- Преподавателю
- История
- Календарно-тематическое планирование по курсу История России с древнейших времен до конца XVI века к учебнику под редакцией А. В. Торкунова
Календарно-тематическое планирование по курсу История России с древнейших времен до конца XVI века к учебнику под редакцией А. В. Торкунова
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Адамова Л.Г. |
Дата | 18.07.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование
по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века»
6 класс
Учитель: Адамова Л.Г.
УУД
Д/з
Дата проведения
план
факт
Урок 1. Наша Родина - Россия.
Вводный. 1 ч
Учебник, карта территории современной России.
Т) Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, исторические источники и хи виды, вспомогательные исторические дисциплины.
Познавательные, коммуникативные
Материалы учебника. Введение. с. 6-8; р.т. с. 5 № 1, 4.
В
Г
В
Г
Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч)
Урок 2. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Изучения нового материала. 1 ч
Учебник, карта «Территория России в древности»
Т) Присваивающее хозяйство, каменный век, палеолит, мезолит, неолит, родовая община.
Д) до 1 млн лет - появление человека на территории России.
Познавательные, коммуникативные, личностные
§ 1;р.т. с. 7 № 2 (часть), 3, с. 8 № 5 (индивидуально)
Урок 3. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Комбинированный. 1 ч
Учебник, карта «Территория России в древности»
Т) Неолитическа революция, производящее хозяйство, народ (народность)
Д) 5-6 тыс. лет назад - зарождение земледелия на юге страны
Познавательные, коммуникативные, личностные
Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности; р.т. с.9 № 3, с. 10 № 6
Урок 4. Образование первых
государств. Комбинированный. 1 ч
Учебник, карта «Территория России в древности»
Т) Полис, великое переселение народов, каганат, ислам, дань,плуг.
Д) V в. до н.э. - образование Боспорского царства.
IV - VII вв. н.э. - Великое переселение народов.
VII в. - образование Хазарского каганата.
IX в. - образованиеВолжской Булгарии.
П) Геродот. Митридат VI Евпатор
Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
§ 2; р.т. с. 12 № 3, с. 13 № 5, с.14 № 6.
Урок 5. Восточные славяне и
их соседи. Комбинированный. 1 ч
Учебник, карта «Расселение славян и их соседей в VI - IX вв.»
Т) Подсечно-огневое, переложное земледелие, вервь, вече, племенные союзы славян, идол, капища, язычество, князь, дружина, народное ополчение, колонизация, традиционные верования.
Д) 2 тыс. до н.э. - выделение из индоевропейскиииииих племен балто-славянских племен.
VI - VIII вв. - расселение славян по Восточно-Европейской равнине.
Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
§ 3. Составте рассказ о жизни в славянском поселении, используя текст и иллюстрации учебника, сведения документа, представленного после параграфа.
Проектные задания (индивидуально)
Урок 6. История заселения территории родного края в древности (повторительно-обобщающий урок по содержанию темы I). Повторительно-обобщающий.1 ч
Учебник с. 34, проектные задания «Археологические находкиииииии - свидетели истории»; «История городов Древней Руси»
Т) см. уроки 1 - 5.
Д) см. уроки 1 - 5.
Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
Глава I
Тема II. Русь в IX - первой половине XII в. (11 ч)
Урок 7. Первые известия о Руси. 1 ч Изучения нового материала.
Учебник, карта «Расселение славян и их соседей в VI - IX вв.»
Т) Русы, варяги, норманская проблема (теория)
Д) 862 - легендарное призвание варягов.
П) Рюрик
Познавательные, коммуникативные
§ 4; р.т. с. 18-19 № 2 (инд-но), с. 20 № 4
Уроки 8-9. Становление Древнерусского государства. Комбинированный. 2 ч
Учебник, интернет ресуры, карта «Русь в IX - X вв.».
Т) Государство, князь, дружина, дань, полюдье, реформа, уроки, погосты.
Д) 860 - первый большой поход русов на Константинополь.
882 - объеденение Новгорода и Киева князем Олегом. Образование Древнерусского государства.
907 - поход князя Олега на Константинополь.
911 - договор Руси и Византии.
