Исследовательская работаСаратовский край в годы ВОВ

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районный конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников

туристско-краеведческого движения «Отечество.Саратовский край в истории России».



«ОТЕЧЕСТВО. Саратовский край в истории России»

Номинация: Великая Отечественная война



МКОУ СОШ п. Мирный



Саратовский край в годы войны .

Автор: Жумашева Жанна,

обучающаяся 9 класса

МОУ СОШ п. Мирный


Научный руководитель:

Умурбаева Кываш Гайнендиновна

учитель истории и обществознания



Дергачи - 2013 г.



Введение

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

Вадим Шефнер

Мы живем во времена, когда остро ощущается движение, в которое пришла вся наша страна. Мы с тревогой вглядываемся в будущее, которое пока остается туманным и неясным, а потому тревожным. Но чтобы построить счастливое будущее мы должны опираться на опыт прошлого, опыт старших поколений, опыт истории.

Моя работа посвящена исследованию истории моего родного города Саратова в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Мой выбор обусловлен тем, что с каждым годом число ветеранов, тех кто самозабвенно защищал нашу родину, стремительно сокращается. Каждый из них совершил легендарный подвиг, благодаря которому мы сейчас живы и живем в свободной стране. И подвиг этот не должен быть забыт. Именно поэтому изучение данной темы представляется мне актуальным в настоящее время, ведь те герои, о которых далее пойдет речь, живут рядом с нами. Именами многих из них, которых уже нет в живых, названы улицы, школы и другие культурные объекты нашего города.

Цель моей работы - выяснить роль значения Саратовского края в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:Выявить вклад Саратова и края в дело разгрома фашистских захватчиков.



Глава I. «Трагический 1941»

22 июня 1941 г. нападение фашистской Германии на Советский Союз нарушило мирную жизнь нашего народа. В истории Советского государства наступил суровый период Великой Отечественной войны. У каждого региона своя история этого периода. 28 июня 1941 года постановлением Государственного Комитета Обороны СССР район Саратова объявлялся прифронтовой зоной. С началом войны Саратовское Поволжье превратилось в базу формирования резервных частей и соединений Красной Армии. Всего здесь было сформировано свыше 500 различных соединений, частей и различных воинских учреждений (госпиталей, ремонтно-восстановительных мастерских, военных складов и т.д.), в том числе 28 дивизий и бригад только до конца 1942 года. Под г. Энгельсом в конце 1941- начале 1942 гг. под руководством известной летчицы М. М. Расковой были созданы три женских авиационных полка: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночных бомбардировщиков. Их называли «ночными ведьмами»1. В области размещалось более десяти военных училищ, подготовивших десятки тысяч офицеров. Например, 1-е и 2-е - танковые училища выпустили свыше 11 тысяч офицеров. С лета 1941 года началось формирование Саратовской дивизии народного ополчения. За два года существования она подготовила 45 тысяч человек2.

Непосредственно на территории области и не велись боевые действия, тем не менее во время Сталинградской битвы она входила в зону оперативного тыла Сталинградского фронта. С 9 сентября 1942 г. по конец 1943 г. область находилась на военном положении. Саратов сыграл ключевую роль в обеспечении советских войск, сражавшихся под Сталинградом. В частности Ртищевский железнодорожный узел выполнял важнейшую связующую функцию тыла с фронтом. Особенно напряжённым выдался 1942 год, когда Ртищевское отделение железной дороги стало основным каналом снабжения Сталинградского и Воронежского фронтов. Участки Ртищевского отделения дороги находились в непосредственной близости к Сталинградскому фронту. Ртищево - Балашов - Поворино и Ртищево - Саратов - Урбах - Верхний Баскунчак - Ахтуба - таковы в то время были маршруты продвижения срочных поездов к линии фронта.

Важность ртищевского железнодорожного узла понимало и немецкое командование. Его уничтожение значилось в оперативных планах Верховного командования вермахта. В одной из записных книжек генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса была обнаружена запись: «Считаю ошибкой немецкого командования, что своевременно, в начале войны, не был выведен из строя ртищевский железнодорожный узел, имеющий большое стратегическое значение».

