• Преподавателю
  • История
  • План-конспект урока по православной культуре на тему Просвещение при Ярославе Мудром 6 класс

План-конспект урока по православной культуре на тему Просвещение при Ярославе Мудром 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет

Православная культура


Учитель

Акиньшина Снежана Витальевна


Глава УМК

Расцвет культуры на Руси в XI веке. Первые русские святые.

6 класс




Тема урока

Просвещение Руси при Ярославе Мудром.






Задачи:

  1. Показать изменения, происходившие на Руси в период княжения Ярослава Мудрого.

  2. Развитие анализа и синтеза.

  3. Показать роль личности в истории государства.





Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Оргмомент:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними. Спасибо. Садитесь.

(дети здороваются с гостями, занимают свои места)

Актуализация знаний

Определение темы

На прошлом уроке мы с вами завершили изучение темы «Новокрещенная Русь», мы увидели, что правление князя Владимира привело к существенным, коренным изменениям в жизни, как самого государства, так и в жизни русского народа.

-Какие это были изменения? ( Русь стала государством, княжества объединились вокруг Киева, приняла христианство, стали строится храмы, появились новые школы, зарождалась новая духовность)

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: Князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветил их крещением, сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая учение книжное» («Повесть временных лет»)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом уроке, определите тему урока.


Отвечают на вопросы:


Чтение эпиграфа, рассуждение, формулировка темы


Целеполагание



Мотивация

Сегодня мы приступаем к изучению большой темы «Расцвет культуры на Руси в XI веке. Первые русские святые», а тема нашего урока - «Просвещение Руси при Ярославе Мудром».

- Определите цель нашего урока. (Выяснить , какие изменения произошли на Руси в период княжения Ярослава Мудрого)

- Какие задачи мы должны решить с вами, исходя из темы урока?

(узнать, что такое просвещение, познакомиться с историческим лицом князем Ярославом Мудрым, определить как развивалось просвещение при Ярославе Мудром)

- Как вы думаете, актуальна ли в наше время эта тема? Почему?

Запись темы в тетради

- В конце урока мы еще раз вернемся к эпиграфу и вы постараетесь объяснить смысл слов Нестора - Летописца.


Постановка цели и учебных задач

Объяснение нового материала:

- Итак, мы видим, что православие стало не только государствообразующей религией, но и способствовало формированию новой морали, духовности человека, способствовало росту культуры и образования народа.



1. Словарная работа:

«Просвещение Руси при Ярославе Мудром «

- Просвещение. Как вы понимаете это слово?


- Давайте посмотрим, как трактуется это определение в учебнике на стр. 119, а ребята (Влад, Алина, Кристина) найдут это определение в различных словарях (Толковый словарь Ожегова, Словарь Даля, Философский словарь).


- Итак, какое происхождение имеет слово «просвещение»?

(просвещение имеет христианское происхождение, связано с Церковью, Крещением, затем с принятием христианства люди получили доступ к книгам, знаниям, образованию, стали просвещаться)

- Какие определения нашли ребята, которые работали со словарем?

(Просвещение - знания, образованность, их распространенность

Просветить - передать кому-нибудь знания, распространить знания, культуру.

Просветить - даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру; образовать ум и сердце)

- Вы услышали несколько определений, какой можно сделать вывод?

(сейчас слово просвещение связывают с передачей, распространением знаний, а раньше просвещали не только ум, но и сердце, душу)

- С каким историческим событием связано начало просвещения Руси? (с принятием христианства и созданием славянской азбуки)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что с принятием христианства люди получили доступ к книгам, знаниям, образованию, стали просвещаться.

Начало просвещения Руси связано с правлением князя Владимира Красное Солнышко, а продолжил дело своего отца князь Ярослав Мудрый.

- Послушайте сообщение о Ярославе Мудром. Ответьте на вопрос,

1 вариант Какими личностными качествами обладал Ярослав Мудрый как политик?

2 вариант Какими личностными качествами обладал Ярослав Мудрый как человек?

2. Исторические портрет

Ярослав I Владимирович Мудрый

Ярослав I Владимирович Мудрый (родился в 978 г., умер в 1054 г.), второй сын святого Владимира План-конспект урока по православной культуре на тему Просвещение при Ярославе Мудром 6 класс Красное Солнышко и полоцкой княжны Рогнеды - один из наиболее знаменитых древнерусских князей, великий князь киевский с 1019 года, крупный государственный деятель и полководец.

Имя Ярослав - древнее славянское имя, означающее: сильный и славный. Христианское имя князя - Георгий или Юрий. В Новгороде во время наместничества его называли Правосуд, а в скандинавских сагах - Ярислейф Скупой.

