Рабочая программа по истории - 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Успенская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области













Рабочая программа

по истории

5класс









Рабочую программу составила

учитель истории и обществознания

_________Н.Н. Данилова






Успенка-2016г



Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года № 1576 "О внесении изменений в Федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1577";

  4. Устава МКОУ "Успенская средняя общеобразовательная школа" Касторенского района Курской области;

  5. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ Успенской средней общеобразовательной школы

  6. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 94 с. - (Стандарты второго поколения);

Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы :История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. -М.: Просвещение, 2015

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Личностные универсальные учебные действия:

Ученик получит возможность научиться:

  • осознанию своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоению гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважению прав и свобод человека;

  • осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

  • способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • пониманию культурного многообразия мира, уважению к культуре своего и других народов, толерантности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения целей на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • осуществлять сравнение, сертификацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Ученик получит возможность научиться:

  • умению учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Предметные результаты:

Ученик 5 класса научится:

  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

  • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Ученик получит возможность научиться:

  • давать характеристику общественного строя древних государств;

  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них черты сходства и различия;

  • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории;

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам;

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

История Древнего мира. 5 класс (68 часов).

Введение (1 ч)

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Счет лет в истории. Хронология - наука об измерении времени. Опыт, культура счета по годам в древних государствах. Изменение счета времени с наступлением христианской эры.

Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счет лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 ч).

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч).

Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления.

Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие человека - овладение огнем.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Новые орудия охоты древнейшего

человека. Человек разумный. Родовые общины.

Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2ч).

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремесел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Тема 3. Счет лет в истории ( 1ч).

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени.

Повторение (1ч)

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (18 ч).

Тема 4. Древний Египет (7 ч).

Государство на берегах Нила. Местоположение и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель.

Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельможи. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Главные города Древнего Египта: Мемфис, Фивы. Появление наемного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мертвых»: мумии, гробница, саркофаг. Фараон - сын солнца. Безграничность власти фараона.

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма.

Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры. Экспозиция древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний. Математика,

астрономия. Изобретение инструментов отсчета времени: солнечный календарь, водяные часы, звездные карты. Хранители знаний - жрецы.

Повторение (1 ч).

Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч).

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть времени возникновения государств в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон - главный в Двуречье. Законы царя Хаммурапи. Принцип талиона.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Виды ремесел. Развитие торговли в городах Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит.

Библейские сказания. Ветхий завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племен. Переход к единобожию. Библия и Ветхий завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Библейские мифы и сказания, исторический и нравственный опыт еврейского народа.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские сказания о героях.

Ассирийская держава. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство - одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Ниневия - столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды. Образование персидской державы

(завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Город Персеполь - столица великой державы древности.

Тема 6. Индия и Китай в древности (4 ч).

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Деревни среди джунглей. Развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Религия жителей Древней Индии. Древнейшие города.

Индийские касты. Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество: Варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Знания. Книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царем Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории Китая. Великая китайская стена. Деспотия Цинь Шихуана. Свержение наследников Цинь Шихуана. Открытия китайцев: шелк, чай, бумага,

компас. Великий шелковый путь.

Повторение (1 ч).

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (20 ч)

Тема 7. Древнейшая Греция ( 5 ч).

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Кносский дворец. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы о Тесее и Минотавре, Дедале и Икаре.

Микены и Троя. «Архитектура великанов». Каменные львиные ворота. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя Одиссея. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Миф о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч).

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов - городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милеет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Местоположение и природа Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, виноградарство, оливководство. Знать и демос в Афинском полисе. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстает против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Черного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия - город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Вторжение персов в Элладу. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром персов при Платеях. Причины победы греков.

Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии (5 ч).

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление власти демоса - демократии.

В гаванях афинского порта Пирей. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Район Керамик. Посуда с краснофигурными и чернофигурными рисунками. Агора - главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптура. Обучение красноречию.

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V в. до н.э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета Пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла.

Тема 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э. (3 ч).

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции - македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Аристотель - учитель Александра. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Первые победы: река Граник. Победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы А.Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.

Повторение (1 ч).

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (17 ч).

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч).

Местоположение и природа Италии. Пестрота населения Древней Италии.

Древний Рим. Легенда об основании Рима. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятие римлян. Верования. Управление ранним Римом. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи - полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы.

Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч).

Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах. Тактика Ганнибала и тактика римлян. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа

Сципиона над Ганнибалом при Заме.

Установление господства Рима во всем восточном Средиземноморье. Рост римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.

Рабство в древнем Риме. Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, быту римлян. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры.

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч).

Возобновление и обострение противоречий между различными группами и римским обществом после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потери имущества бедняками. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Гракха. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших. Оформление армии восставших. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Брут и Цезарь Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антонио и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Превращение римского государства в империю.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч).

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов.

Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед богом.

Расцвет римской империи во II веке. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ римской империи.

