- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дементьева С.П. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Константиновская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Константиновская основная общеобразовательная школа»
_____________/Дементьева С.П./
приказ № ___ от «___» _________2015 г.
Рабочая программа
по истории
5 класс
Учитель: Дементьева Светлана Павловна
учитель первой квалификационной категории
2015 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по истории для 5 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
-
основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Константиновской основной общеобразовательной школы»;
-
учебного плана МКОУ «Константиновской основной общеобразовательной школы» на 2015-2016 учебный год;
-
авторской рабочей программы по всеобщей истории для 5-9 классов (Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы), М., изд. Просвещение, 2014 год;
-
История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Савицкая. М., изд. «Просвещение», 2013 г.,
Общая характеристика учебного предмета
Программа по истории Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение истории. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Цель изучения курса «История Древнего мира»:
- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Общие задачи изучения предмета «История Древнего мира» следующие:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу курса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика.
3.Историческое движение:
- эволюция трудовой деятельности людей, развитие техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей;
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы сменылвласти;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений и мировоззренческих систем; научного знания, духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля
Формы организации учебной деятельности: практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.
Формы контроля:
-
тестирование;
-
задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
-
моделирование жизненных ситуаций.
Основными формами организации учебных занятий являются:
- познавательные уроки;
- викторины;
- урок-экскурсия в прошлое;
- комбинированные уроки.
Место курса в учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе - 3 часа. В 5 классе - 34 учебных недели (68 часов в год).
Основное содержание
Введение (1ч)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Раздел I. Жизнь первобытных людей. (6 ч)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)
Древнейшие люди. Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Родовые общины охотников и собирателей. Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)
Возникновение земледелия и скотоводства. Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла - гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Появление неравенства и знати. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
Тема 3. Счет лет в истории (1 ч)
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Раздел 2. Древний Восток. (20 ч)
Тема 4. Древний Египет (8 ч.)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города - Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.
Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч.)
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии - Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Тема 6. Индия и Китай в древности (5 ч.)
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость - в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
Раздел 3. Древняя Греция. (22 ч)
Тема 7. Древнейшая Греция (6 ч.)
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя - военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч.)
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч.)
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIу Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
Раздел 4. Древний Рим (17 ч).
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов - Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим - город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)
Карфаген - крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания - главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч.)
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,
«диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.
Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.)
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч.)
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства - Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый
захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен - вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Итоговое повторение (2 ч)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Вклад народов древности в мировую культуру.
Планируемые результаты изучения программы
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Критерии оценивания полученных результатов
При оценивании устного ответа учащегося оценка ставится:
-
за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке
-
за участие во внеурочных мероприятиях по предмету
-
за исправление ответов учащихся
-
за умение использовать в ответе различные источники знаний ( текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)
-
за работу с историческими источниками и их анализ
-
за выполнение домашней работы;
-
за работу в группах по какой-либо теме;
-
за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;
-
за ролевую игру или викторину
-
за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;
При оценивании письменных ответов оценка ставится:
-
за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно
-
за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
-
за исторический диктант
-
за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)
-
за тестовую работу
-
за письменный реферат
Оценивание устных ответов:
1.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.
2.Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.
3.Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.
4.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы
5.Оценка «1» ставится при отказе ученика ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.
Оценивание письменных ответов:
Оценка «5» - 100-90 %
Оценка «4» - 89-70 %
Оценка «3» - 69-45 %
Оценка «2» - 44-20 %
Оценка «1» - 19- 0 %
Нормы оценки знаний за творческие работы
Отметка
Содержание
2
3
4
5
1
Общая информация
Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.
Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.
Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.
Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.
2
Тема
Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.
Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.
Сформулирована и раскрыта тема урока.
Ясно изложен материал.
Сформулирована и раскрыта тема урока.
Полностью изложены основные аспекты темы урока.
3
Применение и проблемы
Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.
Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.
Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.
Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Плановые сроки
Скорректированные сроки
Характеристика основных видов деятельности ученика
Примечание
Введение (1 час)
1.
День знаний.
Введение
01.09.15
Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)
2.
Древнейшие люди.
03.09.15
Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда.
Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.
Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.
3.
Родовые общины охотников и собирателей.
08.09.15
Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей.
Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.
Выделять признаки родовой общины.
Характеризовать новые способы охоты.
4.
Возникновение искусства и религиозных верований.
10.09.15
Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения.
Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.
Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2ч)
5.
Возникновение земледелия и скотоводства.
15.09.15
Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.
Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.
Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.
Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины.
Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.
6.
Появление неравенства и знати.
17.09.15
Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства.
Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия.
Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.
Тема 3. Счет лет в истории (1 час)
7.
