Урок по истории на тему: Традиции и обычаи народов Казахстана

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия: Традиции, обычаи и праздники народов моей страны (1 час)

Класс: 5

Учитель: Шакабаева Т.О.

Общая цель: Изучение основных традиций, обычаев и праздников казахского народа, а также народов, проживающих в нашей стране.

Цели:
Образовательная: Расширить у учащихся знания о традициях, обычаях и праздников казахского и других народов нашей страны, научить собирать и систематизировать материал.

Развивающая: Продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, дополнительными источниками, умений работать в группах, развивать творческие способности, умений слушать и слышать, смотреть, видеть, делать выводы, составлять кластер.

Воспитательная: Продолжить формирование интереса к предмету, гражданского и патриотического воспитания, уважения к духовным ценностям через знакомство с обычаями, традициями, праздниками казахского и других народов нашей страны.
Задачи:

Образовательная: Рассмотреть понятие «духовная культура», ее элементы;

Понятия «обычаи», «традиции», «обычаи»

Развивающая: Развивать умение самостоятельно добывать знание, переносить знания в новую ситуацию;

Воспитательная: Формировать ценностные ориентации и убеждения, бережное отношение к культурному наследию.

Результаты обучения: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала.

Ключевые идеи: Казахская культура - своеобразная и самобытная. Она формировалась в процессе сложения казахской народности. Создателями материальной и духовной культуры были народные массы. Создание своего государства имело огромное значение для дальнейшего развития духовной культуры казахского народа. Оно было многообразно по форме, тематике и содержанию и являлось продолжением культуры прежних эпох. Обычаи, традиции, праздники являются выражением духовно-нравственных ценностей, сложившихся в обществе.

Методы: словесный, практический, технология «критическое мышление». частично - поисковый метод, исследование текста дополнительных источников, составление кластера , использование ИКТ.

Формы: групповая работа, работа в парах, индивидуальная.

Лексика и терминология, специфичная для предмета: «Культура», «духовная культура», бесик той, шилдехана, тусау кесу.

Тип урока: Объяснения новой темы

Материальное обеспечение: учебник «Рассказы по истории Казахстана» 5 класс Ж.О.Артыкбаев и др., раздаточный материал.

Основные этапы урока:

1.Стадия вызова: пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. Озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности.

2.Стадия осмысления: учащиеся сталкиваются с новой информацией; пытаются решить ту или иную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.

3.Стадия размышления (рефлексии): происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.

Сердце, воображение и разум - вот та среда,

где зарождается то, что мы называем культурой.

Паустовский К. Г

О, Казахстан, страна моя, великая страна!

Под мирным небом голубым живем и ты и я!

И знайте, люди на земле, что сила- это мы!

Так пусть же крепнет во веки веков

Дружба народов всех возрастов.



Ход занятия:

I Эмоциональный настрой. Организационный момент.1мин.

-Вот уже несколько уроков мы с вами знакомимся с культурой казахского народа. И сегодня мы продолжим изучение этой темы, но для начала, вспомним то, что мы уже узнали.

II Опрос д/з.(использование интерактивной доски)-10-12 мин.

(на листочках)

Восстановите смысл текста(5 мин)

  1. Культура-это____________________________

  2. Свадебный головной убор невесты- ________________________

  3. Архитектура - это искусство __________ и __________ жилых домов и других зданий и сооружений. История архитектурного искусства на казахской земле начинается с __________ _____. В средневековье на казахской земле было построено много ______, ______, _____. Мавзолей Алаша хана является самым великим памятником ____________ ________.По легенде, этот мавзолей был построен по приказу эмира________. Для всего казахского народа мавзолей _______ __________ _________ является пантеоном. Наша задача: охранять их, ___________ ____ ____________.

Ответы. Взаимопроверка. Ответы сдаем.

Достижения людей в различных областях деятельности человека.

Саукеле.

Проектирования _ строительства.

