Рабочая программа по истории

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Константиновская основная общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Константиновская основная общеобразовательная школа»

_____________/Дементьева С.П./

приказ № ___ от «___» _________2015 г.


Рабочая программа

по истории

5 класс



Учитель: Дементьева Светлана Павловна

учитель первой квалификационной категории


2015 год



Пояснительная записка


Данная рабочая программа по истории для 5 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:

  • основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Константиновской основной общеобразовательной школы»;

  • учебного плана МКОУ «Константиновской основной общеобразовательной школы» на 2015-2016 учебный год;

  • авторской рабочей программы по всеобщей истории для 5-9 классов (Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы), М., изд. Просвещение, 2014 год;

  • История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Савицкая. М., изд. «Просвещение», 2013 г.,

Общая характеристика учебного предмета

Программа по истории Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение истории. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

Цель изучения курса «История Древнего мира»:

- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Общие задачи изучения предмета «История Древнего мира» следующие:

- формирование у пятиклассников ценностных ориенти­ров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персона­лиях Античности;

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключе­вых понятий предмета «История Древнего мира»;

воспитание толерантности, уважения к культурному на­следию, религии различных народов с использованием педа­гогического и культурного потенциала греко-римской мифо­логии, легенд и мифов других народов;

формирование способности к самовыражению, само­реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути со­временных общественных явлений, в общении с другими людь­ми в условиях современного поликультурного общества.

В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу курса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика.

3.Историческое движение:

- эволюция трудовой деятельности людей, развитие техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей;

- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы сменылвласти;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений и мировоззренческих систем; научного знания, духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля

Формы организации учебной деятельности: практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии.

Формы контроля:

  • тестирование;

  • задания на выявление операционных жизненных ситуаций;

  • моделирование жизненных ситуаций.

Основными формами организации учебных занятий являются:

- познавательные уроки;

- викторины;

- урок-экскурсия в прошлое;

- комбинированные уроки.

Место курса в учебном плане

Пред­мет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе - 3 часа. В 5 классе - 34 учебных недели (68 часов в год).

Основное содержание

Введение (1ч)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Пред­ставление о письменных источниках.

Раздел I. Жизнь первобытных людей. (6 ч)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)

Древнейшие люди. Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира­тельство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Родовые общины охотников и собирателей. Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирате­лей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)

Возникновение земледелия и скотоводства. Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении произ­водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла - гон­чарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледель­цев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «ста­рейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земле­дельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Появление неравенства и знати. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле­ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появ­ление городов, государств, письменности).

Тема 3. Счет лет в истории (1 ч)

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Раздел 2. Древний Восток. (20 ч)

Тема 4. Древний Египет (8 ч.)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодо­родие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оро­сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фара­он», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фара­онов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города - Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рель­еф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для пись­ма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (мате­матика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произ­ведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папи­рус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на оро­шении; каменное строительство; скульптурный портрет; письмен­ность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представле­ние о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч.)

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, пло­дородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для пись­ма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «рос­товщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые шко­лы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказа­ния о Гильгамеше.

Города Финикии - Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побере­жья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. По­нятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Егип­та). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские преда­ния о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царст­во и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования желез­ных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покорен­ных областей). Город Персеполь.

Тема 6. Индия и Китай в древности (5 ч.)

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяй­ство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Рели­гиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; ве­ра в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буд­дизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость - в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение наро­да. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шел­ковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Раздел 3. Древняя Греция. (22 ч)

Тема 7. Древнейшая Греция (6 ч.)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жиз­ни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Ми­кены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фре­ска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская кре­пость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселе­ние островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским цар­ством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро­ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфа­вита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Воз­никновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприят­ные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и вино­града. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение дол­гового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы­борного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два ца­ря - военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колони­зации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с ме­стным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состя­заний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на во­енную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трех­сот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сраже­ние в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч.)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Поло­жение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Пале­стра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу че­ловека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Тра­гедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспи­тательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Со­вет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение пла­ты за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч.)

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Ма­кедонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Де­мосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIу Исса. Поход в Египет. Обо­жествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвраще­ние в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Ма­кедонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - круп­нейший торговый и культурный центр Восточного Средиземно­морья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Гре­ческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление уп­равления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с уп­равлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Раздел 4. Древний Рим (17 ч).

