• Преподавателю
  • История
  • Рекомендации по использованию блока вспомогательной литературы по истории Отечества 7 класс

Рекомендации по использованию блока вспомогательной литературы по истории Отечества 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации по использованию блока вспомогательной литературы по истории Отечества 7 класс

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 78 ГОРОДА ДОНЕЦКА»



Рекомендации Рекомендации по использованию блока вспомогательной литературы по истории Отечества 7 класс

по использованию блока вспомогательной литературы

по истории Отечества

7 класс



Подготовила:

учитель истории

высшей категории

Зубрицкая Н.В.



2016г.











В процессе знакомства и анализа учебников и других пособий исследователь обратил внимание о недостатке привлечения художественной литературы как дополнительного средства развития художественно-образного мышления. Автор считает, что использование фрагментов из исторических произведений в совокупности с учебниками и другими пособиями даст возможность наиболее полного формирования личности ученика. Люди издавна приучали детей к истории - не во все времена как к науке, но всегда - как к исцеляющему источнику памяти народной про свою землю, свой род, самих себя. Многовековой опыт человечества свидетельствует об использовании в далекие времена художественного образа для сохранения и передачи исторической информации. Испокон веку знания про прошедшие времена передавались через легенды, песни, сказки и т.д. Ценили этот давний способ передачи исторических знаний и корифеи педагогической мысли. Вспомнить хотя бы первые учебные книги для детского чтения: «Грамматику» П. Кулиша, «Букварь южнорусский» Т. Шевченко, «Украинские прописи» и «Первую грамматику, или Чтение» О. Кониского. Большой учебный и воспитательный потенциал видел в исторических рассказах и выдающийся историк Михаил Грушевский, который в конце ХIX - начале ХХ века, по совету И. Нечуя-Левицкого, написал и опубликовал немало рассказов - своеобразных художественных интерпретаций настоящих исторических источников, которые имели целью воспитание патриотических чувств у детей и молодежи. Поэтому мысль о том, что первое знакомство с прошлым должно состояться через художественные образы, - не новая. Больше того, она обосновано учеными-психологами, которые утверждают, что мышление детей 13-14 лет (возраст наших семиклассников) еще остается конкретно-образным. Методика пошлых лет рекомендовала использовать фрагменты историко-художественных произведений для активизации восприятия учебного материала начального курса истории. Большинство современных методистов необоснованно обходят данный момент, акцентируя внимание на разработке новых материалов учебника. В ходе накопления источников и литературы по проблеме исследователь пришел к выводу о необходимости привлечения историко-художественной литературы для активизации познания исторического процесса.

На протяжении 2014-2015 и 2015-2016 учебных годов был проведен методический эксперимент по использованию историко-художественной литературы при изучении истории Отечества (7 класс). Были проведены следующие этапы работы:

  1. Собран исторический материал и литература по всем разделам курса истории Отечества (7 класс);

  2. Выделены наиболее исторически достоверные художественно обработанные факты, позволившие наиболее полно отобразить исторические события;

  3. В течении 2015-2016 учебного года был проведен методический эксперимент по внедрению блока историко-художественных произведений в учебный материал 7 класса.

  4. Подведены итоги эксперимента, сделаны выводы о степени использования дополнительного исторического материала и качеству формирования художественно-образного мышления;

  5. Оформлен комплекс рекомендаций по использованию исторической литературы как дополнительного средства к формированию художественно-образного мышления.

При работе над данным разделом были использованы методические рекомендации ученых, методистов, учителей-новаторов.

В качестве рекомендаций по использованию фрагментов исторических и художественных произведений рассмотрим темы, входящие в тематический модуль 3 «Образование и становление государства Киевская Русь», тематический модуль 4 «Древнерусское государство (Х - начало ХII вв.), тематический модуль 5 «Русские княжества в начале удельного периода (XII - начало XIII вв.), тематический модуль 6 «Культура Руси в домонгольский период», тематический модуль 7 «Земли Руси и Донецкий регион в XIII - XIV вв. Борьба с завоевателями». В процессе изучения исторического материала по разделу учитель формирует следующие умения и навыки:

  • воспринимать в целом текст исторического рассказа;

  • пересказывать содержание рассказа, в целом, так и по частям;

  • отвечать на поставленные вопросы после текста, высказывать мысли четко и понятно, понимать и уважать другую, даже противоположную мысль, делать выводы и заключения;

  • делить текст на части, учиться отвечать по плану;

  • работать с исторической картой, ее легендой;

  • знать территории соседних государств, места важнейших исторических событий;

  • знать время и продолжительность исторических событий, изучение которых предусмотрено программой, сопоставлять год со столетием.

При создании сборника фрагменты из историко-художественной литературы подбирались для каждой темы учебного раздела. В обучающий комплекс кроме фрагментов входит в словарь терминов, вопросов и заданий по фрагменту. Целью такого комплекса является: во-первых, обучающий момент; во-вторых, присутствует момент закрепления знаний учащимися. Наиболее целесообразно использование фрагментов на таких типах уроков: урок изучения нового материала, урок усовершенствования знаний и умений, урок контроля знаний и умений. Они служат для реализации задач поставленных на уроке, создают базу для восприятия учениками данной исторической эпохи. Необходимо отметить, что каждый из предложенных фрагментов соответствует определенному типу урока и реализации задач, поставленных на нем.

Приложение 1

Тема: «Повесть временных лет о начале Руси. Союзы восточнославянских племен. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Княжение Аскольда. Князь Олег».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

  1. сформировать у учащихся такие общественно-исторические представления и понятия как «власть», «угнетение», «государство», а также конкретные термины: «князь», «бояре», «крестьяне», «ремесленники»;

  2. продолжить формировать навыки работы с исторической картой, знать границы расселения славянских племен.

Наиболее эффективно рассказать учащимся о основании города Киева поможет отрывок из «Повести временных лет» (фрагмент1). Кроме этого учащиеся знакомятся со славянскими племенами. При работе с этим фрагментом полезно использовать историческую карту, на которой показано расселение славянских племен.

