Урок по теме: Северная война

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Северная война.

Цель урока: усвоение основных этапов и событий Северной войны.

Задачи урока:

Образовательная - познакомить с основными событиями Северной войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ, активизировать познавательную активность учащихся

Развивающая - продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с литературой, картой.

Воспитательная - воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину.

Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.

Форма урока: проблемно - исследовательская.

Оборудование урока:

Карта «Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века (Европейская часть)»

Компьютер, проектор.

Презентация «Северная война».

Раздаточный материал (карточки-задания).

Эпиграф: «Россия превратилась в главенствующую морскую державу на Балтийском море». (К. Маркс)

Ход урока

Повторение

(Показать Портрет) Да верно, это Петр Великий. На прошлом уроке вы начали изучение его эпохи и рассмотрели вопросы, о начале его правления. Давайте вспомним этот материал.

Перед вами лежит рабочий лист в нем тест, 2 таблицы для индивидуального заполнения «Итоги войны», «Выводы по итогам урока». И баллы для оценивания работы.

Время на выполнение теста 3 мин.

1. Соправителем Петра был его слабоумный брат

а) Иван V;

б) Алексей II;

в) Василий V;

г) Борис II;

д) Даниил II;

2.Кто был регентом до совершеннолетия Петра I?

а) его мать Наталья Кирилловна;

б) его мачеха Мария Ильинична;

в) его сестра Софья Алексеевна;

г) его тётка Марфа Михайловна;

3.Фаворитом Софьи, совершившим два неудачных похода на Крым, был князь

а) Василий Голицын;

б) Артамон Матвеев;

в) Яков Долгорукий;

г) Борис Шереметьев;

д) Фёдор Апраксин;

е) Кондратий Булавин;

ж) Александр Меншиков;

4. Первый военный успех Петра I

а) захват северного побережья Каспийского моря;

б) взятие Азова;

в) присоединение Крыма;

г) захват устья Невы;

д) захват устья Дуная;

5. Цели Великого посольства
(выбрать неправильный ответ)

а) поиск союзников против турок;

б) вербовка на русскую службу иностранных специалистов;

в) поиск союзников против шведов;

г) обучение Петра I наукам и ремёслам;

6. Какая из этих целей не была выполнена?

б) вербовка на русскую службу иностранных специалистов;

в) поиск союзников против шведов;

г) обучение Петра I наукам и ремёслам;

7.Первые гвардейские полки в России («потешные»)

а) Семёновский и Преображенский;

б) Измайловский и Преображенский;

в) Ингерманландский и Преображенский;

г) Гродненский и Преображенский;


Формирование Тема урока:

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из важнейших страниц истории XVIII века. Именно это событие открывало век и стало началом новой жизни России.Но для того что бы мы могли назвать тему урока, давайте вспомним основные события , которые предшествовали

В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи - какие?

И какие задачи поставил перед страной Петр 1?

- Выход к Чёрному морю.

- Выход к Балтийскому морю.

- Воссоединение древнерусских земель.

Запишите в тетрадь.

- Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую? (Выход в Черное море)
- Что было сделано для её решения? (Азовские походы 1695, 1696 гг.)

- Что нужно было сделать для решения второй задачи?(завоевать эти территории)

- Можно ли было решить эту задачу мирном путем?скорее всего нет.

-Знчит - Война! С кем, какой страой? (Швецией, посмотреть на карту)

-Каково географическое положение Швеции ( на севере)

Следовательно Война Какая- Северная!

Целеполагание, план урока:

Ребята, глядя на данную тему урока, скажите:

- Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

- А что бы Вы хотели узнать сегодня?

- Что мы должны постараться узнать для раскрытия этой темы?

Совсем скоро мы узнаем верны ли ваши предположения.

Таким образом, цель сегодняшнего урока заключается в том, чтобы

  1. определить значение Северной войны для России,а также

  2. определить ее итоги

Причины войны для России и Швеции

- Вспомните. (Великое посольство) Петра1
- Его итоги?

- Абсолютно верно, после поездки сформировался «Северный союз», в который вошли Россия, Дания, Саксония
- Давайте посмотрим на причины создания Северного союза - что было общего у этих стран?
- Действительно, всех союзников связывало Балтийское море, а также недовольство агрессивной политикой Швеции.

