Рабочая программа по истории 5 класс фгос

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 класса (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с учётом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15), программы по истории России по линии учебников программы по истории России по линии учебников под редакцией А.А. Торкунова 6-9 класс и программы по всеобщей истории А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы для 5 класса, издательство «Просвещение», 2015 год.

Реализация Программы обеспечивает выполнение требований ФГОС ООО и достижение следующих основных целей ООО

1) для всех учебных предметов:

- обеспечение личностных результатов освоения Программы;

-обеспечение овладения учащимися основами читательской компетенции, приобретения ими навыков работы с информацией, участия в проектной деятельности как условие формирования у учащихся межпредметных понятий;

- формирование у учащихся универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

2) с учётом специфики учебного предмета «История»:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Общая характеристика учебного предмета «История»

Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников.

Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.

Знакомство обучающихся на уровне основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса дает обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, формирует знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.

Курс всеобщей истории формирует у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.

В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников.

Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.

Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в качестве наиболее оптимальной предложена модель, при которой изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы. За счет более подробного изучения исторических периодов обучающиеся смогут как освоить базовые исторические категории, персоналии, события и закономерности, так и получить навыки историографического анализа, глубокого проблемного осмысления материалов (преимущественно в ходе изучения периодов истории Нового и Новейшего времени), сравнительного анализа.

Описание места учебного предмета «История» в учебном плане

Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа (при 34 неделях учебного года), в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе - 3 часа в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:

  • идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

  • рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

  • ценности гражданского общества - верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

  • воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

  • общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.

  • познавательное значение российской, региональной и мировой истории;

  • формирование требований к каждому уровню непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

  • принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

  • многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

  • многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

  • исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

  • антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

  • историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «История».

Планируемые личностные результаты освоения ООП:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, воспитанное чувство ответственности и долга перед Родиной, идентичность с территорией, с природой России, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа). Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность с историей народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность к участию в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, включенного в продуктивное взаимодействие с социальной средой и социальными институтами, идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитость эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитая потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты обучения

В ходе изучения средствами истории у выпускников будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать:

  • порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);

  • расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей - за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;

  • формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.

В ходе изучения истории обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий, у выпускников будут заложены:

  • потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

  • основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

  • основы ценностных суждений и оценок;

  • уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

  • основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

В основной школе на уроках истории будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Предметные результаты изучения «Истории»

5 класс:

История Древнего мира

Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

давать характеристику общественного строя древних государств;

сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII -XV вв.) (6 класс)

Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.


Содержание учебного предмета «История» 5 класс

Всеобщая история

История Древнего мира

Введение.

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность.

Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Древняя Греция

Античный мир: понятие. Карта античного мира. Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Итоговое обобщение

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

(6 класс)

От Древней Руси к Российскому государству

Введение

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви - восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи - балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Образование государства Русь

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Русь в конце X - начале XII в.

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Культурное пространство

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине XII - начале XIII в.

Формирование системы земель - самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Русские земли в середине XIII - XIV в.

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.

Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

Культурное пространство

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV веке

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва - третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Культурное пространство

Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Региональный компонент

Наш регион в древности и средневековье.

(6 класс)

История средних веков

Средние века: понятие и хронологические рамки. Раннее Средневековье

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в IV-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

Арабы в VI-ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в XII-ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д'Арк. Германские государства в XII-XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII-XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в XII-XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

Историческое и культурное наследие Средневековья.


Учебно-тематический план


5 класс

Из них на выполнение следующих видов работ:

Контрольных

Практических

Самостоятельных

проектных

Введение

1

-

-

-

-

Раздел I.

(7 часов)

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники.

3


1

1

-

Глава 2.Первобытные земледельцы и скотоводы.

3

1

1

1

-

Глава3. Счет лет в истории.

1

-

1


-

Раздел II. Древний Восток (20 часов)

Глава 4. Древний Египет.

8

1

2

1

1

Глава 5. Западная Азия в древности.

7

2

2

2

-

Глава 6. Индия и Китай в древности.

5

1

2

2

-

Раздел III. Древняя Греция (21 час)

Глава 7. Древнейшая Греция.

5

-

2

1

1

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

7

-

2

2

1

Глава 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии.

5

-

1

1

-

Глава 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э.

4

1

1

1

-

Раздел IV. Древний Рим (17 часов)

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

3

-

-

1

-

Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.

3

-

1

-

1

Глава 13. Гражданские войны в Риме

4

-

1

1

-

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры.

5

-

1

1

-

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

2

1

-

-

-

Итоговое обобщение (2 часа)

Историческое и культурное наследие Древнего мира.

2

1

-

-

-

ИТОГО

68

7

18

15

4


6 класс

История средних веков


Из них на выполнение следующих видов работ:

Контрольных

Практических

Самостоятельных

Проектных

Введение

1

-

-

-

-

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

4

-

1

1

1

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

2

-

1

-

1

Тема 3. Арабы в VI-XI вв.

