Открытый урок на тему Начало правления Петра I

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Начало правления Петра I».

Педагогические цели:

  1. Создать условия для развития умений работать с учебной и методической литературой, логически выстраивать аргументацию собственной позиции, самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений;

  2. Создать условия для изучения событий, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач, стоявших перед Россией на начало его правления;

  3. Воспитывать потребность заниматься самостоятельной интеллектуальной деятельностью, а также воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, высокой нравственности.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации (уподобление себя какому-либо образу человеку, в нашем случае Петру I); способность оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей; развитие умения, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию.

Метапредметные: развить умение самостоятельно определять цели своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; научить владеть основами самоконтроля, самооценки и принятия решений.

Предметные: развитие умения соотносить исторические факты и общие явления, изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, определять и объяснять свои оценки исторических явлений и событий.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесные, наглядные, беседа, самостоятельная работа, проблемно-поисковый.

Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор и экран, учебная литература.

План урока:

  1. Организационный момент (2 минуты)

  2. Актуализация знаний, интеллектуальная разминка (5 - 7 минут)

  3. Изучение нового материала (25 минут)

  4. Закрепление нового материала (3 минуты)

  5. Подведение итогов урока (2 минуты)

  6. Домашнее задание (1 - 2 минуты)

  7. Рефлексия (3 - 4 минуты).

I. Организационный момент.

Проверка отсутствующих.

Учитель: Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места. Пожелаем друг другу хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

Итак, начнем наш урок с интеллектуальной разминки.

II. Интеллектуальная разминка.

(слайд 1)

  1. Что (или кто) лишнее (ий)? (Аввакум, Никон, Филарет, старообрядцы, церковная реформа, раскол в русской православной церкви);

(слайд 2)

  1. Обобщить - кто это? (бояре, дворяне, крестьяне, городское население, духовенство, казачество - российские сословия);

(слайд 3)

  1. Как называли сторонников старообрядчества в России? (раскольники);

(слайд 4)

  1. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной техники, называлось… (мануфактурой);

(слайд 5)

  1. Высшее звание в церковной иерархии (патриарх);

(слайд 6)

  1. Ревнители древнего благочестия были за… (наведение порядка в церковной среде, укрепление веры в народе);

(слайд 7)

  1. Дайте определение следующим понятиям: регентство, уния, Смутное время, опричнина (регентство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха; уния - это союз; Смутное время - это период экономического, политического и духовного кризиса в России, который ознаменовался польской интервенцией, самозванством, гражданской войной, отсутствием стабильной власти и др.; опричнина - политика террора, направленная на установление самодержавной власти царя).

III. Изучение нового материала.

(слайд 8)

Учитель: посмотрите внимательно на слайд, здесь вы видите события, которые связаны непосредственно с правителем, деятельность которого сегодня мы и начнем изучать. Итак, что вы видите, ребята? С кем ассоциируются данные события? Значит, тема нашего урока будет звучать…? (Начало правления Петра I)

(слайд 9)

Учитель: откройте тетради, запишите число и тему нашего урока: «Начало правления Петра I».

Теперь посмотрите внимательно на следующий слайд, здесь вы видите высказывания о Петре и его политике и великих исторических деятелей, и современников императора, представителей простого народа. Прочтите их внимательно и ответьте на вопрос: согласно этим высказываниям, какой можно сделать вывод?

  1. «А Петр Великий, который один есть целая всемирная история!» А.С.Пушкин.

  2. «Петербург основан на слезах и трупах» Н.М.Карамзин.

  3. «Петр - антихрист. Он сына своего не пощадил, бил его и царевич не просто умер. Знамо, что де государь его убил». Лебедка, духовник князя А.Д.Меншикова.

  4. «Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского». В.Г.Белинский.

Ученики: Петру и его деятельности дают разные оценки.

Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность вызывает споры до сих пор. Не только историки, но и современники Петра противоположно оценивали личность императора, его преобразования. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его предателем основ православия, насаждавшим матушке - России чуждые заморские порядки. Каким же он был, этот противоречивый русский имератор?

Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда - всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.

Проблемный вопрос всей темы: Роль императора Петра 1 в истории России.

Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и протопопа Аввакума. Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием. Наступала эпоха Петра Великого.

Высказывание на доске: «Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…»

С.М. Соловьев

Учитель: Какой главный смысл эпохи Петра заключен в словах историка?

Ученики: Эпоха Петра связана с большими преобразованиями в России во всех сферах жизнедеятельности.

Учитель: Итак, ребята, сейчас каждой группе я раздаю карточки с заданиями по конкретному вопросу, связанному с преобразованиями Петра I. Прочтите предлагаемые вопросы и попробуем вместе определить цели нашего урока и составить план.

1 группа учеников - Азовские походы (с.115)

1.Назовите даты Азовских походов?

2.С кем воевала Россия?

3.Какова цель этих походов?