Бронзового века.

Дворцов, мечетей, общественных бань.

Времен становления Казахского ханства.

Тимура.

Ходжи Ахмеда Йассауи.

Сохранять для потомков.

(1ош.-5; 2-4 ош.-4; 5-8 ош.-3;9-11 ош.-2)

III Изучение нового материала.

Чтобы наша работа была более эффективной, разделимся на группы.

Формируем состав групп-раздаю слова.(собрать слово-«умники», «молодцы», «дружные»)2 мин.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми направлениями духовной культуры. А вот и задание-что относится к «духовной культуре»? За одну минуту напишите на листах, работая в группе.3 мин

Проверяем.

Посмотрите на доску. Слайд-фильм (обычаи, традиции, праздники русских,немцев, татар,корейцев, украинцев, чеченцев, казахов).2мин.

Попробуйте определить тему урока. Определяем.

«Традиции, обычаи и праздники народов моей страны». (пишем и высвечивается на доске)

Наше государство-многонациональное. В нем проживают представители более 100 национальностей. В нашей школе обучаются представители 18 национальностей, а в вашем классе? (ответ). У каждого народа свои традиции, обычаи, праздники.

Попробуйте дать определение этим терминам

ОБЫЧАИ-

ТРАДИЦИИ

На доске-правильные определения.

Обычаи - это порядок в отношениях людей, который установился с годами и стал привычным в их поведении, общении.

Традиции - это передаваемые от поколения к поколению обряды, нормы поведения в обществе.

Выписываем в тетрадь.5 мин

Давайте, узнаем о них больше.

Деление на группы.

(делимся-«красные», «синие», «желтые» тюльпаны).

В каждой группе выберите спикера, тайм-спикера, организатора коммуникаций, помощника, который будет оценивать работу группы, остальные члены группы будут генераторами идей. (определяемся).» 2 мин.

Теперь задание:

1 группа- изучив дополнительный материал, познакомят нас с традициями и обычаями разных народов;

2 группа- на основе дополнительного материала и текста учебника(п.20) познакомят нас с традициями и обычаями казахского народа;

3 группа-расскажет нам о празднике Наурыз.

(задание на доске+ «памятки» на столе).7мин.+5 мин.

Работают. Слушаем представления групп .Кластеры крепим на панелях.

Молодцы. А какие традиции есть в вашей семье?

Ответы (2-3 чел.)3 мин.

Вывод: все они основаны на нравственных ценностях, присущих тому или иному народу и направлены на формирование таких качеств как доброта, справедливость, дружба. В Казахстане проживает много национальностей, и все они живут в мире и согласии. Это залог процветания нашего государства. Только живя в мире и согласии, мы достигнем целей, определенных в главной стратегии развития нашей страны «Казахстан-2050».

Мы сегодня узнали много нового и интересного. А как прошла работа?

IV.Оценивание.3 мин. Учащиеся оценивают работу учащихся. Отметки.

Спасибо всем за работу. И в конце, давайте напишем пожелания с праздником (каждый в тетради) Чтобы вы пожелали нам ,себе, друзьям, своим близким. А все вместе работая в группе, вы можете сделать праздничную открытку, отразив в ней свои ощущения и настроение.

Читаем пожелания.

Делаем открытку. Демонстрируем.

V Объяснение домашнего задания.

И закончим урок сегодня строками стихотворения.

Читаем стихи на слайде.

О, Казахстан, страна моя, великая страна!

Под мирным небом голубым живем и ты и я!

И знайте, люди на земле, что сила- это мы!

Так пусть же крепнет во веки веков

Дружба народов всех возрастов.


Наш урок закончен. Всем удачного дня!











Раздаточный материал.

«Праздник Наурыз» 2

Один из главных праздников для казахстанцев, который ждут с нетерпением все, от мала до велика, - начало года, Наурыз. Он приходит, когда старый сват Мороз лишается своей лютости и наступает весеннее равноденствие. Обогретая солнечными лучами Земля, покрывается зеленой муравой, и радость обновления, ощущение надежды и благоденствия охватывает и людей, и животных.