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. На­селение древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов - Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим - город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал­ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На­шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Вой­на с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три­бун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. При­нятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга­низация войска. Понятие «легион».

Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)

Карфаген - крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македо­нии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «про­винция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания - главный источник раб­ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч.)

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за­кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх - продолжатель де­ла брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения вос­ставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. За­воевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере­ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,

«диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республи­канских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.)

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об­раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Поня­тие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се­нека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас­сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей пе­ред Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие коло­ната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч.)

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Призна­ние христианства. Основание Константинополя и перенесение сто­лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства - Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про­винциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый

захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен - вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение (2 ч)

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о на­родовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.

Планируемые результаты изучения программы

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.


Критерии оценивания полученных результатов

При оценивании устного ответа учащегося оценка ставится:

  • за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке

  • за участие во внеурочных мероприятиях по предмету

  • за исправление ответов учащихся

  • за умение использовать в ответе различные источники знаний ( текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)

  • за работу с историческими источниками и их анализ

  • за выполнение домашней работы;

  • за работу в группах по какой-либо теме;

  • за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;

  • за ролевую игру или викторину

  • за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

  • за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно

  • за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта

  • за исторический диктант

  • за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)

  • за тестовую работу

  • за письменный реферат

Оценивание устных ответов:

1.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.

2.Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.

3.Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.

4.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы

5.Оценка «1» ставится при отказе ученика ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

Оценивание письменных ответов:

Оценка «5» - 100-90 %

Оценка «4» - 89-70 %

Оценка «3» - 69-45 %

Оценка «2» - 44-20 %

Оценка «1» - 19- 0 %





НРабочая программа по историиормы оценки знаний за творческие работы

Отметка

Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы



Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема

Плановые сроки

Скорректированные сроки

Характеристика основных видов деятельности ученика

Примечание

Введение (1 час)

1.

День знаний.

Введение

01.09.15


Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.


Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

2.

Древнейшие люди.

03.09.15


Комментировать и формулировать поня­тия: первобытные люди, орудие труда, соби­рательство. Устно описывать первые орудия труда.

Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать дости­жения первобытного человека, его приспо­собление к природе.

Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.


3.

Родовые общины охотников и собирателей.

08.09.15


Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселе­ния первобытных людей.

Называть и оха­рактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.

Выделять признаки родовой общины.

Характеризовать новые способы охоты.


4.

Возникновение искусства и религиозных верований.

10.09.15


Рассказать о наскальной живописи, верси­ях её происхождения.

Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.

Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей.


Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2ч)

5.

Возникновение земледелия и скотоводства.

15.09.15


Исследовать географию районов пер­вичного земледелия на исторической карте.

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.

Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жиз­ни людей с появлением земледелия и ско­товодства.

Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины.

Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать ре­лигиозные верования древнего человека.


6.

Появление неравенства и знати.

17.09.15


Раскрывать смысл понятий: ремесло, ре­месленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, го­рода, святилища, государства.

Находить на карте районы, где предположительно впер­вые появилась металлургия.

Выявить и срав­нить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в об­щине с выделением в ней знати.


Тема 3. Счет лет в истории (1 час)

7.

Счёт лет в истории. Измерение времени по годам.

22.09.15


Решать исторические задачи и проблем­ные ситуации на счёт времени.

Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Уметь опреде­лять историческое время по ленте времени.


Раздел 2. Древний Восток (20 ч)

Тема 4. Древний Египет (8 ч)

8.

Государство на берегах Нила.

24.09.15


Самостоятельно подготовить темати­ческое сообщение к уроку по выбору.

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её леген­ды.

Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.


9.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

29.09.15


Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видео­ряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать по­нятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры.


10.

Жизнь египетского вельможи.

01.10.15


Учиться работать в малой группе над об­щим заданием.

Выделять главное в части па­раграфа, во всём параграфе. Выделять клю­чевые понятия, которые раскрывают тему урока.


11.

Военные походы фараонов.

06.10.15


Работать с картой в малых группах по единому заданию.

Исполнять роль в соответ­ствии со своеобразием исторического персо­нажа в инсценировке.

Подготовить сообще­ние о военных походах Тутмоса III.


12.

Религия древних египтян.

08.10.15


Характеризовать религию древних егип­тян.

Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.


13.