Счёт лет в истории. Измерение времени по годам.
22.09.15
Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени.
Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.
Уметь определять историческое время по ленте времени.
Раздел 2. Древний Восток (20 ч)
Тема 4. Древний Египет (8 ч)
8.
Государство на берегах Нила.
24.09.15
Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору.
Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.
Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.
9.
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
29.09.15
Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры.
10.
Жизнь египетского вельможи.
01.10.15
Учиться работать в малой группе над общим заданием.
Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.
11.
Военные походы фараонов.
06.10.15
Работать с картой в малых группах по единому заданию.
Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.
Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.
12.
Религия древних египтян.
08.10.15
Характеризовать религию древних египтян.
Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.
Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.
13.
Искусство Древнего Египта.
13.10.15
Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.
Подготовить презентации в Роwег Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.
14.
Письменность и знания древних египтян.
15.10.15
Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.
Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.
Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.
15.
Достижения древних египтян.
20.10.15
Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).
Анализировать достижения в земледелии.
Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.
Тема 5. Западная Азия в древности» (7 ч.)
16.
Древнее Двуречье.
22.10.15
Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.
Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.
17.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
27.10.15
Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока.
Характеризовать свод законов Хаммурапи.
Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.
18.
Финикийские мореплаватели.
29.10.15
Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.
19.
Библейские сказания.
10.11.15
Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами.
Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.
Объяснять, почему Библия - наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.
20.
Древнееврейское царство.
12.11.15
Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа, видео и аудиоресурсов.
Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное.
Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.
21.
Ассирийская держава.
17.11.15
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала.
Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле.Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы.
22.
Персидская держава «царя царей».
19.11.15
Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы.
Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию).
Рассказывать кратко легенды о персидских царях
Тема 6. «Индия и Китай в древности» (5ч.)
23.
Природа и люди Древней Индии.
24.11.15
Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии.
Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру
24.
Индийские касты.
26.11.15
Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана.
Доказывать, что брахманы - хранители знаний.
Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды.
Перечислять достижения древних индийцев
25.
Чему учил китайский мудрец Конфуций.
01.12.15
Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая.
Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости
26.
Первый властелин единого Китая.
03.12.15
Рассказывать об отношениях Китая с соседями.
Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока.
27.
Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
08.12.15
Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов.
Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории.
Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая.
Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии.
Раздел 3. Древняя Греция (22 ч.)
Тема 7. Древнейшая Греция (6ч)
28.
Греки и критяне.
10.12.15
Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря.
Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради.
Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст.
29.
Микены и Троя.
15.12.15
Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.
30.
Поэма Гомера «Илиада».
17.12.15
Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады».
Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока.
31.
Поэма Гомера «Одиссея».
22.12.15
В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку.
Выделять основные вехи пути Одиссея домой.
Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.
Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.
32.
Религия древних греков.
24.12.15
Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков.
Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».
33.
Повторение по теме: Древнейшая Греция
29.12.15
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч).
34.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
14.01.16
Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения. Выделять признаки греческого полиса.
Характеризовать греческий демос, общество в целом.
Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.
35.
Зарождение демократии в Афинах.
19.01.16
Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа.
Сравнивать законы Драконта и Солона.
Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.
36.
Древняя Спарта.
21.01.16
Показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев
37.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
26.01.16
Объяснять причины греческой колонизации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии.
Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека.
38.
Олимпийские игры в древности.
28.01.16
Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени
39.
Победа греков над персами в Марафонской битве.
02.02.16
Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне.
Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.
40.
Нашествие персидских войск
04.02.16
Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне.
Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценировать события одного из сражений.
Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:
- о создании военного флота;
- о Фермопильском сражении;
- о Саламинской битве.
Тема 9. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии (5 ч.)
41.
В гаванях афинского порта Пирей.
09.02.16
Сравнивать военную и торговую гавани.
Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.
Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.
Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.
42.
В городе богини Афины.
11.02.16
Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.
Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.
Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в Роwег Роint об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).
43.
В афинских школах и гимнасиях.
16.02.16
Сравнивать типы школ и систему обучения в них.
Последовательно рассказывать о каждой из школ.
Объяснять назначение каждой из школ.
Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли.
Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.
44.
В афинском театре.
18.02.16
Объяснять причины особой любви греков к представлениям.
Называть отличительные признаки комедии и трагедии.
Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона».
Оценивать роль современного театра для общества.
45.
Афинская демократия при Перикле.
25.02.16
Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору.
Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин.
Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла.
Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла.
Тема 10. Македонские завоевания в IV-м веке до н.э. (4 ч.)
46.
Города Эллады подчиняются Македонии.
01.03.16
Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии.
Характеризовать политические методы Филиппа Македонского.
Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских.
