- Преподавателю
- История
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по истории Древнего мира. 5 класс. Майков. Годер
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по истории Древнего мира. 5 класс. Майков. Годер
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Грек А.А. |
Дата | 29.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
№ УРОКА | СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ | ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПО ТЕМАМ | ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ЗАДАНИЕ НА ДОМ | ||
ПЛАН | ФАКТ | |||||
РАЗДЕЛ І. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС (11 ч) | ||||||
Тема 1. Введение в историю (11 ч) | ||||||
| 01.09 |
| Что изучает история? (1 ч) История - наука о прошлом. Как работают историки. Как гибнут памятники старины. Историческая память народа. Исторические факты и события. Причины и следствия | Усвоить понятие «история», понять, для чего она необходима людям. Иметь первоначальные представления о работе историков. Знать важнейшие вопросы, с которых начинается историческое познание: что произошло, где произошло, когда произошло. Уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений. Усвоить, что целью работы историка является поиск правды, истины
| У-1 Читать § 1, стр. 4 - 7, ответить на вопросы | |
| 03.09 |
| Источники знаний о прошлом (1 ч) Источники устные, письменные, вещественные. О чём говорят пословицы, песни, сказания. Архивы и библиотеки. Музеи | Развивать способности, оценивать действия и поступки людей. Понимать, что история воспитывает уважение к традициям народа. Развивать умение классифицировать информацию, давать описание вещественных исторических источников. Формировать представление о систематизации в исторической науке на примере деления исторических источников на группы
| У-1 Читать § 2, стр. 8 - 34, ответить на вопросы | |
| 08.09 |
| Измерение времени (1 ч) Хронология. Время. Способы измерения времени в разные исторические эпохи. Летосчисление в истории. Тысячелетие, столетие (век), год. Что называют датой? Точка отсчёта времени. Историческое развитие. Деление истории на периоды. Историческая хронология | Понимать сущность порядка в исторической хронологии: все события выстраиваются по годам. Начать овладевать навыками работы с единицами измерения времени: определять век, тысячелетие, если известен, год, когда произошло событие. Понимать методы современного летосчисления: счёт лет нашей эры и до нашей эры. Ознакомление с особенностями измерения времени у разных народов
| У-1 Читать § 3, стр. 35 - 42, У-2 Читать главу 3, стр. 29 - 32, ответить на вопросы | |
| 10.09 |
| Историческая карта (1 ч) Прошлое на карте. Отличия географической карты от исторической. Чтение карты. Легенда карты. История на плане. Работа с контурными картами по истории
| Понимать, что историческая карта - важный источник информации. Понимать, какую информацию может предоставить карта. Уметь приводить примеры использования карты при изучении истории
| У-1 Читать § 4, стр. 43 - 51, ответить на вопросы | |
| 15.09 |
| Археология - помощница историков (1 ч) Что изучает археология. Как работают археологи. Экспедиции. Раскопки. Артефакты | Сформировать общее представление о работе археолога. Объяснять необходимость труда археологов для познания исторического прошлого. Понять, в чём вред раскопок, проводимых случайными людьми. Уметь использовать ранее полученные знания при изучении нового материала (например, как гибнут памятники старины). Включать в ответы на поставленные учителем вопросы новые термины и понятия. Учиться использовать текст и иллюстрации учебника во время беседы | У-1 Читать § 5, стр. 52 - 59, ответить на вопросы | |
| 17.09 |
| Наука о народах и наука о прошлом (1 ч) Что изучает этнография. «Преданья старины глубокой». История в песне | Понимать, как этнография помогает историкам в изучении прошлого. Понимать особенности работы этнографов. Развивать умение анализировать сказания, мифы, песни с целью извлечения исторической информации
| У-1 Читать § 6, стр. 60 - 74, ответить на вопросы | |
| 22.09 |
| Знать своих предков - знать историю (1 ч) Что значит родословие. Происхождение имён и фамилий. Отчество - составная часть родового имени. Моя родословная. Моё имя | Понимать, что «история - вокруг нас». Приблизиться к пониманию, что история семьи, происхождения имени, географических названий - всё это важные составляющие, из которых складывается историческая память человека
| У-1 Читать § 7, стр. 75 - 83, ответить на вопросы | |
| 29.09 |
| Географические названия - свидетели прошлого (1 ч) Всё имеет своё название. Как возникают названия. Названия стран мира | Усвоить, что географические названия заключают в себе информацию, необходимую для изучения исторического прошлого. Учебные материалы на доступном уровне подводят школьников к осмыслению необходимости бережного отношения к географическим названиям