Значение Поволжской железнодорожной сети, являющейся составной частью транспортной системы страны, повышалось с началом войны. Региональные магистрали оказались важным связующим звеном тыловых восточных и фронтовых западных районов СССР. Они обеспечивали доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных областей и республик страны.

Следует отметить, что благодаря грамотным действиям ПВО ни одна немецкая бомба не упала на Саратовский железнодорожный мост несмотря на отчаянные усилия люфтваффе. Помимо противовоздушной обороны, для охраны железнодорожных узлов была предпринята необычная мера: строительство ложных объектов.

Неоднократно фашисты подвергали бомбардировкам Саратов и некоторые другие города области, железные дороги. В Саратове главным объектом авианалетов были авиационный завод, крекинг - завод, ГПЗ-3, Увекская и Ульяновская нефтебазы. По данным архивной службы[3] Саратовской области, всего на город было совершено 25 налетов. Самыми серьезными стали бомбардировки в конце июня и последней декаде сентября 1942 года, в июне 1943 года. Постоянно минировалась Волга. Только на Саратов враг сбросил в общей сложности около 7 тысяч авиабомб. Имелись и жертвы. Так, во время одного из налетов на крекинг-завод погибли 129 человек. 21 сентября 1942 года немцам удалось поразить баржу на Волге около Саратова. Погибли 250 человек3.

Несмотря на тяжелые условия, Саратовское Поволжье внесло весомый вклад в обеспечение фронта и тыла промышленной продукцией. В результате эвакуации из западных районов СССР на территорию области свыше 100 заводов, число предприятий общесоюзного значения увеличилось в 1,5 раза. В области было построено свыше десятка крупных заводов (заводы электроагрегатного оборудования, «Знамя труда» в Саратове, им. Урицкого в Энгельсе, дизельный в Балакове, резинотехнических изделий в Калининске и т.д.). На саратовских предприятиях было выпущено более 13,5 тысяч истребителей Як-1 и Як-3, десятки тысяч противотанковых ружей, значительное количество боеприпасов, 1,3 миллиона шинелей, 900 тысяч тонн цемента и т.д.

Несмотря на тяжелое время в первый период войны получили развитие текстильная, легкая и резиновая отрасли промышленности. На территории области расширялись ранее построенные и размещались эвакуированные предприятия. В Энгельсе были размещены Брянский машиностроительный завод (сегодня троллейбусный завод имени Урицкого), фабрика перевязочных материалов и прядильно-ткацкая; в Саратове и Вольске -- три новые швейные фабрики; утроили свои мощности трикотажные фабрики Саратова и Красноармейска. За годы войны в области возникли новые отрасли и производства. Добыча природного газа на Елшанском месторождении и поставка его по газопроводу в Саратов, а позднее в Москву начали газовую промышленность области. В 1950 г. область давала более 1/10 общесоюзной добычи газа. К этому времени на базе Соколовогорского месторождения получила развитие и нефтяная промышленность.

К концу войны, вследствие расширения и реконструкции производства для нужд фронта, резко повысился удельный вес машиностроения и металлообработки. Война затормозила развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности. В связи с привлечением для нужд фронта значительной части механизаторских кадров, тракторов, автомобилей, лошадей резко снизился уровень механизации сельского хозяйства. Это повлекло за собой сокращение посевных площадей и объемов производства сельхозпродукции. Восстановить эти отрасли народного хозяйства области удалось лишь в начале 50-х гг. В первые послевоенные годы Саратовская область становится крупным поставщиком строительных материалов в районы, хозяйство которых было сильно разрушено во время войны.

Война негативно отразилась на повседневной жизни людей. Резко сократилось производство товаров народного потребления, возникли серьезные проблемы с продовольственным снабжением населения. Осенью 1941 года была введена карточная система на продукты питания. Потеря карточек ставила людей на грань выживания. В связи с размещением большого количества эвакуированных существенно ухудшились квартирные условия. Несмотря на лишения и трудности, саратовцы верили в победу над врагом и внесли свой весомый вклад в ее приближение4.

Госпитали

Народная помощь фронту проявилась также в помощи военным госпиталям, максимальное число которых на территории области было в период Сталинградской битвы - 77. Наполнение госпиталей ранеными вдвое превышало оптимальные расчёты: на одного врача приходилось по 100 и даже 200 раненых.

