Разработка урока Луганский край в 14-первой половине 17 века, заселение Дикого поля

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 16

Разработала учитель истории

ГБОУ ЛНР

«Новодарьевская общеобразовательная школа»

Муратова Наталья Александровна

Тема: Луганщина в XIV - первой половине XVII веков.

Цель: Охарактеризовать развитие нашего края в 14-17 веках. совершенствовать навыки сравнения и сопоставления исторических событий, процессов, выделять главные признаки исторического периода, развивать исследовательские способности, коммуникативные умения и навыки, способствовать формированию личного взгляда на события, воспитывать уважение к историческому прошлому нашего края.

Планируемые результаты:

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • понимают информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • осуществляют поиск нужной информации;

  • делают выводы, в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

  • формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания;

  • выражают свои мысли и сотрудничают с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

  • обсуждают учебные проблемы, признают существование различных точек зрения, высказывают собственное.

Регулятивные:

  • ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  • самостоятельно планируют пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • соотносят свои действия с планируемыми результатами,

  • оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Личностные УУД:

  • осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества, гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее своего народа; своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, чувства ответственности и долга перед Родиной.

  • оценивают ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • развивают моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирую нравственные чувства и нравственное поведение, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Научно - методическое обеспечение: дополнительная литература, электронные карты, электронная презентация по теме.

Форма урока: урок с использованием информационных технологий

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

План урока.

  1. Татарские набеги на Дикое поле

  2. Луганский край в оборонительной системе южных границ Российского государства.

  3. Колонизация Дикого поля.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности. Слайд 3,4

Посмотрите на карту Луганской области. Какая главная водная артерия нашего края? (Северский Донец)

Что такое Подонцовье? ( р. Донец с впадающими мелким реками)

Как вы считаете, правда ли, что нынешняя Луганщина большей частью относится к среднему Подонцовью? (да)

Территория каких украинских областей входила в состав Золотой Орды?

Чем знамениты русские поселки в Золотой Орде?

Где было единственное такое поселение на территории Луганской области? (Нижнетеплое в Станично - Луганском районе)

Учитель. Тема сегодняшнего урока «Луганщина в XIV - первой половине XVII веков». Я предлагаю вам, подумать и записать на листочках, что бы вы хотели узнать сегодня на уроке по данной теме и положить в нашу корзинку знаний.

На доске прикреплена корзинка. Дети пишут на листочках свои пожелания, озвучивают и прикрепляют к корзинке на доске.

  1. Актуализация опорных знаний. Слайд 5,6

Прочтите отрывок из документа (книга «Большому чертежу» и укажите, какому событию он посвящен.

«Постоянные войны, которые во второй половине 14 века велись на территории нашего края, привели к образованию Дикого поля - степного пространства, где происходили постоянные военные стычки, где гуляла смерть, и жизнь человека стала невозможной…»

Ответы учащихся.

  1. Изучение нового материала.

1.Татарские набеги на Дикое поле

Учитель. Период с 14 по 17 столетие был для нашего края временем напряженных поисков наиболее благоприятных форм хозяйственной деятельности и общественной жизни. В это время на территории нашего края происходили различные процессы, которые имели свою специфику. Это освоение донецкого Дикого поля, взаимоотношения между представителями украинского и русского народов, запорожского и донского казачества, а также «хозяев степей - кочевников», усиление одних и ослабление других политических и этнических сил, процесс формирования национального состава населения.

Беседа с элементами повторения. Метод «Обмен мнениями»

- Была ли Золотая Орда прочным государством? (Нет, ее раздирали междоусобицы).

- Какие два политических центра были в Золотой Орде? (В Золотой Орде было два политических центра: темный Ногай и хан Тохта. Между ними были противоречия. Ногай контролировал территорию степей от Дуная до Дона, а Тохта - к востоку от Дона. Эти противоречия вызвали кровопролитные войны в Золотой Орде. Войны захватили и территорию нашего края. Первая битва между ними произошла в низовьях реки Соверский Донец. Тяжкая борьба шла между ханом Тахтамышем и Тамерланом.

- Какие же главные причины распада Золотой Орды? Эти войны стали одной из главных причин распада «Золотой Орды». Немалую роль в распаде Золотой орды сыграла и Куликовская битва между монголо - татарами и русскими войсками.

Вывод: Разногласия в Золотой орде, непрерывные междоусобицы привели к распаду Золотой Орды. ЕЕ падение было столь стремительным, как и ее рождение.

Работа с информационной картой. Опережающее домашнее задание. Метод «Обучая - учусь»

Сообщение 1 ученика.

С середины 14 века Золотая Орда распалась. Образовались Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское и другие ханства, Большая Орда и Ногайская Орда. Большая Орда занимала широкую полосу земель вдоль побережья Черного и Азовского морей. По соседству с Большой Ордой образовалось Крымское ханство. Между Большой Ордой и Крымским ханством происходили противоречия, и даже военные конфликты. В этот период наш край получает название «Дикое поле»

Сообщение 2 ученика.