Вечный город и его жители. Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч).

Римская империи при Константине. Укрепление границ империи. Вторжение варваров. Рим и варвары. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столица за счет архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи.

Взятие Рима варварами. Разделение римской империи на два самостоятельных государства. Вторжение готов в Италию. Взятие Рима Аларихом - вождем готов. Падение Западной Римской империи. Конец эпохи античности.

Итоговое повторение ( 2 ч).

Резерв (2 часа)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Дата

Наименование

раздела, тема урока

К-во часов

Личностные

результаты

УУД

Предметные

результаты



По плану

Факт.







регулятивные

познавательные

коммуникативные



1

Введение. Что изучает история

1

Формирование

познавательного

интереса к изучению

истории. Понимание

значимости опыта

предшествующих

поколений для

современного

человека.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Умение работать с

текстом учебника, со

справочным

материалом книги.

Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Первичные

представления об

исторической науке.

Умение работать

с исторической картой

(памятка).

Раздел I. Жизнь первобытных людей

7



2

Древнейшие люди

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений, понимание

культурного

многообразия мира.

Выделять характерные,

существенные

признаки для

сравнения,

формулировать

Пересказывать

содержание текста

учебника. Составлять

рассказ по

иллюстрациям.

Задавать вопросы

Показывать на карте

места расселения

древнейших людей.

Правильно

употреблять и

объяснять

исторические

термины. Сравнивать

первобытного и

современного человека

3

Родовые общины охотников и собирателей

Осознание значения

семьи в жизни

человека и обществ

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Составлять простой

план по тексту

учебника, составлять

рассказ по

иллюстрациям.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Выделять признаки

родовой и соседской

общины.

Разрабатывать

сценарии охоты на

крупного зверя.

Характеризовать

новые достижения

древнего человека..

4

Возникновение искусства и религиозных верований

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений, понимание

культурного

многообразия мира.

Понимать свою

самобытность и ценить

культурное наследие

разных религий.

Умение

анализировать и

делать выводы

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Работать с текстом

учебника по заданиям

учителя в малых

группах.

Характеризовать

первобытные

верования и способы

их выражения.

Работать с

несколькими

историческими

источниками.

5

Возникновение земледелия и скотоводства

Формирование

уважительного

отношения к труду

Работать с текстом

учебника, составлять

схему по содержанию

Составлять

сравнительную

таблицу,

формулировать

вывод.

Формулирование

собственного мнения и

позиции.

Характеризовать

изменения

в социально-

хозяйственной жизни

людей с появлением

земледелия и скотоводства.

Обозначить

последствия

появления

гончарного и

ткацкого ремёсел в

жизни общины.

Выявлять и

сравнивать признаки

родовой и соседской

общины.

6

Появление неравенства и знати

Формирование

осознанного,

уважительного и

доброжелательного

отношения к истории,

культуре, религии,

традициям.

Выявлять причинно -

следственные связи.

Пересказывать

содержание текста

учебника.

Работать с текстом

учебника по заданиям

учителя в малых

группах.

Раскрывать смысл

понятий: ремесло,

ремесленник,

гончарный круг,

металлургия, плужное

земледелие, соседская

община, вождь,

соплеменники,

дружина, знать,

города, святилища,

государства. Выявить

и сравнить признаки

родовой и соседской

общин.

Характеризовать

изменения отношений в общине с выделением в ней

знати. Выделять на

элементарном уровне причины исторических

событий.

7

Счет лет в истории

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Формирование умения

самостоятельно

оценивать

правильность

выполнения действия.

Умение

преобразовывать знаки

и символы.

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Объяснять, как ведется

счет лет до н.э и н.э.

Решать исторические

задачи и проблемные

ситуации на счет

времени. Развивать

навыки счета в

истории в разные

эпохи.

8

Обобщающее повторение по разделу: «Жизнь первобытных людей».

Формирование

осознанного, уважительного и

доброжелательного

отношения к истории,

культуре, религии,

традициям

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Оценивать

правильность

выполнения учебной

задачи.

Логически мыслить,

делать выводы, обобщать, высказывать

свою точку зрения.

Работать с легендой

исторической карты, объяснять значение

опыта первобытных

людей для

дальнейшего развития

человечества.

Использовать

электронные ресурсы

для виртуального

исторического

путешествия. Решать

проблемные и

развивающие

исторические задачи с использованием

мультимедиа ресурсов по алгоритму.

Раздел И. Древний Восток

20



9

Государство на берегах Нила.

Формирование отношения к мировым

цивилизациям.

Осуществлять

понимание

взаимосвязи прошлого,

настоящего и

будущего в развитии

мировой истории

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Умение составлять

рассказ по

иллюстрациям.

Учитывать разные

мнения. Работать в

группе -

устанавливать рабочие

отношения

Характеризовать

местоположение

государства с

помощью

исторической карты и

ее легенды.

