- Преподавателю
- История
- Открытый урок на тему Начало правления Петра I
Открытый урок на тему Начало правления Петра I
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Крат Е.А. |
Дата | 15.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Начало правления Петра I».
Педагогические цели:
-
Создать условия для развития умений работать с учебной и методической литературой, логически выстраивать аргументацию собственной позиции, самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений;
-
Создать условия для изучения событий, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач, стоявших перед Россией на начало его правления;
-
Воспитывать потребность заниматься самостоятельной интеллектуальной деятельностью, а также воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, высокой нравственности.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации (уподобление себя какому-либо образу человеку, в нашем случае Петру I); способность оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей; развитие умения, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию.
Метапредметные: развить умение самостоятельно определять цели своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; научить владеть основами самоконтроля, самооценки и принятия решений.
Предметные: развитие умения соотносить исторические факты и общие явления, изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, определять и объяснять свои оценки исторических явлений и событий.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесные, наглядные, беседа, самостоятельная работа, проблемно-поисковый.
Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор и экран, учебная литература.
План урока:
-
Организационный момент (2 минуты)
-
Актуализация знаний, интеллектуальная разминка (5 - 7 минут)
-
Изучение нового материала (25 минут)
-
Закрепление нового материала (3 минуты)
-
Подведение итогов урока (2 минуты)
-
Домашнее задание (1 - 2 минуты)
-
Рефлексия (3 - 4 минуты).
I. Организационный момент.
Проверка отсутствующих.
Учитель: Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места. Пожелаем друг другу хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.
Итак, начнем наш урок с интеллектуальной разминки.
II. Интеллектуальная разминка.
(слайд 1)
-
Что (или кто) лишнее (ий)? (Аввакум, Никон, Филарет, старообрядцы, церковная реформа, раскол в русской православной церкви);
(слайд 2)
-
Обобщить - кто это? (бояре, дворяне, крестьяне, городское население, духовенство, казачество - российские сословия);
(слайд 3)
-
Как называли сторонников старообрядчества в России? (раскольники);
(слайд 4)
-
Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной техники, называлось… (мануфактурой);
(слайд 5)
-
Высшее звание в церковной иерархии (патриарх);
(слайд 6)
-
Ревнители древнего благочестия были за… (наведение порядка в церковной среде, укрепление веры в народе);
(слайд 7)
-
Дайте определение следующим понятиям: регентство, уния, Смутное время, опричнина (регентство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха; уния - это союз; Смутное время - это период экономического, политического и духовного кризиса в России, который ознаменовался польской интервенцией, самозванством, гражданской войной, отсутствием стабильной власти и др.; опричнина - политика террора, направленная на установление самодержавной власти царя).
III. Изучение нового материала.
(слайд 8)
Учитель: посмотрите внимательно на слайд, здесь вы видите события, которые связаны непосредственно с правителем, деятельность которого сегодня мы и начнем изучать. Итак, что вы видите, ребята? С кем ассоциируются данные события? Значит, тема нашего урока будет звучать…? (Начало правления Петра I)
(слайд 9)
Учитель: откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: «Начало правления Петра I».
Теперь посмотрите внимательно на следующий слайд, здесь вы видите высказывания о Петре и его политике и великих исторических деятелей, и современников императора, представителей простого народа. Прочтите их внимательно и ответьте на вопрос: согласно этим высказываниям, какой можно сделать вывод?
-
«А Петр Великий, который один есть целая всемирная история!» А.С.Пушкин.
-
«Петербург основан на слезах и трупах» Н.М.Карамзин.
-
«Петр - антихрист. Он сына своего не пощадил, бил его и царевич не просто умер. Знамо, что де государь его убил». Лебедка, духовник князя А.Д.Меншикова.
-
«Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского». В.Г.Белинский.
Ученики: Петру и его деятельности дают разные оценки.
Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность вызывает споры до сих пор. Не только историки, но и современники Петра противоположно оценивали личность императора, его преобразования. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его предателем основ православия, насаждавшим матушке - России чуждые заморские порядки. Каким же он был, этот противоречивый русский имератор?
Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда - всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.
Проблемный вопрос всей темы: Роль императора Петра 1 в истории России.
Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и протопопа Аввакума. Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием. Наступала эпоха Петра Великого.
Высказывание на доске: «Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…»
С.М. Соловьев
Учитель: Какой главный смысл эпохи Петра заключен в словах историка?
Ученики: Эпоха Петра связана с большими преобразованиями в России во всех сферах жизнедеятельности.
Учитель: Итак, ребята, сейчас каждой группе я раздаю карточки с заданиями по конкретному вопросу, связанному с преобразованиями Петра I. Прочтите предлагаемые вопросы и попробуем вместе определить цели нашего урока и составить план.
1 группа учеников - Азовские походы (с.115)
1.Назовите даты Азовских походов?
2.С кем воевала Россия?
3.Какова цель этих походов?