912 - 945 - правление князя Игоря в Киеве.
941 - поход князя Игоря на Константинополь.
944 - договор Руси с Византией.
945 - 964 - правление княгини Ольги в Киеве.
964 - 972 - правление князя Святослава в Киеве.
П) Олег, Игорь, Ольга, Святослав
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 5; р.т. с 21 № 2,4,
с. 22 № 7, с. 24 № 8 (инд-но)
Урок 10. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Комбинированный. 1 ч
Учебник, карта «Русь в X - XI вв.».
Т) Усобица, монотеизм, ислам, индуизм, христианство, десятина, двоеверие, междоусобные воины..
Д) 975(76) - 980 - первая междоусобица русских князей.
980 - 1015 - правление Владимира Святославовича в Киеве.
988 - принятие христианства на Руси.
Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
§ 6; с. 25 № 1, с. 27 № 3, 4, с. 29 № 5
Урок 11. Русское государство при Ярославе Мудром. Комбинированный. 1 ч
Учебник, карта «Русь в X - XI вв.», интернет ресурсы.
Т) Усобицы, общерусские святые, наместник, закон, Русская Правда.
Д) 1015 - 1019 - вторая усобица русских князей.
1019-1054 - правление Ярослава Мудрого в Киеве.
П) Борис и Глеб, Святополк, Болеслав (Польша), Ярослав Мудрый.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 7; р.т. с. 30 № 2, 4, с. 32 № 5 (инд-но); подготовить сообщение к уроку 12 по теме «Мономах - история имени» (инд-но)
Урок 12. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Комбинированный. 1 ч
Учебник, карта «Русь в X - XII вв.», интернет ресурсы.
Т) Княжеские усобицы, устав, ссуды, ростовщичество, закупы, рядовичи, холопы.
Д) 1072 - создание Правды Ярославичейю
1097 - съезд князей в Любече.
1113 - 1125 - правление в Киеве Владимира Мономаха.
П) Владимир Мономах.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 8; р.т.с. 33 № 3 (инд-но), с. 34 № 5, 7. с. 35 № 8, с. 36 № 9 (инд-но), с. 37 № 10; подготовить презентацию об одно из исторических деятелей к уроку 13 - Алипий (Алимпий) и Феодосий Печерский, Авраам Смоленский, Евфросинья Полоцкая, митрополит Иларион.
Урок 13. Общественный строй
и церковная организация на Руси. Комбинированный. 1 ч
Учебник, схемы, интернет ресурс.
Т) Бояре, вотчина, закупы, рядоовичи, смерды, духовенство, епископ, митрополит, монастырь, игумен, миссионеры, общество, резиденция.
П) Алипий (Алимпий) и Феодосий Печерский, Авраам Смоленский, Евфросинья Полоцкая, митрополит Иларион
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 9; р.т. с. 37 № 1, с. 39 № 4, 5 (инд-но), с. 40 № 8 (инд-но).
Урок 14. Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий.1 ч
Учебник, карта «Торговые связи Руси в XI - XII вв.»
Т) см. урок 7 - 13
Д) см. урок 7 - 13
П) см. урок 7 - 13
Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности. р. т. с. 42 № 3, 5, 4 (инд-но), с. 43 № 6 (инд-но)
Урок 15. Культурное пространство Европы и культура Руси. Урок изучения нового материала.1 ч
Учебник, иллюстрации, презентации
Т) Христианская культура, былины, житие, храм, фреска, мозаика, миниатюра, граффити, самобытный.
Д) Ок. 1113 - написание «Повести временных лет»
П) Нестор
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 10; р.т. с. 44-45 № 2,3,4,5, подготовить к уроку 16 мини-проеты: «Праздники и развлечения знати на Руси», «Одежда жителей Древней Руси», «Как питались жители Руси»
Урок 16. Повседневная жизнь населения. Комбинированный. 1 ч
Учебник, иллюстрации, презентации
Д) Домашняя утварь, лучина, пряжа, рубаха, порты, зипуны, онучи, лапти, понёва, чепец, сарафан, кокошник, хоромы, сени.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 11
подготовить к уроку 17 проекты : «Археологические находки - свидетели истории», «История городов Древней Руси»
Урок 17. Урок истории и культуры родного края в древности (повторительно-обобщающий урок по содержанию темы II). Повторительно-обобщающий.