Искусство Древнего Египта.

13.10.15


Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнееги­петских фараонов.

Подготовить презентации в Роwег Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.


14.

Письменность и знания древних египтян.

15.10.15


Составлять короткое сообщение о древне­египетских иероглифах.

Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изго­товления папируса.

Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.


15.

Достижения древних египтян.

20.10.15


Составлять шарады, кроссворды и вы­полнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

Анализировать достижения в земледелии.

Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.


Тема 5. Западная Азия в древности» (7 ч.)

16.

Древнее Двуречье.

22.10.15


Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Прокомментиро­вать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.


17.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

27.10.15


Выделять основные понятия парагра­фа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока.

Характеризовать свод законов Хаммурапи.

Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.


18.

Финикийские мореплаватели.

29.10.15


Рассказывать с помощью карты о место­положении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о до­стижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, опреде­лять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.


19.

Библейские сказания.

10.11.15


Изучать по карте и тексту учебника терри­торию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами.

Проводить аналогию и устанавливать, какому наро­ду Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

Объяснять, почему Библия - наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.


20.

Древнееврейское царство.

12.11.15


Решать развивающие и проблемные зада­чи с использованием мультимедиа, видео и аудиоресурсов.

Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепен­ное.

Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать инфор­мацию и делать вывод о том, каким пред­ставляли своего царя иудеи.


21.

Ассирийская держава.

17.11.15


Работать в малых группах по дифференци­рованным заданиям на понимание и осмыс­ление нового материала.

Перечислять дости­жения ассирийцев в изобразительном искус­стве, металлургии, военном деле.Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Асси­рийской державы.


22.

Персидская держава «царя царей».

19.11.15


Работать с исторической картой и дополни­тельными источниками по вопросу расшире­ния территории державы.

Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию).

Рассказывать кратко легенды о персидских царях


Тема 6. «Индия и Китай в древности» (5ч.)

23.

Природа и люди Древней Индии.

24.11.15


Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географиче­ские объекты Древней Индии.

Объяснять, каких животных почитали индийцы и поче­му. Выделять ключевые понятия, характери­зующие индийскую историю и культуру


24.

Индийские касты.

26.11.15


Составлять простой план пунктов пара­графа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана.

Доказывать, что брах­маны - хранители знаний.

Сравнивать ос­новные положения брахманизма и буддиз­ма. Подготовить сообщение о жизни Будды.

Перечислять достижения древних индийцев


25.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

01.12.15


Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая.

Работать по специ­ально разработанным рабочим картам в со­ответствии с регламентом. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали боль­шое значение воспитанию учтивости


26.

Первый властелин единого Китая.

03.12.15


Рассказывать об отношениях Китая с со­седями.

Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять свое­образие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока.


27.

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

08.12.15


Выполнять задания на понимание, осмыс­ление изученного материала с учётом про­смотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов.

Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современ­ной картой, объектами на их территории.

Перечислять наиболее известные сооруже­ния на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая.

Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии.


Раздел 3. Древняя Греция (22 ч.)

Тема 7. Древнейшая Греция (6ч)

28.

Греки и критяне.

10.12.15


Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря.

Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями ра­бочей тетради.

Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный кон­текст.


29.

Микены и Троя.

15.12.15


Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным задани­ям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и на­сколько по сравнению с другими.


30.

Поэма Гомера «Илиада».

17.12.15


Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады».

Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока.


31.

Поэма Гомера «Одиссея».

22.12.15


В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку.

Выделять основные вехи пути Одиссея домой.

Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.

Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.


32.

Религия древних греков.

24.12.15


Объяснять связь между явлениями приро­ды и греческими богами. Давать нравствен­ную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков.

Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».


33.

Повторение по теме: Древнейшая Греция

29.12.15



Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч).

34.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

14.01.16


Находить на карте и устно комментиро­вать положение Аттики, занятия её населе­ния. Выделять признаки греческого полиса.

Характеризовать греческий демос, общество в целом.

Перечислять преимущества грече­ского алфавита по сравнению с финикий­ским.


35.

Зарождение демократии в Афинах.

19.01.16


Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы наро­да.

Сравнивать законы Драконта и Солона.

Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку по­ступкам Солона, его противникам и единомышленникам.


36.

Древняя Спарта.

21.01.16


Показывать на карте и рассказывать о ме­стоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев


37.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

26.01.16


Объяснять причины греческой колони­зации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии.

