Авторская рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа для 5 класса по истории Древнего мира (учебник Вигасина), авторскаяСодержит собственные разработки по внутрипредметному модулю "Музеи эпохи Древнего мира" (30 процентов от общепредметных часов), продолжается в 6 классе и вплоть до 9-го. Возможно привлечение IT-ресурсов и виртуальных музеевразработана с учетом ФГОС второго поколения
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яблоневская основная общеобразовательная школа»


«УТВЕРЖДАЮ»

______________________

Директор ОУ Секретарь С.А.

Приказ № ____ от «____» ________2016г.








Рабочая программа по


ИСТОРИИ


5 класс



2016 - 2017 учебный год








Разработчики:


Срибная Елена Владимировна

учитель истории и обществознания








Обсуждена и согласована на методическом объединении

протокол № ______ от «___» ________ 2016г.

Принята на педагогическом совете школы

протокол № _______ от «___» ________ 2016г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с:

1. Нормативными документами:

  • Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №15767 «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом от 17 декабря 2010 г. № 1897»

  • Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;

  • ООП МБОУ «Яблоневская ООШ»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26.01.2016г.

  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)

2. Примерной программой к завершённой предметной линии учебников по истории для 5 класса под редакцией А.А. Искендерова (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая)

Предмет история относится к образовательной области общественно-научных предметов. В 5 классе предмет история изучается в объёме 70 часов, из них 20 часов отводится на внутрипредметный модуль.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

1. Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

  • целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира;

  • интерес к истокам культурно-исторического наследия человечества, к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

  • основы гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны;

  • способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.

2. Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Ученик научится:

  • планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные:

Ученик научится:

  • проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

  • решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • смысловое чтение;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные:

Ученик научится:

  • формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

3. Предметные результаты: ( по разделам)

Ученик научится:

  • целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

  • яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

  • способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

  • представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

  • умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

  • уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

  • уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

  • уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

  • умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

  • умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

  • умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

  • готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

Раздел 1. Введение (3 ч.)

Тема 1. Предмет истории. Исторические источники (1 ч.)

Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Тема 2. Хронология (1 ч.)

Хронология - наука об измерении времени. Как в древности считали года? Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени.

Тема 3. Музеи эпохи Древнего мира (ВПМ «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Музеи, их классификация. Обзор наиболее известных музеев мира, имеющих в составе своих экспозиций источники, относимые к эпохе Древнего мира. Памятники эпохи Древнего мира.

Раздел 2. Жизнь первобытных людей (6 ч.)

Тема 4. Древнейшие люди, их жизнь и деятельность (1 ч.)

Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие человека - овладение огнём.

Тема 5. Родовые общины охотников и собирателей (1 ч.)

Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Тема 6. Возникновение искусства и религиозных верований (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 7. Возникновение земледелия и скотоводства (1 ч.)

Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Тема 8.Появление неравенства и знати (1 ч.)

Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Тема 9. Значение эпохи первобытности для человечества (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Оценка опыта, культурного наследия человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция; отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

Раздел 3. Древний Восток (21 ч.)

Тема 10. Цивилизация Древнего Египта - государство на берегах Нила (1 ч.)

Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Тема 11. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте (1 ч.)

Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Тема 12. Жизнь египетского вельможи (1 ч.)

О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.

Тема 13. Военные походы фараонов (1 ч.)

Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоеваний фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Участь военнопленных. Появление наёмного войска.

Тема 14. Религия древних египтян. (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Тема 15. Искусство Древнего Египта (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаже, Лувре, Британском музее.

Тема 16. Письменность и знания древних египтян (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний - жрецы.

Тема 17. Достижения древних египтян (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Достижения Древнего Египта (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 18. Древнее Двуречье (1 ч.)

Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись - особое письмо Двуречья.

Тема 19. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (1 ч.)

Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, новых социальных группах: ростовщиках.

Тема 20. Финикийские мореплаватели (1 ч.)

География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.

Тема 21. Библейские сказания: Ветхий Завет (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Тема 22. Древняя Палестина - древнееврейское царство (1 ч.)

Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях.

Тема 23. Ассирийская держава (1 ч.)

Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.

Тема 24. Возвышение Персии (1 ч.)

Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Войско персидского царя.

Тема 25. Вклад народов Западной Азии в мировую культуру (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Использование электронных ресурсов для «исторического путешествия» (электронные ресурсы музеи Государственный музей истории религий)

Тема 26. Природа и древнейшее население полуострова Индостан (1 ч.)

Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Тема 27. Устройство общества в Древней Индии (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царём Ашокой.

Тема 28. Природа и люди Древнего Китая (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Тема 29. Первый властелин единого Китая (1 ч.)

Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Тема 30. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Использование электронных ресурсов для «исторического путешествия» (электронные ресурсы Государственного музея истории религий, Лувра, Британского музея и т.д.)

Раздел 4. Древняя Греция (21 ч.)

Тема 31. Греки и криптяне (1 ч.)

Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Тема 32. Микены и Троя (1 ч.)

В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Тема 33. Гомер и его поэмы (1 ч.)

Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэм.

Тема 34. Религия древних греков (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Тема 35. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу (1 ч.)

География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Тема 36. Зарождение демократии в Афинах (1 ч.)

Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Тема 37. Древняя Спарта (1 ч.)

География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования.

Тема 38. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей (1 ч.)

Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Древний город в дельте реки Дона.

Тема 39. Олимпийские игры в древности (1 ч.)

Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим Играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль Олимпийских игр.

Тема 40. Греко-персидские войны. Победа греков в Марафонской битве (1 ч.)

Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Тема 41. Нашествие персидских войск на Элладу (1 ч.)

Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Тема 42. Возвышение Афин. В гаванях афинского порта Пирей (1 ч.)

В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли.

Тема 43. Возвышение Афин. В городе богини Афины (1 ч.)

Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

Тема 44. В афинских школах и гимнасиях (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

Тема 45. В афинском театре (1 ч.)

Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.

Тема 46. Искусство Древней Греции (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Воплощение прекрасного в представлении греков. Ежедневное прекрасное.

Тема 47. Афинская демократия при Перикле (1 ч.)

Сущность афинской демократии в V в. до н.э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 48. Возвышение Македонии (1 ч.)

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.

Тема 49. Держава Александра Македонского (1 ч.)

Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

Тема 50. Эллинизм. В Александрии Египетской (1 ч.)

Распад державы Александра Македонского после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека..

Тема 51. Вклад древних эллинов в мировую культуру (1 ч.)

Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

Раздел 5. Древний Рим (17 ч.)

Тема 52. Рим эпохи царей (1 ч.)

Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Тема 53. Ранняя республика в Риме. Завоевание Римом Италии (1 ч.)

Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Тема 54. Устройство Римской республики (1 ч.)

Плебеи - полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Тема 55. Вторая война Рима с Карфагеном (1 ч.)

Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Тема 56. Установление господства Рима во всём Средиземноморье (1 ч.)

Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.

Тема 57. Рабство в Древнем Риме (1 ч.)

Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Тема 58. Земельные реформы братьев Гракхов (1 ч.)

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Тема 59. Восстание Спартака (1 ч.)

Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Тема 60. Диктатура Цезаря (1 ч.)

Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Тема 61. Установление империи в Риме (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона - римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Тема 62. Соседи Римской империи (1 ч.)

Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи.

Тема 63. Рим при императоре Нероне (1 ч.)

Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Тема 64. Первые христиане и их учение (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Тема 65. «Золотой век» Римской империи (1 ч.)

Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

Тема 66. Вечный город и его жители (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира») (1 ч.)

Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 67. Римская империя при Константине I Великом (1 ч.)

Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан.

Тема 68. Падение Западной Римской империи (1 ч.)

Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары- наёмники в римской армии. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи Античности.


  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.


п/п

Тема курса


Кол-во часов, отведенных на тему

Раздел 1. Введение (3 ч.)

Предмет истории. Исторические источники

1 ч.

Хронология

1 ч.

Музеи эпохи Древнего мира (ВПМ «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

Раздел 2. Жизнь первобытных людей (6 ч.)

Древнейшие люди, их жизнь и деятельность

1 ч.

Родовые общины охотников и собирателей

1 ч.

Возникновение искусства и религиозных верований (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

Возникновение земледелия и скотоводства

1 ч.

Появление неравенства и знати

1 ч.

Значение эпохи первобытности для человечества (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

Раздел 3. Древний Восток (21 ч.)

Цивилизация Древнего Египта - государство на берегах Нила.

1 ч.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1 ч.

Жизнь египетского вельможи

1 ч.

Военные походы фараонов

1 ч.

Религия древних египтян. (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

Искусство Древнего Египта (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

Письменность и знания древних египтян (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

Достижения древних египтян (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

Древнее Двуречье

1 ч.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1 ч.

Финикийские мореплаватели.

1 ч.

Библейские сказания: Ветхий Завет (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

Древняя Палестина - древнееврейское царство

1 ч.

Ассирийская держава

1 ч.

Возвышение Персии

1 ч.

Вклад народов Западной Азии в мировую культуру (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

Природа и древнейшее население полуострова Индостан

1 ч.

Устройство общества в Древней Индии (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

Природа и люди Древнего Китая (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

Первый властелин единого Китая

1 ч.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

Раздел 4. Древняя Греция (21 ч.)

Греки и криптяне

1 ч.

Микены и Троя

1 ч.

Гомер и его поэмы

1 ч.

Религия древних греков (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1 ч.

Зарождение демократии в Афинах

1 ч.

Древняя Спарта

1 ч.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей

1 ч.

Олимпийские игры в древности

1 ч.

Греко-персидские войны. Победа греков в Марафонской битве

1 ч.

Нашествие персидских войск на Элладу

1 ч.

Возвышение Афин. В гаванях афинского порта Пирей

1 ч.

Возвышение Афин. В городе богини Афины

1 ч.

В афинских школах и гимнасиях (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

В афинском театре

1 ч.

Искусство Древней Греции (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

Афинская демократия при Перикле

1 ч.

Возвышение Македонии

1 ч.

Держава Александра Македонского

1 ч.

Эллинизм. В Александрии Египетской

1 ч.

Вклад древних эллинов в мировую культуру

1 ч.

Раздел 5. Древний Рим (17 ч.)

Рим эпохи царей

1 ч.

Ранняя республика в Риме. Завоевание Римом Италии

1 ч.

Устройство Римской республики

1 ч.

Вторая война Рима с Карфагеном

1 ч.

Установление господства Рима во всём Средиземноморье

1 ч.

Рабство в Древнем Риме

1 ч.

Земельные реформы братьев Гракхов

1 ч.

Восстание Спартака

1 ч.

Диктатура Цезаря

1 ч.

Установление империи в Риме (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

Соседи Римской империи

1 ч.

Рим при императоре Нероне

1 ч.

Первые христиане и их учение (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

«Золотой век» Римской империи

1 ч.

Вечный город и его жители (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

1 ч.

Римская империя при Константине I Великом

1 ч.

Падение Западной Римской империи

1 ч.

Раздел 6. Повторение и обобщение

Повторительно-обобщающие уроки по курсу «История Древнего мира» (Модуль «Памятники эпохи Древнего мира»)

2 ч.

ИТОГО

70 ч.



























© 2010-2022