Устанавливать

причинно-

следственные связи

природы и занятий

древних египтян.

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Формирование

отношения к мировым

цивилизациям.

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Умение выбирать

параметры для

сравнения событий,

явлений, объектов.

Осуществлять

взаимный контроль и

оказывать в

сотрудничестве

необходимую

взаимопомощь.

Характеризовать

условия и образ жизни,

занятия людей

населявших Египет.

Оценивать достижения

культуры.

Находить и

группировать

информацию по

данной теме из текстов

учебника,

дополнительных

источников к

параграфу,

дополнительной

литературы.

11

Жизнь египетского вельможи.

Формирование

отношения к мировым

цивилизациям.

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих поколений.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность

Выделять главное в

части параграфа, во всем параграфе.

Выделять ключевые

понятия, которые раскрывают тему урока. Обобщать и

делать выводы

Работать в малых группах.

Характеризовать

условия и образ жизни,

занятия людей

населявших Египет.

Характеризовать

особенности власти

фараонов и порядок

12

Военные походы фараонов.

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений

Развивать умение

определять причинно-

следственные связи.

Выделять главное в

части параграфа, во

всем параграфе.

Выделять ключевые

понятия, которые

раскрывают тему урока. Обобщать и

делать выводы.

Учитывать разные

мнения. Работать в

группе -

устанавливать рабочие

отношения

Работать с картой в

малых группах по

единому заданию.

Иметь представление о

внешнем облике и

вооружении

египетских воинов.

Подготовить

сообщение о военных

походах Тутмоса III

13

Религия древних египтян.

Развитие

эстетического

сознания через

освоение художественного наследия мира, творческой

деятельности

эстетического

характера.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Определять причинно-

следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с

иллюстрациями,

определять значение событий.

Работать с текстом

учебника по заданиям

учителя в малых

группах.

Характеризовать

религию древних

египтян.

Устанавливать связи

между пантеоном

богов и занятиями

древних египтян.

Объяснять, в чем

заключалась роль

религии, жрецов в

Древнем Египте.

14

Искусство Древнего Египта.

Развитие

эстетического

сознания через

освоение художественного наследия мира, творческой

деятельности

эстетического

характера.

Умение выбирать

параметры для

сравнения событий,

явлений, объектов.

Подготовить

сообщение или

презентацию по

самостоятельно

выбранной теме

(совместно с

родителями).

Логически мыслить,

делать выводы, обобщать, высказывать

свою точку зрения.

Описывать предметы

материальной

культуры и

произведений

древнеегипетского

искусства,

высказывать суждения об их художественной

и исторической

ценности. Знать, что считают в Египте чудом света, дату

создания пирамиды

Хеопса, назначение

гробниц.

15

Письменность и знания древних египтян

Понимание

культурного

многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других

народов,

толерантность.

Развивать умение

определять причинно-

следственные связи.

Определять основные

вопросы темы,

составлять план

ответа

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Характеризовать

знания древних

египтян из разных областей наук.

16

Повторение по теме «Древний Египет»

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Составлять шарады,

кроссворды и

выполнять к ним

задания

(индивидуально и в

сотрудничестве с соседом по парте).

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Умение создавать

аналогии, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных

исторических задач.

Уметь работать с

иллюстрациями,

определять значение

событий.

17

Древнее Двуречье.

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Умение

самостоятельно

планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные

способы решения и

познавательных задач

Выделять ключевые

понятия, которые

раскрывают тему урока. Обобщать и

делать выводы

Логически мыслить,

делать выводы, обобщать, высказывать

свою точку зрения.

Характеризовать

влияние природно-

климатических

условий на жизнь и

деятельность жителей государства.

Прокомментировать

письменность

Двуречья и выделить

ее особенные

признаки.

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Осмысление социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Развивать умение

определять причинно-

следственные связи.

Выделять основные понятия параграфа,

раскрывающие его суть. Анализировать

текст

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Знать хронологию правления Хаммурапи,

определение понятия

закон, основное

содержание законов

Хаммурапи, чьи

интересы защищали

данные законы.

Уметь работать с

первоисточниками,

определять значение

данного документа

19

Финикийские мореплаватели.

Формирование

понимания

культурного

многообразия мир

Умение

самостоятельно

планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные

способы решения и

познавательных задач

Выделять основные

понятия параграфа,

раскрывающие его суть. Анализировать

текст. Определять причинно - следственные связи.

Работать в малых группах по

дифференцированным заданиям на понимание и

осмысления нового материала

Характеризовать

основные открытия и достижения

финикийцев,

определение понятия

колония. Подготовить короткое сообщение

о достижениях

финикийских

ремесленников.

Использовать

историческую карту:

определять причины

развитой торговли в

городах Финикии.

20

Библейские сказания.

Формирование

понимания

культурного

многообразия мира.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Выделять основные

понятия параграфа,

раскрывающие его суть.

Логически мыслить,

делать выводы, обобщать, высказывать

свою точку зрения.