4.Каков результат 1 Азовского похода?
5. Каков результат 2 Азовского похода?
2 группа учеников - Великое посольство (с. 117)
-
Под каким именем Петр собрался в путь?
-
Какие цели были у Великого посольства?
-
В каких странах побывали послы?
-
Чему обучился Петр в этих странах?
3 группа учеников - Основание Петербурга (с. 125)
-
Цель построения Петропавловской крепости.
-
В честь кого был назван город - Санкт-Петербург?
-
Каковы были природные условия и благоприятствовали ли они строительству крепости?
-
Почему Петр не любил Москву?
Учитель: Итак, так каковы же задачи нашего урока?
Ученики: 1. Выявить цели и результаты Азовских походов;
2. Узнать, что такие Великое посольство, и какие цели оно преследовало;
3. Как был основан Санкт-Петербург.
(слайд 10)
Учитель: Запишите в тетрадях план урока: 1. Азовские походы; 2. Великое посольство; 3. Основание Санкт-Петербурга.
(физкультминутка).
Учитель: итак, ребята, открываем учебники на с.113. С помощью материала параграфа 17 вы сможете ответить на вопросы, данные вам в карточках. Вам дается 10 минут на прочтение материала и подготовке устных ответов на данные вам вопросы. Время пошло.
Начнем с первого вопросы и первой группы.
Ученики: 1695 - 1696 гг. - даты Азовских походов. Азовские походы стали продолжением борьбы России с Крымским ханством и Турцией. Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы выход к Азовскому и Черному морям. Первый поход на Азов состоялся летом 1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два русских штурма захлебнулись. Летом 1696 г. русская армия подошла к Азову. На этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан первый шаг к завоеванию выхода в Черное море.
(слайд 10)
Учитель: запишите, пожалуйста, ребята, себе информацию про Азовские походы в тетрадь.
( 1695 - 1696 гг. - Азовские походы. Участники: Россия, Крымское ханство, Турция. Цель: выход к Азовскому и Черному морям. Итог: 1696 г. - перемирие, переход Азова к России).
Учитель: переходим ко второму вопросу.
Ученики: Петр I собрался в путь в числе Великого посольства под именем бомбардира Петра Михайловича. Это была первая поездка русского царя за рубеж. Целями Великого посольства были: закупка военного и корабельного снаряжения, книг, приглашение иностранцев на русскую службу. Послы побывали в немецких государствах, Голландии, Англии, Австрии. В Голландии Петр обучился плотницкому мастерству, в Англии посещал музеи и библиотеки, монетные дворы и заводы.
(слайд 11)
Учитель: запишите в тетрадь информацию о Великом посольстве.
(1697 г. - Отправка Великого посольства в европейские страны. Цель: Закупка военного и корабельного снаряжения, книг, приглашение иностранцев на русскую службу. Результат: деятельность Великого посольства способствовала настоящему прорыву России в Европу).
Учитель: и переходим к последнему третьему вопросу - Основание Петербурга.
Ученики: целью построения Петропавловской крепости было: укрепление на Балтике. Санкт - Петербург был назван в честь небесного покровителя царя - святого Петра. Природные условия были плохими и не благоприятствовали ни жизни в Петербурге, ни строительству. Город строился на заболоченной местности, Нева часто выходила из берегов. Сотни людей, работавших на строительстве, умирали от лишений и болезней. Но это не останавливало Петра, так как он не любил Москву, она напоминала ему о тяжелых временах детства и юности, о стрелецких бунтах, в ней ему виделось воплощение ненавистной страны. Он хотел построить новую столицу.
(слайд 12)
Учитель: Запишите основную информацию об основании Санкт-Петербурга в тетрадь.
(Цель построения крепости: укрепление на Балтике. Санкт - Петербург был основан в 1703 г. и получил свое название в честь небесного покровителя царя - святого Петра).
Спасибо, ребята, вы хорошо поработали!
IV. Закрепление материала.
Итоги посольства в Европу подвели Петра к мысли о том, что Россия нуждается в кардинальных переменах. Отставание от западных стран было просто огромным. Поэтому Петр бросил все силы на то, чтобы это отставание, сократить. Для этого в российском обществе следовало провести реформы. Петр Великий видел многочисленные достоинства Запада и желал укреплять связи России с западными Европейскими странами.
Попробуйте сделать вывод: какие задачи начал реализовывать Петр I, вступив на престол?
Ученики:
- развитие экономики;
- создание флота;
- завоевание выхода в Азовское и Черное моря.
V. Подведение итогов урока.
Выставление оценок активным ученикам.
VI. Домашнее задание.
(слайд 13). Читать параграф 17. Подготовка сообщения по желанию «Личность Петра I».
VII. Рефлексия:
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
-
Мне было интересно…
-
Я сегодня понял, что…
-
Мне было трудно…
-
На следующем уроке я хочу …
-
Доволен ли ты своей работой?