Рабочая программа по истории 8 класс ФГОС

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по истории для 8 класса МБОУ СОШ № 1 г.Нерчинска. Место расположения школы - городская окраина, определило ее статус, как социокультурный центр микрорайона. Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретный социально-профессиональный состав родителей учащихся. В социальном заказе родители ставят на первое место обеспечение подготовки в ВУЗы, средне-специальные учебные заведения, развитие способностей и подготовку к жизни в условиях рынка.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 кл., М: «Просвещение»2011 г., опирающейся в свою очередь на Фундаментальное ядро содержания общего образования и Требования к результатам основного общего образования, представленные в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, а также с опорой на авторскую программу «Новая история 7-8 класс» под ред. С.В. Агафоновой, О.В. Дмитриевой - М: «Русское слово»-2012г. и «История России 8-9 класс» под ред. О.Ю Стрелова - М: «Русское слово» - 2012г.

Кроме того, в ней учитываются основные принципы работы МБОУ СОШ №1: Принцип самоактуальности. В каждом ребенке важно пробудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Принцип индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ. Принцип субъективности. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимоотношений должен быть доминирующим в школьном сообществе. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъективности, самоактуализации способностей ребенка. Учащийся может сам обладать полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Принцип доверия и поддержки. Надо обогатить педагогическую деятельность гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучение и воспитание ребенка. Основные технологии сопровождающие УВП МБОУ СОШ №1: Системно-деятельностный подход, технологии личностно-ориентированного здоровьесберегающего обучения и воспитания и ИКТ.

Место учебного предмета «История» в базисном учебном плане.

Программа по истории для учащихся 8 класса рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю. На изучение Всеобщей истории отводится 29 часов, истории 39 часов. Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном образовании. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего

Цель изучения истории в 8 классе- образование, развитие и воспитание личности школьника способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в 8 классе- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоиндентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способности учащихся анализировать содержащую в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми.

УМК:

  1. Загладин Н.В. Всеобщая история. История Нового времени: учебник для 8 класса - М: «Русское слово»,2015г.

  2. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России 19 век: учебник для 8 класса «Русское слово»,2015г.

  3. Справочная литература:

  4. 1. Школьная энциклопедия «История Нового времени XVI - XVIII» (М. Олма- Пресс, 2009г)

  5. 2. Школьная энциклопедия «История России XVIII - XIX века» (М. 0лма-пресс,2009г)

  6. 3. Серия «Эрудит» справочник « История XV-XX веков» (М.Мир книг,2007г)

  7. 4. А.А.Данилов, Справочник школьника «История России IX- XIX века» (М.Дрофа 2010г.)

  8. 5. А.А.Данилов Справочное пособие «История России в таблицах IX- XIX века»

  9. . Полный энциклопедический справочник «История России в картах, схемах, таблицах» (М.Олма- Пресс,2001 г.)

  10. 7. Справочник «1000 шедевров живописи» (М. ACT, 2002 г)

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса истории в 8 классе

Изучение истории в 8 классе способствует развитию у учащихся значительного круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную.

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные результаты

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и примеры исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Диагностические мероприятия, контрольно-измерительный материал и критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета.

Для определения уровня усвоения учащимися 8 класса содержания предмета будут проведены контрольные работы: входная, рубежная, итоговая. По пройденным темам в течение года будут проводиться проверочные тестовые работы. Особое внимание будет уделено курсу «История России в XIX веке ». Критериями для определения уровня усвоения учащимися 8 класса содержания предмета будут:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- группировать факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

- рассказывать об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

- различать факт и его описание;

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры.

Содержание курса история для 8 класса

Содержание учебного предмета «История» в 8 классе изложено в виде двух курсов. Это «История Нового времени» (29 часов) и курс «История России XIX» (занимающий приоритетное место по объему учебного времени - 39 часов).

Их второй части курса Нового времени учащиеся узнают как завершился в Англии и распространился на другие страны промышленный переворот. В процессе изучения истории нового времени учащиеся должны уяснить, что перемены носили болезненный характер для многих народов. Разрушился привычный, не менявшийся веками уклад жизни. Особое внимание обращено на модернизацию: быстрый рост городов, совершенствование транспорта, строительство железных дорог и овладение электричеством. Учащиеся должны уяснить, что в это время появляется новый слой предпринимателей, которые вкладывали деньги в промышленность; начинается колониальный раздел мира, который привел к соперничеству между европейскими державами. Учащиеся должны понять, что политические и социально-экономические перемены стали причиной большинства войн и конфликтов. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Курс «История России XIX века» знакомит учащихся с историей нашей Родины. Это второй курс истории России в процессе изучения которого учащимся предстоит узнать основные процессы и события, происходившие в русском обществе в этот хронологический отрезок времени. Курс состоит из 7 разделов: Российская империя в годы правления Александра1, Российская империя в годы правления Николая1, Общественная мысль в России, Церковь и культура в России, Россия в годы правления Александра2, Россия в конце 19-начале20в, Церковь и культура в России во второй половине 19 века. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся находились в мире синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием прогрессивного исторического мышления. Основу курса по истории для 8 класса составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство - исторические карты западноевропейских государств в Новое время

3. Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей;

  • формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.;

  • развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; духовной и художественной культуры: многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность): проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, - человек в истории. Она предполагает характеристику:

а) условий жизни и быта людей в Новое время;

б) их потребностей, интересов, мотивов действий;

в) восприятия мира, ценностей

г) жизни и деятельности отдельно взятого человека в контексте времени.

