Историческая ролевая игра Путешествие в прошлое 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Историческая командная игра

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ»


Организация игры.

Командное первенство проводится разновозрастными группами учащихся (5-9кл). жюри, состоящее из учителей, учащихся, оценивает результаты работы команд. За каждое задание, содержащееся в карточке, команда получает один балл за ответ по каждой позиции. Если ответ неверный, другая команда получает право дополнительного ответа. Команда, набравшая наибольшее количества баллов, становится победителем.

Первый этап. РАЗМИНКА

Игра начинается с обращения к капитанам команд. Им дается задание: в 2-3 предложениях выразить значимость истории и в подтверждение привести цитату известного деятеля.

  • «В истории черпаем мы мудрость…» (Бэкон)

  • «История - наставница жизни» (Цицерон)

  • «Мудрость человеческая имеет нужду в опыте, а жизнь кратковременна» (Карамзин)

  • «История дает государям примеры правления, подданным - повиновения, воинам - мужества, младым - старых разум» (Ломоносов)

  • «История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение» (Ключевский)

Второй этап. «КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»

Каждой команде предстоит объяснить происхождение и дать современное толкование указанным в карточке выражениям.

Выполнение задания оценивается одним баллом.Нить Ариадны

Яблоко раздора

Огонь Прометея

Сизифов труд

Ахиллесова пята

Дамоклов меч

Гордиев узел

Со щитом или на щите

Зарубить на носу

Карточка 1

Нить Ариадны

Этот известный фразеологизм пришел к нам из древнегреческого мифа об афинском герое Тесее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тесею, справиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тесею Ариадна, тот сумел выбраться из знаменитого лабиринта, в котором обитал Минотавр, после победы над этим чудовищем.

Переносное значение выражения нить Ариадны: путеводная нить,

средство выйти из затруднения, руководящее начало.

Яблоко раздора
Из древнегреческой мифологии. Однажды богиня раздора и вражды Эрида подбросила на пиршественный стол золотое яблоко. На нем было только одно слово-посвящение - «Прекраснейшей». Бывшие на пиру женшины-богини - Гера, Афина и Афродита - начали спор о том, кто должен владеть этим яблоком. Они призвали в судью юношу Париса, сына троянского царя Приама. И Парис присудил это яблоко богине любви Афродите. В благодарность за это Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, что и стало впоследствии причиной Троянской войны.
Так богиня раздоров Эрида добилась своей цели: сначала возник спор, потом - война.
Синоним повода для вражды и спора. Впервые в таком значении данное словосочетание употребил римский историк Юс тин (II в.), которого, видимо, и следует считать автором этого крылатого выражения.

Фразеологизм "Прометеев огонь" значение

Прометей - титан, могучий герой древнегреческих мифов. Неудиви­тельно, что о нем написано множество прекрасных произведений, а во всех европейских языках появились связанные с ним образные выра­жения.
Охваченный жалостью к людям, которые не знали огня и были бес­помощны в борьбе с природой, Прометей выкрал божественное пла­мя, горевшее в чертогах богов на Олимпе, и передал его смертным. За это верховный бог Зевс осудил титана на страшную казнь: Прометей был прикован к скалам на вершинах Кавказа; каждый день гигантский орел терзал его тело; каждую ночь оно снова заживало для новых мук. Впоследствии другой благородный герой, могучий Геракл, освободил страдальца.
Мы говорим муки Прометея, желая описать бесконечные страдания; говорим прометеев огонь - когда хотим охарактеризовать дух благородства, мужества и таланта.

Карточка 2

Фразеологизм "Сизифов труд" значение

В древнегреческом мифе рассказывается о хитром и коварном коринфском царе Сизифе, который несколько раз обманывал богов, чтобы продлить свою роскошную жизнь на земле.
Разгневанный Зевс присудил ему за это вечные муки в аду: Сизиф должен был вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз. И все начиналось сначала…
Выражение сизифов труд стало обозначать тяжелую, изнурительную, бесполезную работу.

Ахилле́сова пята́

- послегомеровский миф (переданный римским поэтом Гигином), повествующий о том, как мать Ахилла(Ахиллеса), Фетида, захотела сделать тело своего сына неуязвимым и для этого окунала его в священную реку Стикс. Она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственным уязвимым местом Ахилла, куда он и был смертельно ранен отравленной стрелой Париса.

"Дамоклов меч",

образное выражение, означающее постоянно угрожающую опасность при видимом благополучии. По древнегреческому преданию, сиракузский тиран Дионисий Старший (конец 5-4 вв. до н. э.) предложил своему фавориту Дамоклу, считавшему его счастливейшим из смертных, на один день свой престол. Почувствовав себя самым счастливым из людей, Дамокл внезапно во время пира увидел над своей головой обнажённый меч, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия.