| У-1 Читать § 8, стр. 84 - 89, ответить на вопросы | |
| 01.10 |
| О чём могут поведать герб, флаг и гимн (1 ч) Отличительный знак. Геральдика. Герб как государственный символ. Гербы городов. Герб нашей страны и республики. Из истории знамён. Флаг - символ независимости. Флаг России и Крыма. Песнь во славу Отечества. Из истории гимна нашей страны | Понимать значение символики в жизни людей, а также какую информацию она может скрывать. Понимать, что уважение к государственным символам - одна из нравственных и социальных установок любого общества. Уметь объяснять, что такое герб, флаг, знамя и гимн. Видеть взаимосвязь между изменением государственного строя и появлением новых государственных символов. Использовать текст учебника как источник исторической информации. Овладевать навыком сравнения, умением самостоятельно делать описания | У-1 Читать § 9 - 11, стр. 90 - 111, ответить на вопросы | |
| 06.10 |
| Как работать с учебными материалами по истории (1 ч) Порядок изучения истории. Как работать с учебником истории. Как работать с иллюстрациями
| Усвоить, что означают понятия «периоды истории», «курсы истории». Понять особенность работы с иллюстрациями в учебнике | У-1 Читать § 12, стр. 112 - 122, ответить на вопросы | |
| 08.10 |
| Повторение и контроль по теме: «Введение в историю» (1 ч) Исторические события. Причинно-следственные связи между событиями. Историческая память. Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счёт лет до н. э. и н. э). Происхождение имён и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств. Источники знаний о прошлом. Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. История Крыма - часть истории России. Россия - многонациональное государство
|
|
| |
РАЗДЕЛ II. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 ч) | ||||||
Тема 2. Первобытные собиратели и охотники (3 ч) | ||||||
| 13.10 |
| Древнейшие люди. (1 ч) Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие человека - овладение огнём | Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. С помощью рисунка изображать собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни
| У-2 Читать § 1, стр. 10 - 13, ответить на вопросы. Выполнить задание 1 к контурной карте № 1 | |
| 15.10 |
| Родовые общины охотников и собирателей (1 ч) Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пиши древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине
| Исследовать с помощью исторической карты и ресурсов мультимедиа географию расселения первобытных людей. Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты; новые способы охоты. Разрабатывать сценарий охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины | У-2 Читать § 2, стр. 13 - 17, ответить на вопросы | |
| 20.10 |
| Возникновение искусства и религиозных верований (1 ч) Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей | Рассказывать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Объяснять, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Характеризовать верования первобытных людей
| У-2 Читать § 3, стр. 17 - 20, ответить на вопросы | |
Тема 3. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч) | ||||||
| 22.10 |
| Возникновение земледелия и скотоводства (1 ч) Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа | Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделять и комментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначать последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изображать и комментировать управление родовой общиной и племенем. Характеризовать религиозные верования древнего человека | У-2 Читать § 4, стр. 21 - 25, ответить на вопросы. Выполнить задание 2 к контурной карте № 1 | |
| 03.11 |
| Появление неравенства и знати (1 ч) Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города | Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники дружина, знать, города, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати
| У-2 Читать § 5, стр. 25 - 29, ответить на вопросы. Выполнить задание 3 к контурной карте № 1 | |
| 05.11 |
| Повторение и контроль по разделу: «Жизнь первобытных людей» (1 ч) Значение эпохи первобытности для человечества. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности)
| Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с помощью ресурсов мультимедиа |
| |
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (16 ч) | ||||||
Тема 4. Древний Египет (5 ч) | ||||||
| 10.11 |
| Государство на берегах Нила (1 ч) Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной | Самостоятельно готовить тематическое сообщение к уроку (по выбору). Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и занятиями древних египтян.