В соответствии с содержательной линией «человек в истории» ход и следствия событий прошлого раскрываются в учебниках и на уроках через деяния и судьбы людей.

Основное содержание курса «История Нового времени» (29 ч)

Раздел1. Реакция и революции в европейском и мировом развитии. Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Талейран; Священный союз. Война за независимость в ЛатинскойАмерике. Раздел 2. Становление национальных государств в Европе. Политическое развитие европейских стран: социальные и национальные движения, реформы и революции. Франция от второй империи к третьей республике (внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные страны). Образование единого государства в Италии, Кавур, Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи, Бисмарк. Раздел 3.Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги. Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Монополистический капитализм. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей. Оформление консервативных и либеральных политических течений и партий, возникновение марксизма. Выступления рабочих. Раздел 4.Ведущие страны мира в середине 19 - начале 20 в. Страны Европы во второй половине 19 века. Великобритания в Викторианскую эпоху (мастерская мира, рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи). Соединенные штаты Америки во второй половине 19 века: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война. А. Линкольн. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи. Раздел 5. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце 19- начале 20 в. Страны Азии в 19 веке. Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, закрытие страны, опиумные войны, движение тайпинов. Раздел 6. Обострение противоречий на международной арене в конце 19-начале 20в. И Первая Мировая война 1914-1918гг. Начало борьбы за передел мира. Первая мировая война: причины, участники, театры боевых действий и ключевые события. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны. Раздел 7. Наука, культура и искусство в 19-начале 20в. Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Изменения в жизни людей. Стили художественной культуры. Театр. Деятели культуры.

Основное содержание курса «История России XIX века» (39 ч)

Раздел 1. Российская империя в годы правления Александра 1 (1801-1825). Император Александра1 и его окружение. Негласный комитет. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект Сперанскаго. Учреждение Государственного совета. Причины свертывания либеральных реформ. Россия в системе международных отношений в начале 19 века. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Отечественная война 1812г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъем народа. Герои войны. Причины победы России в Отечественной войне. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс и Священный союз. Роль России в европейской политике. Движение декабристов. Предпосылки возникновения. Тайные общества. Раздел 2. Российская империя в годы правления Николая 1. Внутренняя политика: преобразование государственного аппарата (новые министерства и ведомства), кодификация законов. Социально-экономическое развитие России во второй половине 19 века. Крестьянский вопрос. Реформы управления государственными крестьянами Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и политические последствия. Финансовая реформа Канкрина. Внешняя политика России: европейская политика, восточный вопрос. Крымская война: причины, участники, основные сражения. Парижский мирный договор. Итоги и последствия войны. Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине 19 века. Кавказская война. Имамат, движение Шамиля. Раздел 3. Общественная мысль в России в первой половине 19 века. Общественное движение. Теория официальной народности. Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы и западники об исторических путях России. Революционно-социалистические течения. Общество петрашевцев. Раздел 4. Церковь и культура в России первой половины 19 века. Культура России в первой половине 19 века. Развитие науки и техники. Географические экспедиции, их участники. Образование. Литература. Живопись. Архитектура. Церковь. Раздел 5. Россия в годы правления Александра 2 (1855-1881). Великие реформы 1860-1870-х гг. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр 2 и его окружение. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Подготовка Крестьянской реформы. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная, военная, городская реформы. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйства после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоев населения России. Внешняя политика: Русско-турецкая война. Раздел 6. Россия в конце 19-начале20в. Внутренняя политика самодержавия. Император Александра 3. Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические финансовые реформы. Разработка рабочего законодательства. Национальная политика. Внешняя политика России. Европейская политика. Раздел 7. Церковь и культура в России во второй половине 19 века. Культура: достижения российских ученых, и вклад в мировую науку и технику. Развитие образования. Расширение издательского центра. Литература и искусство. Расцвет театрального искусства. Живопись. Архитектура. Музыкальное искусство. Место российской культуры в мировой культуре 19 века.

Тематическое планирование

Название тем

Количество часов

всего

теоретических

практических

I

полугодие

1

Введение

1

1

0

2

Раздел 1. Реакция и революции в европейском и мировом развитии.

5

5

0

3

Раздел 2. Становление национальных государств в Европе

3

3

0

4

Раздел 3. Европа на пути промышленного развития. Социальные и идейно-политические итоги

3

3

0

5

Раздел 4. Ведущие страны мира в середине 19 - начале 20 в.

5

5

0

6

Раздел 5. Восток в орбите влияния Запада. Латинская Америка в конце 19- начале 20 в.

6

6

0

7

Раздел 6. Обострение противоречий на международной арене в конце 19-начале 20в. И Первая Мировая война 1914-1918гг.

4

4

0

8

Раздел 7. 7. Наука, культура и искусство в 19-начале 20в.

2

1

1


II полугодие


1

Введение

1

1

0

2

Раздел 1. Российская империя в годы правления Александра 1

9

9

0

3

Раздел 2. Российская империя в годы правления Николая 1

5

5

0

4

Раздел 3. Общественная мысль в России в первой половине 19 века

2

2

0

5

Раздел 4. Церковь и культура в России первой половины 19 века

4

3

1

6

Раздел 5. Россия в годы правления Александра 2

7

7

0

7

Раздел 6. Россия в конце 19-начале20в

7

7

0

8

Раздел 7. Церковь и культура в России во второй половине 19 века

4

3

1

Итого:

68

65

3



© 2010-2022