1)Причины Северной войны

Задание: Прочитайте текст и составьте схему "Причины Северной войны"

Началась борьба за выход к Балтике. Борьба за Балтику диктовалась многими обстоятельствами, прежде всего необходимостью возвращения древних русских земель у Финского залива, а также объективными потребностями развития экономики страны, ее рынка, крайне нуждавшегося в расширении внешних связей. К началу Северной войны единственным портом, обеспечивающим Московскому государству торговые отношения с Европой, был Архангельск на Белом море. Нерегулярная и тяжёлая навигация в Белом море осложняла московскую торговлю. А этому препятствовал шведский кордон. Отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в будущем экспансией мировых морских держав, потерей Россией национальной независимости.

ЗаполнитьНачалась борьба за выход к Балтике. Борьба за Балтику диктовалась многими обстоятельствами, прежде всего необходимостью возвращения древних русских земель у Финского залива, а также объективными потребностями развития экономики страны, ее рынка, крайне нуждавшегося в расширении внешних связей. К началу Северной войны единственным портом, обеспечивающим Московскому государству торговые отношения с Европой, был Архангельск на Белом море. Нерегулярная и тяжёлая навигация в Белом море осложняла московскую торговлю. А этому препятствовал шведский кордон. Отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в будущем экспансией мировых морских держав, потерей Россией национальной независимости.

Формальным поводом для начала северной войны стало укрепление позиций Швеции в Балтийском море. К 1699 году сложилась ситуация, в которой практически вся береговая линия моря находилась под контролем Швеции. Это не могло не вызывать беспокойство ее соседей. В результате в 1699 году между странами, обеспокоенными усилением Швеции, был заключен Северный Союз, который был направлен против владычества Швеции в Балтике. Участниками Союза были: Россия, Дания и Саксония (король которой был одновременно правителем Польши).

- Так была ли Россия готова к войне со Швецией? Несмотря на это, Петр I объявляет войну Швеции, которая началась в августе 1700 года. В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов.

-Давайте определим основные этапы войны исходя из данных учебника

2)Сдать от группы таблицу, но у каждой группы свой этап войны, т.е. каждая группа самостоятельно работает над своим этапом, затем озвучивает свою работу остальным группам, те в свою очередь заполняют оставшиеся пункты

Этапы:

  1. «Нарвская конфузия»- Нарвское сражение

  2. Реорганизация армии

  3. Полтавская битва . Сражение у деревни Лесной

  4. Прутский поход

  5. Морское сражение

  6. Ништадский мир

Заполнить По данным документовОсновные события

Дата

Численность

Последствия событий и их значение

1

2

3

4

5

6

7

1.Нарвская конфузия»- Нарвское сражение

Военная слабость и несогласованность в действиях союзников привели к их крупным неудачам в начале войны.
При активном содействии англо-голландского флота, Карл XII, шведский король, высадился у Копенгагена, столицы Дании и заставил датского короля выйти из войны. В это время русские войска осадила Нарву (35 тыс. солдат, 145 орудий против 12 тыс. шведов). Осада затянулась до осени. 19 ноября Карл XII, перебросив свои войска, внезапно атаковал русских. Слабая выучка дворянской конницы и недавно сформированной пехоты, а также измена иностранных офицеров привели к поражению русских войск. И только мужество, и стойкость двух гвардейских полков - Семеновского и Преображенского - не дали превратить сражение в простое избиение бегущих людей. Итоги: русская армия разбита, офицеры сдались в плен, артиллерия потеряна. Так закончился этот этап для Дании и России. Вот что Петр сказал о поражении под Нарвой

«Итак, шведы победили наше войско, это бесспорно; но надо понимать, над каким войском была одержана эта победа. Только старый Лефортовский полк и два полка гвардии были в двух атаках у Азова, а боев в поле, тем более с регулярным войском, никогда даже не видели. В других полках и офицеры, кроме некоторых полковников, и рядовые сами были рекрутами. К тому же из-за позднего времени (видимо, имеется в виду поздняя осень) был большой голод, потому что из-за великой грязи (на дрогах) было невозможно подвезти продовольствие. Одним словом, все это детские игрушки были, а не искусство, так что же удивительного в том, что старое, обученное и тренированное войско одержало победу над таким неискусстным. […] Но когда случилось это несчастье (или лучше сказать великое счастье), тогда необходимость победила лень и принудила работать»

Вспомогательные вопросы для ответа

- Чем Петр объясняет поражение русских войск под Нарвой?
- Считал ли он это поражение окончательным?
- Какие выводы были сделаны?