1

-

1

-

1

Тема 4. Феодалы и крестьяне

2

-


-


1

1

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2


-


1


-


1


Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы

2

-

1

1

1

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)

6

1

2

1

-

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

2

-

-

1

-

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

3

-

-

1

1

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2

-

-

1

-

Итоговое повторение

1

1

-

-

-

Итого

28

2

7


8

5



История России


Из них на выполнение следующих видов работ:

Контрольных

Практических

Самостоятельных

Проектных

Введение

1

-

-

-

-

Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

1

1

2

1

Тема II. Русь в IX XII в.

11

1

1

1

1

Тема III.Русь в середине XII - начале XIII в.

5

1

1

2

1

Тема IV. Русские земли в середине XII-XIV в.

10


1


1


3


1

Тема V.Формирование единого русского государства

8


1


1


2


1


Итого

40

5


5


10

5


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Учебно-методический комплекс

5 класс

Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник. 5 класс.

Годер Г. И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.

Годер Г. И. История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс.

Вигасин А. А., Годер Г. И. Электронное приложение к учебнику (CD). 5 класс.

История Древнего мира. Интерактивные модели, игры, тренажёры. Электронное пособие (CD). 5 класс.

История Древнего мира. Электронное картографическое пособие для средней школы (CD). 5 класс.

6 класс

Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. Учебник. 6 класс.

Крючкова Е. А. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс.

Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева «История России». 6 класс. Под редакцией А.А. Торкунова. Учебник 6 класс.

Исторические карты

5 класс

«Древние государства мира», «Рост территории государств в древности. 3000 г. до н. э. - 200 г. н. э.»,

«Древний Восток. Египет и Передняя Азия»,

«Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. - III в. н. э.)»,

«Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»,

«Древняя Греция (V в. до н. э.)»,

«Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.»,

«Древняя Италия»,

«Рост Римского государства в период республики и империи»,

«Рост Римского государства в III в. до н. э. - II в. н. э.»,

«Римская республика в III в. до н. э. - I в. до н. э.»,

«Римская империя в I - III в. н. э.»,

«Римская империя в IV - V вв. Падение Западной Римской империи».

6 класс

«Франкское государство в V - середине IX вв.»,

«Арабы в VII-IX вв.»,

«Византийская империя и славяне в VI-XI вв.»,

«Индия и Китай в Средние века»,

«Западная Европа в XI - начале XIII в.»,

«Крестовые походы»,

«Европа в XIV-XV вв.».

Дополнительная литература

5 класс

Бадж У. Древний Египет. Духи, идолы, боги / У. Бадж. - М., 2009.

Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия / Г. М. Бонгард- Левин. - М., 2008.

Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, Г. А. Стратановский. - М., 2008.

Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре / М. Л. Гаспаров. - М., 2010.

Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. - М., 2005.

Древний мир. Книга для чтения по истории / под ред. В. П. Будановой. - М., 2006.

Жерне Ж. Древний Китай / Ж. Жерне. - М., 2004.

Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

Низолм Д. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм. - М., 2001.

Поздняков В. А. Египет. История, культура, традиции, памятники / В. А. Поздняков. - М., 2011.

Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сергеенко. - СПб., 2000.

6 класс

История Средних веков

Алаев Л. Б. Средневековая Индия / Л. Б. Алаев. - СПб., 2003.

Диль Ш. Император Юстиниан и Византийская цивилизация в VI веке / Ш. Диль. - Минск, 2010.

Дюби Ж. Средние века: от Гуго Капета до Жанны д'Арк / Ж. Дюби. - М., 2000.

Дюби Ж. Трёхчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом / Ж. Дюби. - М., 2000.

Егер О. История Средних веков / О. Егер. - М., 2007.

История религий / под ред. А. Н. Сахарова. - М., 2007

Кенигсбергер Г. Г. Средневековая Европа: 400-1500 годы / Г. Г. Кенигсбергер. - М., 2001

Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф. - Екатеринбург, 2000.

Острогорский Г. История Византийского государства / Г. Острогорский. - М., 2011.

Средние века. Книга для чтения по истории / под ред. В. П. Будановой. - М., 2006.

Стриннгольм А. Походы викингов / А. Стриннгольм. - М., 2007.

История России

Борисов Н. С. Иван Калита / Н. С. Борисов. - М., 2005.

Борисов Н. С. Иван III / Н. С. Борисов. - М., 2006.

Борисов Н. С. Что я знаю об истории своей Родины / Н. С. Борисов. - М., 2006.

Вронский Ю. П. Рассказы о Древнем Новгороде / Ю. П. Вронский. - М., 2008.

Горский А. А. Москва и Орда / А. А. Горский. - М., 2005.

Древняя русская летопись в переложении С. М. Соловьёва для детей. - М., 1996.

Древняя Русь в свете зарубежных источников / под ред. Е. А. Мельниковой. - М., 1999

Иванов В. Д. Повести древних лет / В. Д. Иванов. - М., 2013.