Летопись сообщает, что в детстве он перенес паралич ног, от которого на всю жизнь осталась хромота, которая не мешала ему быть физически сильным. Девятилетним мальчиком был отправлен отцом княжить в Ростов, позднее им же был переведен в Новгород.

Прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом в официальной российской историографии лишь во второй половине 19 века.

Обычно прозвание князя Ярослава Владимировича «Мудрый» объясняют его просветительской и законотворческой деятельностью. И в самом деле, князь Ярослав сам читал книги - по тем временам это было чуть не чудом учености. Более того, он желал, чтобы грамотность распространялась.

Современники отмечали, что Ярослав был самым начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью».

По отзыву летописи, великий князь «был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр». Описывая его характер, летописец говорит об уме, благоразумии, сострадании к неимущим, храбрости.

Нрав Ярослава был строгим, а жизнь скромной, в отличие от его отца, любившего веселые пиры. Благоверного князя отличало усердие в вере.

- Какими качествами обладал князь Ярослав Мудрый как человек и как политик?

(умный, добрый, храбрый, благоразумный, сострадательный к неимущим, верующим, мудрым)

- Почему князь получил имя «Мудрый»?

(мудрый, потому что умел принять правильное решение, на только был образованным, но и просвещал других)

- Несомненно такой образованный и просвещенный правитель большое внимание уделял и просвещению своей страны, своего народа. Прочитайте в учебнике на стр. 119-120, что делал Ярослав Мудрый для просвещения народа?

- Итак, как, каким образом происходило просвещение Руси?

3. Просвещение при Ярославе Мудром

- распространение православной веры по всей Руси,

- переписывание и перевод книг,

- систематическое ведение летописи;

- обучение священниками детей грамоте;

- создание новых школ (в Новгороде была открыта школа для 300 детей старост и священников);

- открытие духовного училища в Новгороде:

- принятие «Русской правды»

Запись в тетради:

Просвещение при Ярославе Мудром осуществляется через:

- повсеместное распространение христианства,

- переписывание и перевод книг,

- систематическое ведение летописи;

- обучение священниками детей грамоте;

- создание новых школ (в Новгороде былы открыта школа для 300 детей старост и священников);

- открытие духовного училища в Новгороде.

Важным значение для развития государства стало принятие свода законов «Русская правда».

«Русская Правда» - это древнейший памятник славянского права. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Русская Правда уходила своими корнями в право восточных славян. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них - постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества.

- Чем же ознаменовалось время правления Ярослава Мудрого?

- Какой вывод мы можем сделать о развитии просвещения в этот период? (увеличивается число школ, образованных людей становится все больше)

- Какие новые возможности открылись перед людьми с принятием христианства?

Посмотрите на эту картину (картина Васнецова «Нестор-Летописец»)

- Что вы видите на картине?

- Кто изображен на картине?

- Как автор изобразил летописца?

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле, о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом.

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ

На картине изображен Нестор - монах Киево-Печерского монастыря, знаменитый летописец, один из авторов крупнейшего русского летописного свода - Повести временных лет.

Художник Виктор Михайлович Васнецов, автор этой картины, изобразил Нестора за работой, в состоянии глубокой задумчивости. Вероятно, мудрый монах в изображении художника задумался о судьбе России, о её будущем, настоящем, и, конечно же о прошлом. Художник недаром изобразил убранство кельи монаха, и древнерусский город с православными храмами на заднем плане картины. Вероятно он хотел этим показать своему зрителю, что герой картины - по настоящему значимая личность для истории и культуры России.

- Прочитаем, как пишет Нестор в «Повести временных лет» о пользе книг. С чем сравнивает Нестор книгу? Почему?

О пользе книг

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.

- С чем сравнивает Нестор книги? Какая польза, по мнению Нестора, исходит от книг?

- Какой вывод можем сделать?

(читая книги, человек просвещается умом, сердцем, душою)


дети пытаются дать свое определение слова «просвещение»

Дети читают учебник самостоятельно, отдельные учащиеся ищут определение в словарях.


зачитывают свои определения

Читает один из учащихся







сообщение ученика

учащиеся слушают рассказ, выполняют занятия по вариантам









отвечают на вопросы


читают в учебнике, отвечают на вопрос

Закрепление материала

Дифференцированные задания по уровню сложности:

Задание 1. Тренировочный тест:

1. Сколько детей отдал Ярослав учиться книжной грамоте в Новгороде?

а) 100

б) 200

в) 300

2. Отметьте исторические события, связанные с периодом правления Ярослава Мудрого

А) распространение православной веры по всей Руси

Б) закладка первой православной церкви на Руси

В) открытие первых школ

Г) начало систематического ведения летописи на Руси

3. Какие исторические события связаны с периодом правления Ярослава Мудрого?

