Разработка урока для 5-х классов по истории Древнего мира на тему: Древняя Спарта

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока для 5-х классов по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта" с использованием презентации

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями развития Спартанского государства; сравнить с Афинским государством, а также изучить быт и нравы спартиатов.

Тип урока: комбинированный с использованием презентации Microsoft Power Point

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта "Древняя Греция", карточки с основными терминами, раздаточный материал в виде кругограмм, а также с отрывками произведений из хрестоматии по истории древней Греции, тесты.

Основные термины и понятия урока: спартанцы (спартиаты), илоты, царь (архагет), Совет Старейшин, Лаконика.

ХОД УРОКА

I. Опрос домашнего задания

С целью активизации мыслительных процессов можно предложить в начале урока учащимся отгадать исторические загадки по пройденному материалу:

1. Он написал про Илион и Одиссея,

И греки его чтят, любя.

Но до сих пор гадают, где, когда

Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)

2. Как в Греции звать

Простой народ?

Не зовет его знать

Страной управлять. (Демос)

3. Для всех свободных афинян -

И не только для крестьян -

В государстве есть удел -

Для решенья важных дел.

Должны вместе все прийти,

Решенье общее найти. (Народное собрание)

4. Как называли власть такую,

Когда народ на должность избирал,

А тот, кого он выбирал,

Перед людьми отчет держал? (Демократия)

5. Знать совет свой создала,

Управляла всем всегда

И судом неправедным

В историю вошла.

Как же звали тот совет -

Выдай правильный ответ. (Ареопаг)

6. Что за камень появился

На земле крестьянина?

Долг у него получился -

Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)

7. Он уваженье всех снискал

За то, что был умен и честен.

А славы он и не искал.

В Афинах всем служил он честно.

Он рабство грекам отменил,

Драконовы законы заменил,

Писал стихи, всю жизнь учился.

Но всем он все ж не угодил. (Солон)

Вопросы для устных ответов:

1. Какие категории населения афинского государства вы знаете?

2. В чем вы видите причины борьбы демоса против знати?

3. Вспомните и расскажите, как управлялись Афины до Солона?

4. Кто отменил долговое рабство и почему?

5. Какие перемены в управлении Афинами произошли в правление архонта Солона?

6. Что означает слово "демократия" в переводе с греческого?

II. Изучение нового материала с помощью презентации (см. Приложение)

Объявление новой темы, плана у темы. (Слайд 1, 2)

ВРазработка урока для 5-х классов по истории Древнего мира на тему: Древняя Спарта целях активизации познавательной деятельности учащихся целесообразно предложить для начала решить кругограмму в парах. (Слайд 3)

Расшифрованное слово записать в словарь: лаконика - это область, где проживали спартанцы.

1. Спартанцы (спартиаты) и илоты. (Слайд 4)

Объяснение материала идет параллельно с показом слайдов. Для объяснение данного пункта плана можно обратиться к информации в учебнике. (§ 31 пункт 1 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира)

В ходе объяснения особо выделить понятия "Спарта", "илоты" и зафиксировать их в тетради: Спарта - это государство спартиатов; илоты - рабы-земледельцы в Спарте.

На закрепление материала можно использовать загадки:

Они жили, не тужили

В Греции любимой.

Но пришли спартанцы - вмиг

Их они разбили.

В рабов превратили.

И могли убить иль высечь

Просто без причины. (Илоты)

2. Устройство Спартанского государства. (Слайд 5)

На слайде 5 показана схема: "Устройство Спартанского государства". Следует разъяснить, что высшим органом власти был Совет старейшин, который следил за выполнением законов и принимал самые важные для государства решения. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Власть архагетов (царей) была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали войском и передавали свою власть по наследству. На самой низшей ступени стоят бесправные илоты-рабы.

Для закрепления - загадка:

Здесь правит бал Совет,

Который властью самой большей обладает.

Уж очень краток здесь ответ

Людей, что на захват земли чужой

Совет тот побуждает.

Всех здесь юнцов в лет семь

От матери с отцом насильно отбирают.

Те ж, повзрослев, работать

На себя илотов заставляют. (Спарта)

Вспомните государственное устройство Афинского государства? В чем сходство и различие между двумя государствами?

3. Спартанское воспитание. (Слайд 6)

III. Работа по группам

После просмотра презентации целесообразно класс разбить на 3- 4 группы и дать им возможность поработать с историческими источниками (отрывки из хрестоматии).

Вопросы первым двум группам перед началом работы с источником: как воспитывали подрастающее поколение в Спарте? Что вам понравилось в воспитании спартанцев, а что нет и почему?

Вопросы двум другим группам: назовите высшие ценности в Спартанском государстве и объясните почему, используя отрывок? Что было недостойно настоящего спартанца?

Отрывок 1 (для первых двух групп учащихся):

"Ликург (спартанский законодатель) не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отобрал всех детей, которым исполнилось семь лет, объединил их в агелы (отряды) и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учебе. Во главе агелы он ставил того, кто был сообразительнее и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитывать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки; они внимательно изучали, какие задатки храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах".

Отрывок 2:

Славная доля - в передних рядах с супостатом сражаясь,

В подвигах бранных грозе смерть за отчизну принять!

Доля ж постыднее всех - в нищете побираться по свету,

Город покинув родной, тучные бросив поля,

Да побираться с отцом престарелым да матерью милой,

Взяв малолетних детей, взяв супругу с собой.

На закрепление - вопросы

После ответов групп на вопросы необходимо обобщить вместе с учащимися результаты групповой работы, сделать общие выводы по теме и приступить к тесту.

IV. Закрепление полученных знаний

1. В афинском государстве правителей называли:

а) царями (архагетами)

б) брахманами

в) архонтами

г) фараонами

2. В Спарте правителей называли:

а) архагетами (царями)

б) Брахманами

в) архонтами

г) фараонами

3. Главным занятием спартанцев было:

а) ремесло

б) земледелие

в) военное дело

г) рыболовство

4. Высшим государственным органом в Спарте был (о):

а) Ареопаг

б) народное собрание

в) Совет старейшин

г) архагет

V. Подведение итогов вместе с учащимися

Объявление оценок с комментариями за работу на уроке.

VI. Домашнее задание: § 31 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира.

© 2010-2022