Под госпитали были переданы лучшие помещения в городах области: здание зооветинститута, общежитие пединститута, гостиницы «Астория» и «Москва» в Саратове, корпус горсовета в Энгельсе и многие школы городов и райцентров.

Помощь госпиталям со стороны граждан выражалось в шефстве заводов, фабрик, артелей, учреждений, школ, институтов, техникумов, колхозов и совхозов, 400 комсомольских организаций. Большой вклад в организацию лечения раненых и больных советских воинов внесли преподаватели Саратовского медицинского института.

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия помогав оборудовании палат, изготавливали посуду, приобретали одежду, простыни, обувь, книги, настольные игры, музыкальные инструменты, продукты питания, выделяли транспортные средства. Студенты и школьники ухаживали за ранеными воинами и давали концерты художественной самодеятельности. Домохозяйки стирали бельё и чинили обмундирование. Красноармейцев, получивших увечья, в госпиталях обучали некоторым массовым профессиям - счетоводов, бухгалтеров, сапожников, портных и т. д. Это помогало им адаптироваться к новым условиям жизни. Большое значение в оказании помощи раненым воинам имело донорское движение. В конце войны только в Саратове насчитывалось 42 тысяч доноров. За годы войны жители области сдали 71 тысяч литров крови.



































Фонд обороны

В самом начале войны в области зарождается патриотическое движение по сбору средств в Фонд обороны. Первой крупной акцией по его формированию стал Всесоюзный воскресник 17 августа 1941 года, в котором в Саратовской области приняли участие 150 тысяч человек. К концу февраля 1942 года саратовцы внесли в этот фонд уже 45 млн рублей, 909 тонн зерна и почти 165 тонн мяса.

Посильную материальную помощь фронту оказывали деятели культуры и искусства. Так, например, 10 августа 1941 года в Большом зале Саратовской консерватории состоялся концерт солистов Большого театра СССР, а также артистов саратовских театров, весь сбор от которого (8825 рублей) был перечислен в Фонд обороны.

В сентябре 1941 года развернулся сбор населением тёплых вещей для красноармейцев. Всего за годы войны саратовцы пожертвовали для армии более 1,3 млн тёплых вещей, которыми можно было экипировать 15 стрелковых дивизий. Под новый 1942 год начался сбор посылок для фронтовиков и раненых красноармейцев. Только бойцам Южного фронта было отправлено 13 тысяч новогодних посылок от предприятий, колхозов, учреждений, отдельных рабочих, крестьян и служащих области.

Наибольший размах приобрела такая форма материальной помощи фронту, как покупка боевой техники, вооружения, обмундирования, снаряжения на личные средства граждан или на доходы промышленных предприятий, учреждений, колхозов, творческих коллективов. Зародилось это движение в первый военный год. Молодёжь собирала средства на строительство танковых колонн им. В.И. Чапаева и «Саратовский комсомолец».

Но самые широкие масштабы это патриотическое движение приобрело во время Сталинградской битвы. Инициаторами сбора средств на приобретение именных самолётов стали крестьяне колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского (Саратовского) района. Купленная ими боевая машина была вручена лётчику Сталинградского фронту майору В.И. Шишкину. Первенство в покупке самолёта на индивидуальные средства принадлежит пасечнику колхоза «Стахановец» Ново-Покровского района Ферапонту Петровичу Головатому. В середине декабря 1942 года он внёс 100 тысяч рублей и заказал на Саратовском авиазаводе самолёт ЯК-1, который был передан лётчику-истребителю капитану Б.Н. Ерёмину. По примеру Головатого в области последовало около ста человек, некоторые из них приобретали на собственные средства два и даже три самолёта. За годы войны 1520 самолётов, выпущенных Саратовским авиазаводом, были оплачены жителями области.5





















Глава II. Массовый патриотизм саратовцев.

Накануне Великой Отечественной войны на территории Саратовского Поволжья проживало более 2,4 миллиона человек (1,8 миллиона в Саратовской области и 0,6 миллионов - в АССР НП).

В первые военные дни в городах и селах Саратовского края прошли многолюдные митинги на которых люди заявляли о своей готовности защищать Родину. В Саратове на митинге 22 и 23 июня присутствовало 82800 человек, выступило 837 человек.

