- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока по истории Древнего мира на тему Возникновение земледелия и скотоводства
Технологическая карта урока по истории Древнего мира на тему Возникновение земледелия и скотоводства
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гаева С.А. |
Дата | 08.09.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
История
Класс
5
Тема урока
Возникновения земледелия и скотоводства
Цели урока
Образовательная - получение систематических знаний о причинах перехода от присваивающего к производящему хозяйству за счет расширения понятийной базы и выявления причинно-следственных связей.
Деятельностная - совершенствование навыков проектирования заданий для решении учебных задач, работы со схемами.
Задачи урока
-
Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.
-
Развивать навык работы с исторической картой
-
Вырабатывать умение получать информацию из разных источников , обрабатывать и презентовать ее.
-
Развивать умение - составлять учебную задачу
-
Развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в группе
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Научиться : применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте исторического и
культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Познавательные.
Овладение умениями работать с информацией (анализировать , обобщать факты, группировать , структурировать в схемы или таблицы)
Коммуникативные.
Умение эффективно сотрудничать в группе.
Строить монологическое контекстное высказывание от имени группы.
Регулятивные.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
Формирование ответственного отношения к учению.
Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Условия реализации урока
Основные понятия
серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы.
Форма проведения урока
Работа в группах
Этап урока
(название, время, цели)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Продолжительность:
Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать)
Организует работу мини-групп (парами)
1.По названию параграфа предположите о каких видах деятельности первобытных людей мы будем говорить.
2.Что из курса «Окружающий мир» вы узнали о них?
3.Это первые занятия людей? Какие занятия были первыми?
Определите место понятий «охота и собирательство» в кластере.
Обсуждение и представление знаний полученных в начальной школе.
Заполнение кластера
Присваивающее
Охота
Собирательство
Понимание значения перехода от присваивающего хозяйства к производящему и открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества.
Усвоение понятий: серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы.
Познавательные. Исследовать географию районов перивичного земледелия на исторической карте. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и ско-товодства.
Коммуникативные. Работа в малых группах: по материалам параграфа составлять простые схемы. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.
Регулятивные.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Цели: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий
Продолжительность:
Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемой задачи, которую надо решить.
На какие вопросы мы должны ответить, что бы понять процесс перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству?
Обсуждение в классе, предложенных вопросов.
Как ?
Почему?
Что изменилось?
III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Цели: подвести учащихся к пониманию сути перехода от присваивающего хозяйства к производящему.
Продолжительность:
Организует презентацию подготовленных группами заданий.
Предоставляет ресурсы для работы.
Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск.
Задания для мини-групп (пары)
1.Работа с картой -изучить карту придумать вопросы, помогающие определить территории заселения земледельцами и скотоводами , придумать значки и прикрепить к карте .
2. Найти в учебнике , дополнительной литературе , ресурсы ЦОР информацию о поселениях первых земледельцев.
Выделить понятия для «Словаря в картинках»
Составить кластер -«Поселение земледельцев» и объяснить связи между «гроздьями»
3. Найти в источнике информацию для составления схемы - «Найти соответствие» , которая бы объясняла зависимость нужд человека и приручения животных.
Определит понятия дл«Словаря в картинках»
Составить схему -соответствия и объяснить взаимосвязи.
4
Текст с пропусками из 5 предложений..Найти в источнике информацию о возникновении ремесел.
Определите понятия для «Словаря в рисунках»
Составьте текст в который надо вставить слова-понятия.
Предложите вставить слова в текст классу .
ткачество, ткацкий станок, прялка, одежда из полотна и шерсти.
5.Заполните схему управления племенем.
В источнике найдите понятия, которые характеризуют управление людьми и вставьте их в схему, объяснив взаимосвязи.
Задание классу :
Определить как называется хозяйство , к которому относится земледелие и охота
Определите место новых занятий в кластере.
Ч
1.Начало кочевого образа жизни
2.Переход к оседлому образу жизни
3.Занятия собирательством
4.Выращивание злаковых растений.
5.Переход к производящему хозяйству
6.Накопление запасов жизни
7.Изменение образа жизни людей
8.Сохранение прежнего образа жизни
ем отличается присваивающее хозяйство от производящего?
Задание всему классу:
К каким последствия привело возникновение земледелия (поставить + и - )
Мини-группы проектируют и представляют свой материал
*Какие территории на земле были раньше всего освоены земледельцами и почему?
*Какие территории были пригодны для разведения скота и почему?
Оседлось
жилище
Обработка
земли
Ячмень
Пшеница
Мотыга
Серп
Зернотерка
Шерсть
Мясо
Молоко
Кожа
Корова
Овца
Коза
Собака
IV. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения.
Продолжительность
Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке.
Комментирует домашнее задание.
Познавательная рефлексия:
Д.З.
Обязательное :
Проект «Словарь в рисунках»
Читать Параграф 4. Творческое задание по выбору:
Нарисуйте сюжетный рисунок «Жертвоприношение идолу», или
«Первобытный обряд захоронения » или
используя ключевые понятия составь рассказ на эти темы.
v Знакомая информация
+ Новая информация
-- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больш