В своем повествовании о временах правления Аскольда и Дира учитель может использовать фрагмент 2, где идет речь о походах князей на Византию, раскрывается сила и могущество славян.

Для того, чтобы учащиеся более ярко восприняли рассказ учителя о завоевании Олегом Киева, можно использовать фрагмент 3. О деятельности Олега также говорится во фрагментах 4 и 5. Эти фрагменты помогут учащимся уяснить могущество Древнерусского государства.

Фрагмент 1

Повесть прошедших лет Нестора, монаха Федосеевского монастыря Печерского, откуда пошла Русская земля, и кто в ней начал первый княжить…Вот так и те славяне, прийдя, сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что осели в лесах; а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами; а другие сели на Двине и назвались полочанами - от речки, которая впадает в Двину и имеет название Полота; от этой речки они прозвались полочанами. Славяне, которые седели около озера Ильменя, прозвались своим именем - словенами; и построили они город, и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами.

…Когда поляне жили отдельно и владели родами своими, - и до этих братьев существовали поляне и жили каждый с родом своим на своих местах, владея каждый родом своим, - то были между ними три брата: одному имя Кий, а другому - Щек, а третьему - Хорив, и сестра их Лыбедь. И сидел Кий на горе, где ныне узвов Боричев, а Щек сидел на горе, которая сейчас называется Щекавицею, а Хорив - на третьей горе, от чего и прозвалась она Хоривицею. Построили они городок и в честь старшего брата назвали Киевом. И был около города лес им бор большой, и ловили они тут зверей. Были они людьми мудрыми и разумными и назывались полянами. От них поляне в Киеве и по сей день.

Другие же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком, так как тогда около Киева перевоз был с той стороны Днепра. Если бы Кий был перевозчиком, не ходил бы он на Царьград…

(Мисан В.О. Джерело: - К., 1997. - С. 21.

Фрагмент 2

Главной внешнеполитической акцией Аскольда были византийские походы. Настоящие исследователи насчитывают их четыре. Наибольшее значение имел поход на Константинополь в 860 году. Русские 18 июня внезапно напали на столицу Византии и держали ее в окружении семь дней. «Место едва не было поднято на копья», - говорил в своей проповеди тогдашний Константинопольский патриарх Фотий. - Что за удар и гнев такой тяжелый? Откуда пришла на нас эта северная и ужасная гроза? Какие густые тучи страстей и какие столь могучие столкновения зажгли против нас эту нестерпимую молнию?» Дальше Фотий дает такую характеристику этому врагу: «Народ вышел из страны северной, двигаясь как будто на другой Иерусалим, и племена поднялись от краев земли, держа лук и копья: они жестокие и немилосердные, голос их шумит как море…» Русские захватили и пограбили все поселения и монастыри около Константинополя и на соседних островах (Иванченко Р. Київська Русь: Посібник//Рідна школа. - 1994. - №8. - С.36).

Фрагмент 3

Приближающиеся к Киеву ладьи были встречены сигнальными кострами на курганах и обстрелами из береговых засад. Олег понял, что пойти на прямой штурм города - значит потерять много воинов и тогда неизвестно, чьей победой закончиться борьба. Поэтому, по рассказу летописи, князь решил перехитрить киевлян и взять город обманом. На подходе к киевским ходам Олег велел воинам спрятаться, чтобы киевские дозорные видели только гребцов и не сообщили своим о войске на кораблях. Часть воинов князь вообще оставил за городом. Когда флотилия подошла к низкому берегу в Угорском урочище, Олег отправил в город послов с наказом попытаться выманить его защитников из-за укреплений. Посланцы Олега пришли в город безоружными и сказали: «Мы купцы и идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Киевляне, поверив послам, открыли ворота и вышли к ладьям в надежде купить у новгородских гостей нужные товары да продать свои. Вышли к гостям и киевские князья. Только у воды они поняли, что попались в ловушку: из ладей выскочили вооруженные воины, а Олег, став на носу корабля, обратился к киевским правителям: «Не князья вы и не княжеского рода, а я княжеского рода! - А когда рослый дружинник поднял на руки маленького Игоря, добавил: - Вот он, сын Рюрика!» Завязалась схватка, но длилась она не долго - киевские дружинники отступили.

(Дегтярев А.Я., Дубов И.В. Начало Отечества: Научно-художественная книга. - Л., 1983. - С.50).

Фрагмент 4

Его боялись и уважали за отвагу свои, чужие и уже даже старейший тогда император Греции (Византии) вел с ним переговоры как равный с равным, следствием таких переговоров стал торговый договор, который заключил князь Олег с греками в 911 году. Этот договор записан в греческой и древнерусской истории, поэтому точно известно, что это достоверное событие. Под договором подписался тогда князь Олег так: «Олег, великий князь…». В этом договоре император давал возможность киевским купцам привозить до тогдашней греческой столицы Царьграда свои товары: шкуры, мед, воск и продавать их там, а с Греции вывозить овощи, серебряные и золотые изделия, оружие, вина, дорогие ткани и т.д.

(Лотоцький А. Історія для дітей. - Івано-Франківськ, 1991. - С.9-10).

Фрагмент 5

Пошел Олег на греков, Игоря оставив в Киеве. Взял он множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мери, и полян, и северян, и древлян, и радимечей, и хорватов, и дулибов, и тиверцев, которые были соучастниками… И со всеми ними отправился Олег на лошадях и кораблях и было кораблей числом две тысячи. И прибыл он к Царъграду, а греки…город заперли. И вышел Олег на берег. И опустошил он окрестности города, и убил много греков. И домов много они разбили и церквей сожгли. А которых брали в плен, то одних секли, вторых мучили других расстреливали, а других еще в море кидали. И много другого зла сделали русы грекам, как это обычно враги творят. И повелел Олег воинам своим колеса сделать, и поставили они корабли на колеса. А когда настал попутный ветер, распустили они паруса, двинулись с поля, и пошел Олег к городу. Увидев это, греки испугались и сказали, выслав послов к Олегу: «Не губи город. Мы согласны платить дань, как ты этого хочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему греки еды и вина, и не взял он его, потому что было оно приготовлено с отравой. И захотел Олег, чтобы они дали дань на две тысячи кораблей по двенадцать гривен на человека, а в корабле было по сорок человек. И согласились греки на это, и стали греки мира просить, чтобы не разорял он Греческой земли.