Несмотря на численное превосходство русской армии шведы одержали победу. Почему?

- Как Карл 12 разрушил Северный союз? (Карл 12 заставил капитулировать Данию и выйти из Северного союза)

1700 год - поражение Русской армии под Нарвой

Значение

После поражения России под Нарвой, шведский король Карл XII думал, что с Россией покончено и стал вести боевые действия против Польши.

2)Второй этап - 1701-1706. До вторжения в Россию Карл II решил вывести из войны польского короля Августа II. Тем более, он считал русских неспособными на серьезное сопротивление. Карл XII, начав войну с Польшей, по словам Петра Первого, увяз в ней до 1706 года, тем самым дал передышку России. Петр I, правильно оценив обстановку, начинает заново создавать армию (регулярную, за счет рекрутских наборов), создает заново артиллерию (даже за счет церковных колоколов), развертывает строительство флота и стремится занять прочные позиции в Прибалтике. Армия под командованием Б. П. Шереметьева продолжала воевать в Прибалтике, где оставались незначительные силы шведов.
Первые победы не заставили себя ждать . В июне 1701 года отряд русских лодок под командованием офицера Животовского посадил на мель и захватил в плен 5 фрегатов и 2 яхты шведов. Декабрь 1701 года взят Эрестфер (Шереметьев получил высший орден Святого Андрея Первозданного и чин фельдмаршала).В октябре 1702 года взят Нотебург (бывшая русская крепость Орешек). Петр I сам командовал штурмом и после победы писал:

«Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен» -переименован в Шлиссельбург - «ключ-город»

В мае 1703 года русские вышли к устью Невы и после осады овладели крепостью Ниеншанц. Случилось это 1 мая, а 16 мая на Неве Петром I был заложен Санкт-Петербург. Чтобы укрепиться на Балтике, 16 мая 1703 года Пётр приступил к строительству новой крепости.

Крепость получила название Петропавловская, в честь апостолов Петра и Павла. Потом -Санкт-Петербурх в честь небесного покровителя царя -Святого Петра. Сейчас называется Санкт-Петербург

А.С. Пушкин «Медный всадник»:

Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу проложить окно,
Ногою твердой стать при море.

Затем были Дерпт (июнь 1702 года) и Нарва (июнь 1704 года), та самая Нарва, которая стала первой неудачей в войне. Падение Нарвы очень обрадовала царя: «Нарву, которая четыре года нарывала, ныне, слава Богу, прорвало». Успехи позволили России добиться выхода к Балтийскому морю.

Действительно после действий в Прибалтике русские практически выполнили свои первоначальные задачи - вышли к Балтийскому морю и захватили все земли, утраченные в XVII веке. Так закончился второй этап войны.
Усвоив уроки «нарвской конфузии» Петр провел реорганизацию армии.
- Какие меры были приняты для усиления русской армии?

1. Замена стрелецких войск регулярной армией.

2. Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы (1699)

3. Создание военных заводов на Урале.

4. Создание военных учебных заведений.

5. Принятие «Устава воинского» (1716), «Устава морского» (1720).

6. Строительство военно - морского флота.

Второй этап - 1701-1706., Петр I, правильно оценив обстановку начинает проводить военные реформы. Набор в войско стал проходить по новому принципу - рекрутской системе. Теперь на военную службу призывали по одному человеку с определенного числа посадских и крестьянских дворов. Служба была пожизненной. Создавалась регулярная армия.

Рекрутская система- Регулярная армия -

Проводились обучение офицеров, война продолжается.