Одним из самых заметных проявлений народного патриотизма в начале войны было массовое добровольное движение. С 23 июня по 12 июля 1941 года в Саратовские военкоматы поступило свыше 22 тысяч заявлений от добровольцев. За время войны только из числа девушек добровольцами в армию ушло 6 тысяч человек. В результате двух массовых мобилизаций летом и осенью 1941 года из Саратовского Поволжья было призвано более 300 тыс. мужчин. Всего за период Великой Отечественной войны было мобилизовано более 500 тыс. саратовцев, т.е. каждый 4-й житель области.

Война коснулась всех поколений. На фронт уходили не только военнообязанные. Много подростков, еще не успев закончить школу, устремлялись на фронт. Юноши и девушки старались сделать все от них зависящее, чтобы помочь в борьбе с оккупантами. Молодые девушки устремлялись в военные госпитали, чтобы помочь раненым немногим 150 тысяч уроженцев Саратовского Поволжья были награждены боевыми медалями и орденами. 293 саратовца стали Героями Советского Союза, 32 - кавалерами ордена Славы трех степеней. Дважды звания Героя Советского Союза удостоен летчик Н.М. Скоморохов, артиллерист А.П. Шилин, начальник штаба 2-й армии Н.М. Крылов. Всей стране стали известны имена генерал-майора И.В. Панфилова, уроженца г. Петровска, политрука В.Г. Клочкова-Диева, уроженца с. Синодское, Саратовского района, слова которого прозвучали на всю страну: "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!".

Говоря о Саратовских героях войны нельзя не упомянуть о трех женских авиационных полках: 586-ом истребительном, 587-ом бомбардировочном и 588-ом ночных бомбардировщиков, под командованием Героя Советского Союза Марии Михайловны Расковой. Большинство летчиц, штурманов и техников пришли в авиацию именно из-за Расковой, вдохновленные ее полетами, ее победами, ее устремленностью. Эта красивая женщина стала кумиром для целого поколения.

Казаринова М. А., начальник штаба полка пикирующих бомбардировщиков, вспоминала, что на одном из выступлений М. Раскова говорила: «Вот, девушки, и о нас тоже когда - нибудь будут писать пьесы. Мы с вами должны продолжить славные традиции русской женщины-воина. Для нас нет преград и условностей. <…>Нам все дано: и право защищать Родину, и грозное оружие - самолеты».

Все женщины-летчицы трех саратовских полков несомненно были героями. Многие из них получили высокие награды. В Саратове был сооружен памятник Марине Расковой, но до наших дней он не сохранился.

Имя русской девушки Лили Литвяк облетело весь фронт. В составе экипажей из 6 ЯКов она сражалась с 36 вражескими самолетами и сбила 2 машины. Раненой в плечо и ногу девушке удалось посадить свой истребитель на фюзеляж. За свои подвиги Лилия была удостоена почетного звания Героя Советского Союза. В возрасте неполных 22-х лет погибла в бою над Миусским фронтом.

Все отдавали свои силы на борьбу с врагом, и те, кто воевал на фронте, и те, кто работал в тылу. Только благодаря подвигам миллионов людей новое поколение получило право на свободную жизнь.6





Заключение

Конечно невозможно описать все выдающиеся подвиги наших соотечественников, уложившись всего в 10 страниц. Многие из них погибли, без вести пропали, да и из вернувшихся с войны лишь единицы сейчас с нами.

В нашем городе есть памятник, воздвигнутый к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это Обелиск. Впечатляет панорама этого величественного сооружения. Над кронами деревьев возвышается гранитная стела, у основания которой расположен бассейн, отделанный черным мрамором. Переливающаяся через его края незаметными струйками вода напоминает слезы скорбящих матерей. Надпись на стеле гласит: «Вечная слава защитникам нашей Родины балаковцам, отдавшим жизнь за свободу и независимость Отчизны в Великой Отечественной войне». На гранитных пилонах запечатлены более 1250 фамилий павших воинов Героев Советского Союза. Этот мемориальный комплекс до сих пор напоминает о героях, пожертвовавших жизнью ради спасения Родины. В сооружении обелиска оказывали помощь жители всего города. Каждый год в День Победы тысячи горожан приходят на это место, чтобы своим участием в параде ветеранов отдать дань глубокого уважения тем, кто погиб за свободу народа, и возложить к обелиску живые цветы как символ бессмертия их подвига.

