- Преподавателю
- История
- Всё что было не со мной, помню
Всё что было не со мной, помню
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Юманова Е.Н. |
Дата | 07.01.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок 11 класс
«Развитие парламентаризма в России»
Цель урока: 1. Помочь учащимся понять, что такое парламентаризм. Его роль в жизни страны, общества и каждого Российского гражданина.
2. Содействовать формированию у школьников активной жизненной позиции.
Оборудование: 1.Доклады учащихся
2. Презентация.
Ход урока:
-
Вступительное слово учителя.
В отличии от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа было создано лишь в 1906 году. 27 апреля 2011 года исполнилось 105 лет со дня начало работы Первой Государственной Думы в России . В связи с этим Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации V созыва выступила с инициативой проведения открытого урока в 10-11 классах на тему «Развитие парламентаризма в России».
«Парламент» (фр. парле - говорить) - высший представительный орган государственной власти.
Функции парламента: Самостоятельно формирует правительство. Назначает премьера, органы конституционного надзора, как правило, избирает президента. Делится на фракции, отражает требования определённых партий и групп.
-
Из истории возникновения парламентаризма в России.
Решение императора НиколаяII об образовании Государственной Думы было принято в условиях Первой русской революции 1905-1907гг.
Весть о «Кровавом воскресенье», бессмысленной и жестокой расправе облетела страну, начались массовые стачки, кое-где произошли баррикадные бои. 4 февраля 1905 года эсером И.П. Каляевым был убит московский генерал - губернатор великий князь Сергей Александрович. Террористы вели охоту и на других государственных деятелей. В этих условиях царь пошёл на некоторые уступки, издав 18 февраля указ. В котором новому министру внутренних дел А.Г. Булыгину поручалось разработать проект о Государственной Думе.
Вопрос: Можно ли считать, что правительство Николая II испугалось размаха политической борьбы и отреагировало на неё изданием Манифеста?
6 августа 1905г. был издан царский манифест о созыве Государственной думы как законосовещательного органа («булыгинская дума»), что уже не могло удовлетворить наиболее активную часть общества.
Вернувшийся 16 сентября 1905 г из Америки С.Ю. Витте после заключённого там мирного договора с Японией был потрясён стремительным перерастанием политической Смуты в революцию.
В этих условиях С.Ю. Витте и великий князь Николай Николаевич уговорил императора пойти на серьёзные уступки.
(Слайд 1 - Схема «Альтернативы общественного развития России в 1906г)
Он заявил Николаю, что есть только два способа превозмочь Смуту - либо путём диктатуры и подавления её силой, либо пойти на уступки путём превращения России в конституционное правовое государство.
Царский Манифест 17 октября 1905 года вводил в России гражданские свободы, объявил о создании Государственной думы и Совета министров - постоянно действующего правительства
(Слайд 2 - Содержание 1-ой статьи Манифеста)
В октябре 1905 года произошло оформление новых политических партий
(Слайд - 3 Политические партии на рубеже XIX-XX веков)
27 апреля 1906 года начала работу I Государственная Дума.
( 4 слайд- характеристика Дум)
Её председателем стал кадет С.А. Муромцев .кадеты. вместе с которыми голосовало более 100 депутатов от других фракций и беспартийных фактически руководили Думой. По характеру была левой, т.к. в центре обсуждения стоял аграрный вопрос. Кадеты предлагали принудительное отчуждение части помещичьих земель за выкуп, трудовики - бесплатную передачу земли в распоряжение общин. 13 мая 1906 правительство выступило с декларацией о недопустимости отчуждения помещичьей земли. Это вызвало разочарование крестьян. Дума выразила недоверие правительству. Министры в отставку не ушли, но председателем Совета министров был назначен министр внутренних дел П.А. Столыпин.
9 июля Дума была распущена Около 230 депутатов. Кадетов и трудовиков не признали её роспуска и провели два заседания в Выборге, где было принято Выборгское воззвание , призывавшее не платить налоги и не давать солдат в армию, не признавать займов правительства до созыва новой Думы .
Вскоре после декабрьского вооружённого восстания революция пошла на убыль.
Начались выборы в новую II Государственную Думу.
(Слайд- 5)
Правительство пыталось оттеснить от выборов беднейшее крестьянство, запретило рабочим избираться по городским куриям и т.д. Вторая Дума была ещё более «левая» чем первая. Она открылась 20 февраля 1907 года. Её председателем стал правый кадет Ф.А. Головин. Обсуждались аграрная и продовольственная программы, государственный бюджет, вопрос об отмене военно-полевых судов и др. Депутаты, чтобы не допустить роспуска Думы, старались воздержаться от резкой критики властей, но сотрудничать же с правительством всё равно не желали. 1 июня 1907 г. Столыпин потребовал отстранить от работы в Думе 55 депутатов - социал-демократов, а 16 из них лишить депутатской неприкосновенности по обвинению в антиправительственном заговоре (сфабрикованный полицией материал)
3 июня 1907 г. Дума была распущена. Это было сделано в нарушение Основного государственного закона (ОГЗ). По сути произошёл государственный переворот. - Третьеиюньский переворот - окончание революции 1905-1907гг.
(Слайд -6)
III и IV Государственные Думы 1907- 1917 гг. были «правыми»
Время деятельности III Государственной Думы было самым спокойным для России. В стране обозначился явный экономический подъём. 16 ноября 1907 г. Столыпин выступил с обращением к Думе. В III Думе остались те же вопросы, но решать их надо было в сжатые сроки ибо время не ждёт.
К числу значительных законопроектов, утверждённых III Думой, наряду с Столыпинской аграрной реформой были - образование Крестьянского банка, Дума внесла вклад в оптимизацию народного образования, вдвое увеличив бюджет и повысив зарплату учителям средней школы. Принят закон об обязательном начальном образовании, открыт ряд высших учебных заведений в провинциях.
12 декабря 1993 года состоялись всенародное голосование по проекту Конституции и выборы в новый парламент. Государственная Дума V созыва в соответствии со статьей 95 Конституции РФ состоит 450 депутатов. Выборы проводились по смешанной избирательной системе по спискам с барьером в 5 % голосов. Результаты голосования и текст новой Конституции был опубликованы 25 декабря 1993 г. Именно этот день является днём вступления в силу Конституции Российской Федерации. Народ Российской Федерации учредил новую политическую систему.
(Слайд- 7 Выдержки из Конституции Глава 5 ст.ст. 94-97)
Выступления учащихся.
Мнения уч-ся о значимости парламентаризма в России. Подведение итогов.