• Преподавателю
  • История
  • Урок по истории на тему Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине ХІХ века

Урок по истории на тему Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине ХІХ века

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Акмолинская область

Жаркаинский район

ГУ «Валихановская средняя школа»















Традиционная культура и хозяйство казахов

в первой половине ХІХ века

(районный семинар)













Учитель истории:

Жанбаева Гульназ Ерсайыновна







2016 год

Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине XIX века

Цели:

углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную экскурсию в Казахстан ХIХ века;

Задачи: знать типы жилищ казахов, их хозяйственную деятельность, отдельные обычаи, обряды, национальные традиции и праздники;

уметь образно описывать хозяйство, быт и культуру казахского народа;

воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям казахского народа.

Тип урока: урок-панорама.

Методы и приёмы: частично-поисковый, исследовательский, наглядный, практический, элементы 7 модулей.

Оборудование: карта Казахстана, компьютер, слайды, выставка.

Ход урока

1. Орг. момент.

Метод "Градусник"

Метод позволяет: составить картину эмоционального состояния учащихся.

Подготовка и проведение.

Педагог на листе бумаги (формат А3, доске) рисует контур градусника и наносит шкалу, верхние и нижние значения которой не превышают соответственно цифр "5" и "-5".

Перед началом занятия, "Градусник" вывешивается в кабинете. Учащиеся оценивают свое эмоциональное состояние, выражают его в баллах и ставят точку возле соответствующей цифры на шкале "Градусника". Таким образом, у педагога есть возможность увидеть картину эмоционального состояния учащихся всей учебной группы. В конце урока учащиеся снова оценивают своё эмоциональное состояние. Учитель анализирует, как изменилось настроение обучающихся.

Материальное обеспечение: бумага (формат А1), ручки, карандаши или маркеры.

На что следует обратить внимание: все ли учащиеся оценили свое эмоциональное состояние;

перед проведением метода необходимо объяснить учащимся его цель и важность;

если педагог еще не использовал "Градусник", то диагностику лучше проводить на первых минутах занятия, показывая учащимся механизм работы.

Поделить класс на две группы.

Опрос Д/З

Восстание казахов против правителей Средней Азии и России.

Работа в группах, работа с карточками.

Объяснение новой темы.

На фоне кюя Курмангазы учитель у карты Республики Казахстан читает стихи:

От Южного Урала до Алтая,

Где расцветает в яблонях весна,

Лежит страна, от солнца золотая,

раз в десять больше Англии она!

Взмах орлиного крыла тебе дан

Величаво раскинувшийся Казахстан!

Культура любого народа связана с условиями жизни людей. Каковы особенности культуры казахов первой половины ХIХ века? Сегодня мы с вами проводим урок-панораму.

Тема нашего урока: Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине ХIХ века. Слайд № 1.

Цель нашего урока-панорамы - углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную путешествие в Казахстан рассматриваемого периода. Слайд № 2

На протяжении нашего маршрута мы будем совершать остановки.

1) Первая остановка - ЖИЛИЩА КАЗАХОВ.

Казахский аул.

Стихотворение об ауле - Воронцова Василиса.

Мне видится - во-он там стоит Ковчег потопа

И выпорхнет вот-вот голубка из него,

чтоб землю оглядеть в окрестностях полёта:

Иссяк ли там Потоп и мрака торжество?

Покружит над землёй и разглядит сквозь дымку

Родную степь, аул и Казыгурт-гору.

Там девушка идёт с тюльпанами в обнимку.

И юноша-поэт поёт ей под домбру.

/Есенгали Раушанов/

Зимние и летние жилища казахов.

Зимние жилище киргизов делится на два типа: зимовки в степных, безлесных местностях и зимовки в лесистых пространствах…отличительной чертой зимовок является тесная связь людского жилья со скотными дворами. Сплоченность до такой степени близка, что, желая попасть в жилище киргиза, вы должны пройти почти все дворы и загородки для скота. Жилище делится на две половины. Передняя половина его представляет нары, настланные из досок или отесанных бревен от нижней балки к лицевой стороне, где опорою им служит другая балка или земляная завалинка. Нары возвышаются над землею на ¼ аршина и более, на них вся семья киргиза проводит день и ночь. Другая половина землянки к дверям имеет хозяйственное приспособление. Здесь в одном из углов ставится печь.

Учитель. Чокан Валиханов писал: "Первое приветствие киргиз, как известно, начинается фразой: "Здоровы ли твой скот и твоё семейство?"

Действительно, скот давал казахам и продукты питания, и материал для одежды и жилища, служил им транспортом и средством обмена на предметы первой необходимости. Узнаем, чем же занимались казахи в ХIХ веке?

