Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)

Северное управление министерства образования и науки Самарской области


Окружной конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»


Методическая разработка урока истории.

Тема: « Путешествие в эпоху Петра I»


Автор: Гордеева Л.А., учитель истории ГБОУ ООШ с. Старая Дмитриевка





2013 г


Цели урока:Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)


  1. Образовательная - Повторить и закрепить знания учащихся о реформах эпохи Петра I формировать умение делать выводы о значимости преобразований для государства, о значении личности в истории.

  2. Воспитательная - Формировать чувство гражданственности, уважения к историческому прошлому нашего государства, способствовать формированию чувства гордости за историческое прошлое малой Родины.

  3. Развивающая - Создать условия для стимулирования мыслительной деятельности учащихся, развития творческой активности. Повысить познавательный интерес школьников к изучению истории.

  4. Методическая - Показать применение различных форм и методов повторения и обобщения исторического материала.

Тип урока: Урок обобщающего повторения в 7 классе.

Может применяться как форма внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию.

Форма урока: Игра - путешествие.

Средства обучения:

  1. Проектор, экран.

  2. CD со слайдами к уроку.

  3. Карточки с заданиями.

  4. Элементы костюмов: треуголка, шляпка

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя. ( 4-5 мин.)

Здравствуйте, ребята! Я рада встретиться с вами сегодня на уроке истории. Я думаю, вы со мной согласитесь, что история нашего государства очень интересна, и очень много славных, замечательных страниц есть в истории нашей страны. И, одна из самых важных, интересных - это эпоха Петра I. Удивительный, необычный правитель-

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

писал о нём А.С.Пушкин в поэме «Медный всадник»

( слайд № 1)

Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)


Много времени вы посвятили изучению событий, которые происходили в ту эпоху, и сегодня давайте вспомним эти события, и в конце нашего урока ответим на вопрос: Почему правитель России Пётр I вошёл в историю как Пётр Великий? ( слайд 2.)

Вспоминать о событиях мы будем не просто так, я приглашаю вас в путешествие на «хронолёте»! А, вы знаете, что такое «хронолёт»?

« Хронос» в переводе с греческого - « время», поэтому « хронолёт» - это машина для полётов во времени. Ну что, согласны отправиться в прошлое? Но есть одно условие - путешествовать мы будем экипажами, у каждого экипажа должно быть своё название. Даю вам пол - минутки на то, чтобы придумать название своему экипажу, конечно, оно должно быть связано с историей. Что ж, экипажи готовы? Отправляемся в полёт!

( звучит запись « космической» музыки.) Вот мы с вами и оказались в конце XVII - первой четверти XVIII века.

II. Основная часть урока. ( 25 -30 мин)

1. И первая наша остановка « Детство и юность Петра».

Задание: Командам демонстрируются слайды с вопросами.Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)

Слайд 3

А) Пётр 1 был сыном царя Алексея Михайловича, но почему его не готовили к занятию престола?

( потому, что у него были старшие братья Фёдор и Иван)

Слайд 4

Б) « Двойной трон».Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)

Вопрос: Пётр 1 был провозглашен царём, но почему в начале своего царствования он восседал на двойном троне с окошечком в спинке ?

( потому, что он был провозглашен царём вместе со своим братом Иваном в 10 - летнем возрасте)

2.Остановка « Реформы Петра 1».

Задание:« Аукцион знаний».

Перечислить все реформы Петра 1, побеждает экипаж тот, кто последним реформу назовёт.

( Реформы государственного управления: образование Сената, Синода, отмена приказов, введение коллегий, губернская реформа, городская реформа, военная реформа, введение « Табеля о рангах», первая газета, первый музей, европейские обычаи, строительство мануфактур, Ассамблеи, Новый год, военный флот).

3.Остановка « Личность Петра»

Ребята, вы вспомнили и перечислили много реформ эпохи Петра1. Как вы считаете, зависит ли история страны от личности человека, который стоит во главе государства, от его качеств, от черт характера? ( ответы детей)

Давайте вспомним, какой личностью был Пётр 1? ( ответы детей)Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)

Слайд № 5.

« То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.»

А.С. Пушкин.

Задание - игра « Да - нет -ка»

Я загадаю про себя один предмет, который относится к эпохе Петра 1, а вы должны отгадать его, задавая мне вопросы, но учтите, что отвечать я буду только « да» или « нет». ( можно загадать слова газета, картофель, новогодняя ёлка)

4. остановка « Северная война».

Задание для одного участника из каждой команды. Дополнить текст.

« В ……….. году началась Северная война .

…… год продолжалась она. Пришлось со……………………

За море……………………….. нам воевать,

Чтоб Российскую…………………лучше развивать.

Главные битвы мы знаем без сомненья!

Это ………………………. битва, битва у острова…………………..

И …………………………………. сраженье.