1 ч
Краеведческие материалы, интернет ресурсы.
Т) Археологические памятники, археологические раскопки.
Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
Глава II
Тема III. Русь в середине XII - начале XIII в. (5 ч.)
Урок 18. Политическая раздробленность на Руси. Урок изучения нового материала. 1 ч
Учебник, карта «Русь в XII - XIII вв.»
Т) Удел, раздробленность.
Д) 1132 - смерть Мстислава Великого. Окончательный распод Древнерусского государства.
1185 - поход князя Игоря Святославича на половцев.
П) Мстислав, Игорь Святославич
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 12; р. т. с. 55 № 3, 5, с. 57 № 6 (инд-но), 7
Подготовить мини-проекты к урокам 19-21: презентации для воображаемых экскурсий по городам-столицам отдельных русских земель.
Подготовить сообщение о возникновении Москвы и о происхождении её названия.
Урок 19. Владимиро-Суздальское княжество. Комбинированный. 1 ч
Учебник, карта «Русь в XII - XIII вв.», интернет ресурс.
Т) Архитектурный ансамблю, аскетизм, ополье.
Д) 1125 - 1157 - правление Юрия Долгорукого в Суздале.
1147 - первое упоминание о Москве в летописи.
1157 - 1174 - правление Андрея Боголюбского во Владимире.
1176 - 1212 - правление Всеволода Большое Гнездо во Владимире.
П) Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 13. посмотреть филььмы из серии «Правители Руси». Чем отличалось правление Андрея Боголюбского от деятельности предшествующих князей?
р.т. с. 57 № 1, с. 58 № 2, с. 59 № 4.
Урок 20. Новгородская республика. Комбинированный. 1 ч
Учебник.
Т) Артель, республика, новгородское вече, посадский, тысяцский, владыка, концы.
Д) начало XII в. - республиканская форма правления в Новгороде.
П) Всеволод Мстиславович
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 14; р.т. с. 60 № 2, с. 61 № 3 (инд-но), 4, с. 62 № 5
Урок 21. Южные и юго-западные русские княжества. Комбинированный. 1 ч
Учебник, карта «Русь в XII - XIII вв.».
Т) Резиденция, паломники, королевсва, Великое княжество Литовское.
Д) 1153 - 1187 - князь галицкий Ярослав Осмомысл.
1201 - 1264 - Даниил Романович.
П) Ярослав Осоммысл, Роман Мстиславич, Олег Святославич
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности. р.т. с. 63 № 2, с. 64 № 3,4
Урок 22. Повторительно-обобщающий урок по содержанию темы III. 1 ч
Учебник, карты.
Т) см. урок 18 - 21.
Д) см. урок 18 - 21.
П) см. урок 18 - 21.
Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
Глава III
Тема IV. Русские земли в середине XIII-XIV в. (10 ч)
Урок 23. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Изучение нового материала. 1 ч
Учебник, карты «Начало монгольского завоевания и создание державы Чингисхана».
Т) Кочевое скотоводство, Орда, курултай, нойоны, тумен, улус.
Д) 1211 - начало завоевательных походов Чингисхана.
1215 - завоевание империи Цзинь.
1223 - битва на р. Калке.
П) Чингисхан, Мунке, Угедей, Батый.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 15; р.т. с. 66 № 1, 2, с. 67 № 5 (инд-но); Подготовить мини-проект к уроку 24 «Вооружение русских воинов»
Урок 24. Батыево нашествие на Русь. Изучение нового материала. 1 ч
Учебник, карты геграфическая карта Азии, «Русь в XII - XIII вв.», «Нашествие хана Батыя на Русь»
Т) Нашествие, ордынское иго, фураж, стан, ярлык.
Д) 1237 - 1238 - нашествие хана Батыя на Северо-Восточную Русь
1239 - 1240 - нашествие хана Батыя на Южную Русь.
П) Батый, Олег, Юрий Всеволодович, Евпатий Коловрат.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 16; р.т. с. 68 № 1, с. 72 № 7, с. 70 № 4 (инд-но)
Урок 25. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Комбинированный. 1 ч
Учебник, карта «Русь в XII - XIII вв.»