В год 912… И жил Олег, имея мир со всеми землями и княжил в Киеве. И настала осень, и вспомнил Олег коня своего, которого оставил, зарекшись садиться на него. Потому что когда-то спросил он волхвов и вещунов: «От чего мне смерть приключиться?» И сказал ему один вещун: «Князь! Конь, которого ты любишь и ездишь на нем, - от него тебе умереть». Олег же подумал и сказал: «Никогда тогда не сяду на этого коня, и даже не взгляну больше на него». И, прожив несколько лет, он не трогал его, даже когда на греков ходил. А когда вернулся в Киев, и прошло четыре года, на пятый год вспомнил он про него, что от него смерть приключиться, как обещали волхвы. И позвал он старшего конюха и спросил его: «Где мой конь, которого я велел кормить и беречь?» А тот ответил: «Умер». Олег тогда засмеялся и укорил вещуна сказав: «Неправду говорят волхвы, и все это ложь: конь умер, а я жив». И велел он оседлать коня: «Погляжу на кости его». И приехал он на место, где лежали кости и череп, и выползла оттуда змея, и ужалила его в ногу. И из-за этого он заболел и умер. И плакали по нему все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, которая называется Щекавицей. И поныне есть его могила, называемая Олеговкою.

(Мисан В.О. Джерело.: - К, 1997. - С. 20-21).

СЛОВАРЬ

Курган - надмогильная насыпь из земли или камня.

Дозорные - небольшая группа воинов для разведки или охранения.

Флотилия - отряд судов.

Урочище - участок, отличный от окружающей местности, например болото, лес посреди поля.

Узвоз - крутой подъем; улица, дорога, которые имеют подъем.

Царьград - Константинополь, столица Византии.

Договор - соглашение, обычно письменное, о взаимных обязательствах.

Патриарх - высшее духовное лицо, глава православной церкви.

Проповедь - речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Фрагмент 1

  1. Где проживали славянские племена? На основе «Повести временных лет» дайте ответ на вопрос.

  2. Как повлияла природная среда на происхождение названий славянских племен?

  3. Назовите первых древнерусских князей.

  4. Почему Нестор уверен в том, что Кий не мог быть перевозчиком?

Фрагмент 2

  1. Как охарактеризовал славянских воинов патриарх Фотий?

  2. Найдите в тексте подтверждение о жестокости воинов князя Аскольд.

Фрагмент 3

  1. Почему, князь Олег подойдя к Киеву, не стал его штурмовать?

  2. Каким образом князь Олег перехитрил киевлян?

Фрагмент 4

  1. Какие возможности давал договор киевским купцам?

  2. Что свидетельствует о могуществе князя Олега?

Фрагмент 5

  1. Какие факты, представленные в летописи, помогают нам узнать состав и количество воинов, которых повел Олег на Царьград?

  2. Как ты думаешь, по собственному желанию грабили воины греческие города. Или, возможно, они действовали по приказу Олега?

  3. Какие изобретения были использованы славянским войском во время похода?

  4. Почему жители Царьграда согласились на дань и попросили у Олега подписать мир?

  5. Какую дань заплатили греки славянам?

  6. Что стало причиной смерти Олега? Как это случилось?

Приложение 2

Тема «Образование государства. Правление Игоря. Походы против Византии. Формирование территории государства Русь. Княгиня Ольга, ее реформы. Походы Святослава. Разгром Хазарского каганата. Начало правления князя Владимира І. Территориальный рост Киевского государства, Реформа князя Владимира. Введение христианства как государственной религии».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

  1. сформировать у учащихся понятие о причинах неравенства среди славян;

  2. усвоить причины введения христианства на Киевской Руси;

  3. выучить основные понятия: «боярин», «восстание», «религия», «христианство», «церемония».

При рассмотрении вопроса о деятельности князя Игоря учитель может воспользоваться фрагментами 1 и 2. Фрагмент 2 поможет ученикам более подробно рассмотреть такой важный момент в изучении данной темы как полюдье.

Личность княгини Ольги, времена ее правления - яркая страница в истории Древнерусского государства. Фрагменты 3,4,5, которые мы предлагаем, учитель может включить в ткань своего рассказа, тем самым еще более усиливая его эмоциональность. Данные фрагменты посвящены мести княгини Ольги древлянам, визиту княгини в Царьград.

Особенное внимание нужно уделить рассмотрению темы «Введение христианства». Более ярче, эмоциональней представить это событие помогут учащимся фрагменты 7 и 8.

Фрагмент 1

Что в Киеве правил князь Игорь, это знаем точно, потому что с того времени остался тоже письменный памятник. Это тоже торговый договор с греками, записанный в Царьграде в 944 году. Под договором стоит подпись князя Игоря, а кроме него, еще двадцать имен, которые называют себя «наисветлейшими и великими князями». Каждый из них имел свой небольшой округ, но все они должны были подчиняться великому князю киевскому. А этот князь Игорь должен был быть очень способным, если умел держать столько других под своей властью.

Игорь был князь храбрый и отважный. Как и Олег, он ходил в походы на далекий Царьград, на Каспийском море и в Персию. После всех этих походов возвращался победителем. Только с Царьградом не удалось ему как Олегу. Греки кидали на войско какой-то огонь, который жег и ранил воинов. Это, наверное, были такие взрывные гранаты, которые греки выкидывали при помощи пороха.

(Лотоцький А. Історія для дітей.-Івано-Франківськ, 1991.-С.12-14).

Фрагмент 2

В начале зимы, как только покрывались льдом реки и устанавливался легкий санный путь, князь с дружиной отправлялся на полюдье: объезжал подвластные племена, собирал дани, творил суд над людьми. С трудом разыскивали его послы, расспрашивая смердов в деревнях, не проходил ли князь, а если проходил, то в какую сторону пошел дальше. Неделями длились поиски, и бывало, что запоздалые вести гонцов оказывались уже ненужными. На полюдье князь Игорь кормился всю зиму и только весной, по первой воде, пригонял в Киев ладьи с собранной данью: медом, воском, зерном. Оживал тогда княжеский двор на древней горе кия. Сплошной полосой шумели дружинные пиры.