3) этап Полтавская битва

Битва при Лесной, произошедшая 28 сентября 1708 года, в которой Петр I с отрядом в 12 тысяч человек разбил корпус генерала Левенгаупта (16 тысяч человек), лишила шведов значительных материальных ресурсов и отрезала их от баз в Прибалтике. А боевой дух русских солдат, наоборот, возрос, не случайно Петр I назвал сражение у Лесной «матерью Полтавской баталии»

Полтавская битва

План шведского короля - достигнуть Москвы через Смоленск - был сорван искусной обороной русских войск, действующих при поддержке населения. Шведские войска оторвались от своих баз и шли по опустошенной земле. Крестьяне зарывали хлеб в ямы, уводили скот, а сами уходили в леса. Дальнейший путь по прямой дороге на Москву по "оголоженной" местности грозил шведской армии гибелью. Карл XII повернул армию, следуя на Украину. Весной 1709 г. Карл XII, находясь со своей армией на Украине, решил возобновить наступление на Москву через Харьков и Белгород. Силы его армии значительно уменьшились и составляли 35 тыс. человек. Стремясь создать выгодные предпосылки для наступления, Карл решает быстро овладеть Полтавой, расположенной на правом берегу Ворсклы. Гарнизон Полтавы насчитывал 4 тыс. солдат, кроме того, были вооружены 2500 жителей. Героическая оборона Полтавы */*под руководством полковника Келина имела большое стратегическое значение, так как приковала к Полтаве шведские силы на*/* три месяца (апрель - июнь) и дала возможность русской армии выиграть время для подготовки к генеральному сражению. Немногочисленный гарнизон Полтавы отбил около 20 штурмов, нанося значительные потери противнику.
В июне Петр I прибыл в армию, которая располагалась неподалеку от Полтавы и решил дать шведам генеральное сражение. Вечером 25 июня русская армия перешла ближе к Полтаве, к оврагу севернее деревни Яковцы, находившейся в 5 км от Полтавы, и устроила здесь укрепленный лагерь. На открытом пространстве (до 1,5 км), окруженном лесом, было построено шесть редутов в линию и четыре редута перпендикулярно линии первых шести, из них два редута не были полностью закончены. В битве участвовало со стороны русских до 42 тыс. человек, располагавших 72 орудиями, со стороны шведов - до 30 тыс. человек. */*Русская конница состояла из 23 драгунских полков и 1 эскадрона. */

Замысел Петра I сводился к тому, чтобы измотать противника на передовой позиции и затем разбить его в главной баталии. 27 июня в 2 часа утра шведский король двинул свою армию к месту расположения русских войск. Впервой линии шла пехота, построенная в четыре колонны, во второй - конница в шесть колонн. На подступах к русским укреплениям передовой позиции завязался бой за передние (продольные) редуты. Карл XII приказал коннице пройти между пехотными колоннами и выбить русских с занимаемых позиций. Так началась знаменитая Полтавская битва.

Перед сражением Петр обратился к солдатам со следующими словами:
«Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь своя не дорога, только бы жили Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».

Итак, 27 июня 1709 г. началась Полтавская битва

Пушкин в своем произведении «Полтава» так описал бой.

И грянул бой, Полтавской бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

В девятом часу утра русская и шведская армии пошли на сближение и после непродолжительного залпового ружейного огня бросились врукопашную. */Правое крыло шведских войск, при котором находился Карл XII, потеснило новгородский батальон, прорвав русскую линию почти у самого центра. В это время Петр I лично повел в бой батальон новгородцев, который стремительным броском смял прорвавшихся шведов, закрыв образовавшийся прорыв.*/ Ожесточенный рукопашный бой шел по всему фронту. Между тем русская конница, ведя успешно бой, охватывала фланги шведов, угрожая их тылу. Шведы дрогнули, начали отступать и через некоторое время обратились в паническое бегство к Будищенскому лесу. К 11 часам утра после почти двухчасовой главной баталии шведы были разгромлены.

Учитель: Более 15 тыс. человек во главе с Левенгауптом без боя сложили оружие, Карл XII вместе с изменником гетманом Мазепой и небольшой охраной в ночь на 30 июня переправился через Днепр и бежал в Турцию. Шведский король потерял всю свою армию. На поле боя осталось 9234 убитых; взято в плен вместе со сдавшимися полками Левенгаупта 19 тыс. человек, в том числе весь генералитет и более тысячи офицеров. Русская армия потеряла 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Сложно переоценить значение Полтавской Победы, которая подтвердила факт рождения и укрепления нового, молодого Российского государства. Полтавская Победа коренным образом изменила ход войны и европейской политики.
Знаменитый французский мыслитель Вольтер впоследствии так сказал об этой победе русского оружия: «Из всех сражений, обагрявших когда-либо кровью землю, это единственное, которое... послужило к счастью людей, потому что даровало царю свободу благоустраивать огромную часть света. Ни одна война, бывшая между нынешними народами, не искупила хотя бы малым добром причиненное ею зло, а следствием Полтавского сражения было шествие наипространнейшей империи».
В 2009 году победе в Полтавской битве исполнилось 300 лет

Ответ: Полтавская победа означала перелом в войне.