Давать развернутый

ответ и отзыв на него, работать с разными источниками

информации, читать

несложные карты с

опорой на их легенду.

Объяснять значение

принятия единобожия

древнееврейскими

племенами.

Знать назначение Библии при изучении истории,

составные части

содержания Библии,

определение понятия

Библия. Уметь определять значение

первоисточника.

21

Царство Давида и Соломона.

Формирование

понимания

культурного

многообразия мира

Развивать умение

определять причинно-

следственные связи.

Решать развивающие и

проблемные задачи с

использованием

видеоресурсов.

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Уметь формулировать

оценку поступка

(Самсона, Давида.)

Уметь обобщать

информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.

22

Ассирийская держава.

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Умение

самостоятельно

планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные

способы решения и

познавательных задач

Выделять ключевые

понятия, которые

раскрывают тему урока. Обобщать и

делать выводы

Работать в малых группах по

дифференцированным заданиям на понимание и

осмысления нового материала

Перечислять

достижения

ассирийцев в

изобразительном

искусстве, металлурги,

военном деле.

Находить аргументы к крылатой фразе:

«Рукописи не горят».

Определять причины

падения Ассирийской

державы. Определить

какую роль в жизни

человека сыграло

появление железа и

изготовление изделий

из данного металла.

23

Персидская держава «Царя царей».

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Уметь определять

причинно-

следственные связи.

Логически мыслить,

делать выводы, обобщать, высказывать

свою точку зрения.

Работать с

исторической картой и дополнительными

источниками по

вопросу расширения

территории державы

Систематизировать

Учебную информацию

о достижениях

персидских царей (по заданному

основанию).

24

Природа и люди Древней Индии.

Формирование

отношения к мировым

цивилизация,

понимания

взаимосвязи прошлого

и настоящего в

развитии мировой

истории.

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Развивать умение

определять причинно-

следственные связи.

Работать с текстом

учебника. Составлять

рассказ по плану.

Работать в малых группах по

дифференцированным заданиям на понимание и

осмысления нового материала

Знать географическое

положение Индии,

основные занятия и

образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия - буддизм. Уметь работать с картой, определять влияние природно-

климатический

условий на жизнь и

деятельность жителей государства

25

Индийские касты.

Формирование

понимания

культурного

многообразия мира, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни

Составлять простой план пунктов

параграфа по выбору.

Пересказывать

содержание текста учебника, документа,

самостоятельно

строить рассказ на основе одного-двух

источников знаний

Работать в малых группах

Рассказывать о жизни и обучении брахмана.

Доказывать, что

брахманы - хранители

знаний. Сравнивать

основные положения

брахманизма и

буддизма. Подготовить сообщение о жизни

Будды. Перечислять

достижения древних

индийцев.

26

Китайский мудрец Конфуций.

Формирование

отношения к мировым

цивилизация,

понимания

взаимосвязи прошлого

и настоящего в

развитии мировой

истории.

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Умение выбирать

параметры для

сравнения событий,

явлений, объектов.

Работать с текстом

учебника. Составлять

рассказ по плану.

Работать в малых группах по

дифференцированным заданиям на понимание и

осмысления нового материала

Вести поиск по карте и комментировать

местоположение

Китая. Определять и

формулировать

особенности

китайской религии.

Объяснять, почему

китайцы придавали

большое значение

воспитанию

учтивости. Соотносить

этические нормы

конфуцианства и

христианства.

27

Первый властелин единого Китая

Формирование

отношения к мировым

цивилизация,

понимания

взаимосвязи прошлого

и настоящего в

развитии мировой истории.

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Развивать умение

определять причинно-

следственные связи.

Составлять

кроссворды по

тематике урока.

Работать в малых

группах

Знать географическое

положение Китая,

условия

возникновения

единого государства,

роль Великой

китайской стены в жизни древних

китайцев.

Уметь работать с

картой, развивать

умение определять

причинно-

следственные связи.

28

Обобщающее повторение по разделу: «Древний Восток».

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Умение выбирать

параметры для

сравнения событий,

явлений, объектов

Выполнять задания на

понимание,

осмысление

изученного материала.

Работать в малых

группах по

дифференцированным заданиям

Знать основные

понятия, даты по

данной теме.

Показывать на карте

самые известные

города Древнего

Востока и соотносить

их местоположение с

современной картой.

Раздел III. Древняя Греция

21



29

Греки и критяне.

Формирование

отношения к мировым

цивилизация,

понимания

взаимосвязи прошлого

и настоящего в

развитии мировой

истории.

Осмысление

социально- нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Умение выбирать

параметры для

сравнения событий,

явлений, объектов.

Выполнять задания на

понимание,

осмысление

изученного материала.

Умение вести диалог с

товарищем по

заданию,

предложенному

учителем.

Характеризовать

местоположение

государства с

помощью

исторической карты и ее легенды. Называть

отличительные

признаки критской

культуры.