4.Каков результат 1 Азовского похода?

5. Каков результат 2 Азовского похода?

2 группа учеников - Великое посольство (с. 117)

  1. Под каким именем Петр собрался в путь?

  2. Какие цели были у Великого посольства?

  3. В каких странах побывали послы?

  4. Чему обучился Петр в этих странах?

3 группа учеников - Основание Петербурга (с. 125)

  1. Цель построения Петропавловской крепости.

  2. В честь кого был назван город - Санкт-Петербург?

  3. Каковы были природные условия и благоприятствовали ли они строительству крепости?

  4. Почему Петр не любил Москву?

Учитель: Итак, так каковы же задачи нашего урока?

Ученики: 1. Выявить цели и результаты Азовских походов;

2. Узнать, что такие Великое посольство, и какие цели оно преследовало;

3. Как был основан Санкт-Петербург.

(слайд 10)

Учитель: Запишите в тетрадях план урока: 1. Азовские походы; 2. Великое посольство; 3. Основание Санкт-Петербурга.

(физкультминутка).

Учитель: итак, ребята, открываем учебники на с.113. С помощью материала параграфа 17 вы сможете ответить на вопросы, данные вам в карточках. Вам дается 10 минут на прочтение материала и подготовке устных ответов на данные вам вопросы. Время пошло.

Начнем с первого вопросы и первой группы.

Ученики: 1695 - 1696 гг. - даты Азовских походов. Азовские походы стали продолжением борьбы России с Крымским ханством и Турцией. Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы выход к Азовскому и Черному морям. Первый поход на Азов состоялся летом 1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два русских штурма захлебнулись. Летом 1696 г. русская армия подошла к Азову. На этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан первый шаг к завоеванию выхода в Черное море.

(слайд 10)

Учитель: запишите, пожалуйста, ребята, себе информацию про Азовские походы в тетрадь.

( 1695 - 1696 гг. - Азовские походы. Участники: Россия, Крымское ханство, Турция. Цель: выход к Азовскому и Черному морям. Итог: 1696 г. - перемирие, переход Азова к России).

Учитель: переходим ко второму вопросу.

Ученики: Петр I собрался в путь в числе Великого посольства под именем бомбардира Петра Михайловича. Это была первая поездка русского царя за рубеж. Целями Великого посольства были: закупка военного и корабельного снаряжения, книг, приглашение иностранцев на русскую службу. Послы побывали в немецких государствах, Голландии, Англии, Австрии. В Голландии Петр обучился плотницкому мастерству, в Англии посещал музеи и библиотеки, монетные дворы и заводы.

(слайд 11)

Учитель: запишите в тетрадь информацию о Великом посольстве.

(1697 г. - Отправка Великого посольства в европейские страны. Цель: Закупка военного и корабельного снаряжения, книг, приглашение иностранцев на русскую службу. Результат: деятельность Великого посольства способствовала настоящему прорыву России в Европу).

Учитель: и переходим к последнему третьему вопросу - Основание Петербурга.

Ученики: целью построения Петропавловской крепости было: укрепление на Балтике. Санкт - Петербург был назван в честь небесного покровителя царя - святого Петра. Природные условия были плохими и не благоприятствовали ни жизни в Петербурге, ни строительству. Город строился на заболоченной местности, Нева часто выходила из берегов. Сотни людей, работавших на строительстве, умирали от лишений и болезней. Но это не останавливало Петра, так как он не любил Москву, она напоминала ему о тяжелых временах детства и юности, о стрелецких бунтах, в ней ему виделось воплощение ненавистной страны. Он хотел построить новую столицу.

(слайд 12)

Учитель: Запишите основную информацию об основании Санкт-Петербурга в тетрадь.

(Цель построения крепости: укрепление на Балтике. Санкт - Петербург был основан в 1703 г. и получил свое название в честь небесного покровителя царя - святого Петра).

Спасибо, ребята, вы хорошо поработали!

IV. Закрепление материала.

Итоги посольства в Европу подвели Петра к мысли о том, что Россия нуждается в кардинальных переменах. Отставание от западных стран было просто огромным. Поэтому Петр бросил все силы на то, чтобы это отставание, сократить. Для этого в российском обществе следовало провести реформы. Петр Великий видел многочисленные достоинства Запада и желал укреплять связи России с западными Европейскими странами.

Попробуйте сделать вывод: какие задачи начал реализовывать Петр I, вступив на престол?

Ученики:

- развитие экономики;

- создание флота;

- завоевание выхода в Азовское и Черное моря.

V. Подведение итогов урока.

Выставление оценок активным ученикам.

VI. Домашнее задание.

(слайд 13). Читать параграф 17. Подготовка сообщения по желанию «Личность Петра I».

VII. Рефлексия:

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно…

  • На следующем уроке я хочу …

  • Доволен ли ты своей работой?







© 2010-2022