Объяснять причины потери независимости Грецией.
Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.
47.
Поход Александра Македонского на Восток.
03.03.16
Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток.
Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А. Македонского. Оценивать поступки А. Македонского, его противников.
48.
В Александрии Египетской.
10.03.16
Называть причины распада державы А. Македонского.
Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Рассказывать об Александрии - центре эллинистического мира.
Сравнить Александрию и Афины.
49.
Вклад древних эллинов в мировую культуру.
15.03.16
Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции.
Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.
Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.
Тема 11. Рим от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)
50.
Древнейший Рим.
17.03.16
Сравнивать природные условия Греции и Рима.
Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции.
Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.
Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.
51.
Завоевание Римом Италии.
22.03.16
Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом.
Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.
Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н. э.
52.
Устройство Римской республики.
05.04.16
Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом.
Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме.
Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.
Тема 12. Рим-сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)
53.
Вторая война Рима с Карфагеном.
07.04.16
Называть причины карфагенских войн.
Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне.
Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала.
Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.
54.
Установление господства Рима во всём Средиземноморье.
12.04.16
Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима.
Составлять простой план параграфа.
55.
Рабство в Древнем Риме.
14.04.16
Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме.
Доказывать бесправное положение рабов в Риме.
Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч.)
56.
Земельный закон братьев Гракхов.
19.04.16
Устанавливать причины гражданских войн в Риме.
Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков.
Работать в малых группах, систематизируя информацию.
Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире.
Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.
57.
Восстание Спартака.
21.04.16
Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки.
Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.
Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красc против Спартака».
58.
Единовластие Цезаря.
26.04.16
Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря.
Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря.
59.
Установление империи.
28.04.16
Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков.
Тема 14. Могущество Римской империи (5 ч.)
60.
Соседи Римской империи.
03.05.16
Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.
Комментировать иллюстрации на страницах учебника.
Составлять задания, вопросы, обмениваться ими.
Рассказывать о племенах - соседях Римской империи и их взаимоотношениях.
61.
В Риме при императоре Нероне.
05.05.16
Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э.
Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.
62.
Первые христиане и их учение.
10.05.16
Рассказывать об условиях появления христианского учения.
Объяснять причины распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан.
Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.
63.
Расцвет Римской империи во 2-м веке н.э.
12.05.16
Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба.
Характеризовать период правления императора Траяна.
Рассказывать о достижениях империи во II в.
Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ.
Доказывать, что римляне строили на века.
Сравнивать новизну в строительном деле Рима и современность.
64.
«Вечный город» и его жители».
17.05.16
Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий).
Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».
Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение империи на Западе (2 ч.)
65.
Римская империя при Константине.
19.05.16
Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи.
Сравнивать положение на границах империи в I в. и при императоре Константине.
Обосновывать факт переноса столицы империи.
Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией.
Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу.
66.
Взятие Рима варварами.
24.05.16
Обозначать причины раздела империи на две части.
Рассказывать об исторических деятелях и их поступках.
Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.
Итоговое повторение
67.
Признаки цивилизации Греции и Рима.
26.05.16
Показывать на карте этапы расширения границ Рима.
Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.
Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности.
Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты.
68.
Вклад народов древности в мировую культуру.
31.05.16
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
-
Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы., М. -изд. «Просвещение», 2014 г.
-
История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Савицкая. М.-Изд. «Просвещение», 2013 г.,
-
Справочник учителя истории 5-11 классы, Бибиков М.В, Вяземский Е.Е. и др., изд. «Экзамен», 2008 г.
-
История. Технологии современного урока. 5-11 классы, Гукова В.В. и др., изд. «Учитель», 2011 г.
-
Словарь исторических терминов, изд. «Эксмо», Панков Г.Д., 2011 г.
-
Уроки истории. 5 класс, Казаринова Н.В., Назирова Ю.Г., изд. «Планета», 2012 г.
-
Проверочные работы «История Древнего мира», 5 класс, Пронина Е.В., изд. «Лицей», 2012 г.
-
История Древнего мира, 5 класс, Экспресс-опрос, Замарина Н.А., изд. «Лицей», 2013 г.
-
Атлас по истории Древнего мира для 5-го Кл. любое издание и автор.
-
Альбом по истории культуры Древнего мира Коровкин Ф. П., Никифоров Д. Н.
-
Раздаточный иллюстративный материал по истории Древнего мира Годер Г. И..
-
Аппликации по истории Древнего мира Годер Г. И.
-
Картины по истории Древнего мира/ Под ред. Л. В. Антоновой.
-
Коллекция видеофрагментов по истории Древнего мира.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
историко - филологического цикла
№____ от «____» ________ 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________Шилина С.А.
«___» ________________2015 г.