Способность применять

исторические знания

для систематизации

исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии греческой и критской

цивилизациях.

30

Микены и Троя.

Формирование

отношения к мировым

цивилизация,

понимания

взаимосвязи прошлого

и настоящего в

развитии мировой

истории.

Формирование идей мира и

взаимопонимания

между народами,

людьми разных

культур (Микены и Троя).

Составлять простой план пунктов

параграфа по выбору.

Выполнять задания на понимание,

осмысление

изученного материала.

Работать в малых

группах по

дифференцированным заданиям

Определять, какое

событие произошло

раньше других и

насколько по

сравнению с другими.

31

Поэма Гомера «Илиада»

Развитие

эстетического

сознания через

освоение художественного наследия мира, творческой

деятельности

эстетического

характера

Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность

Работать с

первоисточниками, обобщать и делать выводы.

Умение вести диалог с

товарищем по

заданию,

предложенному

учителем.

Характеризовать

образы основных

героев «Илиады».

32

Поэма Гомера «Одиссея»

Развитие

эстетического

сознания через

освоение художественного наследия мира, творческой

деятельности

эстетического

характера

Умение выбирать

параметры для

сравнения событий,

явлений, объектов.

Читать текст с

пометками на полях: понятно или нет, известно или нет.

Работать в малых группах по

дифференцированным заданиям на понимание и

осмысления нового материала

Последовательно

рассказывать о всех

приключениях

Одиссея. Оценить

поступки героев. Что

нравится, что нет.

33

Религия древних греков.

Развитие

эстетического

сознания через

освоение художественного наследия мира, творческой

деятельности

эстетического

характера.

Составлять простой план пунктов

параграфа по выбору.

Выполнять задания по

техникам диалогов: «лесенка», «микрофон»,

«вертушка».

Умение вести диалог с

товарищем по

заданию,

предложенному

учителем.

Знать определение

понятия религия,

причины

возникновения

религии и ее роль в жизни человека.

Объяснять связь

между явлениями

природы и греческими богами.

Давать нравственную

оценку героическим

поступкам Геракла.

Сравнивать пантеон

богов египтян и

греков.

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Формирование

отношения к мировым

цивилизация,

понимания

взаимосвязи прошлого

и настоящего в

развитии мировой

истории.

Умение выбирать

параметры для

сравнения событий,

явлений, объектов.

Выполнять задания на

понимание,

осмысление

изученного материала.

Работать в малых

группах по

дифференцированным заданиям

Находить на карте и

устно комментировать

положение Аттики,

занятия ее населения.

Выделять признаки

греческого полиса.

Характеризовать

греческий демос,

общество в целом.

Перечислять

преимущества

греческого алфавита

по сравнению с

финикийским.

35

Зарождение демократии в Афинах.

Формировать

уважение прав и

свобод человека.

Составлять простой план пунктов

параграфа по выбору.

Развивать навыки работы с

первоисточником,

опорной схемой.

Умение вести диалог с

товарищем по

заданию,

предложенному

учителем.

Показывать на

примере реформ

Солона смысл понятия

«демократия», ее роль в улучшении

положения народа.

Сравнивать законы

Драконта и Солона.

36

Древняя Спарта.

Осмысление

социально- нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Умение выбирать

параметры для

сравнения событий,

явлений, объектов.

Уметь найти новые слова в тексте и составить к ним

вопросы.

Умение вести диалог с

товарищем по

заданию,

предложенному

учителем.

Уметь определять

положительные и отрицательные

моменты в образе

жизни спартанцев.

Составлять кодекс

моральных норм для

спартанского юноши.

37

Основание греческих колоний.

Формирование

отношения к мировым

цивилизация,

понимания

взаимосвязи прошлого

и настоящего в

развитии мировой

истории.

Умение выбирать

параметры для

сравнения событий,

явлений, объектов.

Выполнять задания на

понимание,

осмысление

изученного материала.

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Объяснять причины

греч колонизации, ее

географию. Выделять общее, что связывало греч. колонии.

Сравнивать

финикийскую и

греческую территории

колонизации.

Комментировать наряд грека.

38

Олимпийские игры в древности.

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Составлять простой план пунктов

параграфа по выбору.

Составлять

развернутый план одной части параграфа.

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Знать хронологию

первых Олимпийских игр.

Оценивать значение

Олимпийских игр для общества того

времени.

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Развивать умение

определять причинно-

следственные связи.

Работать с текстом

учебника. Составлять

рассказ по плану.

Умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию

Знать причины Греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение. Уметь

работать с картой,

определять

историческое значение событий. Используя

информацию

видеофильма,

презентации, составить

собственный рассказ о

Марафонской битве.

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений.

. Составлять простой план пунктов

параграфа по выбору.

Уметь группировать

факторы, причины

событий, делать

выводы

Умение вести диалог с

товарищем по

заданию,

предложенному

учителем.