Сравнивать финикийскую и греческую территории коло­низации. Комментировать наряд грека.


38.

Олимпийские игры в древности.

28.01.16


Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки со­общения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени


39.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

02.02.16


Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о под­виге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне.

Использовать информацию ви­деофильма, электронных изданий, презента­ций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.


40.

Нашествие персидских войск

04.02.16


Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне.

Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценировать события одного из сражений.

Использовать инфор­мацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:

- о создании военного флота;

- о Фермопильском сражении;

- о Саламинской битве.


Тема 9. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии (5 ч.)

41.

В гаванях афинского порта Пирей.

09.02.16


Сравнивать военную и торговую гавани.

Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.

Характеризовать поло­жение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.

Использовать информацию видео­фильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.


42.

В городе богини Афины.

11.02.16


Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.

Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.

Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в Роwег Роint об одном из храмов Акрополя совместно с ро­дителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).


43.

В афинских школах и гимнасиях.

16.02.16


Сравнивать типы школ и систему обучения в них.

Последовательно рассказывать о каж­дой из школ.

Объяснять назначение каждой из школ.

Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно изла­гать мысли.

Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.


44.

В афинском театре.

18.02.16


Объяснять причины особой любви гре­ков к представлениям.

Называть отличи­тельные признаки комедии и трагедии.

Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона».

Оценивать роль современного театра для общества.


45.

Афинская демократия при Перикле.

25.02.16


Самостоятельно подготавливать темати­ческие сообщения по выбору.

Называть за­слуги Перикла в восстановлении и процвета­нии Афин.

Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла.

Группировать информацию о демократиче­ских преобразованиях во время руководства полисом Перикла.


Тема 10. Македонские завоевания в IV-м веке до н.э. (4 ч.)

46.

Города Эллады подчиняются Македонии.

01.03.16


Показывать на карте и объяснять место­нахождение Македонии.

Характеризовать по­литические методы Филиппа Македонского.

Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских.

Объяснять причины потери независимости Грецией.

Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.


47.

Поход Александра Македонского на Восток.

03.03.16


Используя карту и её легенду, рассказы­вать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток.

Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствова­ла победам А. Македонского. Оценивать по­ступки А. Македонского, его противников.


48.

В Александрии Египетской.

10.03.16


Называть причины распада державы А. Македонского.

Показывать на карте госу­дарства, образовавшиеся в ходе распада дер­жавы. Рассказывать об Александрии - цен­тре эллинистического мира.

Сравнить Александрию и Афины.


49.

Вклад древних эллинов в мировую культуру.

15.03.16


Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, ме­сто сражения, имя стратега, завоевателей Греции.

Объяснять значение понятий: демо­кратия, стратег, оратор, спартанское воспи­тание, Олимпийские игры.

Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.


Тема 11. Рим от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)

50.

Древнейший Рим.

17.03.16


Сравнивать природные условия Греции и Рима.

Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции.

Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.

Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формиро­вания устойчивых представлений о Древнем Риме.


51.

Завоевание Римом Италии.

22.03.16


Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом.

Характеризовать Римскую республику и при­чины её возникновения.

Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные при­обретения Рима во II и III вв. до н. э.


52.

Устройство Римской республики.

05.04.16


Сравнивать устройство римской респу­блики с греческим полисом.

Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме.

Выделять и называть преимущества легиона в отношении фалан­ги. Представлять сообщения и доклады в со­ответствии с требованиями регламента.


Тема 12. Рим-сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)

53.

Вторая война Рима с Карфагеном.

07.04.16


Называть причины карфагенских войн.

Отмечать цели сторон во второй карфаген­ской войне.

Показывать по карте и коммен­тировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала.

Перечислять при­чины поражения Ганнибала в войне с рим­лянами.


54.

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

12.04.16


Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского цар­ства и его значении для эллинистического мира, для Рима.

Составлять простой план параграфа.


55.

Рабство в Древнем Риме.

14.04.16


Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме.

Доказывать бесправное по­ложение рабов в Риме.

Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.


Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч.)

56.

Земельный закон братьев Гракхов.

19.04.16


Устанавливать причины гражданских войн в Риме.

Называть причины, которые заста­вили Т. Гракха выступить в защиту бедня­ков.

Работать в малых группах, систематизи­руя информацию.

Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире.

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.


57.

Восстание Спартака.

21.04.16


Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступ­ки.

Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.

Разрабатывать кратко­срочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красc против Спартака».


58.

Единовластие Цезаря.

26.04.16


Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, дик­татор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря.

Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отно­шении Юлия Цезаря.


59.

Установление империи.

28.04.16


Определять причины поражения сторон­ников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причи­ны завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков.


Тема 14. Могущество Римской империи (5 ч.)

60.

Соседи Римской империи.

03.05.16


Показывать на карте территории расселе­ния народов, попавших под власть империи.

Комментировать иллюстрации на страни­цах учебника.

Составлять задания, вопросы, обмениваться ими.

Рассказывать о племе­нах - соседях Римской империи и их взаи­моотношениях.


61.

В Риме при императоре Нероне.

05.05.16


Использовать различные средства и источ­ники информации в ходе подготовки сообще­ния о жизни Рима в I в. н. э.

Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.


62.

Первые христиане и их учение.

10.05.16


Рассказывать об условиях появления хри­стианского учения.

Объяснять причины рас­пространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм хри­стиан.

Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.


63.

Расцвет Римской империи во 2-м веке н.э.

12.05.16


Сравнивать положение свободного зем­ледельца, колона и раба.

Характеризовать период правления императора Траяна.

Рассказывать о достижениях империи во II в.

Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ.

Доказывать, что римляне строили на века.

Сравнивать новизну в строительном деле Рима и совре­менность.


64.

«Вечный город» и его жители».

17.05.16


Инсценировать виртуальную экскур­сию по Риму (с использованием презента­ции, интернет-ресурсов, электронных изда­ний).

Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».

Составить рассказ от лица простого римля­нина, богатого римлянина, торговца, сенато­ра об одном дне в Риме.


Тема 15. Разгром Рима германцами и падение империи на Западе (2 ч.)

65.

Римская империя при Константине.

19.05.16


Объяснять причины перемен во внутрен­нем положении империи.

Сравнивать поло­жение на границах империи в I в. и при им­ператоре Константине.

Обосновывать факт переноса столицы империи.

Комментировать последствия утверждения христианства госу­дарственной религией.

Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к пара­графу.


66.

Взятие Рима варварами.

24.05.16


Обозначать причины раздела империи на две части.

Рассказывать об исторических де­ятелях и их поступках.

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам уда­лось уничтожить Западную Римскую импе­рию.


Итоговое повторение

67.

Признаки цивилизации Греции и Рима.

26.05.16


Показывать на карте этапы расширения границ Рима.

Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.

Приводить при­меры высокой гражданственности, патри­отизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности.

Решать кроссворды, проблемно-развиваю­щие задания, инсценировать сюжеты.


68.

Вклад народов древности в мировую культуру.

31.05.16



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


  1. Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы., М. -изд. «Просвещение», 2014 г.

  2. История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Савицкая. М.-Изд. «Просвещение», 2013 г.,

  3. Справочник учителя истории 5-11 классы, Бибиков М.В, Вяземский Е.Е. и др., изд. «Экзамен», 2008 г.

  4. История. Технологии современного урока. 5-11 классы, Гукова В.В. и др., изд. «Учитель», 2011 г.

  5. Словарь исторических терминов, изд. «Эксмо», Панков Г.Д., 2011 г.

  6. Уроки истории. 5 класс, Казаринова Н.В., Назирова Ю.Г., изд. «Планета», 2012 г.

  7. Проверочные работы «История Древнего мира», 5 класс, Пронина Е.В., изд. «Лицей», 2012 г.

  8. История Древнего мира, 5 класс, Экспресс-опрос, Замарина Н.А., изд. «Лицей», 2013 г.

  9. Атлас по истории Древнего мира для 5-го Кл. любое издание и автор.

  10. Альбом по истории культуры Древнего мира Коровкин Ф. П., Никифоров Д. Н.

  11. Раздаточный иллюстративный материал по истории Древнего мира Годер Г. И..

  12. Аппликации по истории Древнего мира Годер Г. И.

  13. Картины по истории Древнего мира/ Под ред. Л. В. Антоновой.

  14. Коллекция видеофрагментов по истории Древнего мира.


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

историко - филологического цикла

№____ от «____» ________ 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________Шилина С.А.

«___» ________________2015 г.


© 2010-2022