Карточка 3

ГОРДИЕВ УЗЕЛ,

согласно греческой легенде, запутанный узел, которым фригийский царь Гордий привязал ярмо к дышлу телеги. Оракул предсказал: развязавший узел получит господство над миром. Александр Македонский в 334 до нашей эры в ответ на предложение распутать узел разрубил его мечом ("разрубить Гордиев узел" - принять быстрое и смелое решение запутанного и сложного вопроса).

Го́рдиев узел - сложный узел, завязанный по легенде фригийским царём Гордием, который разрубил Александр Македонский. В переносном смысле может означать любую сложную задачу. «Разрубить гордиев узел» - означает применить неклассическую, неординарную и, одновременно, высокоэффективную форму решения задачи.

Фразеологизм "Со щитом или на щите" значение

В древнегреческой Спарте, небольшой, но славившейся мужественными, закаленными воинами стране, родилась легенда, давшая жизнь фразеологизму «со щитом или на щите». Жительница Спарты Горго, провожая на войну сына, дала ему щит и напутствовала его такими словами: «С ним или на нем!» Это краткое и лаконичное (а спартанцев называли лаконцами) выражение означало: вернись домой, как победитель со щитом или пусть тебя принесут товарищи на щите, как в те времена было принято: павших в сражении спартанцев приносили домой на щитах.
И сегодня это выражение не потеряло своего первоначального смысла. Мы говорим: «вернуться со щитом», и это означает одержать победу, а «вернуться на щите» - погибнуть в сражении, потерпеть неудачу.
Еще одно выражение «поднять на щит», которое пришло к нам из Древнего Рима, означало в те времена воздание высших почестей. Римляне поднимали вновь провозглашенных вождей и военачальников высоко над головами на щитах. Однако сегодня это выражение имеет немного другой смысл - так говорят, когда хотят подчеркнуть, что кого-то перехвалили, воздали незаслуженные почести.

Выражение зарубить на носу означает запомнить раз и навсегда, запомнить крепко-накрепко. Но какая же связь между рубкой на носу процессом запоминания?

А появилось оно из глубины веков, из тех времен, когда зачатки письменности уже были, а бумаги еще не было. И вот, чтобы запомнить что-нибудь важное, люди делали зарубки наносу - специальной деревянной дощечке, которую носили с собой. Эта дощечка и называлась носом, на ней делали зурубки на память. Так, что заруби себе на носуозначало всего лишь «сделай заметку в своей записной книжке - то есть на носу»!

Третий этап. «ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗООСАД»

Участникам игры предстоит вспомнить и назвать сюжеты и события, связанные с указанными на карточках животными.«троянский конь»

единорог

«гуси Рим спасли»

минотавр

Птица Феникс

кентавр

Карточка 1

Троянский конь

После десяти лет изнурительной войны и осады в одно прекрасное утро троянцы, не веря своим глазам, увидели, что лагерь греков пуст, а на берегу стоит огромный деревянный конь с посвятительной надписью: "В благодарность за будущее благополучное возвращение домой ахейцы посвящают этот дар Афине". Древние люди относились к священным дарам с большим пиететом, и, по решению царя Приама, конь был внесен в город и водворен в посвященной Афине цитадели. С приходом ночи сидевшие в коне вооруженные ахейцы выбрались наружу и напали на спящих жителей города. Так, благодаря коню, была захвачена Троя, так закончилась Троянская война.

Единорог

Самым ранним изображениям единорогов больше 4 тысяч лет, найдены в Индии. Затем стали появляться в мифах Западной Азии. В древней Греции и Древнем Риме считались реально существующими животными. Изображения единорога, попадающиеся на древнеегипетских памятниках и на скалах южной Африки, являются рисунками антилоп с прямыми рогами (например, антилопы бейза и орикс), которые, нарисованные в профиль и без учёта перспективы, кажутся однорогими. Также встречались однорогие антилопы, в случае если второй рог ломался в поединке. В ранних традициях единорог изображался также с телом быка, козла и лошади. Некоторые приписывали единорогу слоновьи ноги и кабаний хвост, что послужило поводом для предположения, будто прообразом единорога был носорог.

Карточка 2

Как гуси спасли Рим ?

Произошло это в первые годы существования Рима. На этот город напали галлы - кочевые племена. Они разгромили римское войско, и часть римлян спряталась на Капитолийском холме, защищенном скалами. Никак не могли галлы добраться до римлян. Но в один из дней они узнали о тайной тропе, которая вела на Капитолий. Галльский вождь Бренн собрал самых сильных и ловких воинов и отправил их по этой тайной тропе на римлян. В эту ночь измученные римские часовые уснули, и галлам удалось незамеченными пройти по тропе. Но их услышали 'священные' гуси, которые находились в храме Юноны. Они подняли шум. Часовые проснулись, подняли тревогу, и римляне отразили нападение галлов.

Это выражение употребляется, когда хотят подчеркнуть, что только случайность помогла избежать большой беды

Минотавр

Минотавр - бык Миноса, царя Крита, по легенде, был получеловеком-полубуйволом, о котором вспоминают в основном в связи с мифами о подвигах Тесея.

