Урок по истории «Путешествие в Афины»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Путешествие в Афины»

(Групповые технологии (Дьяченко В.К., Первин И.Б., Селевко Г.К.)


Цель: закрепление и обобщение знаний полученных на уроках истории, искусства, развитие познавательных способностей учащихся, творческого мышления, интерес к культуре разных стран, умение работать в группах и сценических образах.

Задачи:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

- организация совместных действий и активизация

учебно-познавательных процессов;

- коммуникация, общение, обмен и взаимопонимание;

- обмен способами действия для получения совокупного продукта

деятельности - решения проблемы;

- рефлексия, через которую устанавливается отношение участника к

собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого

действия.

Тип урока: урок-экскурсия

Оборудование:

- мультимедийный проектор,

- мультимедийная презентация.

- индивидуальный раздаточный материал,

- выставка по теме (репродукции, книги)

Ход урока

I. Организационный момент

II Учитель:

Как точно подметил романист Марсель Пруст:

«Истинный путь открытий лежит не только в поиске новых земель, но и в том, чтобы посмотреть на землю новыми глазами», - вооружившись этой идеей мы отправимся сегодня на уроке в Древние Афины времен расцвета, а именно в V век до н.э. закрепив при этом знания, полученные на уроке истории, искусства. Передаю слово нашим экскурсоводам, они проведут нас по красивейшему городу в древней Элладе - Афинам! Жизнь в городе бурлит и не прекращается ни на одну минуту.

Звучит греческая музыка

Экскурсовод 1:

Экскурсия начинается с порта Пирей, к нам прибыли купцы из греческих полисов, Египта, Финикии, Лидии, Карфагена, но прежде чем вступить на землю Афин, вам придется выдержать испытание. Оно будет состоять из трех заданий:

1. Этот герой родился далеко от Афин, но был наследником правителя города. Когда он пришел в Афины, вся Аттика была погружена в глубокую печаль. Нужно было отдавать дань царю Крита Миносу. И тогда он…… О каком герое греческих мифов идет речь?

2. «Я принесу для тебя яблоки, сын Зевса, а ты подержи-ка за меня небо?

3. «Кому из двоих стать покровителем города?»

Экскурсовод 2:

Вы успешно прошли испытание и можете вступить на афинскую землю.

Здравствуйте, добрый день! (Я сас калимэра!) по-гречески.

Откуда вы приехали? (Апо пу иртатэ?) по - гречески

Звучит арабская музыка

Купец из Финикии: - Мы, финикийцы из древних городов Библ, Сидон и Тир, что на Средиземноморье. У нас удивительная природа: склоны Ливанских гор покрыты густым кедровым лесом, у нас самые лучшие корабли, прекрасные ткани пурпурного цвета, мастера делают прозрачное стекло и главное - мы создали алфавит из 22 букв, обозначающих согласные.

Звучит греческая музыка

Купец из греческой колонии: - Мы из самого северного города греческих колоний - Танаиса, недалеко от Дона. В наших пифосах пшеница, мы привезли строительный лес и соленую рыбу, хотим обменять на оливки, вино и керамику. Мы греки гордимся своей страной, которая славиться своей культурой, учеными, философами, художниками, поэтами и музыкантами. И прибыли в Аттику, чтобы посмотреть на удивительный и красивейший город Афины. Звучит арабская музыка

Купец из Египта: - Мы жители страны пирамид, древних городов Фивы, Мемфис, Луксор, Ахетатон приехали в Афины торговать привезли папирус, фигурки из бронзы и глины, благовония, финики, ювелирные изделия. Да и хотим посмотреть на знаменитый город Афины, где живут философы Сократ, Платон и Аристотель.

Экскурсовод 2

Дорогие друзья! (Агапиты фили!) по-гречески.

Прошу заплатить специальную пошлину в афинскую казну и проходим дальше, весь порт Пирей. Вы видите специальные склады для хранения товаров, помост «камень продажи», где по очереди поднимаются рабы, глашатай восхваляет их достоинства, а купец приносит клятву о том, что недостатков у раба нет, гарантия на «товар» полгода. Можете поторговаться.

Купец из Финикии: - По чем скиф-мужчина? Ответ: - 150 драхм,

Купец из Танаиса: - а этот крепкий юноша? Ответ: - Золотых дел мастер - 360 драхм,

Купец из Египта - Куплю быка, сколько стоит? Ответ: - 50 драхм

Учитель: Сопоставьте цены на некоторых рабов и постарайтесь объяснить, почему разные, сравните цены на рабов с ценами на скот.

Учитель: - Спасибо! (Эфхаристо) по - гречески

1.Команда «Порт Пирей» - 5 чел.

Работа учащихся: делают аппликацию на коврике, рисуют греческое торговое судно и военный корабль - триера. В конце урока командир команды вешает на доске аппликацию и рисунки, остальные члены команды рассказывают о торговых и военных кораблях.