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Уметь работать

с картой, опорной

схемой, развивать

умение определять

историческое значение событий, делать выводы.

41

В гаванях афинского порта Пирей.

Формирование

понимания

взаимосвязи прошлого

и настоящего в

развитии мировой

истории.

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Умение выбирать

параметры для

сравнения событий,

явлений, объектов.

Получать

дополнительную

информацию на основе

иллюстраций к тексту

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Характеризовать

положение граждан,

переселенцев, рабов в греческих полисах.

Используя

информацию

видеофильма,

презентации, составить

собственный рассказ о гаванях.

42

В городе богини Афины.

Развитие

эстетического

сознания через

освоение художественного наследия мира, творческой

деятельности

эстетического

характера.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность

Составить кроссворд на самостоятельно

выбранную тему ( в соответствии с темой урока).

Умение вести диалог с

товарищем по

заданию,

предложенному

учителем.

Рассказывать о

наиболее значимых

частях Афин.

Формулировать

собственное мнение об архитектурных

сооружениях Афин.

Составить план

виртуальной экскурсии по Акрополю.

43

В афинских школах и гимнасиях

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Сравнивать, обобщать

и делать выводы.

Выполнять

практическую работу с

текстом по

дифференцированным заданиям.

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Последовательно

рассказывать

о каждой из школ.

Объяснять назначение

каждой из школ.

Сравнивать типы школ и систему обучения в них.

44

В театре Диониса

Развитие

эстетического

сознания через

освоение художественного наследия мира, творческой

деятельности

эстетического

характера.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность

Выполнять

практическую работу с

текстом по

дифференцированным заданиям.

Умение вести диалог с

товарищем по

заданию,

предложенному

учителем.

Знать историю

создания и развития

театра в Древней

Греции и вклад

Греции в историю

развития мировой

культуры.

Называть

отличительные

признаки комедии и

трагедии.

Комментировать

строки из трагедии

Софокла «Антигона»

45

Афинская демократия при Перикле.

Формировать

уважение прав и

свобод человека.

Умение выбирать

параметры для

сравнения событий,

явлений, объектов.

Самостоятельно

подготавливать

тематические сообщения по выбору.

Умение вести диалог с

товарищем по

заданию,

предложенному

учителем.

Знать определение

понятия демократия,

содержание реформ Перикла и их

значение.

Называть заслуги

Перикла

в восстановлении и

процветании Афин.

Группировать

информацию о

демократических

преобразованиях

во время руководства

полисом Перикла.

46

Города Эллады подчиняются Македонии.

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений.

Уметь определять

причинно-

следственные связи

Выделять основные

понятия параграфа,

раскрывающие его суть. Анализировать

текст.

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Сравнивать

политический курс

Филиппа и

Александра.

Объяснить смысл

выражений

«филиппика»,

«груженный золотом

осел может взять

непреступную

крепость».

47

Поход Александра Македонского на Восток.

Формирование

понимания

взаимосвязи прошлого и настоящего в

развитии мировой

истории.

Составлять простой план пунктов

параграфа по выбору.

Выполнять задания на понимание,

осмысление

изученного материала.

Устанавливать и

сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать

решения и делать выбор

Знать хронологию

основных событий,

причины военных успехов Александра

Македонского.

Уметь составлять

схему походов А.

Македонского.

Уметь составлять

оценочную

характеристику

государственного

деятеля: исторический

портрет.

Оценивать поступки А. Македонского, его противников.

48

3

В древней Александрии Египетской.

Формирование

понимания

взаимосвязи прошлого

и настоящего в

развитии мировой

истории.

Развитие

эстетического

сознания через

освоение художествен-

ного наследия

мира, творческой

деятельности

эстетического

характера.

Уметь определять

причинно-

следственные связи

Получать

дополнительную

информацию на основе

иллюстраций к тексту

Умение вести диалог с

товарищем по

заданию,

предложенному

учителем.

Называть причины

распада державы

Александра

Македонского

Показывать на карте

государства,

образовавшиеся в ходе распада державы. Работать с

исторической картой, на основе текста учебника и документа, давать характеристику

участников

исторических событий, оценку их

деятельности

49

Обобщающее повторение по разделу: «Древняя Греция».

Формирование понимания

взаимосвязи прошлого

и настоящего в

развитии мировой

истории.

Развитие

эстетического

сознания через

освоение художественного наследия мира, творческой

деятельности

эстетического

характера.

Умение выбирать

параметры для

сравнения событий,

явлений, объектов.

Выполнять задания на понимание,

осмысление

изученного материала.

Умение вести диалог с

товарищем по

заданию,

предложенному

учителем.

Знать основное содержание, понятия,

хронологию основных

событий данной темы,

характеризовать

основных богов и

героев

древнегреческой

мифологии.

Раздел IV. Древний Рим

18



50

Древнейший Рим

Формирование

понимания

взаимосвязи прошлого

и настоящего в

развитии мировой

истории.