С 14 века и далее во времени на территории нашего края было «дикое поле», в понятие которого многие литераторы, краеведы, учителя вкладывают «безжизненное, разбойное». Даже связывающие нити - дороги иногда называют «бандитскими шляхами». Территория будущей Луганской области находилась под контролем крымских ногайских татар. Северский Донец делил Поддонечье не Левобережное - ногайское и Правобережное - Крымское. Также через Дикое поле пролегали сакмы - военные дороги крымцев.

Работа в малых группах. Группы получают рабочие листы с текстом и заданиями.

1 группа. Задание: Исследовать, как крымские татары осуществляли набеги. Слайд 7

Примерный ответ учащихся.

Дикое поле отделяло Русское государство от Крымского ханства. В него входила Южная часть Донецкого края. Центральный и Северные районы края относились к Дикому полю. Через него по трем дорогам: Кальмиусскому, Муравскому и Изюмскому шляхам татары совершали грабительские набеги на русские и украинские земли.

2 группа. Задание: Выяснить причины нападения татар. Слайд 8

Примерный ответ учащихся.

Нападения Крымских татар являлось настоящей ареной военных действий. Целью нападения было не захват территорий, а грабеж населения. Основными причинами нападений были:

  • Производительные силы Крыма, где после распада Золотой Орды образовалось Крымское ханство были очень отсталыми;

  • Сложные климатические условия, засуха убивала урожай, что приводило к голоду в Крымском ханстве;

  • Другие отрасли не развивались;

  • У жителей было равнодушие и отвращение к хозяйственной деятельности;

  • Убежденность в том, что все необходимое нужно не создавать, а захватывать у соседа.

3 группа. Задание: Рассказать как вели себя татары, захватывая территорию в Диком поле. Слайд 9,10

Примерный ответ учащихся. И, чтобы

Придя в район заселенный русскими или украинцами, татарское войско разделялось на отряды по несколько сот человек. Эти отряды распались по деревням, окружали население со всех сторонни, чтобы не ускользнули жители, раскладывали по ночам большие костры. Потом грабили, жгли дома и постройки, убивали сопротивляющихся, уводили в плен не только мужчин, но и женщин, а также домашний скот: коров, быков, лошадей, овец. Главной целью любого татарского набега был захват добычи, пленных, скота. Татары не использовали пленных в своих хозяйствах, а продавали за «море», главным образом в Турцию. Очень выгодно было татарам за полонянина получить выкуп, который достигал несколько сот рублей. Это был страшный, неприкрытый грабеж южных регионов России. Чтобы предотвратить набеги, решено было строить в стенах города крепости.

  1. Луганский край в оборонительной системе южных границ Российского государства.

Рассказ учителя. Задание для учеников: по ходу рассказа учителя, составить простой план. Слайд 10,11

Учитель. В условиях почти ежегодных нападений татар, поставивших перед Московией проблему сохранения государственности и грозивших физическим уничтожением значительной части ее населения, на протяжении 16-17 веков предпринимаются ряд оборонительных мер.

Система обороны границ Южной Руси складывалась постепенно в течение 16-17 веков. Она включала в себя:

  • Возведение оборонительных линий «Засечных черт»;

  • Отдельных крепостей;

  • Дозорно - оборонительных пунктов;

  • Организацию сторожевых разъездов и станиц.

(Дополнительная информация для учителя. Приложение 1)

Примерный план, составленный учениками.

  1. Система обороны границ южной Руси.

  2. Оборонительные «засечные черты»

  3. Отдельные крепости.

  4. Дозорно-охранные пункты.

  5. Организация сторожевых разъездов и станиц.

  6. Боевые действия.

Вывод: Сочетание пассивной и активной обороны создало предпосылку к началу славянской колонизации Дикого поля.

  1. Колонизация Дикого поля.

Работа с информационными картами. Раздаточный материал с информационным текстом. Работа в группах. (Приложение 2)

Задание ученикам. Ознакомится с текстом информационных карт. Определит причины заселения Дикого поля. Метод «Историческая перестрелка»

1 группа. Классификация колонизации Дикого поля. Слайд 12

2 группа. Пути освоения Дикого поля. Слайд 13

3 группа. Этническая принадлежность переселенцев Дикого поля. Слайд 14,15

Примерные ответы учеников.

  1. Видимость безопасности от татарских набегов;

  2. Хорошие природно-климатические условия, природные богатства края;

  3. Широкие просторы непахотной земли, большие лесные массивы;

  4. Богатые залежи полезных ископаемых;

  5. Водное богатство края: реки богатые рыбой, возможность развития судоходства.

Вывод. Слайд 16


  1. ЗРазработка урока Луганский край в 14- первой половине 17 века, заселение Дикого поляРазработка урока Луганский край в 14- первой половине 17 века, заселение Дикого поляакрепление изученного материала. Метод «Графический диктант». Слайд 17

Да - ; Нет -

  1. ПРазработка урока Луганский край в 14- первой половине 17 века, заселение Дикого поляравда ли, что нынешняя Луганщина большей частью относится к среднему Подонцовью?

  2. ПРазработка урока Луганский край в 14- первой половине 17 века, заселение Дикого поляравда ли, что целью нападения крымских татар было не захват территорий, а грабеж населения.