Князь Игорь совсем не подходил на того светлолицего витязя, каким княгиня Ольга представляла его в мечтах. Киевский властелин был не молод; в лохматой бороде серебряными нитями проросла седина; бурое, будто выдубленное ветрами и солнцем лицо избороздили глубокие морщины. Князь был приземист, невероятно широк в плечах и в своем длинном красном плаще, ниспадавшем до пола, казался гранитной глыбой, только глаза у него были такие, как когда-то привиделись Ольге: синие-синие.

(Каргалов В.В. Святослав. Роман.-Красноярск, 1989.-С.18, 24-25).

Фрагмент 3

Смерть Игоря была отомщена. Древляне, предвидя кару за убийство князя и разгром его отряда, решили, чтобы избежать беды и нашествия, отправить в Киев сватов - предложить овдовевшей княгине Ольге стать женой древлянского князя Мала.

Ладьи с 20 послами пристали под Боричевым спуском, и древляне направились на гору, к каменному княжескому терему. По преданию, скрыв свои чувства, хитрая Ольга встретила их как самых дорогих гостей. Послы, выполняя наказ старейшин, предложили ей выйти замуж за князя Мала. Княгиня отвечала сватам: «Любезна мне речь ваша, - мужа мне моего уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед народом своим. Ныне же идите к своей ладье и отдыхайте. Утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Верхом не поедем, пешком не пойдем. Несите нас в ладье». И вознесут вас в ладье.

Однако княгиня обманула древлянских послов и приказала своим дружинникам их казнить. Такой была, по преданию, первая месть Ольги за смерть мужа.

(Дегтярев А.Я., Дубов И.В. Начало Отечества.-Л, 1983.-С.58).

Фрагмент 4

Про ум и хитрость княгини Ольги свидетельствует еще такое событие, записанное в летописи.

Когда Ольга, уже вдовой, приехала в Царьград, чтоб там креститься, то греческому императору она так понравилась, что он стал просить ее руки, то есть, чтоб Ольга стала его женой. Но Ольге не понравился император, и вообще, она не хотела оставаться в Греции, хотела вернуться и поэтому пошла на хитрость. Она сказала: «Хорошо, выйду за тебя, но сначала должна креститься, потому что ты христианин, а я еще нет». Тогда Ольгу крестили, а одним из кумов был император. Когда после крещения император вспомнил Ольге ее обещание, она ответила: «Я очень хотела бы быть твоей женой, но ты мой крестный отец, поэтому нельзя тебе брать в жены свою крещеную дочку!».

Император был расстроен, но, в конце концов, отпустил Ольгу с большими почестями. Ольга вернулась в Киев и еще долгие годы княжила.

(Лотоцький А. Історія для дітей.-Івано-Франківськ, 1991.-С.15-16).

Фрагмент 5

Плакали по ней великим плачем сын ее, и внуки ее, и все люди на Руси. Старую княгиню похоронили посередине поля не насыпая над могилой кургана и не справляя тризну, потому что Ольга имела при себе священника, который настоял на исполнении христианского обряда. Случилось это 11 июля 969 года, на пятом году самостоятельного правления князя Святослава Игоревича.

(Каргалов В.В. Святослав. Роман.-Красноярск, 1989.-С.161).

Фрагмент 7

Князь Владимир стоял впереди и, казалось, ничем не выделялся; напротив, он был даже проще, чем они, одет: в белом платне, подпоясанный широким кожаным поясом, без всяких украшений - ни гривен, ни цепей. Единственное, что его отличало и указывало на высокое положение, - был позолоченный меч да еще красное корзно на плечах, перехваченное серебряной застежкой у шеи. Поражало лицо князя - суровое, задумчивое, его темные глаза, длинный седой чуб на бритой голове, усы, спускавшиеся волнами до груди.

Князь Владимир чеканил собственные деньги на Горе. Под присмотром тиунов около ста кузнецов день и ночь варили серебро, отливала в окопах длинные палицы, резали их на кружки, на одной стороне выбывали печать - князь Владимир с венцом на голове, в дивитиссии, с крестом в правой и скипетром в левой руке, на обратной - княжеский знак: три перекрещенных копья с надписью: «Володимир на столе, а се его серебро».

Князь Владимир поднялся со скамьи и долго стоял, глядя на толпу перед собой. Сурово и задумчиво было его чело в этот утренний час. Вот князь поднял правую руку, подавая тем знак, что хочет говорить с людьми.

- Люди мои! - начал князь Владимир, и его голос отчетливо зазвучал по всему берегу. - Испокон веку по закону отцов наших верили мы и молились богам Перуну и Даждьбогу, Волосу и Стритбогу, однако сейчас боги сии более не пристанище в трудах и ратях наших. Иной бог даст нам спасение, бог - заступник богатого и убого, князя и смерда, бог, дарующий после бренного житья на земле жизнь вечную, радость и счастье на небе. Имя тому богу Христос!

(Скляренко С.Д. Владимир. Роман. - М., 1991. - С.330, 381).

Фрагмент 8

В год 988…Когда крестили Владимира в Корсуни, то передали ему веру христианскую.

И когда Владимир прибыл, повелел он кумиров - тех порубать, а других огню отдать. Перуна велел он привязать к хвосту коня и волочить с горы по Боричеву узвозу на ручей, и двенадцать мужей приставили бить его палицами. И это делали ему не как дереву, которое чувствует, а для того, чтобы прогнать беса. Если искушал он этим образом людей - пусть оплату примет от людей! Велик ты, господи, дивны дела твои! Вчера уважаемый людьми, а сегодня обесславленный!

И когда волокли его по ручью к Днепру, оплакивали его неверные люди, потому что не приняли они крещения. И, когда проволокли его, выкинули в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав: «Если где пристанет он, то отталкивайте его от берега, пока пороги пройдет. Тогда оставьте его». И они сделали приказанное. Когда пустили его и прошел он сквозь пороги, выкинул его ветер на мель, которую и сейчас называют перуновая мель.