Определите причины победы русской армии в Полтавской битве

1. Военные реформы Пётра I.

2. Боеспособность и мобильность русской армии.

3. Возрос боевой дух армии.

4.Мужество и героизм солдат.

5.Умелое командование.

Так закончился третий переломный этап войны. Тем временем Карл XII, укрывшись в Турции, отказался от мирного договора с Петром и в 1710 году Турция, подстрекаемая западными державами, объявила России войну. Начался четвертый этап войны.
Новая война с Турцией стала неизбежна. К причинам войны можно отнести:
- требование Петра I выдворить Карла XII из Турции;
- подстрекательство Турции со стороны западных держав;
- захват Азова в 1696 году;
- появление русского флота в Азовском море.

4) Прутский поход

Дабы упредить противника, в феврале 1711 Россия двинула свою армию в Молдавию, на Дунай (Прутский поход), стремясь как можно дальше отодвинуть театр военных действий от Украины и Польши. Молдавский господарь Дмитрий Кантемир обещал Петру поддержку и, в случае победы, присоединение Молдавии к России. Одновременно русские агенты развернули широкую антитурецкую пропаганду на Балканах, в результате чего вспыхнули восстания в Сербии, Черногории и Албании, впрочем, быстро подавленные османами. Русские чувствовали себя уверенно и не сомневались в победе, но 7 июля 1711 в районе реки Прут турки отрезали русскую кавалерию от основной части армии, которая, попав в тяжелые условия безводной, опустошенной саранчой степи, вынуждена была отступить. По пятам наступали турки, постоянно атакуя шедший в арьергарде Преображенский полк. Пройдя лишь 7 верст, армии Петра пришлось остановиться лагерем на берегу реки Прут. Тут 38 тысяч русских оказались со всех сторон окруженными в три с половиной раза численно превосходящим их противником. Турецкая артиллерия беспрерывно обстреливала лагерь, и все русские парламентеры, которых Петр посылал с предложениями о перемирии, возвращались ни с чем. Царь решил любой ценой прорвать окружение, и только тогда, видя его решимость, турки согласились на переговоры. Согласно существующей легенде, сопровождавшая Петра в походе его жена Екатерина втайне от царя передала в подарок визирю все свои деньги и драгоценности, что сделало турецкого военачальника более сговорчивым. Петр готов был на любые уступки, за исключением капитуляции и возвращения шведам Петербурга с прилегающими землями. Но золото и драгоценности, по-видимому, подействовали, и условия подписанного 12 июля 1711 мирного договора были легче, чем можно было предполагать. По условиям перемирия Россия возвращала Турции Азов, Россия обещала не вмешиваться в польские дела и беспрепятственно пропустить на родину Карла XII, в Швецию, не держать своих войск в Речи Посполитой. Турция соглашалась не просто освободить Русскую армию и з окружения, но и сохранить за ей знамена и оружие, включая атриллерию.

И все же это был один из самых тяжелых мирных договоров в истории России . По нему Турции возвращался Азов, надлежало уничтожить построенные там укрепления и флот, уничтожались также крепости Таганрог, Каменный Затон .
- Как вы думаете, неудача Прутского похода повлияла на ход Северной войны?
Действительно, эта неудача не отразилась на ходе Северной войны. Ликвидация шведской армии под Полтавой хотя и изменила её ход, но Швеция продолжала контролировать Финляндию и её флот продолжал господствовать на Балтийском море.

5) Этап Морское сражение

Создав военно-морской флот, русские уже располагали гребным и парусным флотом, Россия стала способной противостоять шведам на море. Но меняется международная обстановка. После окончания войны за Испанское наследство (в 1713-1714 гг.) усилилось вмешательство великих держав в ход войны. Отозвав своего посла из России, Великобритания снарядила эскадру в помощь шведскому флоту и пыталась принудить Данию к заключению сепаратного мира со Швецией. Франция возобновила союзный договор со Швецией с выплатой ей крупных денежных субсидий. Русская дипломатия активно противодействовала враждебным акциям, умело используя противоречия между державами. Но не только действия дипломатии приносили успехи России. Это были и победы на море

Самыми крупными из них стали Гангутское (27 июля 1714 г.) .
Бой при Гангуте Петр назвал морской Полтавой.