Закончить работу мне хотелось бы отрывком бессмертной поэмы Роберта Рождественского «Реквием»:

Помните! Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной.

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!

Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!



Список используемой литературы

  1. Аронова Р. «Ночные ведьмы»: документальная повесть. - С.: Приволж. Кн. изд-во, 1983.

  2. Богатырев А. Эпизоды войны. - Саратов: Аквариус, 2004.

  3. Годы и люди. - Саратов :Приволж. кн. изд-во, 1986.

  4. Энциклопедия Саратовского края : В очерках, событиях, фактах, именах. - Саратов :Приволж.кн.изд-во, 2002.

Интернет-ресурсы

  1. ru.wikipedia.org









Оборона

Осенью 1941 года Саратовская область стала одним из ближайших тыловых районов страны, где началось строительство оборонительных рубежей. Сооружались укрепления - противотанковые рвы, доты, дзоты и тому подобное, по реке Медведице и вокруг Саратова. В строительстве оборонительных линий помимо частей 7-й сапёрной армии с октября 1941-го по январь 1942 году участвовало до 92 тысяч местных жителей: домохозяек, служащих, студентов, колхозников.

В сентябре 1942 года в связи с выходом противника в районы Нижней Волги строительство оборонительных укреплений в крае было возобновлено, Происходило дооборудование ранее построенных рубежей и сооружение новых линий обороны по окраинам Саратова и ряда отсечных позиций. В общей сложности за время войны в Саратовской области было построено около 610 км укрепленных линий обороны.

В ноябре 1941 года Саратовский городской комитет обороны, созданный 26 октября 1941 года, вынес постановление о введении в Саратове, Энгельсе и прилегающих к ним районах угрожающего положения с воздуха. Вскоре для защиты городов, военных и промышленных объектов от авиаударов врага создаётся Саратовско-Балашовский район ПВО в составе истребительных авиационных, зенитно-артиллерийских, прожекторных и других частей и подразделений. Для защиты населения в случае вражеских налётов оборудовались бомбоубежища.

Первые разведывательные полёты немецких самолётов над Саратовом фиксируются ещё в феврале 1942 года, а первые бомбардировки города противник совершил 25 и 26 июня 1942 года по цехам ГПЗ-3. В последующем воздушные удары, кроме Саратова, наносились также по Ртищеву, Балашову, Марксу. Особенно сильными они были в сентябре 1942 года, когда враг находился в Сталинграде. Немецкие лётчики постоянно стремились прорваться к железнодорожному мосту через Волгу, бомбили крекинг-завод и саратовские нефтебазы. Бомбардировке подвергались также дома мирных жителей, санитарные поезда и речные суда с гражданским населением.

В 1943 году бомбардировки Саратова возобновились. С 12 по 27 июня 1943 года враг произвёл 9 налётов на южную часть города, в которых участвовало 423 самолёта. Особенно пострадал авиационный завод, восстановление которого продолжалось несколько месяцев.

Исследовательская работаСаратовский край в годы ВОВ

Ударная мощь воздействия фашистской авиации была снижена благодаря героизму саратовских зенитчиков и лётчиков-истребителей. Первый вражеский самолёт в небе над Саратовом в сентябре 1942 года сбила лётчица 586-го истребительного авиаполка Валерия Хомякова. За этот подвиг она была награждена орденом Красного Знамени. В целом лишь четвёртая часть вражеских самолётов смогла прорваться к целям. Под Саратовом враг потерял 20 бомбардировщиков.

Транспорт

Самый напряжённый характер деятельность транспортников имела осенью-зимой 1941 года в связи с огромными потоками эвакуированного населения и грузов и во второй половине 1942-го - начале 1943 года, когда в обстановке частых налётов авиации противника обеспечивались воинские перевозки грузов в районы боёв под Сталинградом. В августе 1942 года, в самый разгар сражений, вступила в строй новая железнодорожная ветка Саратов - Сталинград.