Потом Владимир послал гонцов своих по всему городу, говоря: «Если не появиться кто завтра на реке - богатый или убогий, старик или раб, - то мне он противником будет». И, узнав это, люди с радостью шли, радуясь говорили: «Если бы это не добро было, князь и бояре этого не приняли». А на завтра Владимир с попами царъградскими и корсунскими к Днепру. И сошлось людей без счета, и влезли они в воду, и стояли - те до шеи, а другие - до грудей, дети не отходили от берега, а другие младенцев держали. Взрослые ходили в воде, а попы, стоя, молитвы творили.

И было видно радость большую на небе и на земле, что сколько душ спасается, а дьявол грустил, говоря: «Горе мне, потому что прогоняют меня отсюда!».

Люди, крестившись, шли каждый в дом свой. А Владимир, рад был, что узнал от бога сам и люди его, и глянул на небо, сказал: «Боже великий, что сотворил небо и землю! Посмотри на новых людей своих! Дай же им, господи, узнать тебя, истинного бога, как узнали земли христианские, и утвердили в них веру правдивую и неизменную. А мне помоги, господи, против врага-дьявола, чтоб, надеясь на тебя и твою силу, одолел я подходы его».

И, это сказав, велел он строить церкви и ставить их на местах, где стояли кумиры.

(Мисан В.О. Джерело: - К., 1997).

СЛОВАРЬ

Полюдье - объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

Смерды - крестьяне-земледельцы.

Ладья - большая лодка.

Шатер - большая палатка, покрытая обычно тканью.

Посол - дипломатический представитель высшего ранга.

Тризна - у древних славян обряд действия и пиршество в память умершего.

Обряд - совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.

Дружина - приближенные князи, княжеское войско.

Тиуны - княжеские и боярские слуги, управляющие феодальным хозяйством в Древней Руси.

Платно - плотно, тонкая ткань, платье, одежда.

Корзно - верхняя одежда.

Опоки - старинное оружие - тяжелая дубинка с утолщенным концом.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Фрагмент 1

  1. Почему мы можем утверждать, что в Киеве правил князь Игорь?

  2. Откуда мы знаем, что в Древней Руси было много князей?

  3. Какие факты свидетельствуют о храбрости и отважности князя Игоря?

  4. Какое новое изобретение применили греки против древнерусского войска в битве у Царьграда.

Фрагмент 2

  1. Что делал князь с дружиной на полюдье?

  2. В какое время года возвращался князь с полюдья?

  3. Найдите в тексте предложение, которое свидетельствует о силе князя Игоря.

Фрагмент 3

  1. Что предложили древляне княгини Ольге, после убийства Игоря?

  2. Как встретила Ольга послов?

Фрагмент 4

  1. Какие факты свидетельствует о том, что Ольга была умной и хитрой женщиной?

  2. Как Ольга перехитрила греческого императора?

Фрагмент 5

  1. Почему княгиню Ольгу похоронили по христианскому обряду?

  2. Подумайте, за какие качества народ любил княгиню Ольгу?

Фрагмент 6

  1. Найдите в тексте подтверждение тому, что князь Святослав был прост и доступен в обиходе.

  2. Как относился Святослав к своим дружинникам?

Фрагмент 7

  1. Что отличало князя от других воинов и указывало на высокое положение?

  2. Как выглядели монеты, которые печатал Владимир?

Фрагмент 8

  1. Почему Владимир приказал уничтожить изображения славянских богов?

  2. Найдите в тексте фрагменты, в которых говориться, что христианство на Руси принималось по воле Владимира.

  3. Можно ли на основании документа сделать вывод о существовании неравности между людьми во время князя Владимира? Какие слои населения были в то время в Древней Руси?





Приложение 3

Тема: «Утверждение Ярослава в Киеве «Русская правда». Расцвет Древнерусского государства».

Тип урока: урок усовершенствования знаний и умений.

Цель урока:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Первые древнерусские князья»;

  2. сформировать у учащихся понятие о первом сборнике законов Древнерусского государства - «Русской правде»;

  3. сформировать у учащихся представления о древнерусских городах как центрах ремесла и торговли, об уровне градостроительства, о древнейшем архитектурном памятнике Древней Руси - Софийском соборе, о развитии письменности и просвещения.

Фрагменты, которые мы предлагаем для этой темы, помогут учащимся представить те времена, когда были основаны города Киев и Новгород, а также определить уровень развития письменности и просвещения в Древней Руси.

Фрагмент 1

Раннее утро. Захолустный поселок новгородских славян-переселенцев Медвежий Угол еще спал тяжелым сном, чтобы пробудиться к новому трудовому дню. Поселение хорошо было защищено естественными преградами - реками Волгой, Которослью и Медвежьим оврагом. Жители нежданно были разбужены лаем собак и ревом жертвенного медведя, сидевшего в клетке на центральной площади поселка. Весной его поймали в дремучем заволжском лесу и вот теперь откармливали, чтобы принести в жертву богам в медвежий праздник. Медведь привык к обитателям селища, но учуял приближение чужих, о чем и возвестил громким ревом. Жители стали сбегаться к берегу Которосли, чтобы из-за нехитрых укреплений встретить стрелами и копьями очередных разбойников или затеять торг с купцами из заморских стран. Но на этот раз было иное: к городу приближались и не разбойные люди, и не торговцы - не видно было грузов на ладьях. По реке шли корабли под одинаковыми стягами. Из-за бортов, надставленных боевыми щитами, виднелись шлемы воинов. Корабли подошли к берегу. Возглавлял отряд князь Ростовский Ярослав Владимирович - будущий Ярослав Мудрый. Вместе с ним прибыли и священники, чтобы насильно крестить язычников, не признававших Христову веру, а поклоняющихся богу Велесу. Жители Медвежьего Угла поняли, что добром дело не кончиться, и попытались оказать сопротивление. По преданию, они спустили на пришельцев всех собак и священного медведя, который бросился прямо на князя. Изловчившись, Ярослав зарубил зверя секирой. Скоро дружина замирила поселок. На месте его был город, названный именем князя, - Ярославль.

