- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока по учебному предмету история «Вторая Пуническая война с Карфагеном»
Технологическая карта урока по учебному предмету история «Вторая Пуническая война с Карфагеном»
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кливиткина Т.В. |
Дата | 19.05.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Кливиткина Татьяна Викторовна
Учитель истории и обществознания,
Московская область,
Г.Одинцово, ул. Молодежная, 16В,
МБОУ СОШ № 12
Технологическая карта урока по учебному предмету история «Вторая Пуническая война с Карфагеном»Тип урока:
Комбинированный, открытие новых знаний и умений
Авторы УМК:
Кливиткина Татьяна Викторовна
Цели урока:
Сформировать у обучающихся представления о Риме, как о сильнейшей державе Средиземноморья
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
- обучающиеся демонстрируют готовность
к восприятию научной картины мира,
к саморазвитию и самообразованию;
- ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- демонстрируют коммуникативную
компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
- формирование познавательного интереса, к историческим фактам
- формирование умения определять цели своей деятельности на уроке истории, осуществлять самоконтроль и уметь оценивать свою работу,
- выработка умений работать с материалом, атласом и картой,
- уметь анализировать информацию и делать выводы
Предметные:
- развитие умения изучать и систематизировать информация из различных источников,
- рассматривать процессы развития общества, на различных этапах, определяя причины и особенности, сопоставляя их развитие в разных сферах,
- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, объясняя исторические факты.
Оборудование:
Компьютер, проект, интерактивная доска, учебник, атлас
Образовательные ресурсы:
Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О Сороко-Цюпы. 5 - 9 классы: пособие для учителей ОУ - М., «Просвещение», 2012 г. (ОС «Школа России»)
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ - М, «Просвещение», 2012.
Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.В. Свенцицкой «История Древнего мира. 5 класс» - М., «Экзамен», 2011 (со значком ФГОС)
Тит Ливий История Рима от основания города. КНИГА XXI. // svitk.ru/004_book_book/18b/3832_tit_liviy-istoriya_rima_15.php
Настенная карта «Древняя Италия до середины III в. до н.э.»
Карты атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М, «Дрофа», 2012:
- «Древняя Италия, начало I тысячелетия - середина III в. до н.э.»;
- «Вторая пуническая война, 218 - 201 гг. до н.э.».
Технологическая карта урока по истории
5 класс
«Установление господства Рима во всем Средиземноморье»
Этапы урока,
время (мин)
Основное содержание деятельности
учителя
Виды деятельности ученика
Планируемые образовательные результаты
Предметные
результаты
УУД:
1.Регулятивные
2.Познавательные
3.Коммуникативные
Личностные
результаты
1
2
3
4
5
6
1.Организационный момент
Приветствует.
Проверяет готовность к уроку.
Настраивает на урок.
Осуществляют самопроверку готовности к уроку.
Проводят самоконтроль учебной деятельности
2.Актуализация знаний
Проверка домашнего задания, открыли тетради, записали число, классная работа и подготовили место для баллов. Вопросы на экране:
«Историю, какого государства изучаем? Покажите на карте, где возник этот город»
Работа с картой, по вопросам
Ученик показывает на карте и комментирует
«Древний Рим возник на левом берегу реки Тибр, на Апеннинском полуострове, на юге Европы»
За правильный ответ ученик ставит балл Умение строить высказывание, Устойчивый познавательный интерес и становление смысло-образу-ющей функции познавательного мотива
Формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима
3. Изучение новой темы
Подводит учащихся к определению темы и формированию задач урока.
Задаёт вопросы.
По вопросу № 1.
«Сказали, что легион - это боевая единица римского войска. Как располагались легионы? Что Тит Ливий считал самым страшным для врага?»
Кто сделал
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ? В чем преимущество построения легиона в бою по сравнению с македонской фалангой?
(о фаланге - стр. 197)
По вопросу № 2.
«Выяснили, что консул не ведал казной. А кто ведал казной?