| У-2 Читать § 6, стр. 34 - 37, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2 к контурной карте № 2 | |
| 12.11 |
| Как жили земледельцы, ремесленники и вельможи в Египте (1 ч) Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры. Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе; ключевые понятия, которые раскрывают тему урока
| У-2 Читать § 7 - 8, стр. 37 - 46, ответить на вопросы | |
| 17.11 |
| Военные походы фараонов (1 ч) Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоеваний фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Участь военнопленных. Появление наёмного войска
| Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | У-2 Читать § 9, стр. 46 - 51, ответить на вопросы. Выполнить задание 4, 5 к контурной карте № 2 | |
| 19.11 |
| Религия и искусство Древнего Египта (1 ч) Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых». Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаже, Лувре, Британском музее
| Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценировки на уроке по теме параграфа. Искать в Интернете информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготавливать презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды | У-2 Читать § 10 - 11, стр. 51 - 61, ответить на вопросы. Выполнить задание 3 к контурной карте № 2 | |
| 24.11 |
| Письменность и знания древних египтян (1 ч) Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний - жрецы
| Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам | У-2 Читать § 12, стр. 61 - 65, ответить на вопросы | |
Тема 5. Западная Азия в древности (6 ч) | ||||||
| 26.11 |
| Древнее Двуречье (1 ч) Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись - особое письмо Двуречья
| Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Комментировать письменность Двуречья и выделять её особенные признаки | У-2 Читать § 13, стр. 65 - 69, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2, 3 к контурной карте № 3 | |
| 01.12 |
| Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (1 ч) Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, новых социальных группах: ростовщиках
| Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены законами богов | У-2 Читать § 14, стр. 69 - 73, ответить на вопросы. Выполнить задание 4 к контурной карте № 3 | |
| 03.12 |
| Финикийские мореплаватели (1 ч) География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах
| Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библе, Сидоне, Тире | У-2 Читать § 15, стр. 73 - 77, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2, 3, 4 к контурной карте № 5 | |
| 08.12 |
| Библейские сказания и Древнееврейское царство (1 ч) Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях | Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. Решать развивающие и проблемные задачи с помощью мультимедиа, видео и аудио ресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Давать оценку поступку (Самсона, Давида). Обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи | У-2 Читать § 16 - 17, стр. 77 - 85, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2, 3, 4 к контурной карте № 4 | |
| 10.12 |
| Ассирийская держава (1 ч) Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы
| У-2 Читать § 18, стр. 85 - 90, ответить на вопросы. Выполнить задание 5, 6, 7 к контурной карте № 3 | |
| 15.12 |
| Персидская держава «царя царей» (1 ч) Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Войско персидского царя
| Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Кратко рассказывать легенды о персидских царях | У-2 Читать § 19, стр. 90 - 94, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 к контурной карте № 6 | |
Тема 6. Индия и Китай в древности (5 ч) | ||||||
| 17.12 |
| Природа и люди Древней Индии (1 ч) Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ
| Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру | У-2 Читать § 20, стр. 95 - 100, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2, 3, 4, 5, 6 к контурной карте № 7 | |
| 22.12 |
| Индийские касты (1 ч) Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царём Ашокой | Составлять простой план пунктов параграфа (по выбору). Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы - хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Готовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев | У-2 Читать § 21, стр. 100 - 105, ответить на вопросы | |
| 24.12 |
| Чему учил китайский мудрец Конфуций (1 ч) Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель- уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости
| Находить на карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости | У-2 Читать § 22, стр. 105 - 109, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 к контурной карте № 8 | |
| 12.01 |
| Первый властелин единого Китая (1 ч) Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас
| Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока | У-2 Читать § 23, стр. 109 - 114, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2, 3 к контурной карте № 9 | |
| 14.01 |
| Повторение и контроль по разделу: «Древний Восток» (1 ч) Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма, изучения ресурсов мультимедиа. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии
|
| |
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (18 ч) | ||||||
Тема 7. Древнейшая Греция (4 ч) | ||||||
| 19.01 |
| Греки и критяне (1 ч) Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар | Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст
| У-2 Читать § 24, стр. 116 - 120, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2 к контурной карте № 10 | |
| 21.01 |
| Микены и Троя (1 ч) В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия | Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На «ленте времени» обозначать падение Вавилона, объединение Китая Цинь Шихуаном, Троянскую войну. Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими
| У-2 Читать § 25, стр. 121 - 124, ответить на вопросы. Выполнить задание 3, 4 к контурной карте № 10 | |
| 26.01 |
| Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (1 ч) Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы | Рассказывать легенду о жизни Гомера. Кратко раскрывать суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока. В группах соотносить путь Одиссея домой, на Итаку, с картой. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать обо всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: «понятно», «непонятно», «известно», «неизвестно» | У-2 Читать § 26 - 27, стр. 125 - 134, ответить на вопросы | |
| 28.01 |
| Религия древних греков (1 ч) Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном | Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка» | У-2 Читать § 28, стр. 134 - 138, ответить на вопросы. Выполнить задание 5 к контурной карте № 10 | |
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч) | ||||||
| 02.02 |
| Земледельцы Аттики теряют землю и свободу (1 ч) География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса | Находить на карте и устно комментировать местоположение Аттики, занятия её населения. Объяснять значение понятий: полис, демос. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским | У-2 Читать § 29, стр. 140 - 143, ответить на вопросы | |
| 02.02 |
| Зарождение демократии в Афинах (1 ч) Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах | Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с напарником по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам
| У-2 Читать § 30, стр. 143 - 146, ответить на вопросы | |
| 04.02 |
| Древняя Спарта (1 ч) География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Об раз жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования
| Показывать на карте местоположение Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение. Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев | У-2 Читать § 31, стр. 147 - 150, ответить на вопросы | |
| 09.02 |
| Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей (1 ч) Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона | Объяснять причины греческой колонизации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Описывать одежду грека | У-2 Читать § 32, стр. 150 - 155, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2, 3, 4 к контурной карте № 11 | |
| 11.02 |
| Олимпийские игры в древности (1 ч) Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим Играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль Олимпийских игр | Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать ресурсы мультимедиа для подготовки сообщения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени
| У-2 Читать § 33, стр. 155 - 161, ответить на вопросы | |
| 16.02 |
| Победа греков над персами в Марафонской битве (1 ч) Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга | Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве
| У-2 Читать § 34, стр. 161 - 165, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2, 3, 4 к контурной карте № 12 | |
| 18.02 |
| Нашествие персидских войск на Элладу (1 ч) Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата»
| Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа: о создании военного флота; о Фермопильском сражении; о Саламинской битве | У-2 Читать § 35, стр. 165 - 170, ответить на вопросы | |
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (3 ч) | ||||||
| 25.02 |
| В гаванях порта Пирей и городе богини Афины (1 ч) В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета | Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях. Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в Power Point об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками; кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока)
| У-2 Читать § 36 - 37, стр. 171 - 181, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2, 3, 4 к контурной карте № 14 | |
| 01.03 |
| В афинских школах, гимнасиях и театре (1 ч) Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений | Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества
| У-2 Читать § 38 - 39, стр. 181 - 190, ответить на вопросы | |
| 03.03 |
| Афинская демократия при Перикле (1 ч) Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ | Самостоятельно подготавливать тематические сообщения (по выбору). Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Проводить поиск информации в Интернете о единомышленниках, Друзьях Перикла. Систематизировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла
| У-2 Читать § 40, стр. 190 - 195, ответить на вопросы | |
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч) | ||||||
| 03.03 |
| Города Эллады подчиняются Македонии (1 ч) Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции | Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции. | У-2 Читать § 41, стр. 196 - 200, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2, 3, 4, 5 к контурной карте № 15 | |
| 10.03 |
| Поход Александра Македонского на Восток (1 ч) Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском | Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам Александра Македонского. Оценивать поступки Александра Македонского, его противников | У-2 Читать § 42, стр. 200 - 205, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2, 3, 4 к контурной карте № 16 | |
| 15.03 |
| В Александрии Египетской (1 ч) Распад державы Александра Македонского после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека
| Называть причины распада державы Александра Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии - центре эллинистического мира. Сравнивать Александрию и Афины | У-2 Читать § 43, стр. 208 - 212, ответить на вопросы | |
| 17.03 |
| Повторение и контроль по разделу: «Древняя Греция» (1 ч) Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии | Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателя Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии |
| |
РАЗДЕЛ V. ДРЕВНИЙ РИМ (16 ч) | ||||||
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) | ||||||
| 22.03 |
| Древнейший Рим (1 ч) Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти | Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима с событиями, происходившими в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, ресурсы мультимедиа, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме | У-2 Читать § 44, стр. 214 - 219, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2, 3 к контурной карте № 17 | |