2) Наша вторая остановка - ЗАНЯТИЯ КАЗАХОВ.Урок по истории на тему Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине ХІХ века

Скотоводство.

Рогатый скот пасут зимою на лугах и по камышовым зарослям, вообще на местах, где животным нет надобности отгребать с растительности снег. Совершенно противоположною особенностью отличаются киргизские лошади: они привыкли разгребать снег своими копытами и потому способны без труда прокормиться зимою даже на таких местах, которые летом использовались в виде пастбищ или сенокосов, лишь бы трава успела на них отрасти к зиме. Такую же способность проявляют верблюды и овцы.

Заполни таблицу: №1 Виды животных и национальные блюда.

Вопросы: В чем состояла особенность пастьбы разного вида скота? Как казахи боролись с джутом?

Земледелие.

Вопрос: К чему привело массовое переселение крестьян в Казахстан?

Постепенное сокращение земельного простора заставляет казахский народ переходить от первобытных способов ведения хозяйства- скотоводческой культуры - к оседло- земледельческому образу жизни. Кайсацкий серп немного согнутый, походит скорее на ножик; один кайсак при хорошем и густом урожае хлеба выжинает в день самое большее 25-30 снопов, величины три четвертых в окружности. Молотьба хлеба производится волами, которые гоняются целый день по хлебу, уложенному на земляном гумне. Гумно устраивается на глиняном грунте, для чего предварительно орошается то место водой, утаптывается, а потом просушивается.

Заполни таблицу: №2 Земледелие

Учитель. В жизни традиционного казахского общества большое место занимали праздники, спортивные игры и состязания. Праздники объединяли людей, позволяли общаться. Национальные игры и состязания воспитывали у молодёжи выносливость, выдержку, ловкость и готовность к любым физическим нагрузкам и испытаниям. Они же формировали здоровый образ жизни.

3) Третья остановка - ПРАЗДНИКИ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Вопрос ученикам: какие традиционные национальные праздники и игры вы знаете?

Празднества киргизов состоят в следующем: коль скоро приглашенные гости соберутся, хозяева просят двух или трех из почетнейших посетителей угощать прочих и смотреть за порядком, самых же знатнейших избирают для раздачи наград в играх. Потом разносят по всем очищенным для праздника кибиткам кушанья и огромные чаши кумысом. Подкрепив силы, приступают к разным играм и забавам, как то: к борьбе, скачке, стрельбе из лука, песням и музыке. Борьбу киргизы довольно любят и борются с искусством, схватывая друг друга за пояс, но кулачного боя не знают. (казакша курес Константин и Александр), (аркан тарту- мальчики) Урок по истории на тему Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине ХІХ века

Праздник Наурыз.

Лаура (читает о празднике)

Национальные игры.

Учитель. На протяжении многих веков у казахов сложились уникальные обычаи и обряды. Они играли важную роль в урегулировании межличностных, внутрисемейных и межгрупповых отношений.

4) Четвёртая остановка - ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ.

Обычаи приличия и вежливости

Обычаи уважения старших.

Обряды казахского народа: шилде хана, ат кояр, бесике салу, тусау кесу, сундетке отыргызу, шашу, беташар и т.д.

Итак, мы закончили наше заочное путешествие в Казахстан ХIХ века. Благодарю всех за хорошее поведение в пути следования. А сейчас проверим, насколько вы были внимательны в пути.

Подведение итогов.

Игра "Верю-не верю"

Учитель зачитывает фразы, а учащиеся хлопают в ладоши если ответ верен.

Казахское население в ХIХ веке жило в аулах (+).

Кроме юрт у них не было других жилищ (-).

Хозяйственная постройка, где хранили мясо и другие продукты, называлась шошола (+).

Казахи в ХIХ веке занимались только скотоводством (-).

Тебеневать - значит кочевать (-).

Для охоты использовались ловчие птицы и борзые собаки (+).

Праздник весеннего равноденствия - это Наурыз (+).

Через игры у казахов развивались физические и умственные способности (+).

Согласно обычаю уважения старших существовал культ уважения старших (+).

Обычаи и обряды казахского народа способствовали урегулированию межличностных отношений (+).

Домашнее задание. Написать творческий отчёт о путешествии.

Рефлексия.

Метод "Градусник" (на конец урока):

Данные о своём эмоциональном состоянии каждый ученик заносит цветным карандашом.

Самоанализ урока

Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом. При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный и компетентностно-ориентированный подход в обучении. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения. Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что урок цели достиг.





© 2010-2022