Да будет благословен великий благодатный праздник - говорят при встрече люди друг другу, обнимаясь и радуясь. В этот день всем положено нарядиться в самые лучшие, чистые одежды, стряхнуть с себя уныние и горести, забыть обо всех прошлых обидах и недоразумениях, открыть сердце только добру. Быть великодушными, не помнить зла - главное требование этого замечательного праздника.

Под руководством почтенных бабушек, с активным участием девушек и молодых женщин готовится ритуальная (специальная) праздничная еда, которая называется «наурыз-коже». При приготовлении этой еды должна быть обязательно соблюдена традиция: наурыз-коже должно быть приготовлено из семи компонентов. Дело в том, что число «семь» считается священным у казахского народа.

Заслуживает особого внимания традиция приготовления наурыз-коже. В хорошо очищенный, тщательно вымытый котел-казан кладут отборную пшеницу, заливают цельным молоком, настаивают, потом добавляют мелко нарезанное мясо, сливочное масло, сушеный сыр-курт и другие любимые казахские кушанья. Отведать наурыз-коже собираются все аулчане, и стар и млад, говорят слова благодарения этому весеннему дню.

Почтенные дедушки принимают самое активное участие в празднике: они задабривают родник растопленным маслом, поливают траву молоком. Молодежь сажает деревца, чистит арыки, подметает дворы, убирает мусор.

Наурыз - это праздник духовного возрождения.





Обычаи казахского народа

.Шільдехана - торжество, связанное с рождением ребенка.

.Есім кою, ат қою - обряд имянаречения. Может проводиться в рамках праздника шілдехана, либо во время торжества, приуроченного к укладыванию новорожденного в люльку. Исполнение обряда поручают наиболее уважаемым людям, которые кроме всего прочего, благословляют младенца.

Тусау кесу - по казахскому обычаю, в день, когда ребенок сделал свои первые шаги, в юрту приглашался самый старый и уважаемый в ауле человек. Он должен был перерезать ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка (разрезание пут). Делалось это для того, чтобы в будущем малыш мог красиво ходить и быстро бегать.

Перевязывали ноги ребенка шерстяными нитями из трех цветов, каждый цвет имеет свое предназначение. Белый, чтобы ребенок вырос благородным, зеленый, чтобы жил долго, красный, чтобы был богатым. Белая ткань означает дорогу жизни ребенка. Белая - чтобы дорога жизни была чистой, светлой, широкой, гладкой и длинной, как эта ткань.

Атка мынгызу - посвящение в наездники. Суть обряда - посвящение мальчика, достигшего 4-5 летнего возраста, в наездники. Для этого готовили из дерева атамай-ер - специальное детское седло. Переднюю и заднюю части атамай-ер делали повыше, с опорой, затем им седлали смирного жеребенка-трехлетку и сажали на него мальчика. Один из взрослых водил коня за поводья по всему аулу для того, чтобы мальчик поприветствовал всех старших по возрасту людей, аксакалов.

Те, в свою очередь, благословляли и напутствовали его.

В честь этого события устраивали небольшой праздник. Женщины бросали шашу (подарки, сладости). Дети постарше устраивали скачки на конях, играли в разные игры. Взрослые пили кумыс, ели угощения, затем расходились, благословив виновника торжества. Оседлав своего первого коня, мальчик по праву мог считаться мужчиной.

Тилашар - той. Когда ребенку исполнялось 7 лет, родители вели его в медресе или в школу. Это большое и радостное событие в жизни ребенка. В честь этого праздника его родители устраивали той. Приглашенные гости поздравляли родителей, желали удачи их ребенку, дарили подарки. Для этого случая резали барана, устраивали большое пиршество для гостей. Аксакалы давали свое благословение ребенку.

