- Преподавателю
- История
- План урока с ИКС
План урока с ИКС
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лебедева Л.Ю. |
Дата | 12.02.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Урок в соответствии с ФГОС по истории России в условиях включения историко-культурного стандарта.
Автор:
Лебедева Людмила Юрьевна , МАОУ « СОШ № 6 с углублённым изучением иностранных языков», город Северодвинск Архангельской области
6 класс
Тема: « Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»
учебник: Н. М. Арсентьев, А,А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева; под редакцией академика РАН А. В. Торкунова «История России » 6 класс, издательство «Просвещение» 2016 г .
Цель урока: Формирование представления о Москве как о центре борьбы с ордынским владычеством и выявление значения Куликовской битвы.
Задачи:
- обучающие
-
ознакомить учащихся с новым знанием о жизни и быте в XIV в , расширить их представления о том как укрепились позиции Московского княжества при Дмитрии Донском, о том как проходила Куликовская битва и каково ее значение.
-
научить учащихся работать индивидуально и в группе, способствовать умению анализировать и оценивать результаты собственной деятельности;
-
сформировать умение применять полученные знания при решении повседневных жизненных задач;
-развивающие
-
развивать умение находить нужную информацию, работать с новым материалом и выбирать главное, необходимое для работы;
-
развивать умение сравнивать и систематизировать знания;
-
развивать умение самостоятельно делать выводы
-
продолжать развивать навык составления конспекта и плана текста
-воспитательные
-
выявить значение Куликовской битвы, в том числе и на эмоционально-чувственном уровне;
-
продолжить развитие познавательного интереса к предмету;
-
воспитание чувства любви к Родине, готовность к защите своего Отечества;
-
способствовать формированию у учащихся чувства ответственности и деликатного отношения к одноклассникам;
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальный опрос, самостоятельная работа (самостоятельное изучение нового материала), работа в группах, письменная работа на листах.
Ресурсы урока: компьютерное рабочее место учителя (экран, мультимедийный проектор),учебник, карта «Русские земли в XIV- XV веках», схема « Куликовская битва», видеофильм из серии « Правители Руси»- « Дмитрий Донской».
Особенность:
-
Включена межпредметная интеграция - синтез фактов, понятий, принципов (история, литература)
Основные понятия и термины: засадный полк.
Основные даты: 1359-1389-правление Дмитрия Донского в Москве;1378- битва на реке Воже,8 сентября 1380 года - Куликовская битва,1382- разорение Москвы Тохтамышем.
Персоналии: митрополит Алексей, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, князь литовский Ольгерд, Мамай, хан Тохтамыш.
Ход урока.
I.Мотивационно-целевой.
Эпиграф к уроку:
« Земля Русская, упоённая кровию, усыпанная пеплом, сделалась жилищем рабов ханских,
А Государи ея трепетали…Казалось, что Россия погибла навеки. Сделалось чудо. Городок,
Едва известный до XIV века, от презрения к его маловажности долго именуемый селом
Кучковым, возвысил главу и спас Отечество. Да будет честь и слава Москве!»
Н. М. Карамзин.
1.Как вы понимаете , что такое чудо? Только ли чудо возвысило Москву?
Как можно объяснить «внезапное» усиление Московского княжества в этот период?
Виды деятельности обучающихся: - объяснить смысл высказывания в историческом контексте, сформулировать проблему урока при работе с текстом и словарём.
II.Ориентационный модуль.
1.Когда и кто из русских князей получил ярлык на великое княжение владимирское?
2.Расскажите,как боролось население русских земель с ордынцами.
3.Чем закончились известные вам сражения между русскими и монголами?
III.Содержательно-операционный модуль.
1,Прочитайте пункт 1параграфа - как князю Дмитрию Ивановичу удалось укрепить свою власть в Северо-Восточной Руси?
2.Сравните политику Ивана Калиты и Дмитрия Донского по отношению к Орде.
Какие факторы оказывали влияние на эту политику?
Играли ли, на ваш взгляд, роль личные качества правителей?
3. Почему литовский князь Ольгерд выступил союзником тверского князя в его борьбе с Московским княжеством?
Чем закончилась московско- литовская война?
4.Что позволило князю Дмитрию Ивановичу бросить открытый вызов Орде?
5.Покажите на карте путь русского войска к месту решающей битвы с ордынцами.
Найдите на карте, в какой области в современной России находится место Куликовской битвы.
Каковы причины и последствия похода Тохтамыша на Москву?
Почему большинство русских князей не поддержали Дмитрия Донского в борьбе с Тохтамышем?
На какие уступки была вынуждена идти Москва?
Основные виды деятельности обучающихся.
1. Показ фрагмента видеофильма из серии « Правители Руси»- « Дмитрий Донской» и работа с датой 1359-1389.
2.Краткие сообщения обучающихся о литовском князе Ольгерде, Мамае и хане Тохтамыше.
3.Работа с иллюстрациями с картин : - художника А.М. Васнецова « Московский Кремль при Дмитрии Ивановиче», учебник стр.49;
- А. П. Бубнова «Утро на Куликовом поле» и художника М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем»,учебник стр. 52
4. Работа с картой «Русские земли в XIV- XV веках» на экране и схемой «Куликовская битва», учебник,стр.53 (объяснение понятия «Засадный полк»);
5.Работа с датами: 1378- битва на реке Воже, 8 сентября 1380 года - Куликовская битва,1382- разорение Москвы Тохтамышем.
IV.Контрольно-оценочный ( в том числе и рефлексивный)
1.Прочитайте фрагмент «Жития Сергия Радонежского», учебник стр.56
- в чём видит автор причины победы русских войск на поле Куликовом?
- согласны ли вы с его мнением?
- считает ли автор документа борьбу с Мамаем религиозной войной?
-докажите свой вывод.
В честь великой победы народ прозвал князя Дмитрия- Донским, а князя Владимира -Храбрым.
Почему стала возможна победа русских дружин на поле Куликовом?
Почему в памяти народа имя Сергия Радонежского стоит в одном ряду с именами победителей на Куликовом поле?
(Используем дополнительный материал « Сказание о Мамаевом побоище»).
Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий в истории нашей страны?
Основные виды деятельности обучающихся.
1.Сообщения обучающихся о митрополите Алексее и Сергии Радонежском.
2.Анализ документов :раскрытие причинно- следственных связей и результатов деятельности людей.
3.Раскрытие исторического значения события.
Домашнее задание: параграф 21 учебника, задание 4-думаем, сравниваем, размышляем. По желанию- написать эссе на тему: «Полководческое искусство Дмитрия Донского».
Литература:
1. Н. М. Арсентьев, А,А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева; под редакцией академика РАН А. В. Торкунова «История России » 6 класс издательство «Просвещение» 2016 г.
2.О.Н.Журавлёва «История России. Поурочные рекомендации. 6 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций
О. Н. Журавлёва.-М.:Просвещение,2016.-192 с.-ISBN 978-5-09-038298-4.
3.Д.С.Лихачёв «Сказание о Мамаевом побоище», Л.,1982.-С.155.
4.Историко- культурный стандарт.