Минотавр - существо с туловищем человека и головой быка. По совету оракулов Минос заключает его в Лабиринт, здание, построенное Дедалом таким образом, что попавший в него уже не может выбраться оттуда.

Карточка 3

Фе́никс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс - единственная, уникальная особь своего вида. В метафорическом истолковании Феникс - символ вечного обновления

Кентавр

Образ кентавров предположительно возник как плод фантазии представителей цивилизованных, но не знавших ещё верховой езды народов, впервые столкнувшихся с конными всадниками неких северных кочевых племён: скифов, тюрок, касситов или тавров. Этим объясняется как свирепый нрав кентавров, так и их связь с быками - основой хозяйства кочевников было скотоводство.

Четвертый этап. ИЗОБРЕТЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ

Командам предстоит назвать страны, где впервые появились перечисленные в карточках достижения. Выполнение задания оценивается в 1 балл.

Карточка 1

Изобретение книгопечатания

Книгопечатание было изобретено дважды: в Китае и в средневековой Европе. В Китае книгопечатание изобретено, по одним данным (Julien, «Documents sur l'art d'imprimerie»), в 581 году н. э., а по китайским источникам - между 936 и 993 годами (подробнее см. четыре великих изобретения). Первым точно датированным печатным текстом является китайская ксилографическая копия буддийской Алмазной сутры, изданная в 868 году.

Карточка 2

Появление алфавитов

Слово «алфавит» происходит из названий первых двух букв греческого алфавита - альфа и бета. Именно греки способствовали распространению алфавитного письма в большинстве стран мира. Аналогичным образом устроены английское слово abecedary или русское азбука(по названиям в первом случае четырех, а во втором - двух первых букв, соответственно, английского и церковнославянского алфавитов).

Вообще-то происхождение алфавита окутано тайной, и лишь поздние этапы его истории сравнительно ясны. Кириллица, используемая в настоящее время в России и некоторых странах Восточной Европы, была изобретена в IX веке нашей эры святыми-просветителями Кириллом и Мефодием. Она основана на греческом алфавите с добавлением нескольких дополнительных букв.

Карточка 3

Кинематограф

Кинемато́граф - отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синемато́граф (от фр. cinématographe, устар.) и кинематогра́фия. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке.

Приложение № 1

Первый этап. Разминка

«В ИСТОРИИ ЧЕРПАЕМ МЫ МУДРОСТЬ…» (Бэкон)

«ИСТОРИЯ - НАСТАВНИЦА ЖИЗНИ» (Цицерон)

«МУДРОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИМЕЕТ НУЖДУ В ОПЫТЕ, А ЖИЗНЬ КРАТКОВРЕМЕННА» (Карамзин)

«ИСТОРИЯ ДАЕТ ГОСУДАРЯМ ПРИМЕРЫ ПРАВЛЕНИЯ, ПОДДАННЫМ - ПОВИНОВЕНИЯ, ВОИНАМ - МУЖЕСТВА, МЛАДЫМ - СТАРЫХ РАЗУМ» (Ломоносов)

«ИСТОРИЯ УЧИТ ДАЖЕ ТЕХ, КТО У НЕЁ НЕ УЧИТСЯ: ОНА ПРОУЧИВАЕТ ИХ ЗА НЕВЕЖЕСТВО И ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ» (Ключевский)

Приложение № 2

Второй этап. Крылатые выражения

Карточка № 1

Объяснить происхождение и дать современное толкование указанным в карточке выражениям.

«НИТЬ АРИАДНЫ» , «ЯБЛОКО РАЗДОРА», «ОГОНЬ ПРОМЕТЕЯ»

Карточка № 2

Объяснить происхождение и дать современное толкование указанным в карточке выражениям.

«СИЗИФОВ ТРУД», «АХИЛЛЕСОВА ПЯТА», «ДАМОКЛОВ МЕЧ»

Карточка № 3

Объяснить происхождение и дать современное толкование указанным в карточке выражениям.

«ГОРДИЕВ УЗЕЛ», «СО ЩИТОМ ИЛИ НА ЩИТЕ», «ЗАРУБИТЬ НА НОСУ»

Третий этап. Исторический зоосад

Карточка № 1

Вспомните и назовите сюжеты и события, связанные с указанными на карточках животными.

«ТРОЯНСКИЙ КОНЬ», ЕДИНОРОГ

Карточка № 2

Вспомните и назовите сюжеты и события, связанные с указанными на карточках животными.

«ГУСИ РИМ СПАСЛИ», МИНОТАВР

Карточка № 3

Вспомните и назовите сюжеты и события, связанные с указанными на карточках животными.

ПТИЦА ФЕНИКС, КЕНТАВР

Четвертый этап. Изобретения и открытия

Карточка № 1

Назовите страну, где впервые появилось это достижение: КНИГОПЕЧАТАНИЕ.

Карточка № 2

Назовите страну, где впервые появилось это достижение: АЛФАВИТ

Карточка № 3

Назовите страну, где впервые появилось это достижение: КИНЕМАТОГРАФ


© 2010-2022