Т) Крестовые походы, орден меченосцев, ливонский орден, рыцари, экспансия, ополченцы.
Д) 15 июля 1240 - Невская битва
5 апреля 1242 - Ледовое побоище на Чудском озере
П) Ярослав Всеволодович, Александр Невский, Биргер
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 17; р.т. с. 73 № 2, с. 76 № 6, 8.
Урок 26. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Комбинированный. 1 ч
Учебник, карта «Нашествие хана Батыя на Русь»
Т) Агрессия, баскак, владычество, ярлык,ордынский выход, царь.
Д) 1242 - 1243 - создание Золотой Орды; получение князем Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение владимирское.
1257 - 1259 - перепись населения на Руси.
П) Ярослав Всеволодович, Чингизиды.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 18; р.т. с. 77 № 2, с. 79 № 5, с. 80 № 6 (инд-но)
Урок 27. Литовское государство и Русь. Комбинированный. 1 ч
Учебник, «Великое княжество Литовское в XIII - первой половине XV в.»
Т) Великорусская народность, Великое княжество Литовское, диалет, уня, католичество.
Д) 1316 - 1341 - правление князя Гедимина.
1385 - уния Литвы и Польши.
1410 - Грюнвальская битва.
П) Мидовг, Гедимин, Ольгерд, Ягайло, Витовт.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 19; учебник с. 41 задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»; р.т. с. 82 № 3, с. 84 № 7.
Урок 28. Усиление Московского княжества. Комбинированный. 1 ч
Убебник, карта «Русские земли в XIV - XV вв.», контурные карты.
Т) Слободы, калита.
Д) 1276 - 1303 - правление Даниила Александровича в Москве.
1303 -1325 - правление Юрия Даниловича.
1325 - 1340 - правление Ивана Калиты в Москве.
1327 - восстание в Твери.
П) Даниил Александрович, Юрий Данилович, Иван Калита, хан Узбек.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 20; р.т. с. 85 № 1, с. 86 № 3.
Урок 29. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Комбинированный. 1 ч
Учебник, карта «Русские земли в XIV - XV вв.»
Т) Засадный полк.
Д) 1359 - 1389 - правление Дмитрия Донского в Москве.
1379 - битва на реке Воже.
8 сентября 1380 - Куликовская битва.
1382 - разорение Москвы Тохтамышем.
П) Митрополит Алексей, Дмитрий Донской, Сергей Радонежский, князь литовский Ольгерд, Мамай, хан Тохтамыш.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 21; р.т. с. 89 № 1, с. 91 № 5, с. 92 № 7.
Урок 30. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в. Изучение нового материала. 1 ч
Учебник, иллюстрации.
Т) Эпос, полуустав.
П) Феофан Грек
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 22; р.т. с. 93 № 2, с. 94 № 3. с. 96 № 4
Урок 31. Родной край в истории и культуре Руси. Повторительно обобщающий. 1 ч
Краеведческий материал, интернет ресурсы.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
-
Урок 32. Повторительно-обобщающий урок по содержанию темы IV. Повторительно обобщающий.1 ч
Проекты, презентации.
Т) см. уроки 23 - 31.
Д) см. уроки 23 - 31.
П) см. уроки 23 - 31.
Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
Глава IV
Тема V. Формирование единого Русского государства (9 ч)
Урок 33. Русские земли на карте Европы и мира в начале XV в. Изучение нового материала. 1 ч
Учебник, карта «Русские земли в XIV - XV вв.»
Т) Централизация, православие, католичество.
Д) 1204 - разграбление крестоносцами Константинополя, упадок Византии.
1389 - битва на Косовом поле.
1370 - 1405 - правлени срезнеазиатского правителя Тимура (Тамерлана)
П) Византийский императов Иоанн V, Тимур (Тамерлан).
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 23; р.т. с. 99 № 1, с. 100 № 2 (инд-но), № 3, с. 101 № 4 (инд-но), с. 102 № 5 (инд-но).