- Пётр боясь столкновения со шведами решил перетянуть корабли в самом узком месте полуострова.
- Шведы двинулись навстречу, но ветер стих и они остановились.
- Пётр обошёл шведов и обогнув полуостров воссоединил эскадру.
А когда русские заняли Аландские острова в Балтийском море, угроза нависла над самой Швецией.
- Как вы думаете, что мог предпринять в этих условиях Карл XII?
Карл XII пытался исправить положение, но безуспешно и в 1718 году начались мирные переговоры, прекратившиеся с гибелью Карла XII. Пришедшая к власти Ульрика Элеонора, сестра Карла, и её муж, заручившись поддержкой Англии, продолжили войну. Ни распад антишведской коалиции ,ни угроза нападения британского флота, не помешали Петру I. Как доказательство этому служит Гренгамское сражение (27 июля 1720 г.).
в котором на глазах британцев русские галеры под командованием
М. М. Голицына вступили в бой с превосходящими силами противника и выиграли.
Начавшись на суше, Северная война завершилась на море.

Значение морских побед: Победы русского флота окончательно вынудили шведов начать переговоры о мире.

6) Этап Ништадский мир

После победы России на море Швеции ничего не оставалось, кроме как, подписать мирный договор с Петром I в местечке Ништадт

Не надеясь больше на свои возможности, шведы возобновили переговоры, и 30 августа 1721 года был заключен Ништадский мирный договор, по которому

  • к России отходили Лифляндия, Эстляндия, Ингрия и часть Карелии с Выборгом;

  • к Швеции отходила Финляндия, а Россия выплачивала 2 млн. рублей за полученные земли

Мирный договор между Русским царством и Шведской империей, завершивший Северную войну 1700-1721 годов. Подписан 30 августа (10 сентября) 1721 года в городе Ништадт (ныне Уусикаупунки, Финляндия).

Был подписан со стороны России Я. В. Брюсом и А. И. Остерманом, со стороныШвеции - Ю. Лилльенстедтом и О. Стрёмфельдом (швед. Otto Reinhold Strömfelt).

Договор изменил русско-шведскую границу, ранее закреплённую Столбовским мирным договором от 1617 года. Швеция признала присоединение к России Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, части Карелии (т. н. Старой Финляндии) и других территорий. Россия обязалась уплатить Швеции денежную компенсацию и возвратитьФинляндию.

Ратифицирован 9 (20) сентября. 10 сентября 1721 года в Москве были устроены торжества по случаю Ништадтского мира. Победа в Северной войне выдвинула. Россию в число крупнейших европейских государств.

Договор состоял из преамбулы и 24 статей. По договору Россия закрепила выход к Балтийскому морю: к ней отошли часть Карелии к северу от Ладожского озера, Ингерманландия от Ладоги до Нарвы, часть Эстляндии с Ревелем, часть Лифляндии сРигой, острова Эзель и Даго. За эти земли Россия выплатила Швеции компенсацию в 2 млн ефимков (1,3 млн рублей). Предусматривался обмен пленными[2], амнистия «преступникам и перебежчикам» (кроме сторонников Ивана Мазепы). Финляндия возвращалась Швеции, которая также получила право ежегодно беспошлинно закупать и вывозить из России хлеба на 50 тыс. рублей. Договор подтверждал все привилегии, предоставленные остзейскому дворянству шведским правительством: дворянство сохранило своё самоуправление, сословные органы и т. д.

Основные положения договора:

  1. Вечный и неразрывный мир между царём русским и королем шведским и их преемниками;

  2. Полная амнистия с обеих сторон, за исключением казаков, последовавших за Мазепой;

  3. Все действия прекращаются в 14-дневный срок;

  4. Шведы уступают во вечное владение России: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии[1];

  5. Швеции возвращается Финляндия;

  6. Исповедание веры на данных территориях свободно.