А) создание первой русской библиотеки

Б) открытие духовного училища в Новгороде

В) расцвет язычества на Руси

Г) свержение татаро-монгольского ига

4. Указать братьев Ярослава, которых он прославил и возвысил

А) Глеб

Б) Святополк

В) Мстислав

Г) Борис

5. Из какого исторического источника взят этот фрагмент: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание»

А) «Остромирово евангелие»

Б) «Повесть временных лет»

В) «Русская правда»

Ключ:

1. В

2. А, Г.

3 А,Б,

4 А, Г

5. Б

Задание №2 Продолжи предложение

1 вариант: Ярослав Мудрый …

2. вариант: Во время правления Ярослава Мудрого …

3 вариант: Благодаря Ярославу Мудрому…

Задание №3 Кроссворд.

1. Имя отца князя Ярослава Мудрого? (Владимир)

2. Название государства, которым управлял Ярослав Мудрый? (Русь)

3. Имя матери князя Ярослава Мудрого? (Рогнеда)

4. Правовые нормы, на основании которых вершился суд в Древней Руси? (Правда)

5. Имя брата Ярослава Мудрого, которого он прославил в лике страстотерпцев? (Борис)

6. Знания, образованность, их распространенность? (просвещение)

7. Как называлась вера славян до принятия христианства? (язычество)

8. Ведение чего при Ярославе Мудром стало систематическим? (летопись)



Обобщение, вывод:

Итак, подведем итоги урока:

- Вернемся к эпиграфу: Князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветил их крещением, сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая учение книжное». как вы понимаете эти слова Нестора -летописца.

- Как вы понимаете слова Нестора-Летописца?

- Какое значение имело правление Ярослава для Руси?


Домашнее задание:

Знать записи в тетради, составить 3 вопроса викторины по теме урока, найти определение слова «просвещение»



Оценивание:

Сегодня на уроке я поставлю оценку 5 за полные, правильные, аргументированные ответы, за активную работу на уроке следующим учащимся:___________________________

Хорошо работали на уроке, правильно отвечали, но неполными ответами или недостаточно аргументировали свои ответы, справились со свои заданием на 4 следующие учащиеся ____________________________


Рефлексия

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мне было

Я узнал…

Мне понравилось ….

Я не знал …..

Меня удивило …..

Мне было интересно …..

Я подтвердил свои знания о том, …

Больше всего на уроке ….

На уроке я ……

Я считаю, что на этом уроке …..

Спасибо за работу на уроке. До свидания.


Ярослав I Владимирович Мудрый (родился в 978 г., умер в 1054 г.), второй сын святого Владимира План-конспект урока по православной культуре на тему Просвещение при Ярославе Мудром 6 класс Красное Солнышко и полоцкой княжны Рогнеды - один из наиболее знаменитых древнерусских князей, великий князь киевский (с 1019), крупный государственный деятель и полководец.

Имя Ярослав - древнее славянское имя, означающее: сильный и славный. Христианское имя князя - Георгий или Юрий. В Новгороде во время наместничества его называли Правосуд, а в скандинавских сагах - Ярислейф Скупой.

Летопись сообщает, что в детстве он перенес паралич ног, от которого на всю жизнь осталась хромота, которая не мешала ему быть физически сильным. Девятилетним мальчиком был отправлен отцом княжить в Ростов, позднее им же был переведен в Новгород.

Прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом в официальной российской историографии лишь во второй половине 19 века.

Обычно прозвание князя Ярослава Владимировича «Мудрый» объясняют его просветительской и законотворческой деятельностью. И в самом деле, князь Ярослав сам читал книги - по тем временам это было чуть не чудом учености. Более того, он желал, чтобы грамотность распространялась.

Современники отмечали, что Ярослав был самым начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью».

По отзыву летописи, великий князь «был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр». Описывая его характер, летописец говорит об уме, благоразумии, сострадании к неимущим, храбрости.

Нрав Ярослава был строгим, а жизнь скромной, в отличие от его отца, любившего веселые пиры. Благоверного князя отличало усердие в вере.

О пользе книг

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.

О пользе книг

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.

О пользе книг

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.

О пользе книг

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.

О пользе книг

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.

О пользе книг

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.



Задание 1. Тренировочный тест:

1. Сколько детей отдал Ярослав учиться книжной грамоте в Новгороде?

а) 100 б) 200 в) 300

2. Отметьте исторические события, связанные с периодом правления Ярослава Мудрого

А) распространение православной веры по всей Руси

Б) закладка первой православной церкви на Руси

В) открытие первых школ

Г) начало систематического ведения летописи на Руси

3. Какие исторические события связаны с периодом правления Ярослава Мудрого?