Урок 34. Московское княжество в первой половине XV в. Изучение нового материала .1 ч
Учебник, карта «Княжества Северо-Восточной Руси в XIV - первой половине XV в.»
Т) Феодальная война, поместье, помещик, служилые люди.
Д) 1389 - 1425 - правление Василия I в Москве.
1425 - 1462 - правление Василия II Тёмного в Москве.
1425 - 1453 - междоусобная война в Московском княжестве.
П) Василий I, Едигей, Василий II, Василий Косой, Дмитрий Шемяка.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 24; р.т. с. 103 № 3, с. 104 № 5, с. 105 № 8.
Урок 35. Распад Золотой Орды и его последствия. Комбинированный1 ч
Учебник, карта «Распад Золотой Орды».
Т) Транзитная торговля, ясак.
Д) 1395 - разгром Золотой Орды Тимуром.
1438 - образование Казанского ханства.
30 - 60-е гг. XV в. - распад Золотой Орды.
П) Тимур, хан Менгли-Гирей, хан Улу-Мухаммед, Василий II, Касим
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 25; р.т. с. 106 № 1, 2.
Урок 36. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Комбинированный1 ч
Учебник, карта «Российское государство во второй половине XV - начале XVI в.»
Т) Централизация, боярская дума, воевода, держава, кормление, местничество, налоги, скипетр, шапка Мономаха.
Д) 1462 - 1505 - приаление Ивана III.
1471 - битва на реке Шелони.
1478 - присоединение Новгородской земли к Москве.
1480 - стояние на реке Угре. Падение ордынского владычества.
1485 - присоединение Тверского великого княжества к Москве.
1497 - издание общерусского Судебника Ивана III
1497 - появление печати с изображением грбы России.
1500 - 1503 - русско-литовская война.
1505 - 1533 - правление Василия III.
1514 - присоединение Смоленска к Москве.
П) Иван III, Василий III
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 26; р.т. с. 109 № 1, с. 110 № 3, с. 114 № 8.
Урок 37. Русская православная церковь в XV - начале XVI в. Комбинированный1 ч
Учебник
Т) Догмат, православие, церковный собор, уния, ереси, секуляризация, иосифляне, автокефалия.
1439 - Флорентийская уния.
1448 - утверждение независимости Русской провославной церкви.
1453 - взятие Константинополя турками-османами.
П) Патриарх Иосиф II, епископ рязанский и муромский Иоан, Стефан Пермский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности; р.т. с. 117 № 3, с. 118 № 4, с. 119 № 5 (инд-но)
Урок 38. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Изучение нового материала. 1 ч
Учебник, схема.
Т) Казаки, боярин, пожилое, чин, привилегии, крестьянин; владельческие, дворцовые, черносошные крестьяне; посадские люди, купцы и «чёрные люди»
Д) 1497 - Судебник
П) Иван III
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности; р.т. с. 120 № 2, с. 121 № 3.
Урок 39. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Изучение нового материала. 1 ч
Учебник, презентации.
Т) Эпоха Возрождения, поэма, регалии, сказания.
Д) 1433 - завершение строительства Грановитой палаты.
1479 - Московская летопись.
1512 - первая редакция русского «Хронографа».
П) Иван III, Василий III, Филорет, Сафоний Рязанец, Аристотель Фиофанти, Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари, Андрей Рублёв, Дионисий, Афанасий Никитин.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
§ 27; р.т. с. 123 № 3, с. 124 № 5, 6.
Урок 40. Урок истории и культуры родного края. Повторительно-обобщающий. 1 ч
Краеведческий материал, интернет ресурсы
Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
Подготовить презентацию «Наше культурное наследие» о памятниках культуры и истории в родном крае.
Урок 41. Повторительно-обобщающий урок по содержанию темы V. 1 ч
Т) см. уроки 33 - 40
Д) см. уроки 33 - 40
П) см. уроки 33 - 40
Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
Глава V
Урок 42. Повторительно-обобщающий урок по содержанию курса «История России с древнейших времен до конца XVI в.»
КИМ, атлас «История России с древнейших времен до конца XVI в.»
Т) основные термины и понятия курса
Д) основные даты курса.
П) основные персоналии курса.
Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
§§ 1-27