Саратовские речники перевезли за время войны до 15 млн. тонн различных грузов. В навигации 1942 и 1943 годах движение судов по Волге происходило в условиях минирования фарватера и под обстрелом авиации противника. Летом 1943 года немецкое командование для этой цели выделило специальную эскадру (до 80 самолётов) 4-го воздушного флота. Тем не менее волжским речникам в тот год удалось провезти свыше 1 млн т нефтепродуктов.

Сельское хозяйство в период войны

Продолжительная оккупация западных хлебородных районов усилила военно-экономическое значение саратовского продовольствия. Основную тяжесть работы в полеводстве и животноводстве приняли на себя женщины и мужчины старших возрастов, обязательный минимум трудодней которых вырос с 80 до 100-150. Вводился он и для подростков 12-16 лет (60 трудодней). Почти 85% постоянныхсельхозработников составляли женщины.

Посевные площади в военные годы в области сократились с 4,1 млн га до 2,5 млн га, урожайность зерновых упала в 2-3 раза, сократилось также поголовье скота. Но за период войны Саратовская область сдала 2,6 млн тонн зерна, 128 тысяч тонн мяса, 48 тысяч тонн подсолнечника и другой продукции.

Фонд обороны

В самом начале войны в области зарождается патриотическое движение по сбору средств в Фонд обороны. Первой крупной акцией по его формированию стал Всесоюзный воскресник 17 августа 1941 года, в котором в Саратовской области приняли участие 150 тысяч человек. К концу февраля 1942 года саратовцы внесли в этот фонд уже 45 млн рублей, 909 тонн зерна и почти 165 тонн мяса.

Посильную материальную помощь фронту оказывали деятели культуры и искусства. Так, например, 10 августа 1941 года в Большом зале Саратовской консерватории состоялся концерт солистов Большого театра СССР, а также артистов саратовских театров, весь сбор от которого (8825 рублей) был перечислен в Фонд обороны.

В сентябре 1941 года развернулся сбор населением тёплых вещей для красноармейцев. Всего за годы войны саратовцы пожертвовали для армии более 1,3 млн тёплых вещей, которыми можно было экипировать 15 стрелковых дивизий. Под новый 1942 год начался сбор посылок для фронтовиков и раненых красноармейцев. Только бойцам Южного фронта было отправлено 13 тысяч новогодних посылок от предприятий, колхозов, учреждений, отдельных рабочих, крестьян и служащих области.

Наибольший размах приобрела такая форма материальной помощи фронту, как покупка боевой техники, вооружения, обмундирования, снаряжения на личные средства граждан или на доходы промышленных предприятий, учреждений, колхозов, творческих коллективов. Зародилось это движение в первый военный год. Молодёжь собирала средства на строительство танковых колонн им. В.И. Чапаева и «Саратовский комсомолец».

Но самые широкие масштабы это патриотическое движение приобрело во время Сталинградской битвы. Инициаторами сбора средств на приобретение именных самолётов стали крестьяне колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского (Саратовского) района. Купленная ими боевая машина была вручена лётчику Сталинградского фронту майору В.И. Шишкину. Первенство в покупке самолёта на индивидуальные средства принадлежит пасечнику колхоза «Стахановец» Ново-Покровского района Ферапонту Петровичу Головатому. В середине декабря 1942 года он внёс 100 тысяч рублей и заказал на Саратовском авиазаводе самолёт ЯК-1, который был передан лётчику-истребителю капитану Б.Н. Ерёмину.

Исследовательская работаСаратовский край в годы ВОВ

По примеру Головатого в области последовало около ста человек, некоторые из них приобретали на собственные средства два и даже три самолёта. За годы войны 1520 самолётов, выпущенных Саратовским авиазаводом, были оплачены жителями области.

Госпитали

Народная помощь фронту проявилась также в помощи военным госпиталям, максимальное число которых на территории области было в период Сталинградской битвы - 77. Наполнение госпиталей ранеными вдвое превышало оптимальные расчёты: на одного врача приходилось по 100 и даже 200 раненых.

Под госпитали были переданы лучшие помещения в городах области: здание зооветинститута, общежитие пединститута, гостиницы «Астория» и «Москва» в Саратове, корпус горсовета в Энгельсе и многие школы городов и райцентров.

