Методические рекомендации для преподавателя при проведении практических занятий

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ














Учебная дисциплина: История

Методические рекомендации предназначены для преподавателя истории, работающего по Рабочей программе по предмету «История» (разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальностям СПО.

Пояснительная записка


Современному преподавателю учреждений профессионального образования необходимо соответствовать вызову времени и искать новые пути мотивации обучающихся к освоению учебного материала. История - наука субъективная, мировоззренческая. В связи с этим занятие нельзя превращать в строгую инструкцию для обучающихся - им необходимо обеспечить возможности для самоопределения, самореализации, сотрудничества. Большую роль в решении данной задачи играют практические занятия.

Практическое занятие - 1) одна из форм учебного занятия, целью которого является формирование у студента практических навыков и умений; 2) это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий - упражнений, задач и т. п. - под руководством и контролем преподавателя.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УДД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Педагогу важно создать условия для совершенствования УДД и тех умений и способностей, на которые они опираются, что возможно только в процессе активной самостоятельной деятельности обучающихся

Данные Методические рекомендации предназначены для методической поддержки и сопровождения деятельности преподавателя истории. Они призваны оказать методическую помощь преподавателю в организации и проведении практических занятий по предмету «История» в группах, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих технического и социально-экономического профилей.

Содержание Методических рекомендаций соответствует ФГОС и примерной учебной программе по истории, а также структуре учебника В. В. Артемова, Ю. Н. Лубченкова «История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей» (М.: Издательский центр «Академия», 2015).

В результате использования Методических рекомендаций для преподавателя по проведению практических занятий обучающихся (предмет «История») в образовательном процессе решаются следующие задачи:

- контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения учебной дисциплины;

- контроль и управление достижением целей реализации ОПОП, определенных в виде набора общих и профессиональных компетенций выпускников;

- обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс колледжа;

- оценка достижений, обучающихся в процессе изучения дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий.

Методические рекомендации педагогу по проведению практических работ обучающихся

Подготовка педагога к практическим занятиям обучающихся:

1. Подобрать необходимую учебную и справочную литературу для обучающихся. Технология организации практической работы обучающихся включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения:

- библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с нормами;

- учебно-методическую базу учебных кабинетов;

- компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;

- учебную и учебно-методическую литературу (список рекомендуемой литературы смотри далее).

2. Определиться в целях и особенностях предстоящей работы обучающихся.

3. Отобрать методики, которые позволят в полной мере реализовать цели и задачи предстоящей работы.

При проведении практических занятий используются следующие типы работы обучающихся:

- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;

- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

- творческая, направленная на развитие способностей, обучающихся к исследовательской деятельности.

Виды практических работ, обучающихся по учебной дисциплине «История»:

1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала.

2. Поиск необходимой информации в сети Интернет.

3. Работа со словарем, справочником.

4. Работа с кроссвордами.

5. Работа с тестовым материалом

6. Работа с тематическими вопросами

7. Составление таблиц, в т.ч. хронологических

8. Составление тестовых вопросов (на поиск правильного ответа, на установление соответствия и последовательности) и эталонов ответов к ним.

9. Составление и разработка словаря (глоссария)

10. Составление кроссвордов

11. Подготовка устного сообщения

Формы организации обучающихся на практических работах в зависимости от цели, объема, конкретной тематики практической работы, уровня сложности, уровня умений, обучающихся: фронтальная (все выполняют одновременно одну и ту же работу), групповая (одна и та же работа выполняется группами по 2-5 человек) и индивидуальная (каждый выполняет индивидуальное задание).

Внимание! Перед выполнением обучающимися практической работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Форму, вид этой процедуры (устно, письменно, индивидуально, фронтально и пр.) должен определить сам преподаватель, исходя из конкретной ситуации. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Во время выполнения обучающимися практической работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации.

Формы контроля практической работы обучающихся:

1. Проведение письменного опроса

2. Организация самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.

3. Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.

4. Просмотр и проверка выполнения практической работы преподавателем.

5. Проведение устного опроса.

6. Организация и проведение индивидуального собеседования.

7. Организация и проведение собеседования с группой.

8. Защита отчетов о проделанной работе.

Критерии оценки результатов практической работы обучающихся:

- уровень освоения учебного материала;

- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень сформированности общеучебных умений;

- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

- обоснованность и четкость изложения материала;

- оформление материала в соответствии с требованиями;

- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.

Список рекомендуемой литературы


  1. Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: В 2 ч. Ч. 1. - М.: Академия, 2015

  2. Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: В 2 ч. Ч. 2. - М.: Академия, 2015

  3. Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Методические рекомендации. - М.: Академия, 2013

  4. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Дидактические материалы. - М.: Академия, 2015

  5. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 18 века. 10 класс. - М.: Просвещение, 2008. - 336 с.

  6. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2001. - 512 с


© 2010-2022