  3. ПРазработка урока Луганский край в 14- первой половине 17 века, заселение Дикого поляравда ли, что придя в район заселенный русскими или украинцами, татарское войско спокойно относилось к местным жителям, налаживало дипломатические отношения, перенимали культуру местного населения.

  4. ВРазработка урока Луганский край в 14- первой половине 17 века, заселение Дикого поляерно ли, что в оборонительную систему южных границ Российского государства входило:

Возведение оборонительных линий «Засечных черт»;

Отдельных крепостей;

Дозорно - оборонительных пунктов;

Организацию сторожевых разъездов и станиц.

  1. ВРазработка урока Луганский край в 14- первой половине 17 века, заселение Дикого поляерно ли, основной причиной заселения Дикого поля было репрессивная политика российского правительства?

  2. ПРазработка урока Луганский край в 14- первой половине 17 века, заселение Дикого поляравда ли, что территория Дикого поля заселялась только русскими?

  3. Рефлексия. Учащиеся достают из «Корзины ожиданий» свои вопросы и сопоставляют с полученными знаниями на уроке.

  4. Подведение итогов на уроке. Выставление оценок.

  5. Д\з. Слайд 18

Дополнительный материал.

Приложение 1

В 20-е годы 16 века московское правительство создает первую «засечную черту» по р. Оке и р. Угре. Она надежно прикрывала Москву.

В первой половине 17 века начала действовать 800-километровая Белгородская черта.

От Полтавы до Воронежа растянулся грандиозный оборонительный пояс. Он включал в себя 25 городов - крепостей, соединенных между собой земельным валом.

В 1637 году на крутом берегу р. Айдар возник Осиновый острог (Новопсковский район с. Осиново), обнесенный рвом и валом.

В июне 1599 г. царский сановник Бельский под святой горой (г.Славяногорск) возвел башню и городки, укрепил крепость.

В 1600 году возле современного г. Старобельск Бельский построил крепость на р. Айдар.

Поскольку главным элементом тактики татарских набегов была внезапность, то большим делом была хорошо организованная разведка. Для предупреждения военных действий требовалось внимательное наблюдение за степями. С этой целью создавались сторожи - немногочисленные конные разъезды, в которые входили преимущественно «дети дворянских», которые наблюдали и своевременно оповещали о движениях на поле.

На территории нашего края расположение сторож было следующим: в верховьях р. Айдар, в устье р. Оскол, в устье Черного Жеребца, где находилась Бахмутская сторожа.

К числу сторожевых застав относится крепость в поселке Нижняя Теплая (Станично - Луганский район), и в селе Обозное, а также в Грушевой балке Провальской степи. Вокруг крепости был большой двухметровый ров, который переходил вал высотой около 3 м. вал был обнесен деревянным частоколом.

Сторожи тесно взаимодействовали со станицами. Станицы - это подвижные отряды, которые несли сторожевую службу.

Укреплению южных границ Российского государства послужил Боярский приговор. Он устанавливал строгую ответственность за качество несения службы вплоть до смертной казни.

Начиная со второй половины 16 века Русское государство, поддерживаемое украинскими казаками не ограничивалось только оборонительными действиями. Осенью 1556 г отряд Булгакова разбил отряд из 150 человек. Князь Вишневецкий в начале 1559 г. нанес поражение татарам на р. Айдар.

Приложение 2.

1 информационная карта. Классификация колонизации Дикого поля.

В исторической науке существует два понятия колонизации донбасских степей: колонизация правительственная и народная. Народная вольная колонизация «поля» началась еще в 16 веке и предшествовала правительственной от Московского государства. Были еще мещанско-крестьянская и военная колонизации. В 16 веке украинское и русское население двинулось на юг и приблизилось к течению Северского Донца и осели на берегах рек Сейм и Большая Сосна в наиболее безопасном месте.

2 информационная карта. Пути освоения Дикого поля.

По причине татарской опасности большинство населенных пунктов «на поле» в первой половине 16 века располагались в стороне от шляхов, по которым совершались набеги. Южные районы нынешней Луганщины осваивались путем основания промысловых угодий - юртов. В 1626 году в бассейне Северского Донца, в Донецкой волости было 9 юрт. Это было массовое заселение.

3 информационная карта. Этническая принадлежность переселенцев Дикого поля.

Кроме русских в середине 16 века пустующие пространства Среднедонеччины осваивали также переселенцы Слободской Украины. Постепенно эта территория заселилась переселенцами со славянских земель Польско- Литовского государства. Именно здесь для защиты от нападений крымских татар сформировалось украинское казачество. Оно вело активные наступательные действия против крымских татар и ногайцев, подготавливали начало заселения территории Дикого поля. Дикое поле переставало быть Диким.

Используемая литература:

  1. Толковый словарь Даля.

  2. Большая Советская энциклопедия том 3

  3. История Луганского края. Ефремов А.С., Курило В.С.

  4. История родного края. Горелик А.Ф., Викрова Т.В.

  5. История родного края. Учебное пособие 7 класс



© 2010-2022