Помощь госпиталям со стороны граждан выражалось в шефстве заводов, фабрик, артелей, учреждений, школ, институтов, техникумов, колхозов и совхозов, 400 комсомольских организаций. Большой вклад в организацию лечения раненых и больных советских воинов внесли преподаватели Саратовского медицинского института.

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия помогав оборудовании палат, изготавливали посуду, приобретали одежду, простыни, обувь, книги, настольные игры, музыкальные инструменты, продукты питания, выделяли транспортные средства. Студенты и школьники ухаживали за ранеными воинами и давали концерты художественной самодеятельности. Домохозяйки стирали бельё и чинили обмундирование. Красноармейцев, получивших увечья, в госпиталях обучали некоторым массовым профессиям - счетоводов, бухгалтеров, сапожников, портных и т. д. Это помогало им адаптироваться к новым условиям жизни. Большое значение в оказании помощи раненым воинам имело донорское движение. В конце войны только в Саратове насчитывалось 42 тысяч доноров. За годы войны жители области сдали 71 тысяч литров крови.

Ферапонт Головатый родился в селе Сербиновка[1]. С 1911 года - в царской армии, участник Первой мировой войны. После Великой Октябрьской Социалистической революции входил в полковой комитет. Участвовал в Гражданской войне, был командиром эскадрона в 1-й Конной армии. К началу Великой Отечественной войны - колхозник-пасечник, член правления колхоза.

С началом Великой Отечественной войны двое сыновей Головатого и три зятя ушли на фронт, в доме остались 9 внуков (старшему было девять лет). В декабре 1942 и в мае 1944 года Головатый внёс по 100 тысяч рублей на постройку двух боевых самолётов-истребителей Як-1 и Як-3. Деньги он выручил от продажи мёда, который во время войны имел большую стоимость. В тот год Ферапонт Головатый собрал 2 ц мёда (1 кг стоил 500-900 руб.). «Всё, что я своим честным трудом заработал в колхозе, - писал он в телеграмме на имя Сталина, - отдаю это в фонд Красной Армии… Пусть моя боевая машина громит немецких захватчиков, пусть она несёт смерть тем, кто издевается над нашими братьями, невинными советскими людьми. Сотни эскадрилий боевых самолётов, построенные на личные сбережения колхозников, помогут нашей Красной Армии быстрее очистить нашу священную землю от немецких захватчиков»[3]. На обоих самолётах воевал лётчик Б. Н. Ерёмин, впоследствии генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза. С 1946 года - председатель колхоза «Стахановец» (Саратовской области), после смерти Ф. П. Головатого колхоз стал носить его имя. Депутат ВС СССР 2-3-го созывов (с 1946 года).

Первый самолёт, построенный на средства Головатого, находится в экспозиционно-выставочном павильоне Саратовского государственного музея боевой славы, расположенном в Парке Победы на Соколовой горе, второй - хранился долгое время в Москве, в Доме авиации.

Второй самолёт, на данный момент, находится в небольшом частном музее авиации города Санта-Моника (США). В 1991 году ОКБ им. А. С. Яковлева заключило контракт с американской музейной фирмой «Ганнел» на отправку партии самолётов Як-3 в Калифорнийский музей. С ними был отправлен и знаменитый Як-3, построенный на средства Головатого.

Второй самолёт, построенный на деньги Ферапонта Петровича, хранящийся в авиационном музее Калифорнии, США

Прошло уже более 15 лет, однако Як-3 всё ещё находится в музее Санта-Моники. Б. Н. Ерёмин долгое время обращался в различные инстанции с просьбой вернуть самолёт на Родину, но это ни к чему пока не привело[4].

Ф. П. Головатый умер 25 июля 1951 года в селе Степное Калининского района Саратовской области. Похоронентамже.

1Аронова Р. «Ночные ведьмы»: документальная повесть. - С.: Приволж. Кн. изд-во, 1983.

2Годы и люди. - Саратов :Приволж. кн. изд-во, 1986.

3Годы и люди. - Саратов :Приволж. кн. изд-во, 1986.

4Богатырев А. Эпизоды войны. - Саратов: Аквариус, 2004.

5Энциклопедия Саратовского края : В очерках, событиях, фактах, именах. - Саратов :Приволж.кн.изд-во, 2002.

6Годы и люди. - Саратов :Приволж. кн. изд-во, 1986.


© 2010-2022