Люди связаны едиными для всех законами и соблюдали жесткую дисциплину.

Какое государство Русь или Орда будет иметь преимущество в войне? (Ответы учащихся)

Под ударами монголов пали Китай Средняя Азия, Иран, Кавказ. И во всех этих походах монголы заимствовали тактические приемы и стратегии ведения боя. Некоторые страны Средней Азии не смогли оказать серьезного сопротивления. Бухара сопротивлялась 3 дня, Самарканд 5 дней, города лежали в развалинах.

Решение проблемного вопроса.

Ребята, перед вами проблемный вопрос: «Почему монголы так много воевали? В чем причина их завоевательных походов? Какие у вас будут предложения?» (Ответы учащихся)

Причины завоевательных походов монголо-татар

· Наличие многочисленной армии, которая должна сама себя содержать;

· Поиск новых пастбищ;

· Стремление знати к обогащению;

· Желание покорить весь мир.

Сравним русского и монгольского воина, (

Перед вами два воина - русский дружинник и монгольский всадник. На чьей стороне преимущество?

Нападение на Русь.

Работа с картой

В 1223 году монголо-татары вторглись в половецкие степи. Половецкий хан обратился за помощью к русским князьям. 31 мая 1223 года на берегу Калки началось сражение.

В учебнике на стр. 97 прочитайте и ответьте на вопрос: «Почему русские князья потерпели поражение»? (Ответы учащихся)

Рабочая тетрадь. Задание С с. 51

После смерти Чингисхана монголов возглавил его внук Батый и в 1237 году он подошел к границе Руси.

Чем дальше продвигались враги, тем больше сопротивления они получали. Русские люди видели жестокость врага, не хотели ему покоряться. Страшное зрелище представляла собою Русь - груды обгорелых развалин вместо городов и сел, поля, заросшие сорняками, кости непохороненных людей. Пустая голая земля…

Работа с картой

6 дней - продержалась под натиском татар Рязань

10 - дней - Владимир

А маленький Козельск держал Орду под своими стенами 50 дней.

А если бы такую сплочённость проявили русские князья, смогли бы татары победить Русь? (Ответы учащихся)

Рабочая тетрадь. Задание С с. 52

Итак, назовём сильные стороны монголо-татар: (Ответы учащихся)

· Численное превосходство

· Железная дисциплина

· Военно-тактическое превосходство

Слабые стороны Руси:

· Феодальная раздробленность

· Отсутствие единой армии

· Техническая отсталость русских дружин

После походов Батыя на Русь установилось иго монголо-татар.

Закрепление. Применение нового знания. Рабочая тетрадь. Задание А,В

с. 51

Домашнее задание.

Прочитать § 12, выполните задание на с. 52-53 рабочая тетрадь


© 2010-2022