- Преподавателю
- История
- Конспект к уроку: Олимпийские игры в Древней Греции
Конспект к уроку: Олимпийские игры в Древней Греции
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Скрябикова О.А. |
Дата | 14.01.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока "Олимпийские игры в Древней Греции"
Цели урока:
-
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
-
Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, высказывать свою точку зрения;
-
развивать у учащихся навыки аналитической деятельности, умение выделять главные и второстепенные связи, развивать умение работы с учебником, историческим источником, раскрывать содержание иллюстрации, оперировать историческими датами;
Учебное оборудование: Презентация, раздаточный материал к уроку, отрывок из мультфильма «Олимпиада Гуффи»
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Садитесь.
Давайте создадим, друг другу хорошее настроение - улыбнемся. Я желаю вам плодотворно потрудиться.
А проведем мы наш урок в форме путешествия. Все вы изучали раздел Древняя Греция и поэтому, чтобы приступить к изучению новой темы, мне хотелось бы задать вам несколько вопросов, связанных с историей Древней Греции. Постарайтесь меня внимательно слушать и прежде чем ответить на вопрос, подумайте и поднимите руку. За каждый правильный ответ вы будете получать поощрительные жетоны. А в конце урока, кто больше наберет жетонов, тот и получит самые высокие оценки.
II. Проверка домашнего задания
Задание: Расскажите что такое колонии и покажите на карте основные колонии на берегах Средиземного и черного морей
2. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Олимпийские игры в древности»
Олимпийские игры. Эти два слова знают сейчас во всех уголках нашей огромной земли.
Учитель: При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите новые понятия (слова). Посмотрите, кто из вас знает значение этих слов.
Атлет - участник состязаний, человек крепкого телосложения.
Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.
Ипподром - место для проведения конных состязаний.
Олимпия - городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр
Учитель: Давайте запишем определения в тетрадь.
Учитель: История олимпийских игр - одна из самых удивительных историй, которые привлекают внимание поэтов, писателей и ученых. Олимпийские игры - именно та арена, на которой человек еще раз подтверждает, что нет предела человеческим возможностям. Не случаен олимпийский девиз - «Быстрее, выше, сильнее! » (плакат)
А главным символом олимпиады является олимпийский белый флаг с пятью кольцами. Каждое кольцо имеет свой цвет и обозначает континент.
Голубой - Европа, чёрный - Африка, красный - Америка, жёлтый - Азия, зелёный - Австралия. Пять переплетенных колец - это символ праздника мира и дружбы. (плакат с кольцами на магнитной доске)
Учитель: Давайте сейчас попробуем вернуться в те давние времена, откуда все началось.
3. Основная часть. ( карта- стр 111)
Учитель: Посмотрите на карту Древней Греции. На какие части делится Греция?
Дети: Средняя, Северная, Южная.
Учитель истории: В Южной части Греции на острове Пелопоннесе находится г. Олимпия- место, где проходили первые олимпийские игры. Какое место в Греции с подобным названием, вы уже знаете?
Дети: Гора Олимп.
Учитель истории: Что мы с вами уже знаем о горе Олимп?
Дети: Это место где живут боги.
Учитель истории: Каких богов вы знаете?
Дети: Зевс- бог Неба, Гера- царица богов и защитница семейного очага, Гефест -бог огня, Гермес-покровитель дорог, Афина - богиня мудрости, Аид- бог царства мертвых, Посейдон бог морей.
Учитель: Боги древних греков жили на священной горе Олимп. В честь них и устраивались Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые первые игры? Кто в них участвовал? Вы и узнаете на нашем сегодняшнем уроке.
III. Изучение новой темы.
1. Первые олимпийские игры.
Учитель: Посмотрите мультфильм и ответьте на вопрос: В честь какого бога устраивались Олимпийские игры?
Просмотр мультфильма.
Учитель: Так в честь какого бога устраивались Олимпийские игры?
Учитель: Правильно.
Олимпийские игры были посвящены Зевсу Олимпийскому. Но местом обитания богов считалась не Олимпия, а самая высокая гора в Северной Греции - Олимп (1297 м). С ней связывают прозвание богов "олимпийцами". Однако в вопросе о том, кто основал игры, имеются расхождения.
Работа по карте: Ребята откройте в учебнике с. 111. Найдите и покажите, где находится Олимпия.
Работа по карте: В какой части Греции находится Олимпия? (В южной части Греции на полуострове Пелопонесс.)