(Дегтяров А.Я., Дубов И.В. Начало Отечества: Научно-художественная книга. - Л., 1983.-78).

Фрагмент 2

В год 1037. Заложил Ярослав город - великий Киев, а в городе этом ворота есть Золотые. Заложил он также церковь святой Софии, а потом церковь на Золотых воротах, каменную, Благовещения святой богородицы. После этого он построил монастырь святого Георгия Победоносца и монастырь святой Ирины.

И при нем стала вера христианская на Руси расширяться, и монахи стали множиться, и монастыри начали появляться. И любил Ярослав церковные уставы, и попов он любил, а больше всего монахов. И к книгам он имел склонность, читая их день и ночь. И собрал он много писцов, и переводили они с греческого на славянский язык письмо святое, и списали много книг. Этот великий князь Ярослав, сын Владимира, засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, принимая книжные учения. Великая бывает польза человеку от книжного учения. Книги учат и наставляют нас на путь истинный, и мудрость, и сдержанность, получаем мы из слов книжных, потому что это реки, что наполняют весь свет. Это источники мудрости, потому что в книгах неизмеримая глубина. Ими мы в печали утешаемся. Если поищешь ты в книгах мудрость, то найдешь великую пользу для души своей. Кто часто читает книги, тот беседует с богом или со святыми мужами. Читая беседы пророков, евангелистские поучения и апостольские, и жизнь святых отцов, найдет для души он пользу великую.

Ярослав, как мы сказали, любил книги и, много списав, положил их в церкви святой Софии, которую сам построил. И украсил он их иконами бесценными, и золотом, и серебром.

(Мисан В.О. Джерело: К., 1997.-С.22).

Фрагмент 3

В год 1054 скончался великий князь русский Ярослав. Но еще когда жив он был, наставлял сыновей, говоря им: «Вот покидаю я мир этот, сыны мои; сохраните любовь меж собою, потому что вы все сыновья одного отца и матери. И если будете жить в мире друг с другом, бог пребудет средь вас и покорит вам противников ваших, и станете мирно жить. Если же в ненависти пребудете, в распрях и ссорах, и сами погибнете, и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом великим. Так пребывайте в мире, покоряясь, брат брату».

(Мудрое слово Древней Руси./Под ред. В.В. Колесова, - М., 1989, С. 137).

СЛОВАРЬ

Секира - старинное оружие в виде топора на длинной рукояти.

Уставы - правила.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Фрагмент 1

  1. Как узнали жители Медвежьего Угла о приближении чужаков?

  2. Зачем князь Ярослав привез с собой священников?

Фрагмент 2

  1. Какие дела Ярослава оставили о себе память?

  2. Почему князь Ярослав с великим уважением относился к книгам?

  3. Что он делал для расширения знаний?

  4. Найдите в тексте строчки, которые не утратили своей актуальности и сегодня имеют значение для каждого человека.

Фрагмент 3

  1. Почему князь Ярослав призывал своих сыновей жить в мире?

  2. Подумайте, какие проблемы могли возникнуть из-за разногласий и ссор князей?






Приложение 4

Тема: «Культура Руси в домонгольский период»

Тип урока:

  1. усвоить особенности летописания в Древней Руси;

  2. сформировать у учащихся понятие о древнейших памятниках письменности Древней Руси «Повести временных лет», «Слово о полку Игореве»;

  3. добиться усвоения новых понятий «былина», «игумен», «келья», «лавра», «междоусобицы», «рать».

Чтобы учащимся легче было понять как работали летописцы и как составлялись летописи мы предлагаем использовать во время урока фрагмент 1. Также учащимся интересно будет узнать об истории нахождения произведения древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве».

Фрагмент 1

Каждый летописец записывал то, чему был свидетелем сам, что слышал от других, о чем читал в более древних книгах. Записывал и распределял по годам, сообразуя со своими представлениями о тех или иных событиях, их причинах и следствиях. А спустя 10, 15, 20 лет созданная им летопись попадала в руки другого автора. Он дополнял ее новыми сведениями, делал вставки в более ранние рассказы, изменял оценки событий. Следующий автор продолжал такую же работу, и подчас этот медленный, но неостановимый процесс продолжался целые столетия. Летописный свод, словно живое древо, разрастался, у него появлялись новые мощные ветви, а какие-то, ставшие неинтересными для нового поколения читателей, засыхали и отмирали. Все пышнее становилась буйная крона исторических фактов и сведений. Своды становились многотомными, изукрашивались сотнями миниатюр, одевались в дорогие кожаные переплеты, окладывались золотом и серебром, узорочьем и драгоценными камнями - столь дорогим представлялся людям сокровенный смысл заключенного в них знания!

Необычайно сложна судьба величайшего произведения древнерусской литературы «Слова о полку Игореве». Единственный дошедший до нового времени список «Слова» был найден в начале 90-х годов восемнадцатого века страстным собирателем и знатоком русских древностей А.М. Мусиным-Пушкиным. Он приобрел у бывшего архимандрита закрытого Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского сборник древнерусских произведений - в одной книге были переплетены «Сказания об Индийском царстве», повесть об Акире Премудром, «Летописание русских князей и земли Русской». Среди них и было вшито в книгу «Слово о полку Игореве». Как попала эта рукопись, происходившая из Пскова или Новгорода в Ярославль, неизвестно. Находка была сразу оценена. С рукописи «Слова» были сняты копии, одна из которых, сохранившаяся до наших дней, предназначалась самой императрице Екатерине ІІ. Понимая значение «Слова», не только для истории, но и для русской культуры вообще, лучшие знатоки древнерусских рукописей - историк Карамзин Н.М., собиратели-книжники Н.Н. Батышев-Каменский, А.Ф. Малиновский и А.С. Мусин-Пушкин в 1800 году издали «Слово», для того чтобы с ним могли ознакомиться широкие читательские круги.

Благодаря стараниям этих людей - изданной ими книге да письменными копиями, которые были сняты с новооткрытой рукописи, мы можем сегодня восхищаться этим гениальным произведением. Потому что единственный найденный список «Слова» - рукопись шестнадцатого века, которую хранила судьба более двух столетий, - сгорел в огромном московском пожаре 1812 года во время Наполеоновского нашествия.