А) создание первой русской библиотеки

Б) открытие духовного училища в Новгороде

В) расцвет язычества на Руси

Г) свержение татаро-монгольского ига

4. Указать братьев Ярослава, которых он прославил и возвысил

А) Глеб Б) Святополк

В) Мстислав Г) Борис

5. Из какого исторического источника взят этот фрагмент: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание»

А) «Остромирово евангелие»

Б) «Повесть временных лет»

В) «Русская правда»

Задание 1. Тренировочный тест:

1. Сколько детей отдал Ярослав учиться книжной грамоте в Новгороде?

а) 100 б) 200 в) 300

2. Отметьте исторические события, связанные с периодом правления Ярослава Мудрого

А) распространение православной веры по всей Руси

Б) закладка первой православной церкви на Руси

В) открытие первых школ

Г) начало систематического ведения летописи на Руси

3. Какие исторические события связаны с периодом правления Ярослава Мудрого?

А) создание первой русской библиотеки

Б) открытие духовного училища в Новгороде

В) расцвет язычества на Руси

Г) свержение татаро-монгольского ига

4. Указать братьев Ярослава, которых он прославил и возвысил

А) Глеб Б) Святополк

В) Мстислав Г) Борис

5. Из какого исторического источника взят этот фрагмент: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание»

А) «Остромирово евангелие»

Б) «Повесть временных лет»

В) «Русская правда»

Задание 1. Тренировочный тест:

1. Сколько детей отдал Ярослав учиться книжной грамоте в Новгороде?

а) 100 б) 200 в) 300

2. Отметьте исторические события, связанные с периодом правления Ярослава Мудрого

А) распространение православной веры по всей Руси

Б) закладка первой православной церкви на Руси

В) открытие первых школ

Г) начало систематического ведения летописи на Руси

3. Какие исторические события связаны с периодом правления Ярослава Мудрого?

А) создание первой русской библиотеки

Б) открытие духовного училища в Новгороде

В) расцвет язычества на Руси

Г) свержение татаро-монгольского ига

4. Указать братьев Ярослава, которых он прославил и возвысил

А) Глеб Б) Святополк

В) Мстислав Г) Борис

5. Из какого исторического источника взят этот фрагмент: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание»

А) «Остромирово евангелие»

Б) «Повесть временных лет»

В) «Русская правда»

Задание 1. Тренировочный тест:

1. Сколько детей отдал Ярослав учиться книжной грамоте в Новгороде?

а) 100 б) 200 в) 300

2. Отметьте исторические события, связанные с периодом правления Ярослава Мудрого

А) распространение православной веры по всей Руси

Б) закладка первой православной церкви на Руси

В) открытие первых школ

Г) начало систематического ведения летописи на Руси

3. Какие исторические события связаны с периодом правления Ярослава Мудрого?

А) создание первой русской библиотеки

Б) открытие духовного училища в Новгороде

В) расцвет язычества на Руси

Г) свержение татаро-монгольского ига

4. Указать братьев Ярослава, которых он прославил и возвысил

А) Глеб Б) Святополк

В) Мстислав Г) Борис

5. Из какого исторического источника взят этот фрагмент: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание»

А) «Остромирово евангелие»

Б) «Повесть временных лет»

В) «Русская правда»

Задание №3 Кроссворд.

1. Имя отца князя Ярослава Мудрого?

2. Название государства, которым управлял Ярослав Мудрый?

3. Имя матери князя Ярослава Мудрого?

4. Правовые нормы, на основании которых вершился суд в Древней Руси?

5. Имя брата Ярослава Мудрого, которого он прославил в лике страстотерпцев?

6. Знания, образованность, их распространенность?

7. Как называлась вера славян до принятия христианства?

8. Ведение чего при Ярославе Мудром стало систематическим?

План-конспект урока по православной культуре на тему Просвещение при Ярославе Мудром 6 класс



Сегодня на уроке мне было

Больше всего на уроке ….

Мне было интересно …..

Я узнал…

На уроке я ……

Я подтвердил свои знания о том, …

Мне понравилось ….

Я считаю, что на этом уроке …..

Меня удивило …..

Я не знал …..

Сегодня на уроке мне было

Я узнал…

Мне было интересно …..

Мне понравилось ….

Меня удивило …..

Я подтвердил свои знания о том, …

Я не знал …..

Я подтвердил свои знания о том,

Больше всего на уроке ….

Меня удивило …..

Больше всего на уроке ….

На уроке я ……

Мне было интересно …..

Я узнал…

Я считаю, что на этом уроке …..

На уроке я ……

Мне понравилось ….

Сегодня на уроке мне было

Я считаю, что на этом уроке …..

Я не знал …..

15

© 2010-2022