Экскурсовод 1:

Чтобы попасть из Пирея в город, необходимо пройти между двумя стенами, которые называются Длинными. В случае осады города Длинные стены обеспечивали ему сообщение с морем. Мы прошли между Длинными стенами и вошли в сам город. Слева от нас находится гора Пникс. Здесь происходили очень важные события в жизни Афин.

2.Команда «Пникс» - 5 чел. Рассказывают о том, что Пникс является местом проведения народных собраний. За государственную службу платили деньги из казны. В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей по управлению полисом. Обычно одну и ту же должность - судьи, или сборщика пошлин, или смотрителя рынка - стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется особый камешек, тот и считается избранным.

Почему же стратега выбирали поднятием руки? Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца.

Занятие должностей было почетным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьевки. Им было не до службы государству: суметь бы заработать себе на жизнь. Выполняя желание демоса, Перикл предложил афинянам принять закон, по которому должностным лицам ежедневно платили бы деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Богатые граждане были недовольны, но большинство в Собрании принадлежало бедному люду. Предложение Перикла стало законом. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Работа учащихся: рисовали греческие деньги

Афинская денежная система выглядела примерно следующим образом:

6 обволей = 1 драхма
100 драхм = 1 мина
600 мин = 1 талант (или 57 фунтов серебра)

Неквалифицированный рабочий в Афинах мог получить примерно пол драхмы в день, в то время как высший по рангу работник приносил 2 драхмы. Скульпторы и врачи зарабатывали до шести драхм в день.

Цены в Афинах были приблизительно следующие:

хлеб - 1 обол
овца - 8 драхм
галлон оливкового масла - 5 драхм
обувь - от 8 до 12 драхм
рабы - от 200 до 300 драхм
дома - от 400 до 1000 драхм

Учитель: А теперь небольшая разминка - гимнастика для глаз

Экскурсовод 2: Двигаясь дальше мы поймем, что Афины - это шумный город с узкими улочками. Одноэтажные дома, однообразны, жилище у греков не считается произведением архитектуры. Особенно районом города Керамик - район гончарных мастерских. В каждой мастерской дымилась печь для обжига посуды. Давайте посмотрим, что изготавливали афинские гончары.

3.Команда «Керамик» - 5 чел. Рассказывают о чернофигурных и краснофигурных сосудах, амфорах, пифосах и т.д.)

Работа учащихся: роспись на цветной бумаге

Экскурсовод 1: Выйдя из Керамика, мы направляемся на юго-восток. Нам придется пройти мимо рыночной площади - Агоры - это главная площадь Афин. Здесь можно встретить и нищих попрошаек и даже самого стратега. В другой части Агоры находятся правительственные здания, например Совет пятисот. Да смотрите, нам действительно очень повезло. Навстречу нам идет сам Сократ со своими учениками и ведет свои философские беседы.

4.Команда «Агора» - 5 чел. Сократ и его ученики беседуют о смысле жизни о сознании вселенной….

Работа учащихся: пишут на свитках высказывания Сократа и рисуют Акрополь (мелки)

Мы проходим дальше и у подножия холма с крутыми обрывистыми склонами - это Акрополь. На Акрополь ведет неширокая тропинка. Склоны круты и обрывисты. Тропа огибает холм и подводит к входной колоннаде Акрополя - Пропилеям. Пропилеи - это крытая проходная галерея из темного камня и светлого мрамора. Слева - массивный мраморный павильон. Это - Пинакотека - первый в мире художественный музей. Здесь знаменитые художники изобразили эпизоды Троянской войны. Справа перед нами храм богини Ники. Он был построен в честь победы над персами. В честь Афины воздвигнут главный храм Акрополя- Парфенон. Работами руководил выдающийся греческий скульптор - Фидий.

5. Команда «Акрополь» - 5 чел. рассказывают о Парфеноне.

Работа учащихся: создают панно «Пафенон» (аппикация)

Экскурсовод 2: И конечно мы греки во время празднований Великих Деонисий, когда вся деловая жизнь замирает все люди в район театра Диониса. Весь народ находится под охраной Диониса. Строгая кара ожидала каждого, кто оскорбил бы любого из граждан. А личность поэтов, хорегов, актеров считалась священной: оскорбление их приравнивалось к оскорблению самого Диониса.

6. Команда «Театр Диониса» учащиеся рассказывают о театре.

Работа учащихся: раскрашивают маски (трагедия и комедия)

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. На сегодняшнем уроке-экскурсии мы познакомились с некоторыми районами города Афины, узнали много нового и интересного, провели огромную работу, закрепили изученный материал на уроках истории и искусства, и перевернув странички прошлого вновь очутились в настоящем. Смотрим, на доске появилась выставка ваших работ. Дорогие друзья! (Агапиты фили!) Спасибо! (Эфхаристо) Ура!

Рефлексия! карточки (желтая и фиолетовая)

Подготовила: Васильева Римма Викторовна, МБОУ «Лицей №2» г.Протвино

4


© 2010-2022