Учитель: Молодцы. В Олимпию, расположенную в Южной Греции, съезжались сотни участников и тысячи зрителей из всех полисов Греции.
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради).
От этой даты греки вели своё летоисчисление. Но что, же послужило причиной их появления?
Учитель: На ваших рабочих столах лежат желтые карточки с фрагментом мифа, с которым вы сейчас будете работать самостоятельно в течение 2-3 минут. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Задание: Выяснить каковы причины первых Олимпийских игр?.
Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.
Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов - вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания. Гераклу приписывают и стадию - дистанцию в беге.
По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, - преступником.
В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: "Все - в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!"
Учитель: Итак, каковы же причины появления первых Олимпийских игр?
Основные причины появления Олимпийских игр:
-
поклонение богам;
-
стремление показать силу и ловкость жителей Греции.
Учитель: Причины появления игр мы выяснили. А кто же был их участником? .
В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.
Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…
Учитель: Как вы думаете, что произошло с этой женщиной? (Несчастную должны были казнить, но из уважения к её сыну - победителю помиловали.)
Почти за год до начала Олимпийских игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своём родном городе. День за днём 10 месяцев подряд неустанно упражнялись атлеты. А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участниками игр обычно становились зажиточные люди, бедняки же не могли тренироваться долгими месяцами. Во время проведения Олимпийских игр запрещались воины и объявлялось перемирие.
Учитель: У любой игры есть правила. Были правила и у Олимпийских игр. Назовите их.
Учитель: А теперь подошло время выяснить, как проходили Олимпийские игры, и какова их программа.
Пять незабываемых дней.
Задание: С помощью учебника на с. 150, п. 3, 1-2 абзацы. Заполним пропуски в тексте на карточках. Заполнили, давайте вместе проверим.
-
Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней.
-
В первый день атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.
-
Следующие три дня отводились состязаниям.
-
В последний пятый день, подводились итоги и награждались победители.
Учитель: А теперь, мы с вами рассмотрим иллюстрации археологических находок. (иллюстрации лежат на партах) Это вазы древних греков, на вазах есть рисунки. Ваша задача, выяснить какие виды спортивных состязаний были в древней Греции.
Задание: Внимательно рассмотрите рисунки, подумайте и скажите, состязания по каким видам спорта проводили древние греки?
Учитель: Давайте проверим, с какими видами состязаний вы познакомились.
Настало время выяснить ответ на вопрос о победителях Олимпиады.
В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды.
Как вы думаете какие?
Наградой победителей были венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: "Слава победителю!"
Учитель: А что происходило с победителем олимпиады по возвращении на Родину?
Запишите в своей тетради.
4. Закрепление изученного материала.
Учитель: в завершении нашего урока давайте проведем «состязание колесниц». В Греции это было самое зрелищное соревнование. У нас «состязание колесниц» будет проходить в виде викторины «Что мы узнали об олимпийских играх?». (слайд 31-34)
1. Где проходили спортивные состязания в Греции? ( в г. Олимпия, расположенного на Пелопоннесе )
2. В каком году состоялись первые Олимпийские игры? (776 г. до н.э.)
3. Кому посвящались Олимпийские игры? (богу Зевсу - богу грома и молний )
4. Как выглядит олимпийский флаг? (белое полотнище с 5 переплетенными кольцами).
5. Каков девиз олимпийских игр? («Быстрее, выше и сильнее»).
6. Через сколько лет проводятся олимпийские игры? (4 года).
7. Какие виды спорта входили в пятиборье (бег, метание диска и копья, прыжки в длину, борьба )
8. Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира? (Так как даже если шли войны, то их прекращали на время игр - «Священное перемирие».)
9.Кто имел право участвовать в Олимпийских играх Древней Греции? (Свободные греческие граждане при условии, что 10 месяцев они тренировались.)
10. XXII летние Олимпийские игры состоялись в Москве. В каком году? (1980).
11. Символом Олимпиады - 80 был…. (Мишка)
12. Талисман Российской олимпийской сборной? (Чебурашка)
13. Какие спортивные состязания Древней Греции сохранились до наших дней? (Бег, метание копья, прыжки в длину).
14. Когда и где будут проходить следующие зимние олимпийские игры? (2014 год, г. Сочи, Россия)
Учитель: Ребята давайте запишем домашнее задание.
5. Подведение итогов урока.
Выставление оценок