В ………… году закончилась война.

…………………. России принесла она.

…………………… стала наша страна!»

А, пока ребята выполняют задание, давайте с вами вспомним, какие изменения произошли в русской армии во время Северной войны?

5 остановка « Изменение быта русских людей в эпоху Петра 1.»

Что же изменилось в жизни людей? ( ответы детей)

Давайте посмотрим, как выглядела одежда, сшитая по европейскому образцу.

Слайд № 6.

Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)

Задание « Гости из прошлого»

Я попрошу выйти ко мне по 1 человеку от экипажа - девочку и мальчика.

Вы у нас будете гости их прошлого. Ваша задача - прочитать старинный документ, а экипаж соперников должен отгадать, о чём в нём идёт речь.

1 документ:

« Здравствуй, матушка. Спешу сообщить тебе наши новости. Отныне царём Петром Алексеевичем нам приказано носить платья новомодные французские, да не сидеть дома в тереме, а выезжать на собрания с фейерверками, маскарадами для танцев, разговоров, развлечениев. А называются эти собрания…….» ( Ассамблеи)

2 документ:

« Слушай, отрок, внимательно! Во - первых, наипаче всего должны дети отца и мать в великой чести содержать. Когда родители или кто другой их позовут, то должны они к ним отозваться , тот час, как голос послышат… обрежь свои ногти, да не явятся яко бы оныя бархатом обшиты»». ( книга « Юности честное зерцало»

Сделаем ещё одну остановку во времени.

6 остановка « Новые слова»

1) Задание: Поставить правильную букву и объяснить понятие.

- вер…ь

- р….визия

- ко…..егии

- мануф….ктура

- политика м……ркантилизма

- С….нод

2)Логические цепочки. Что лишнее и почему?

Рекруты пищали стрельцы

1722 « Табель о рангах» « Русская Правда»

Москва Кункскамера Петербург

Полтава 1708 д. Лесная

Кофе картофель пшеница

1700 1703 Северная война

7 остановка « Пётр Великий и наш край»

А какую роль сыграл Пётр 1 в истории нашей малой Родины, нашего Сергиевского района? ( ответы детей, дополняет учитель, если необходимо).

Дополнительная остановка ( при наличии резервного времени на уроке)

8 остановка « Знатоки эпохи».

Вопросы командам ( отвечают по - очереди):

1. Где провёл детство Петр? ( село Преображенское)

2. Кто составлял окружение Петра в детстве? ( дворовые люди и их дети)

3. Любимое развлечение Петра в детстве? ( военные игры)

4. Как звали сестру Петра 1? ( Софья)

5. Рост Петра I равнялся? (2 м. 4см).

6. Часть света, в которую Пётр "прорубил окно"? (Европа).

7. Город-парадиз? (Санкт - Петербург).

8. Призывник в регулярную армию Петра? (Рекрут).

9. Сколькими ремёслами владел сам Пётр I ? (14).

10.Что запретил необразованным дворянам Пётр? (Жениться).

11. Первая русская газета называлась? ("Ведомости").

12. Когда на Руси отмечали Новый год до Петра I? (1 сентября).

13. Как назывался первый русский музей? (Кунсткамера, помещение для редкостей).

14. Какой город являлся единственными морскими воротами России до Северной войны ? (Архангельск)

15. На смену чего пришли коллегии? ( приказы)

16. Что такое экспорт? ( вывоз товаров за границу)

17. Что такое импорт? ( ввоз товаров в страну)

18. Назовите « потешные полки» ( Семёновский и Преображенский)

19. Как назывались все работы крестьян в хозяйстве феодала? ( барщина)

20. наследственное земельное владение? ( вотчина)

III. Завершение урока ( 5 мин)

Мы закончили наше путешествие во времени. И, сейчас, я хочу вернуться к вопросу, который задала вам в начале урока.

Слайд № 7. Методическая разработка урока истории на тему Путешествие по эпохе Петра I ( 7 класс)

Почему правитель России Пётр I вошёл в историю как Пётр Великий? ( ответы детей ) Ребята, я хочу напомнить вам слова, которые Пётр Первый сказал, обращаясь к солдатам перед Полтавской битвой: « …И не помышляли бы бытии за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский. А о Петре ведали бы, что ему житиё свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние!» о чем же свидетельствуют эти слова? ( ответы детей) Поэтому мы можем назвать Петра настоящим патриотом. Как вы понимаете, что же такое патриотизм? ( ответы детей) Спасибо, ребята за урок! А закончить мне бы его хотелось стихотворением:

Храни огонь родного очага и не позарься на костры чужие -

таким законом предки наши жили и завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли, как ни болотист, как не каменист он,

Не потянись за чернозёмом чистым, что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учили в школе, ты будешь знать,

За что тебе стоять!



© 2010-2022