Делать сравнение,

использовать

информацию для получения знаний из

различных

источников.

Выделять ключевые

понятия, которые

раскрывают тему урока. Обобщать и

делать выводы

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Знать географическое

положение Рима,

природно-

климатические

условия, дату

основания Рима.

Характеризовать

общественный строй,

установившийся с

возникновением Рима.

К.: Рассказывать

легенды, связанные с

историей Рима

51

Завоевание Римом Италии

Формирование

понимания

взаимосвязи прошлого

и настоящего в

развитии мировой

истории

Задавать вопросы,

необходимые для

организации

собственной

деятельности.

Составлять простой

план параграфа

Аргументировать свою

точку зрения,

отстаивать свою

позицию не

враждебным для

оппонентов образом

Характеризовать

Римскую республику

и причины её

возникновения.

Исследовать по карте территории,

завоеванные Римом.

Сравнивать

территориальные

приобретения Рима

во II и III вв. до н.э.

52

Устройство Римской республики

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений,

способность к

определению своей

позиции.

Уметь определять

причинно-

следственные связи

Представлять

сообщения и доклады

в соответствии

с требованиями

регламента.

Умение вести диалог с

товарищем по

заданию,

предложенному

учителем.

Знать основные

органы управления, их функции, способ

формирования,

определение понятия

аристократическая

республика.

Объяснять, где

население больше

участвовало во

власти: в Греции или Риме.

53

Вторая война Рима с Карфагеном (218 - 201 гг. до н.э.)

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений,

способность к

определению своей

позиции.

Умение выбирать

параметры для

сравнения событий,

явлений, объектов.

Работать с опорной

схемой, обобщать и

делать выводы

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Называть причины

карфагенских войн.

Отмечать цели сторон во второй карфагенской

войне. Показывать по карте и

комментировать поход

Ганнибала.

Характеризовать цели, поступки Ганнибала.

Перечислять причины

поражения Ганнибала

в войне с римлянами

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

Осмысление

социально- нравственного опыта

предшествующих

поколений,

способность к

определению своей позиции.

Уметь определять

причинно-

следственные связи

Составлять простой

план параграфа.

Умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию

Работать с картой

в процессе изучения событий,

обеспечивших

господство Рима

в Средиземноморье.

Характеризовать

способы подчинения

государств власти

Рима.

55

Рабство в Древнем Риме

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений,

способность к

определению своей позиции.

Определять причинно-

следственные связи.

Работать с

историческими

источниками, текстом

учебника, давать

характеристику

событиям и их

участникам.

Умение работать в малых группах

Объяснять причины

широкого

распространения

рабства во всех

сферах жизни римлян.

Доказывать

бесправное положение

рабов в Риме.

56

Земельный закон братьев Гракхов

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений,

способность к

определению своей позиции.

Уметь определять

причинно-

следственные связи,

обобщать и делать выводы.

Составлять рассказ с

опорой на

иллюстрации

к параграфу.

Работать в

малых группах,

систематизируя

информацию.

Устанавливать

причины гражданских

войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков.

Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных людей

57

Восстание Спартака

Формировать уважение

прав и свобод человека

Уметь определять

причинно-

следственные связи

Разрабатывать

краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»;

«Красс против

Спартака».

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Прослеживать

движение войска

Спартака по карте,

комментировать

события и поступки

58

Единовластие Цезаря в Риме

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений,

способность к определению своей позиции.

Определять причинно-

следственные связи.

Работать с

историческими

источниками, текстом

учебника, давать

характеристику

событиям и их

участникам.

Умение работать в малых группах

Работать с

исторической картой, составлять рассказ, делать

самостоятельные

выводы.

Анализировать

действия и поступки

Ю. Цезаря.

Объяснять позиции

Красса, Помпея и

Сената в отношении

Юлия Цезаря.

Составлять рассказ,

используя понятия:

наёмная армия,

консул, верность

воинов, диктатор,

заговорщики, гибель.

59

Установление империи в Риме

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений,

способность к

определению своей позиции.

Определять причинно-

следственные связи.

Работать с

историческими

источниками, текстом

учебника, давать

характеристику

событиям и их

участникам.

Умение вести диалог с

товарищем по

заданию,

предложенному

учителем.

Определять причины

поражения

сторонников

республики.

Объяснять причины

завершения

гражданских войн

в Риме.

Характеризовать

Правление Октавиана

Августа.

Рассказывать о

судьбах знаменитых

греков.

60

Соседи Римской империи

Формирование

понимания

взаимосвязи прошлого

и настоящего в

развитии мировой

истории.

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений,

способность к

определению своей позиции.

Уметь определять

причинно-

следственные связи

Работать с

историческими

источниками, текстом

учебника, давать

характеристику

событиям и их

участникам.

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Показывать на карте

территории

расселения народов,

попавших под власть

империи.