(Дегтярев А.Я., Дубов И.В. Начало Отечества: Научно-художественная книга. - Л., 1983.-С.169).

СЛОВАРЬ

Свод - сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке сведения, материалы, тексты.

Крона - вся разветвленная часть дерева с его листовой.

Миниатюра - небольшой рисунок в красках в старинной рукописной книге.

Архимандрит - настоятель монастыря.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Фрагмент 1

  1. Подумайте, почему изменялся текст летописи, попадая к другому летописцу.

  2. Как украшались летописи?

  3. Почему люди с любовью и уважением относились к летописям?

  4. Подумайте, чем необычайна судьба «Слово о полку Игореве».

  5. Как была найдена рукопись? Почему она не дошла до наших дней?





















Приложение 5

Тема «Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Хан Бытый и его походы на Русь»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

  1. обеспечить усвоение нового материал по теме «Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Хан Бытый и его походы на Русь!»

  2. сформировать у учащихся понятие о борьбе древнерусского народа против ига монголо-татарских ханов как одну из трагических, но исполненных истинного героизма страниц истории нашей страны, подвести учащихся к пониманию причин поражения (феодальная раздробленность, княжеские междоусобицы) - в формулировке доступной учащимся;

  3. содействовать воспитанию у учащихся сочувствия и сострадания к угнетенным, ненависти к захватчикам и поработителям, гордости за свой народ.

Учащиеся обычно очень эмоционально воспринимают события героической борьбы с монголо-татарскими полчищами, задают много вопросов, как правило, о деталях борьбы. Поэтому мы посчитали нужным включить фрагмент 1 об осаде города Рязани. Целесообразно при этом использовать рисунок, где показаны укрепления большого города.

При раскрытии образа Батыя и Чингиз-Хана учитель может использовать фрагменты 1 и 2, где ярко рассказывается о чертах характера монголо-татарских ханов, их захватнические цели в отношении других народов.

Фрагмент 1

Он высокого роста, и хотя ему уже больше шестидесяти лет, он еще очень силен. Тяжелыми шагами и неуклюжими ухватками он похож на медведя, хитростью - на лисицу, злобой - на змею, стремительностью - на барса, а щедростью к тем, кого он хочет наградить, - на кровожадную тигрицу, ласкающую своих тигрят. У него высокий лоб, длинная узкая борода и желтые немигающие глаза, как у кошки. Все ханы и простые воины бояться его больше пожара или грома, а если он прикажет десяти воинам напасть на тысячу врагов, то воины бросятся, не задумываясь, так как они верят, что победят, - Чингиз-хан всегда одерживает победы.

(Ян В.Г. Чингиз-хан.-Нукус, 1975.-С.109).

Фрагмент 2

Батый говорил: «Я должен выполнить замыслы моего деда. Монголы - самые храбрые, сильные и умные люди на земле. Поэтому монголы должны царствовать над миром. Только монголы - избранный народ, отмеченный небом. Все другие народы должны быть нашими рабами и трудиться для нас, если мы оставим им жизнь. Все дерзкие и непокорные будут сметены с лица земли. Они, как кизяк, сгорят на монгольских кострах.

(Ян В. Батый. Историческая повесть. - М., 1949. - С. 71, 279).

Фрагмент 3

Первым русским княжеством, подвергшимся нападению войск монголо-татарских ханов, была Рязань. В начале зимы 1237 года завоеватели подошли к городу и осадили его. Рязанцы самоотверженно сражались с врагами, но не было им помощи от других русских княжеств. Рязань была взята и уничтожена. Все жители ее были истреблены. «Но не было в ней ничего - только дым и пепел!» - восклицает летописец. И сейчас, в 60 км. к югу от современной Рязани, экскурсанты могут видеть высокие мощные валы. Не вериться, что создали их не природа, а руки человека.

Никогда еще не встречали завоеватели такой героической борьбы, такого ожесточенного сопротивления. В одиночку сражались русские города, но не сдавались на милость победителя. Русские люди предпочли смерть в бою рабству и позору, многие герои, сражавшиеся против врагов, неизвестны. Но все же летописи сохранили имена могучих и славных богатырей - киевского воеводы Дмитрия, рязанского воина Евпатия Коловрата и некоторых других. После падения Рязани Евпатий Коловрат собрал отряд в 1700 человек и напал на огромное войско Батыя. Тысячи врагов уничтожили герои. Кучку храбрецов не могло победить в открытом бою Батыево полчище. Только метательные машины, бросавшие гигантские камни, принесли наконец монголам победу. Монгольские воины не смогли выполнить приказ своего хана - доставить к нему храбрецов живыми. Даже жестокий хан Батый не смог сдержать удивление и восхищения и приказал воздать погибшим героям воинские почести.

(Голубева Т.С., Геллерштейн Л.С. Методическое пособие по истории СССР: 4 класс. - М., 1968. - С. 38).

СЛОВАРЬ

Воевода - военачальник в Древней Руси.

Вал - оборонное сооружение.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Фрагмент 1

  1. Какие черты характера были присущи Чингиз-хану?

  2. Почему воины Чингиз-хана были уверены в своей победе?

Фрагмент 2

  1. Какими качествами наделял монголов Батый в своей речи?

  2. Какую судьбу он готовил другим народам после завоевания?

  3. Найдите в тексте строки, подтверждающие мужество защитников Рязани.

  4. Почему даже жестокий хан Батый был удивлен мужеством защитников Рязани?







Приложение 6

Тема: «Русские княжества в начале удельного периода (XII - начало XIII). Галицко-Волынское княжество».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

  1. продолжить формировать у учащихся понятие о последствиях монголо-татарского нашествия;

  2. обеспечить усвоение нового материала по теме «Русские княжества в начале удельного периода (XII-начало XIIIв.) Галицко-Волынское княжество;

  3. Выучить основные понятия: «воевода», «подданство», «холоп».