История России с древнейших времён до конца XVII века / под ред. Л. В. Милова. - М., 2006.

Карпов А. Ю. Батый / А. Ю. Карпов. - М., 2011.

Карпов А. Ю. Владимир Святой / А. Ю. Карпов. - М., 2004.

Карпов А. Ю. Православные святые и чудотворцы: Древняя Русь. Московская Русь. Российская империя / А. Ю. Карпов. - М., 2005.

Королёв А. С. Святослав / А. С. Королёв. - М., 2011.

Куликов Г. Г. Пушкарь Собинка / Г. Г. Куликов. - М., 2009.

Матюшин Г. Н. Археологический словарь / Г. Н. Матюшин. - М., 1996.

Петрухин В. Я. Крещение Руси: От язычества к христианству / В. Я. Петрухин. - М., 2006.

Скрынников Р. Г. Василий III. Иван Грозный / Р. Г. Скрынников. - М., 2008.

Фингарет С. И. Скифы в остроконечных шапках / С. И. Фингарет. - М., 2008.

Энциклопедический словарь юного историка. - М., 1997.

Янин В. Л. Очерки истории средневекового Новгорода / В. Л. Янин. - М., 2008.

Электронные обучающие программы

5 класс

История Древнего мира. Мультимедийный учебный комплекс. 5 класс (DVD, «1С»).

История Древнего мира. Модели, игры, тренажёры. (DVD, «Просвещение»).

История Древнего мира. Обучающая компьютерная программа-игра. 5 класс (CD, «МедиаХауз»).

Репетитор по истории Древнего мира. Мультимедийное пособие по изучению истории (CD, «Акелла»).

Электронная библиотека «Просвещение». История. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 5 класс (CD, «Просвещение»).

6 класс

История Средних веков. Интерактивное наглядное пособие. 6 класс (CD, «1С»).

История Средних веков. Мультимедийный учебный комплекс. 6 класс (CD, «1С»).

История Средних веков. Обучающая программа для школьников. 6-7 классы (CD, «МедиаХауз»).

История Средних веков. Электронный образовательный комплекс. 6 класс (CD, «1С»).

Репетитор по истории Средних веков. Мультимедийное пособие по изучению истории (CD, «Акелла»).

Электронная библиотека «Просвещение». История. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 6 класс (CD, «Просвещение»).

Интернет-ресурсы по истории России

arts-museum.ru/ - официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

rusmuseum.ru/museum/ - официальный сайт Государственного Русского музея.

tretyakovgallery.ru/ - официальный сайт Государственной Третьяковской галереи.

hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html - официальный сайт Государственного Эрмитажа.

gumer.info/ - сайт электронной гуманитарной библиотеки «Гумер».

militera.lib.ru/ - интернет-проект «Военная литература» (собрание исторических документов, научных исследований, мемуаров, имеющих отношение к военной истории).

hist.msu.ru/ER/index.html - сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

istrodina.com/ - официальный сайт российского исторического иллюстрированного журнала «Родина».

Интернет-ресурсы по курсу «Всеобщая история»

school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

eor.edu.ru/ - официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

shm.ru - официальный сайт Государственного исторического музея.

rsl.ru - официальный сайт Российской государственной библиотеки.

shpl.ru/ - официальный сайт Российской государственной исторической библиотеки.

hist.msu.ru/ER/index.html - сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

historic.ru/ - сайт электронной библиотеки по всеобщей истории.

arts-museum.ru/ - официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html - официальный сайт Государственного Эрмитажа.

artchive.ru/ - сайт-хранилище живописи художников разных эпох.

history.rin.ru/ - сайт-хранилище электронных материалов по всеобщей истории (исторические карты, источники, мемуары, иллюстрации, биографии исторических деятелей).

ellada.spb.ru/ - интернет-проект «Древняя Греция» (история, искусство, мифология, источники, литература).

ancientrome.ru/ - интернет-проект «История Древнего Рима» (история, искусство, мифология, источники, литература).

rulers.narod.ru/ - интернет-проект «Всемирная история в лицах» (биографии деятелей всемирной истории).

his.1september.ru/urok/ - электронная копилка методических материалов для учителей истории.

lesson-history.narod.ru/ - сайт учителя истории А. И. Чернова (электронные презентации к урокам истории

Описание оценочных материалов

При составлении контрольных работ использованы пособия:

Чернова М.Н. История Древнего мира. 5 класс: экспресс-диагностика/ М.Н. Чернова.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.

Чернова М.Н. История Средних веков: 6 класс: контрольные измерительные материалы. ФГОС/ М.Н. Чернова. - М.: Издательство «Экзамен», 2015

Крючкова Е.А. История Средних веков. Проверочные и контрольные работы. / Е.А. Крючкова. - М.: Издательство «Просвещение», 2015

Алексашкина Л.Н. Промежуточное тестирование. Всеобщая история. История Средних веков: 6 класс/ Л.Н. Алексашкина.- М. Издательство «Экзамен», 2015


© 2010-2022