Комментировать

иллюстрации на

страницах учебника.

Рассказывать о

племенах - соседях

Римской империи и их

взаимоотношениях

61

В Риме при императоре Нейроне

Формирование

понимания

взаимосвязи прошлого

и настоящего в

развитии мировой

истории.

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений,

способность к

определению своей позиции.

Умение выбирать

параметры для

сравнения событий,

явлений, объектов.

Работать с

историческими

источниками, текстом

учебника, давать

характеристику

событиям и их

участникам.

Умение вести диалог с

товарищем по

заданию,

предложенному

учителем.

Использовать

различные средства и источники информации

в ходе подготовки

сообщения о жизни

Рима в 1 в. н. э.

Осуществлять отбор

аргументов в пользу

версий о пожаре в Риме.

Анализировать причины крайнего своеволия Нерона

62

Первые христиане и их учение

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений, способность к

определению своей позиции

Уметь определять

причинно-

следственные связи, обобщать и делать выводы

Составлять рассказ с

опорой на

иллюстрации

к параграфу.

Работать в малых группах,

систематизируя

информацию.

Рассказывать об

условиях появления

христианского

учения. Объяснять

причины распространения

христианства.

Комментировать

и оценивать комплекс

моральных норм

христиан.

Объяснять, почему

сохранили свою

ценность поучения

Нагорной проповеди

в наши дни.

63

Расцвет империи во II -м веке

Осмысление

социально-

нравственного опыта

предшествующих

поколений,

способность к

определению своей позиции

Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность

Самостоятельно

строить рассказ на

основе разных

источников

информации,

работать с учебной и

дополнительной

литературой,

обобщать отдельные факты.

Умение вести диалог с

товарищем по

заданию,

предложенному

учителем.

Сравнивать

положение

свободного

земледельца, колона

и раба. Выделять

причины ослабления

империи и перехода к обороне границ.

Характеризовать

период правления

императора Траяна.

Рассказывать

о достижениях

империи во II в.

Доказывать, что римляне строили

на века.

64

Жизнь в Римской империи.

Формирование

понимания

взаимосвязи прошлого

и настоящего в

развитии мировой

истории.

Развитие эстетического

сознания через

освоение художественного наследия мира, творческой

деятельности

эстетического

характера.

Умение выбирать

параметры для

сравнения событий,

явлений, объектов.

Самостоятельно

строить рассказ на основе разных

источников

информации,

работать с учебной и

дополнительной литературой,

обобщать отдельные

факты.

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Аргументировано

доказывать смысл

утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Знать

достопримечательности Рима, вклад жителей Рима в развитие

цивилизации.

65

Римская империя при Константине

Формирование

понимания

взаимосвязи прошлого

и настоящего в

развитии мировой

истории.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Составлять рассказ с

опорой на

иллюстрации

к параграфу.

Умение вести диалог с

товарищем по

заданию,

предложенному

учителем.

Объяснять причины

перемен во

внутреннем

положении империи. Сравнивать положение

на границах империи в 1 в. и при императоре

Константине.

Обосновывать факт

переноса столицы

империи.

Комментировать

последствия

утверждения

христианства

государственной

религией.

66

Взятие Рима Готами

Формирование

понимания

взаимосвязи прошлого и настоящего в

развитии мировой

истории

Работать с

исторической картой,

историческими документами, делать выводы, составлять

рассказ.

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Обозначать причины

раздела империи на

две части. Рассказывать об

исторических деятелях и их поступках.

Оценивать поступки

Гонория, Стилихона,

Алариха и других с

позиции

общечеловеческих

ценностей.

67

Обобщающее повторение по разделу: «Древний Рим»

Формирование

понимания

взаимосвязи прошлого

и настоящего в

развитии мировой

истории.

Умение выбирать

параметры для

сравнения событий,

явлений, объектов.

Решать кроссворды,

проблемные задания.

Выполнять задания на

понимание,

осмысление

изученного материала.

Умение вести диалог с

товарищем по

заданию,

предложенному

учителем.

Приводить примеры

высокой

гражданственности,

патриотизма,

свойственных грекам и

римлянам.

Рассказывать и

показывать

достижения Рима в

разных областях

жизни,

повседневности.

68

Обобщающее повторение по курсу: «История Древнего мира»

Уважение к народам мира и принятие их,

межэтническая

толерантность,

готовность к

равноправному сотрудничеству

Самостоятельно

ставить новые учебные цели и задачи

Выделять ключевые

понятия, которые

раскрывают тему урока. Обобщать и

делать выводы

Логически мыслить,

делать выводы,

обобщать, высказывать

свою точку зрения.

Высказывать и

обосновывать

суждения о значении

наследия древних

цивилизаций для

современного мира.

Показывать на карте государства древности,

давать краткую

характеристику их

политическому,

экономическому,

социальному и

культурному

развитию,

аргументировано

выделять главные

достижения

цивилизаций Древнего мира.


© 2010-2022