На наш взгляд, важное внимание в данной теме следует уделить личности князя Даниила. Поэтому мы предлагаем использовать фрагменты, где дается описание внешности Даниила, обычаи его семьи.


Фрагмент 1

Высок, строен, широк в плечах, сдержанно-стремителен. Темные, с золотой и кое-где с блестящей раннею сединою, волнистые волосы Данила, чуть раздвоенные надо лбом, сзади ниспадали почти до плеч. Небольшая, слегка кудрявившаяся по краям борода была подстрижена.

На князе его обычная излюбленная одежда: тонкого синего сукна княжеский плащ - корзно, подбитый алым дамасским шелком, застегнутый на правом плече золотой застежкой, так, что свободно оставалась правая рука. Под плащом поверх широкого кожаного пояса, - расшитая, синего сафьяна, короткая безрукавка, расстегнутая на груди, что из века в век носят русские горцы в Карпатах. Рукава бледно-розовой сорочки на запястьях застегнуты запонками крупного жемчуга. Синие широкие русинские шаровары охвачены у колена гибкими облегающими ногу сапогами желтого хоза, без каблуков, на мягкой подошве. Слева, на кожаной, через плечо, перевязи, меч отца, деда, прадеда - меч Романа, Мстислава, Изяслава.

В семье князя Галицкого заведен был многолетний обычай - встречать отца, когда Даниилу Романовичу предстояло возвратиться с полей битв, из далеких походов или же со съездов и совещаний с чужеземными монархами. То были семейные встречи. И для того чтобы хотя бы на немного опередить встречу всенародную, встречу князя - войском, боярами, духовенством, - Анна Мстиславовна вместе с сынами, всегда верхом, в сопровождении лишь самых ближайших слуг, выезжала к православному загородному столпу - в полутора верстах от Холма. Столп этот служил подножьем исполинскому изваянью белого орла - орла с двумя головами. Таков был герб, таково было знаменье Карпатской державы Даниила.

На мраморных ступенях просторного и отлогого крыльца, которым дворец Батыя, выстроенный на высоком насыпном холме, открывался в сторону Волги, Данила встретил векиль - дворцовый смотритель - и коротко, через переводчика, предупредил князя, что ни один входящий не должен попирать ногою порога, иначе смерть! Однако тут же векиль Батыя и не хотя и брезгливо принужден было добавить, что своею волей сам излучающий свет освободил князя от непременного обыска, а заодно уже и от столь же обязательного очистительного прохождения между огнями, ибо убежден, что князь Галицкий чужд злоумышлению на священную особу хана.


СЛОВАРЬ

Сафьян - мягкая, специальной выделки козья или овечья кожа, окрашенная в яркий цвет.

Держава - государство.

Знаменье - знак, предзнаменование.

Отлогий - спускающийся под небольшим уклоном, не крутой.




ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


Фрагмент 1

  1. Подумайте, по каким деталям одежды можно отличить князя от других воинов.

  2. Какой обычай был заведен в семье князя Даниила? А какие обычаи существуют в вашей семье?

  3. Как выглядел герб князя Даниила?

  4. Какие процедуры должны были проходить, приходящие к хану люди? Почему хан освободил князя Даниила от них?

В заключении нужно отметить, что проводя эксперимент по использованию историко-художественной литературы при изучении курса истории Отечества в 7 классе, мы в очередной раз убедились, что историко-художественная литература занимает значительное место в обучении истории. Использование на уроках созданных писателями и поэтами художественных исторических образов, ярких рассказов о событиях прошлого повышает эмоциональность восприятия учащимися материала, усиливает его воспитательное воздействие, способствует формированию личностного отношения к историческим явлениям и деталям. Необходима определенная эмоциональная окрашенность изложения учителя. Только в этом случае дети воспринимают его с интересом, даже с личной заинтересованностью, у них возникает чувство сопереживания судьбы исторических персонажей. Все это существенный фактор в обучении истории школьников. Именно с этой целью и был предложен сборник фрагментов из историко-художественной литературы. Из рекомендуемого материала учитель отберет те данные, которые он сочтен необходимым, сообразуя со своими педагогическими взглядами и интересами, а также возможностями учащихся данного класса.

Кроме того, нужно отметить, что в ходе эксперимента выявлен прогресс относительно данной методики. Повысился процент знания и восприятия учащимися материала. Положительным эффектом эксперимента является полное восприятие умений и навыков, которые ставятся в программе. Благодаря использованию фрагментов историко-художественных произведений, учащиеся не только получают знания исторического материала и специфических исторических терминов, но и понимают их значения и могут применять в ходе ответа. В ходе исследования была решена одна из главных задач, которые ставятся перед системой образования, т.е. разработка методических рекомендаций для интегрированных курсов.






Список рекомендованной литературы


  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1989.

  2. Дегтярев А.Я., Дубов И.В. Начало Отечества: Начало Отечества: Научно-художественная книга.-Л., 1983.

  3. Иванченко Р. Киевская Русь: Посібник.//Рідна школа.-1994.-№8.

  4. Каргалов В.В. Святослав. Роман. - Красноярск, 1989.

  5. Лотоцький А. Історія для дітей. - Івано-Франківськ, 1991.

  6. Мисан В.О. Джерело - К., 1997.

  7. Мотренко В.Г., Когонашвили К.К. Краткий справочник по истории. - К., 1983.

  8. Мудрое слово Древней Руси (ХІ-ХVII вв.): Сборник. - М., 1989.

  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка./Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1978.

  10. О. Русская земля/Сост., придесл. и примеч. В.В. Грихина. - М., 1982.

  11. Серба А. Заговор против Ольги. Повести. - М., 1997.

  12. Скляренко С.Д. Владимир: Роман. - М., 1991.

  13. Словарь русского языка: в 4-х т./Под ред. А.П. Евгеньевой. - М., 1988.

  14. Советский энциклопедический словарь./ Под ред. А.М. Прохорова. - М., 1989.

  15. Югов А.К. Ратоборцы. - Л., 1983.

  16. Ян В. Батый. Историческая повесть (ХІІІ век). - М., 1949.

  17. Ян В.Г. Чингиз-Хан. - Нукус, 1975.


© 2010-2022