Обычай гостеприимства "Шашу"

Шашу - осыпание. Во время радостного события (свадьба, сватовство и т.д.) на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Дети с радостью собирают разбросанные конфеты. Казахи верят, что сладости, подобранные во время «Шашу» приносят удачу.

Обычай гстеприимства " Ат мінгізіп, шапан жабу"

"Ат мингизип шапан жабу" - самый высокий почет. У казахского народа есть обычай: дорогому гостю, акыну, батыру, борцу или уважаемому человеку дарить коня и накидывать на плечи чапан. Этот обычай гостеприимства продолжает жить и в наши дни.

Обычай гостеприимства "Бата"

Бата - благословение перед дальней дорогой, испытаниями, благодарность за угощение, гостеприимство, доброту. Это особый вид поэтического творчества. Благословение произносят обыкновенно старшие по возрасту аксакалы.

Обычай гостеприимства "Белкөтерер"

Угощение для пожилых людей. Они нуждаются в особом уходе. Для них готовится вкусное, мягкое угощение: казы, сливочное масло, жент, кумыс, творог, мед и т.д. Его готовят и приносят дети, соседи, близкие. Эта традиция служит примером заботы о родителях, пожилых людях.

Обычай гостеприимства "Бес жақсы"

Пять ценных вещей. "Бес жаксы" дарили самым уважаемым и почитаемым людям. В него входили: 1. Верблюд - "кара нар". 2. Быстроногий скакун - "жуйрик ат". 3. Дорогой ковер (персидский) - "калы килем". 4. Алмазная сабля - "алмас кылыш". 5. Соболья шуба - "булгын ишик".

Обычай гостеприимства "Ерулік"

Угощение вновь прибывшим соседям (новоселам). Новоселов приглашают к себе в гости, чтобы они быстро привыкли к новой среде. Эта традиция имеет как социальную, так и общественную значимость. У новоселов первое время не бывает, к примеру, дров или питьевой воды. В это время и приходят на выручку соседи.

Обычай гостеприимства "Жылу"

"Жылу" - материальная помощь. Людям, пережившим стихийные бедствия, несчастья (пожар, наводнение и пр.), оказывают материальную, моральную, финансовую поддержку. Для этого не обязательно быть родственником или близким. Для возмещения ущерба пострадавшим выделяют скот, жилье, одежду и пищу. "Жылу" (от слова жылы - тепло) - проявление человечности, доброты, сочуствия.

Обычай гостеприимства "Қонағасы"

"Конакасы" (конак - гость, ас - угощение). Казахский народ славится своим гостеприимством. Встретить гостя с почетом, угостить его - знак щедрости. Все самое вкусное казахи всегда хранили для гостей. Гостей делили на три вида. "Арнайы конак" - специально приглашенный, "кудайы конак" - случайный путник, "кыдырма конак" - нежданный гость. Человека, не давшего "конакасы", штрафовали (штраф - лошадь, верблюд и т.д).

Обычаи и праздники народов нашей страны

Русские

Рождественский сочельник (7 января)

Это день накануне Рождества Христова. В сочельник разговляются сочивом или кутьей, то есть взваром из рисовых, пшеничных или же ячменных зерен с медом, сушеными ягодами и фруктами, а также блинами, оладьями медовыми, пирогами постными, пряниками в форме звезды. В этот вечер первая вечерняя звезда на небе была своего рода знаком, когда начиналось исполнение разных рождественских обычаев. Первыми в рождественский вечер появляются колядовщики. Это группы детей, которые, объединившись, ходят от дома к дому с исполнением колядок. В колядках дети желали богатого урожая.
По традиции колядование - это обрядовый обход крестьянских домов группами деревенских жителей во время Святок. Этот обряд совершается накануне Рождества (6 января), Васильева дня (13 января), Крещения (18 января).
В это время начинаются Святочные гадания - гадания, проводимые в период зимних святок (с Сочельника по Крещение).

