Обобщающий урок -игра на тему Древний Египет и Двуречье

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Ярославка муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан





Разработка урока по теме:

«Древний Египет и Двуречье»





Выполнила: учитель истории

МБОУ СОШ с.Ярославка

Жуланова Е.А.



Тема урока: Древний Египет и Двуречье.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цель: повторение и закрепление знаний; развитие навыков работы с картой, историческими документами; формирование чувства коллективизма, потребностей в сотрудничестве; углубление интереса к предмету.

Оборудование: черный ящик, глина, карандаш, финики, туалетная бумага, карта «Древний Восток», презентация с вариантами заданий.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята!

На протяжении нескольких уроков мы знакомились с историей Древнего Египта и Двуречья. Сегодня мы подведем итоги и определим, кто из вас лучше знает историю этих стран. Для этого мы поделили класс на три команды. Каждая придумала себе название.

Представление команд.

Прежде чем начать наше соревнование, мы как достостославные, сильные духом и словом божьим жители Востока произнесем клятву.

Мы не будем делать зла

Мы не будем лгать

Мы не будем причиной слез наших преподавателей

Мы не будем завидовать

Мы не будем говорить ничего дурного

Мы будем прилежно учить историю

Мы будем уважать славных противников

Клянемся, клянемся, клянемся.



  1. Основная часть. Конкурсная программа.

1 конкурс - «Блицопрос»

Каждая команда по очереди отвечает на вопросы учителя. В случае если команда не знает ответ, право ответить на этот вопрос получает следующая команда. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

  1. Назовите две реки Междуречья.

  2. Что в переводе с древнегреческого означало Месопотамия?

  3. Как назывался народ, который проживал в нижнем течении рек Тигр и Евфрат?

  4. Вавилон - столица Египта или Двуречья?

  5. Бог солнца в Вавилони?

  6. Служители богов в Египте и Двуречье.

  7. Из стеблей папируса древние египтяне делали…

  8. Небольшие города-государства в Египте.

  9. Река на северо-востоке Африки.

  10. Ур - это город или название страны?

  11. Письменность с помощью знаков-клиньев называется - …

  12. Ступенчатый храм в Древнем Двуречье.

  13. Верховный правитель Египта.

  14. Куда впадает Нил?

Итоги первого конкурса.

2 конкурс - «Черный ящик»

К нам прибыл черный ящик. Что в нем нам неизвестно. Но вместе с ящиком мы получили вопросы, ответив на которые мы узнаем, что за предмет или вещество там находится. За правильный ответ команда получает 2 очка.

  1. Это то, что находится на дне шадуфа. (вода).



  1. Если бы эта вещь оказалась в Древнем Египте, то ее можно было бы очень дорого продать. Из какого материала она сделана? (дерево, учитель достает карандаш).



  1. Этот фрукт был для вавилонян не только пищей. Косточки его кузнецы использовали вместо угля в виде топлива. (финики).



  1. В черном ящике находится то, что служило главным строительным материалом для жителей Двуречья. (глина).

Итоги второго конкурса.

3 конкурс - «Что на слайде»

Презентационный блок представляет собой систему сменяющих друг друга слайдов. Команды по очереди называют, что изображено на слайде. За правильный ответ - 1 очко.

Итог конкурса.

4 конкурс - «Меню египтянина»

Задание состоит в оценке 3 меню, представленных командам на следующем слайде.

Перед вами меню египтянина. По очереди каждая команда называет, какие из блюд не могли быть на столе египтянина и почему.

За правильный ответ - 2 очка.

Завтрак

Обед

Ужин

  • Гречневая каша с луком

  • Молоко

  • Салат из огурцов и томатов со сметаной

  • Куриная лапша

  • Гороховая каша

  • Клюквенный морс

  • Лепешки с финиками

  • Рисовый суп

  • Рыбные котлеты

  • Вино

  • Томатный сок

Как вы считаете, это список блюд бедного или богатого египтянина?

Итоги конкурса

5 конкурс - «Пирамида общественного устройства»

На слайде вид общественной пирамиды Египта. Нужно объяснить, какой слой общества какую ступеньку занимает. За правильный ответ - 2 балла.

6 конкурс - «Путешествие по карте»

Каждая команда показывает географические объекты. За правильно выполненное задание команда получает 3 очка.

Показать - 1 команда: - столицу Древнего Египта

- государство Древнее Двуречье

- река Нил

Показать - 2 команда: - реки Тигр и Евфрат

- море, в которое впадает Нил

- оазисы

Показать - 3 команда: - государства Древний Египет

- город Вавилон

- дельту реки Нил

Итоги конкурса

7 конкурс - «Путаница»

На слайдах, поочередно сменяющих друг друга, зашифрованы термины.

Необходимо отгадать и дать определение понятию.

За каждый правильный ответ - 1 очко.

  1. ТАРУККИЗ

  2. РЕМУШЫ

  3. МИПУМАРАХ

  4. ФЕВАРТ

  5. СИПЬНИЛОК

  6. РУЬЧЕДЕВ

  7. РОАНАФ

  8. ФИЛИЕГОР

  9. КАФОГСАР

Подведение итогов конкурса

8 конкурс «Отгадай лозунг»

На слайде слова «… сильный … не обижает вдов и …»

Перед вами лозунг, провозглашенный правителем Древнего Двуречья Урунимгиной. Но часть слова зашифрована. Чтобы восстановить лозунг вам необходимо ответить на вопросы.