| 24.03 |
| Завоевание Римом Италии (1 ч) Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев
| Исследовать по карте и ресурсам мультимедиа территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима в III и II вв. до н. э. | У-2 Читать § 45, стр. 219 - 222, ответить на вопросы. Выполнить задание 4, 5, 6 к контурной карте № 17 | |
| 05.04 |
| Устройство Римской республики (1 ч) Плебеи - полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме | Сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона по сравнению с фалангой. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента
| У-2 Читать § 46, стр. 222 - 227, ответить на вопросы | |
Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) | ||||||
| 07.04 |
| Вторая война Рима с Карфагеном (1 ч) Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье
| Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами | У-2 Читать § 47, стр. 227 - 232, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2, 3, 4 к контурной карте № 18 | |
| 12.04 |
| Установление господства Рима во всём Средиземноморье (1 ч) Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима
| Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Характеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, Рима. Составлять простой план параграфа | У-2 Читать § 48, стр. 232 - 238, ответить на вопросы | |
| 14.04 |
| Рабство в Древнем Риме (1 ч) Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах
| Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян | У-2 Читать § 49, стр. 238 - 241, ответить на вопросы | |
Тема 13. Гражданские войны в Риме (3 ч) | ||||||
| 19.04 |
| Земельный закон братьев Гракхов (1 ч) Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая
| Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Тиберия Гракха выступить в защиту бедняков. Работать в малых группах, систематизируя информацию. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян | У-2 Читать § 50, стр. 242 - 246, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2, 3, 4, 5, 6 к контурной карте № 21 | |
| 21.04 |
| Восстание Спартака (1 ч) Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших
| Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки восставших. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочные проекты на темы «Поход Спартака в Альпы»; «Красе против Спартака» | У-2 Читать § 51, стр. 246 - 251, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2, 3, 4 к контурной карте № 20 | |
| 26.04 |
| Единовластие Цезаря и установление империи (1 ч) Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона - римского философа. Поэма Вергилия «Энеида»
| Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Юлия Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и сената в отношении Юлия Цезаря. Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых римлян | У-2 Читать § 52 - 53, стр. 251 - 260, ответить на вопросы. Выполнить задание 1-а),-б) к контурной карте № 19 | |
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч) | ||||||
| 28.04 |
| Соседи Римской империи (1 ч) Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи | Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах - соседях Римской империи и их взаимоотношениях
| У-2 Читать § 54, стр. 260 - 265, ответить на вопросы | |
| 03.05 |
| В Риме при императоре Нероне (1 ч) Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона
| Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона | У-2 Читать § 55, стр. 265 - 269, ответить на вопросы | |
| 05.05 |
| Первые христиане и их учение (1 ч) Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан | Рассказывать об условиях появления христианского учения. Давать объяснение причинам распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни | У-2 Читать § 56, стр. 269 - 275, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2, 3, 4, 5, 6 к контурной карте № 23 | |
| 10.05 |
| Расцвет Римской империи во II в. н. э. (1 ч) Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи | Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна. Рассказывать о достижениях империи во II в. н. э. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века | У-2 Читать § 57, стр. 275 - 279, ответить на вопросы. Выполнить задание 1-в), 2, 3 к контурной карте № 19 | |
| 12.05 |
| Вечный город и его жители (1 ч) Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме | Проводить виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, Интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме | У-2 Читать § 58, стр. 279 - 285, ответить на вопросы | |
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч) | ||||||
| 17.05 |
| Римская империя при Константине (1 ч) Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан | Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в I в. н. э. и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу | У-2 Читать § 59, стр. 285 - 289, ответить на вопросы. Выполнить задание 1, 2 к контурной карте № 22 | |
| 19.05 |
| Взятие Рима варварами (1 ч) Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары-наёмники в римской армии. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи Античности | Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю | У-2 Читать § 60, стр. 289 - 293, ответить на вопросы. Выполнить задание 3, 4, 5, 6 к контурной карте № 22 | |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 ч) | ||||||
| 24.05 |
| Итоговое повторение и обобщение по курсу: «История Древнего мира» (1 ч) Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру | Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственные грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни. Решать кроссворды, выполнять проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты античной истории |
| |
| 26.05 |
| ||||
СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА (1 ч) | ||||||
| 31.05 |
| Семь чудес света (1 ч)
|
| У-2 Читать стр. 294 - 295 |
36