Какие еще полномочия были у Сената?
Еще раз скажем, кто осуществлял командование войском?»
«Итак: разрабатывал план войны … (Сенат) Командовал войском… (консул). Войско состояло из… (легионов)
Дома должны были подумать: зачем Риму нужно было такое многочисленное и боеспособное войско?»
КАРТА АТЛАСА (стр. 26)
По вопросу № 3.
«Какую территорию римляне завоевали в первой трети III в. до н.э.? ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ
Завоевав Италию, римляне вплотную подошли к территориям, подвластным одному из сильнейший городов Средиземноморья - какому?»
Значит, чтобы завоевать новые территории, нужно было воевать с кем?
Сегодня мы и начнем изучать войны Рима с Карфагеном. Как сформулируем тему?
Легионы строились в 3 линии по 10 отрядов: 1я линия - самые молодые воины, 2я - воины постарше и покрепче, 3я - самые надежные, проверенные воины.
Самым страшным было видеть новый, более многочисленный строй после того, как враги, преследуя 1й и 2й ряды, уже думали, что одерживают победу
Предположительно:
Македонская фаланга строилась в 16 рядов, в бою первые 6 рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд - перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя.
Но македонская фаланга была более неповоротливая, чем римский легион
Сенат разрабатывал планы ведения войны, вел переговоры с иностранными государствами.
Консулы
Предположительный ответ: Для защиты своих территорий и завоевания новых.
Всю Италию (Апеннинский полуостров)
Карфагену
С Карфагеном
Предположительно:
«Войны Рима с Карфагеном»
Ответы могут быть чуть иными, но за каждый ответ ученик получает балл
Умение формулировать изучаемую тему
4.Исследовательская работа, представление нового материала
Работа с историческим источником «Рассказы древнего писателя Плутарха», составить план Осады и гибели Карфагена
Обращаемся к учебнику:
1-й вариант читает пункт «Разгром Сирии и конец Македонского царства»,
2-й ряд пункт Разрушение Коринфа и Карфагена
Трое учащихся рисуют план на доске, остальные в тетрадях.
Делают выводы по прочитанному.
Проверить план на стр. 234,
За правильные планы в тетраде ученики получают балл
Выполняют исследовательскую работу.
Формулируют гипотезу.
Определяют цель и задачи проекта. Планируют свою деятельность для решения поставленной задачи, контролируют полученный результат.
Выделяют и формулируют познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.
Профессиональное самоопределение-
ние, смысло-образование.
5. Динамическая пауза.
На экране высвечиваются понятия, учащиеся встают рядами и хором проговаривают определения
Понятия: триумф, император, провинции
1 ряд - встаёт, и ученики хором проговаривают понятие, читая с экрана, понятие триумф, 2-й ряд - император, 3-й ряд - провинции
Учатся переключаться
на другой вид
деятельности
6.
Закрепление изученного материала
Ученики получают в конвертах названия основных сражений войны, написанные на отдельных листочках;
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ места сражений
Учащиеся должны разместить в хронологическом порядке и подписать полководцев, прославившихся в этих битвах.
За работу получают балл
Работа с хронологией и картой
7. Итоги урока.
Класс делится на 6 групп, и каждая группа придумывает вопросы по пройденному материалу
Если группа отвечает на вопрос, то все получают по баллу, если нет, то группа задавшая вопрос сама дает ответ и получает балл
Умение работать в группе и с аудиторией
Рефлексия
Посмотрели в тетради и поставили себе баллы за урок
На экране высвечиваются смайлики «5» - 5 баллов, «4» - 4 балла, а кто получил 3, то есть возможность работать на следующем уроке
7.
Домашнее задание
П. 47, Работа с атласом, задание на стр. 232, «Поработайте с картой»,
Творческое дом. задание: сформулируйте сами, если мы прошли первую Пуническую, вторую Пуническую войны, то….
Умение самостоятельно формулировать задания