Вопросы задаются каждой команде по очереди. За правильный ответ - 3 очка.

  1. Вавилонские врачи прописывали больным употреблять в пищу яблоки, груши, морковь, лук, чеснок. Правы ли были древние врачи?

Открывается слово «Пусть»



  1. В Южном Двуречье в древности богатые люди указывали в своем завещании среди прочего имущества деревянную кровать, табурет и дверь. Почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой странный, на наш взгляд, предмет, как дверь?

Открывается слово «не»

  1. Русское слово «трава» вавилоняне обозначали «шамму». Интересно, что то - же самое слово часто употреблялось и в другом значении «лекарство». Случайно ли одно и то же слово употреблялось в разных значениях?

А какие травы используются в наше время в медицине?

Открывается слово «сирот»

Итоги конкурса

9 конкурс - «Письмо»

Ребята, нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.

«Уважаемые ученики 5 класс, здравствуйте!

Обращаются к вам сотрудники краеведческого музея. В нашем музее готовится выставка «Древний Египет и Двуречье». Нами собран различный материал об истории этих стран. В ходе составления текста для экскурсии возникли вопросы. История древности имеет загадки и тайны. На экскурсию к нам приходят и взрослые и дети, мы бы хотели сообщить им достоверные сведения. Надеемся, что вы нам поможете».

К письму прилагаются вопросы, вы должны ответить, верны ли исторические сведения.

За правильный ответ - 1 очко.

  1. Мелкие государства в долине Нила слились и образовали два крупных - Верхний Египет и Нижний Египет?



  1. Осирис и Ра были главными богами Египта?



  1. Египтяне строили пирамиды для украшения своих городов?



  1. Междуречье располагалось между реками Нил и Евфрат?



  1. Первыми жителями Междуречья были шумеры?



  1. Шумеры изобрели стекло?



  1. Вавилон был известен строительным лесом?



  1. Ростовщиками в Вавилоне называли тех, кто дает деньги в долг?



  1. Хаммурапи прославился, прежде всего, созданием сборника законов?

Итоги конкурса

10 конкурс - «Сделай мумию»

От каждой команды выходят по 2 человека. При помощи туалетной бумаги нужно сделать мумию. Команде-победителю присуждается 2 очка.

11 конкурс - «Загадки»

Загадки раздаю заранее, слабым ученикам, чтобы у них была возможность проявить себя.

Каждая команда загадывает соперникам по одной загадке.

  1. Он был царем.

Потом завоевал Египет

И стал хозяином корон,

Повелевать стал всеми … (фараон)


  1. В долинах Нила вырос он

И солнцем и водой взращен.

Его с трудом в Египте рубят,

Кладут затем все вместе в ряд.

И получался замечательный расклад. (папирус)


  1. Это чудное создание

Сделано нам в назидание

Египтянами давно. Славиться века оно.

Пирамиду охраняет,

Видом своим всех пленяет. (сфинкс)


  1. Служил у фараона иль вельможи

Писал приказы, также надзирал.

Он с земледельца собирал налоги

В казну всегда доходы направлял (писец)


  1. Назови металл, который

После меди признан был.

Человек сообразил - олово добавил

И его получил (бронза)


  1. Царь в Вавилонии когда-то был

Могущественным, знаменитым слыл,

От рабства подданных он защитил

Законы царские он учредил. (Хаммурапи)

  1. Не один год, не один раб

Ее строили за так

Чтобы фараон спокойно

Мог в загробном мире жить

И музейным экспонатом

Человечеству служить (пирамида)


  1. Трудился земледелец целый год

Чтоб получился у него большой приплод

Но так распорядились боги

Он с урожая должен заплатить … (налоги)


  1. Какой в Египте фараон

Захватил всех больше стран

То до нашей эры было

Для книг сюжетом послужило (Тутмос)

Итоги конкурса


  1. Итоги урока.

Подведение итогов конкурсной программы. Награждение победителей.

Надеюсь, что вы убедились, как много в истории сведений, фактов, событий и имен. Древняя история интересна и увлекательна. Понравился ли вам урок? Какой конкурс вам показался наиболее интересным?

Домашнее задание (на выбор учащихся):

  1. У каждой страны есть герб, он может рассказать о прошлом страны, природе, богатствах страны, занятиях жителей. Придумайте и нарисуйте герб Древнего Двуречья или Египта.

  2. Отгадайте загадку: « При дворце фараона служили люди почетной профессии. Когда у них не было работы, фараон платил им жалование, а когда появлялась работа, жалование прекращали выплачивать. Что это за работа?» (загадку можно заранее напечатать и раздать детям).

Примечание.

Число конкурсов учитель определяет сам. В зависимости от времени, подготовленности класса количество можно уменьшить или увеличить (например, решить кроссворд, историческую задачу).

Литература.

  1. Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории древнего мира. 5 класс. - М.: Вако, 2009г.

  2. Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1996г.

  3. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. - М.: Сфера, 2003г.

  4. Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс. - М.: Глобус, 2009г.

  5. Суркова Н.Б., Яровая О.А.Интерактивные методы преподавания. - В.: Учитель, 2010г.

  6. Тайкова Е.В. и др.История 5-11 классы. Инновационные формы уроков, интеллектуальные игры, литературно-исторические вечера. - В.: Учитель, 2010г.

© 2010-2022