- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока. Возникновение человека. 5 класс
Технологическая карта урока. Возникновение человека. 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гиздатуллина И.И. |
Дата | 23.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Гиздатуллина Ильфина Ильфировна
Место работы: МБОУ «СОШ № 5» ЕМР
Предмет: История Древнего мира
Класс: 5
Учебник: «История Древнего мира» Т.П.Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина, М., издательский центр «Вентана-Граф», 2012г.
Тема урока: «Возникновение человека»
Тип урока: урок изучения новых знанийЭтап урока
Время
Цель
Содержание учебного материала
Методы и приемы работы
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Организационный этап
2 мин
Проверка готовности учащихся, их настроя на работу
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку
Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку по
Регулятивные
(волевая саморегуляция)
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками)
Мотивация к учебной деятельности
4 мин
Установление положительной мотивации к изучению новой темы
Существует 2 основные теории возникновения человека. Это божественная теория и теория эволюции. Божественная теория говорит нам о том, что человека создал Бог, а теория эволюции настаивает на том, что люди произошли из обезьяны. Какая точка зрения кажется Вам более правдивой?
Опрос
Беседа
Ф
Организует диалог с обучающимися, формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока.
Участвуют в обсуждении заданной ситуации, высказывают свою точку зрения.
Коммуникативные:
-уметь выражать свои мысли в устной форме;
- уметь воспринимать точку зрения другого
Познавательные:
- приобретение новых знаний
Определение темы урока
3 мин
Подведение детей к самостоятельному определению темы и постановке задач урока
Мы начинаем изучать историю человеческого общества, когда на Земле происходило все впервые. По оглавлению учебника определите, как она называется. «Первобытный мир».
По названию параграфов предположите, о чем будем говорить на уроках.
(Судя по названиям параграфов, мы узнаем о том, как появились первые люди, что они умели делать, чем занимались, во что верили).
Как Вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(Речь пойдет о происхождении человека)
Опрос
Беседа
Ф
Организует диалог с учащимися, разъясняет понятие «первобытный мир».
Совместно с учителем определяют тему урока, работают с учебником. Под диктовку учителя пишут в тетрадях понятие «древний мир», раскрывают его значение.
Коммуникативные:
-уметь выражать свои мысли в устной форме;
Познавательные:
- уметь находить учебнике достоверную информацию.
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель с помощью учителя;
- выдвигать версии.
Планирование деятельности
5 мин
Подвести учащихся к правильному составлению плана занятия
Как Вы считаете, что мы должны выяснить на сегодняшнем уроке?
Примерные вопросы:
-
Где появились первые люди?
-
Откуда появился первый человек?
-
Как жил?
Выделить сходства и отличия обезьяны и человека.
Опрос
Ф
И
Организует опрос учащихся по поводу правильного понимания ими содержания урока;
Высказывают свою точку зрения по поводу того, что должно быть изучено на уроке.
Коммуникативные:
-уметь выражать свои мысли в устной форме;
Регулятивные:
- выдвигать версии.
Освоение нового материала
15 мин
Вопрос о возникновении человека всегда волновал не только ученых и простых людей. До сих пор на этот вопрос нет однозначного ответа.
1. РАБОТА С КАРТОЙ.
- Большинство ученых считают, что человек и современные человекообразные обезьяны произошли от одного общего предка.
- Определите по карте, где же обитал этот предок? (В Восточной Африке, ущелье Олдувай).
- Археологи при раскопках находят здесь кости людей, живших более 2 млн. лет назад. По этим находкам можно восстановить внешний облик наших самых далеких предков (см. рис. 1 на стр. 5).
Древнейшие люди выживали в условиях дикой природы, поэтому им пришлось использовать орудия труда. Самые примитивные орудия были изготовлены из камня и дерева. (см. рис. 2 на стр. 6)
2. РАБОТА В ГРУППАХ.
1 гр. Отличие и сходство человека и обезьяны. (Работа с иллюстрациями).
2 гр. Орудия труда первобытного человека.
3 гр. Занятия и жилища первобытных людей.
4 гр. Овладение огнем.
3.ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП.
Определим отличие и сходства человека и обезьяны. Действительно ли человек произошел от человекообразной обезьяны?
Выступление 1 гр.
- Итак. Мы определили сходства человека с животными.
- Какой вывод мы можем сделать? (Человек произошел от человекообразной обезьяны.)
- Первый вопрос мы с вами рассмотрели. Теперь давайте определим, что же помогло человеку выделиться из мира животных. (Применение орудий труда).
Выступление 2 гр.
- Почему появление простейших орудий считают важным этапом в развитии человека? Как древнейшие люди использовали эти орудия?
- Что же представляли собой древнейшие жилища? Из каких материалов были сделаны первые искусственные сооружения? От кого (чего они могли защитить?)
Выступление 3 гр.
- Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?
- Чему способствовала жизнь сообща? (Появлению речи).
- Одним из достижений человека является появление огня.
Выступление 4 гр.
Опрос
Беседа
Ф
Г
Объясняет учащимся вопрос о возникновении человека. Помогает найти на карте места обитания древнейших людей.
Организовывает работу в группах, обмен мнениями.
Записывают необходимую информацию. Совместно с учителем работают с картой.
Работают над поставленными вопросами в группе.
Познавательные:
-описание объекта по иллюстрации;
-уметь находить в тексте учебника необходимую информацию;
- уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные:
- уметь выражать свои мысли в устной форме.
-работать в группе.
Регулятивные:
- работать по плану, сверяясь с целью.
- оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправлять ошибки.
Закрепление ранее изученного материала
7 мин
Закрепить знания, полученные на уроке
Решение тестовых заданий. Чернова М.Н. История Древнего мира: 5 класс: контрольно- измерительные материалы. ФГОС/ М.Н. Чернова.- М.: Издательство «Экзамен», 2015.- 127с.
Тестирование
Ф
Организует проведение тестирования.
Контролирует выполнение заданий
Решают тестовые задания с целью закрепления ранее изученного материала
Коммуникативные:
- уметь выражать свои мысли в устной форме.
-работать в группе.
Познавательные:
-закрепление и систематизация знаний;
Рефлексия
3 мин
Самооценка работы на уроке;
- Кому удалось справиться с заданием?
- У кого остались затруднения?
- Кто не доволен своей работой на уроке?
Опрос
Ф
И
Отмечает степень вовлеченности учеников в занятие. Побуждает к высказыванию своего мнения.
Высказывают свое мнение. Определяют причины, почему возникли затруднения в освоении материала
Коммуникативные:
- уметь выражать свои мысли в устной форме.
Регулятивные: выделить и осознать учащимся то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качества и уровень усвоения;
Подведение итогов урока/ домашнее задание
4 мин
Сопоставление поставленных задач и достигнутых результатов;
- формирование самостоятельности в учебно- познавательной деятельности
-Какова была цель урока? Удалось ли нам его достичь?
Прочитать §1. Подготовить ответы на вопросы на стр. 9.
Опрос
Беседа
Ф
И
Выставляет оценки; дает домашнее задание, комментирует его.
Отмечают домашнее задание. Определяют, понятно ли оно им.
Коммуникативные:
- уметь выражать свои мысли в устной форме.