Крещение (19 января)

Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение - такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки» или «В жребий». Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.

Масленица

У многих народов мира время перехода от зимы к весне отмечено особыми празднествами - карнавалами. На это же время приходится и русская Масленая неделя. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица - это время блинов, оладий, сырников, хворостов, пирогов, пышек и т. д. Все эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась.
Знаменита была Масленица своими кулачными боями. И опять-таки, прежде чем удальцы из взрослых сойдутся стенка на стенку с удальцами из другой команды, первыми на середину круга выходили подростки и затевали рукопашный бой с полным соблюдением правил игры (лежачего не бьют, можно бить до синяков, но не до крови).
Кульминация праздника - костры. Пока горел костер, кричали: «Молоко сгорело!» или «Масленица сгорела, в Ростов полетела!». Костры разводили ближе к сумеркам. Едва раздавались звуки вечернего благовеста, веселье прекращалось. Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, - Прощеное воскресенье. По обычаю, все «прощались», то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид. В Прощеное воскресенье крестники обязательно посещали крестных отца и мать. Было принято друг другу дарить пряники, коврижки, медовики.

Корейские праздники

Соль ( или Новый год) - так называется первый день первого месяца, один из главных праздников в году. Корейцы встречают Новый год два раза. 1 и 2 января - официальная дата празднования Нового года. Новый год по лунному календарю имеет приблизительную дату - конец января или начало февраля. Его принято праздновать в кругу семьи и родных. Также корейцы посылают благодарственные открытки друзьям и товарищам с пожеланиями на будущий год.

Украинский народ

Ивана Купала

Ивана Купала, так же Иванов день, - является одним из народных обрядовых обычаев. Его история уходит в очень глубокую древность. Праздник связан с периодом летнего солнцестояния, поворотом солнца к зиме. Его отмечают в ночь на 7 июля или по старому стилю 24 июня, когда чарующая красота природы создает сказочный пейзаж, на котором и происходят магические купальские забавы.

Чеченский народ

Праздник богини Тушоли

Культ богини Тушоли был распространен в глубокой древности. Тушоли - богиня весны, плодородия и деторождения.
. Гостеприимство

Согласно легенде, пращур чеченцев Нохчуо родился с куском железа - символом воинской доблести - в одной руке и с куском сыра - символом гостеприимства - в другой. "Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать", "Гость в доме - радость"... Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства.


Праздники немецкого народа

Рождественские традиции в Германии

Рождество в Германии - это традиционный праздник, и один из немногих дней в году, когда под одной крышей должны собраться все члены семьи.

Католики и протестанты празднуют Рождество24-26 декабря. 24 декабря именуется Сочельником.

Православные немцы празднуют его 6-7 января. Практически все семьи украшают на Рождество елку. На многих улицах также появляются нарядные вечнозелёные деревья.

Несмотря на то, что немцы склонны к модернизации и постоянному улучшению своей жизни, старинные культурные традиции народов Германии они хранят с особой бережностью. В одной из наиболее развитых стран мира запросто можно увидеть охотника в зелёной одежде, черного как смоль трубочиста в цилиндре и костюме, а также женщин в традиционном баварском платье дирндл

Татарские праздники

Сабантуй

Пожалуй, наиболее массовый и популярный сейчас праздник, включает в себя народные гуляния, различные обряды и игры. Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан - плуг и туй - праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ в апреле, сейчас сабантуй празднуют в июне - по окончании сева.

Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане - большом лугу. Развлечений на сабантуе великое множество. Главное - национальная борьба - курэш. Для победы в ней требуется сила, хитрость и ловкость. Существуют свои строгие правила: противники обматывают друг друга широкими поясами - кушаками, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем поясе в воздухе, а затем положить его на лопатки. Победитель (батыр) получает в награду живого барана (по традиции, но сейчас чаще заменяют другими ценными подарками). Поучаствовать и продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе курэш. …



© 2010-2022