На северо-западе Россия готовилась к морским баталиям со Швецией. Создавался Балтийский флот, интенсивно шла боевая подготовка его личного состава. 25-27 июля 1714 г. в сражении у мыса Гангут шведский флот потерпел поражение. В начале 1720 г. пятитысячный русский отряд высадился в Швеции. 27 июля того же года русские моряки М.М.Голицына разбили шведский флот вице-адмирала Шеблата у острова Гренгам. Русские сухопутные войска продолжали успешные военные действия в Швеции, что вынудило ее сесть за стол переговоров. 30 августа 1721 года был заключен Ништадтский мир между Россией и Швецией. Согласно договору Россия закрепляет за собой Эстляндию, Лифляндию, Ингрию, Карелию и часть Финляндии с Выборгом, что окончательно превращает Россию в морскую державу. Она становится обладательницей трёх портов. Среди других внешнеполитических мероприятий Петра следует назвать Персидский поход 1722-1723 гг. Россия получила западный берег Каспия, однако в дальнейшем ей пришлось отказаться от своих приобретений.

Значение Северной войны трудно переоценить . Именно она дала России выход в Балтийское море и позволила встать в разряд мировых держав, став великой морской страной. Созданы условия для морской торговли с Европой.
В октябре 1721 года Петр I принял титул императора, а Россия провозглашена империей.
- А как вы думаете, могла ли война закончиться быстрее?
- Что помогло России выиграть, несмотря на первые проигрыши и распад Северного союза?
Историческое значение Северной войны и источники победы
1. Россия получала выход к морю и первоклассные порты - Ригу, Ревель, Петербург, что означало решение важнейшей внешнеполитической задачи страны.
2. Появились благоприятные предпосылки для развития экономических, культурных и политических связей со странами Западной Европы, что позволило преодолеть политическую и культурную изоляцию России, и, в определенной степени, сократить ее отставание.
3. В хозяйственную и культурную жизнь страны оказались вовлеченными новые земли и население Прибалтики, что также благоприятно сказалось на всем ее развитии.
4. Заметно вырос международный авторитет России, ставшей великой державой.
5. Победа укрепила самодержавную власть монарха, получившего за нее от Сената титул императора всероссийского.
6. Исторически обоснованный характер войны. Он обусловливался стремлением России вернуть принадлежащие ей ранее земли, без которых становилось невозможным ее поступательное развитие. Справедливый характер войны особенно ярко проявился во время шведского нашествия, когда перед русским и украинским народами борьба за независимость выступила на первый план.
7. Страна, под руководством Петра, поднявшего ее на дыбы, сумела мобилизовать все свои ресурсы, создать оборонную промышленность, новую регулярную армию и флот, которые долгое время не знали себе равных в Европе.
8. В ходе войны русская армия приобрела высокий уровень организации и руководства, а мужество, стойкость и патриотизм ее солдат стали одним из главных источников победы.
9. Русская дипломатия, используя противоречия между европейскими странами, сумела создать необходимые для заключения мира внешнеполитические условия.
6. Итоги Северной войны
• Россия в итоге долгой и мучительной войны заняла важнейшее место в Европе, завоевав статус великой державы.
• Выход к Балтийскому морю, присоединение новых земель способствовали ее экономическому и культурному развитию.
• В ходе войны Россия создала мощную регулярную армию, стала превращаться в империю.
• Внешнеполитические успехи России потребовали огромных человеческих жертв и материальных затрат. Величие России стало тяжелейшей ношей для всего русского народа.

Рефлексия

Вопросы о цели занятия.

1. Проанализировать выполнение цели поставленной в начале урока.

- Что Вы сегодня узнали нового?

- Какая сегодня стояла перед нами цель?

- Добились ли мы ее?

- Какое задание вы выполняли в течении урока?

Учитель собирает рабочие листы и анализирует их заполнение вместе с учащимися.

2 . Подведение итогов.

Подведение итогов занятия.

Оценки за работу на уроке.

3. Оценка урока

Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей. Кто хотел бы внести коррективы?

-Проговаривают новые знания, высказывания учащихся.

-Узнать о Северной войне и определить ее значение для России.

-Да мы в полном объеме добились поставленной цели.

-В течении урока мы заполняли путевые листы.

Анализируют правильность заполнения путевых листов.



© 2010-2022